Краткосрочная программа внеурочной деятельности "Дружи с финансами", 2 класс
рабочая программа (2 класс)

Занятия направленные на фомирование функциональной грамтности

Скачать:


Предварительный просмотр:

D:\сканы РП Харченко\005.jpg

   Бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Новосанжаровская средняя общеобразовательная школа»

Русско- Полянского муниципального района

«Рассмотрено»                                     «Согласовано»                                            «Утверждено»        

 Руководитель МО                                 Зам. по УВР                                                   Руководитель БОУ ___________/Жигала Т.И./                   __________/Серикова Н.И./                          __________ /Терехова Н.И                                                      «___»_____________2023г.                   «___»___________2023 г.                             «___»___________2023г.                                                                                                                    

Краткосрочная  программа

внеурочной деятельности

«Дружи с финансами»

занятия на формирование функциональной грамотности обучающихся

Участники: 2  класс

Sajt

Автор- составитель

Харченко Галина Васильевна,

учитель начальных классов

с. Новосанжаровка 2023

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Дружи с финансами»  составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:

  1. ФЗ «Об образовании в РФ» 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Утвержден приказом Министерства образования науки России от 31.05.2021 № 286
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
  5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования»
  6. Методическими рекомендациями Министерства образования Омской области от 28.04.2022 № 11739;
  7. Письмом Министерства образования РФ от 5 июля 2022 года N ТВ- 1290/03 «О направлении методических рекомендаций»;
  8. Основной образовательной программы начального общего образования БОУ «Новосанжаровская СОШ»
  9. Плана     внеурочной деятельности  НОО и календарного учебного графика БОУ «Новосанжаровская СОШ»  на 2023-2024 учебный год.

    Актуальность: каждый ребенок, начиная учиться в школе, делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансовой грамотности. На уроках математики у школьников развивается математический аппарат, необходимый для решения основных финансовых задач. Но далеко не каждый выпускник, а тем более школьник, может грамотно расходовать свои финансы, планировать личный бюджет, копить средства для достижения своих целей. Таким образом, необходимо уделять больше внимания формированию практических навыков учащихся и применению полученных знаний в повседневной жизни.

Финансовая грамотность является одним из элементов защиты потребителей финансовых услуг. Она «вооружает» знаниями, необходимыми для самостоятельного рационального выбора финансовых продуктов, в наибольшей степени соответствующих потребностям и возможностям конкретного человека.

Данная программа поможет учащимся более детально познакомиться с финансовой деятельностью, с назначением банковских карт, принципами сбережения доходов и правильного управления ими, защиты сбережений и т.д.

        Для того, чтобы первоклассник стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансовой грамотности, научить его правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию, научить правильно относиться к рекламе, финансово планировать на перспективу, объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, стоимость, цена и нравственными: честность, экономичность, бережливость.

Цель  курса внеурочной деятельности: развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Задачи:

  1. Развивать экономический образ мышления;
  2. Способствовать воспитанию ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
  3. Формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи и финансовой грамотности школьников, направленной и на развитие креативного мышления и глобальных компетенций.

 Привлечение ресурсов к реализации программы

Содержание программы ориентировано на использование следующих ресурсов для реализации программы:

Ресурсы образовательной организации (ОО):

- библиотека ОУ

- центр «Точка роста БОУ «Новосанжаровская СОШ (для работы с инфо-ресурсами);

Ресурсы местного сообщества:

-  Поселенческая библиотека

- Магазины «Виктория». «Домашний», «Березка» села Новосанжаровка.

     

    Программа ориентирована на  осуществление коммуникации между обучающимися разного возраста. Сотрудничество и общение учащихся разного возраста будет осуществляться  при прохождении темы 17 Итоговое занятие  турнир «По ступенькам финансовой грамотности», учащиеся 3 класса приглашаются  для участия в турнире, а учащиеся 4 класса будут приглашены  в качестве жюри.   Турнир это -  игра по станциям, направленная на закрепление полученных знаний на занятиях по финансовой грамотности, применение их в решении логических и творческих заданий.

Общая характеристика программы

Программа рассчитана на 1 год  – 17 часов

Программа рассчитана на учащихся 2 класса (7 - 8лет)

  2.Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностными результатами изучения курса  является формирование следующих умений:

•    осознание себя как члена семьи, общества и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

•    развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

•   развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметными результатами изучения курса  являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • понимание цели своих действий;
  • составление простых планов с помощью учителя;
  • проявление познавательной и творческой инициативы;
  • оценка правильности выполнения действий;
  • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Познавательные УУД:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
  • овладение логическими действиями сравнения, обобщения,
  • классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные УУД:

  •  умение слушать собеседника и вести диалог;
  •  умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса   являются формирование следующих умений:

- понимание и правильное использование финансовых терминов;

- представление о семейных расходах и доходах;

- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;

- представление о различных видах семейных доходов;

- представление о различных видах семейных расходов;

- представление о способах экономии семейного бюджета.

     Содержание данной краткосрочной программы направлено на освоение основных правил финансовых отношений, обеспечивающих развитие познавательных качеств личности с применением индивидуальных, парных и коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Основное внимание в содержании программы уделяется формированию финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, понимания и использования финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде, а также ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия. В ходе занятий рассматриваются основные понятия экономики и применяются мини-игры. Решение экономических задач в различных игровых ситуациях способствует закреплению интереса учащихся к познавательной деятельности, развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию, а также развитию социально-экономической компетенции.

Специфика внеурочных занятий по данной программе состоит в том, что они проводятся в соответствии с образовательными потребностями учеников, с учётом их индивидуальных возможностей, познавательных интересов и развивающихся потребностей.

Программа «Дружи с финансами» реализуется через следующие формы занятий:

  • ситуационная игра
  • образно-ролевые игры
  • исследовательская деятельность
  • урок-практикум
  • дискуссия, обсуждение

Ситуационные игры — это подвид активного социально-психологического обучения, метод социального тренинга, при котором задаётся некоторая ситуация, и участники действуют в соответствии с ней. При этом они должны следовать как объективным свойствам сформулированной ситуации, так и своими субъективными представлениями о том, как действовать в таких ситуациях.

Образно-ролевые игры – это процесс более насыщенный, отражающий внутренний мир каждого ребенка, его активность, самостоятельность и т. д.

Исследовательская деятельность - это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.

   

Урок-практикум – это уроки формирования умений и навыков, на которых ученики учатся проводить наблюдения, опыты, делать выводы. Здесь выполняются различные практические работы.

Деловая игра – метод осуществления образования, при котором имитируется принятие решений руководящими работниками или специалистами в различных деловых ситуациях, нередко при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости, обучающиеся принимая функцию группы лиц (лица), принимающих решения вступают в диалог организатором игры или с персональным компьютером, который предъявляет им последствия принятого ими решения, задавая новый цикл «проблема - решение – последствие (проблема) и т.д.»

Дискуссионный клуб– метод осуществления образования, при котором периодически организуется дискуссионная площадка, обучающиеся становятся участниками дискуссий, таким образом постепенно вырабатываются регламенты осуществления обсуждения - независимого, объективного анализа тех или иных социальных процессов, в качестве участников дискуссий могут приглашаться эксперты, специалисты, исследователи.

Чтобы интерактивная форма занятия была эффективной и продуктивной, обеспечиваются несколькими условиями:

  • в работу вовлечены все участники;
  • используются технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения;
  • обеспечивается психологическая подготовка участников: постоянно поощряются за активное участие в работе, предоставляется возможность для самореализации.

При изучении данного курса используются активные и интерактивные приемы и методы обучения:

Прием «До» и «После» позволяет сравнить знания и точки зрения учащихся по теме до и после выполнения «Упражнения-раздражителя» (видеоролика, картинки, рассказа и др.) для активизации мышления, этот прием формирует критическое мышление.

Прием «Углы» - парная работа. Учащиеся распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа для обмена мнениями, идеями. Этот прием формирует навыки коммуникации, сотрудничества и критическое мышление.

Прием «Варежки» - парная работа, это прием позволяет учащимся договариваться друг с другом, приходить к общему мнению и решению.

Метод «Карусель» - обсуждение какой-либо проблемы, которая предполагает противоположные позиции партнеров, а также преодоления барьеров общения. Этот прием позволяет каждому ученику принять участие в процессе и побывать в той или иной роли.

Прием «Перемешай класс». Перед учащимися ставится проблема, для решения которой необходимы различные идеи. Учащиеся молча передвигаются по классу для того, чтобы добавить как можно больше идей, собирая их у своих одноклассников. Прием формирует навыки коммуникации и сотрудничества. Использую также этот прием в качестве физминутки. Учащиеся под музыку передвигаются по классному кабинету. Когда музыка останавливается, они образуют пары, после этого должны ответить друг другу на вопрос, доказывая свою точку зрения.

Прием «Крестики и нолики» - групповая работа, использую на этапах закрепления нового материала или актуализации опорных знаний для развития критического и креативного мышления. Педагог заранее готовит 9 карточек по теме с одним словом на каждом листе, смешивает и раскладывает, как в известной детской игре «крестики-нолики». Участники группы составляют предложения, используя три слова, расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали и диагонали.

Приемы «Черный ящик» и «Интрига» использую на этапах целеполагания и рефлексии. Проведение приемов сочетается с логическими заданиями и проблемной постановкой вопроса.

Прием «Дерево решений» используется для выполнения заданий по классификации, например товаров и услуг, или принятию решений. Строится вершиной вниз.

Метод «Мини-исследование» используется дл я вовлечения школьников в реальную жизнь. Любое исследование предполагает цели, сбор, обработку и анализ информации, оценку полученных знаний. 

Контроль и оценка планируемых результатов

    В основу изучения курса  положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

  • Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся  по методикам Корлюговой Ю.Н.. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
  • Текущий, позволяющий оценить результат осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
  • Итоговый контроль   в формах

-тестирование;

-практические работы;

-творческие работы учащихся;

-контрольные задания.

  • Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя.

3.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

   Основными формами организации учебной деятельности по освоению данной программы являются практикум, практические занятия с комментированием выполнения заданий, мини-игры, проектное задание, викторина,  практическая работа, познавательные игры, работа в малых группах,  занимательные задания, виртуальная экскурсия, просмотр мультфильмов и  видеороликов, презентация,  турнир.

    Темы планирования повторяются в каждом классе, но содержание программы расширяется и усложняется по годам обучения с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся.

Тема 1- 2. Что такое деньги и откуда они взялись (2 часа)

Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег - товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.

Основные понятия

Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.

Компетенции

•  Объяснять причины и приводить примеры обмена.

•  Объяснять проблемы, возникающие при обмене.

•  Описывать свойства товарных денег.

•  Приводить примеры товарных денег.

•  Приводить примеры первых монет.

    Форма организации: обсуждение, исследовательская деятельность, работа в парах; прием «Черный ящик», прием «До» и «После». Игра «Обмен товарами». Решение задач с денежными расчетами.

      Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная.

Тема 3-5. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (3 часа)

Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.

Основные понятия

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.

Компетенции

•  Объяснять, почему появились монеты.

•  Описывать купюры и монеты.

•  Сравнивать металлические и бумажные деньги.

•  Объяснять, почему    изготовление фальшивых денег является преступлением.

    Форма организации: обсуждение, исследовательская деятельность, работа в парах; Постер «Виды товарных денег». Игра - путешествие «Сказочная страна финансов». Защита от подделок. . Коллекция нумизмата.

      Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная.

Тема 6-7. Какие деньги были раньше в России (2 часа)

Такие разные  деньги. Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.

Основные понятия

«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.

Компетенции

•  Описывать старинные российские деньги.

•  Объяснять происхождение названий денег.

     Форма организации: беседа, просмотр образовательного мультипликационного сериала для детей Уроки Тетушки Совы. Азбука денег или как помочь ребенку вырасти богатым. Деньга, копейка, рубль. Первые бумажные деньги. Пословицы и поговорки про деньги. Дизайн купюры сказочной страны.

     Виды деятельности: ставят цель, отвечают на вопросы, просмотр видеосюжета, работают с раздаточным материалом,  получают визуальную информацию,  дают самооценку проделанной работе,  познавательная деятельность, сотрудничают со взрослым.

Тема 8-9. Современные деньги России и других стран (2 часа)

Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Банки, банкоматы. Функции банкоматов. Банковская карта. Безопасность денег на банковской карте. Про кредиты и вклады. Ловушки для денег. Остерегайтесь мошенников. Поврежденные и фальшивые деньги.

Основные понятия

Доллары.  Евро.  Банки.  Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта.

 Компетенции

•  Описывать современные российские деньги.

•  Решать задачи с элементарными денежными расчётами.

•  Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.

•  Приводить примеры иностранных валют.

     Форма организации: групповая,  беседа, мини- исследование, творческая мастерская, практикум, беседа, информационный проект «Путешествие Копеечки», парная работа, просмотр образовательного мультипликационного сериала для детей Уроки Тетушки Совы. Азбука денег или как помочь ребенку вырасти богатым. Банки. Безналичные и электронные деньги. Пластиковые карты. Постер «Оборот денег». Доллар и евро. Проектное задание «Дизайн купюры сказочной страны»

творческий проект по изготовлению купюры сказочной страны. Лесной банк.

    Вид деятельности: познавательная, проектная деятельность, ценностно-ориентированная.

Тема 10-11. Откуда в семье деньги (2 часа)

Из чего состоят доходы семьи. Зачем планировать расходы семьи. Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги. Учимся копить и тратить.

Основные понятия

Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.

Компетенции

Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

•  Объяснять причины различий в заработной плате.

• Объяснять, кому и почему платят пособия.

•  Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.

      Форма организации: групповая, индивидуальная, беседа, практикум, просмотр образовательного мультипликационного сериала для детей Уроки Тетушки Совы. Азбука денег или как помочь ребенку вырасти богатым. Клады, лотерея, наследство. Заработная плата. Инсценировка сказки «Заработанный рубль». Пенсии, пособия, стипендии. Мини-исследование «Основные доходы в семье». Жизненная математика. Аренда и проценты в банке, кредиты. Постер  «Доходы бывают разные». Сколько стоит «свое дело».

     Вид деятельности: познавательная, проектная деятельность,  ценностно-ориентированная 

Тема 12-13. На что тратятся деньги (2 часа)

Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.

Основные понятия

Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.

Компетенции

•  Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.

•  Сравнивать покупки по степени необходимости.

•  Различать планируемые и непредвиденные расходы.

•  Объяснять, как появляются сбережения и долги.

     Форма организации: групповая, индивидуальная, беседа, практикум, просмотр образовательного мультипликационного сериала для детей Уроки Тетушки Совы. Азбука денег или как помочь ребенку вырасти богатым. Необходимые расходы. Откладывание денег и непредвиденные расходы. Игра «Магазин». Хобби. Вредные привычки. Составление примерной сметы расходов в семье. Как разумно делать покупки. Деловая игра «Лесная ярмарка».

     Вид деятельности: познавательная, проектная деятельность, ценностно-ориентированная

Тема 14-15. Как умно управлять своими деньгами (2 часа)

 Бюджет- план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Виды доходов «Доходы и расходы семьи». Виды и периодичность расходов. 

Основные понятия

Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.

     Компетенции

• Объяснять, как управлять деньгами.

•  Сравнивать доходы и расходы.

• Объяснять, как можно экономить.

• Составлять бюджет на простом примере.

     Форма организации: сюжетно- ролевая игра,  групповая,  беседа, практикум, просмотр образовательного мультипликационного сериала для детей Уроки Тетушки Совы. Азбука денег или как помочь ребенку вырасти богатым. Расходы и доходы. Считаем  деньги. Что такое экономия? Кого называют банкротом?

Сочинение сказки о правильном распоряжении деньгами. Игра «Распредели семейный бюджет». В стране финансии.

    Вид деятельности: познавательная, проектная деятельность, ценностно-ориентированная.

Тема 16. Как делать сбережения (1 час)

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

Основные понятия

Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.

Компетенции

• Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.

•  Приводить примеры доходов от различных вложений денег.

•  Сравнивать разные виды сбережений.

     Форма организации: групповая, индивидуальная, беседа, практикум, просмотр образовательного мультипликационного сериала для детей Уроки Тетушки Совы. Азбука денег или как помочь ребенку вырасти богатым. Куда и как откладывать деньги? «Путешествие в страну Капиталия». Игра «Я – предприниматель»

    Вид деятельности: познавательная, проектная деятельность,  ценностно-ориентированная 

Тема 17. Итоговое занятие. Турнир «По ступенькам финансовой грамотности» (1 час)

Игра по станциям, направленная на закрепление полученных знаний на занятиях по финансовой грамотности, применение их в решении логических и творческих заданий.

     Форма организации: турнир, соревнование, командная

    Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная, игровая.

Календарно- тематическое планирование

занятия

Тема занятия

Теоретическая

часть

Практическая часть

1-2

Что такое деньги и откуда они взялись.

1

1

3-5

Рассмотрим деньги поближе

1

2

6-7

Какие деньги были раньше в России.

1

1

8-9

Современные деньги России и других стран. Современные монеты и купюры России.

1

1

10-11

Откуда в семье деньги.

1

1

12-13

На что тратятся деньги.

1

1

14-15

Как умно управлять своими деньгами.

1

1

16

Как делать сбережения.  

1

17

Итоговое занятие. Турнир «По ступенькам финансовой грамотности»

1

Итого часов: 17

8 часов

9 часов

Учебно-методическое обеспечение

Литература:

1. Гловели Г. Финансовая грамотность: материалы для учащихся.2 класс

2.Гловели, Г. Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2 класс общеобразоват. орг. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

3.Корлюгова Ю. Финансовая грамотность: Учебная программа. 2-4 классы общеобразовательных организаций- Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2014

4.Корлюгова Ю. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 2-4 классы общеобразовательных организаций- Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2014

5.Корлюгова Ю. Финансовая грамотность: Материалы для родителей. 2-4 классы общеобразовательных организаций- Москва: ВИТА-ПРЕСС, 20145.

6. «Финансовая грамотность» Материалы для учащихся 2-3. В 2-х частях. С.Н. Федин Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2014

7. «Финансовая грамотность». Методические рекомендации для учителя. Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014

8. «Финансовая грамотность». Материалы для родителей. Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014

9. «Финансовая грамотность». Контрольные измерительные материалы. Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014

Интернет-источники

1. Cайт журнала «Семейный бюджет» http://www.7budget.ru;

2. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabota-

i-zarplata;

3. Портал «Профориентир» «Мир профессий» – http://www.clskuntsevo.

ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;

4. Сайт «Все о пособиях» — http://subsidii.net/

Оборудование

1. Компьютер

2. Проектор


 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программы внеурочной деятельности для первого класса "Основы проектирования" и второго класса "Основы проектирования. Моделирование"

Данные  образовательная программы направлены на развитие художественного творчества в области декоративно-приклад­ного искусства.  Самостоятельная  или управляемая  проектная...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс

Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...

1.Внеурочная деятельность 2 «А» класса. 2.Конспект урока русского языка в 4-м классе по программе "Школа-2100."

1.Внеурочная деятельность 2 «А» классаРабота над проектами: Здравствуй Осень! ( Поделки из природного материала)ЕгипетНовогодние чудеса (Групповой проект)Древняя ГрецияРодной крайОлимпиада в СочиГерои...

: «Особенности учебно-воспитательного процесса в классах и группах казачьей направленности». «Внеурочная деятельность школьников в классах и группах казачьей направленности».

Изменения в общественной жизни, процессы реабилитации казачества, возрождения и перевода казачьих формирований на  государственную  службу обусловили создание и все большее распространение в...

Конспект внеурочного занятия для 4 класса. Внеурочная деятельность «Я - буду учёным!» Занятие в форме телепередачи «Контрольная закупка».

На данном занятии рассмотриваем  состав стиральных порошков , исследуем свойство растворимости различных сортов стиральных порошков, выбираем  лучший стиральный порошок из наиболее популярны...

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...