Рабочая программа внеурочной деятельности "Дружим с математикой"
рабочая программа по теме

Комиссарова Галина Савельевна

Программа внеурочной деятельности интеллектуального направления «Дружим с математикой» имеет практико-ориентированную направленность. Данная программа  составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, на основе модернизированной программы развивающего курса «Занимательная математика» (автор Кочурова  Е.Э) Содержание программы расширяет математический кругозор и эрудицию учащихся, способствует формированию познавательных универсальных учебных действий.

Содержание занятий «Дружим с математикой» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание так же использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon druzhim_s_matematikoy.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности интеллектуального направления «Дружим с математикой» имеет практико-ориентированную направленность. Данная программа  составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, на основе модернизированной программы развивающего курса «Занимательная математика» (автор Кочурова  Е.Э) Содержание программы расширяет математический кругозор и эрудицию учащихся, способствует формированию познавательных универсальных учебных действий.

Содержание занятий «Дружим с математикой» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание так же использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Цели:

  •  формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
  • освоение эвристических приемов рассуждений;
  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

Задачи: 

  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
  • формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Общая характеристика содержания занятий

         Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Происходит движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.  «Дружим с математикой» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживается прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий используется принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований .

  Содержание занятий отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

Место кружковых занятий в плане внеурочной деятельности.

Занятия кружка проводятся один раз в неделю. В первом классе планируется 33 занятия.


Личностные и метапредметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Дружим с математикой»

Личностные  результаты :

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты :

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Предметные результаты :

  •  Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
  • Числа от 1 до 20. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
  • Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания.
  • Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.
  • Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
  • Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)
  • Числа от 1 до 100.
  • Числа-великаны. Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
  • Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
  • Занимательные задания с римскими цифрами.
  • Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.


Содержание программы внеурочной деятельности «Дружим с математикой»

  1. Числа. Арифметические действия. Величины
  • Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
  • Числа от 1 до 20. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
  • Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания.
  • Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.
  • Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
  • Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)
  • Числа от 1 до 100.
  • Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
  • Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
  • Занимательные задания с римскими цифрами.
  • Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

  1. Мир занимательных задач
  • Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.
  • Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
  • Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.
  • Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
  • Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
  • Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
  • Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
  • Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
  • Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения

  1. Геометрическая мозаика
  • Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 11, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
  • Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
  • Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
  • Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
  • Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
  • Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
  • Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
  • Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
  • Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)

Тематическое планирование  занятий внеурочной деятельности с определением основных видов учебной деятельности обучающихся  

Дата

№ занятия

Тема

Содержание деятельности

Общее количество часов

Число аудиторных занятий

Число вне-аудиторных занятий

По плану

По факту

Тема № 1 « Одно-двузначные числа и их запись»

1

Однозначные и двузначные числа и их запись. Состав числа.

Различать число и цифру. Называние числа, большего (меньшего) данного числа (на несколько единиц).

Объединение множеств предметов.

1

1

2

Упражнения в определении места числа на числовой прямой, чтение и запись двузначных чисел цифрами.

Установление соответствия между множеством предметов и числом, между числом и множеством предметов. Шкала линейки

1

1

3

 Сложение и вычитание однозначных и двузначных чисел.  Решение неравенств на соотношение между единицами длины.

Выделение на рисунках двух множеств предметов и их объединения . Выделение или удаление из данного множества его части.

1

1

4

Практические способы сложения и вычитания однозначных чисел. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

Разные способы получения результатов увеличения (уменьшения) числа на 1, 2,3 и т.д.

1

1

5

Решение задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения.

Разные способы получения результатов увеличения (уменьшения) числа

1

1

6

Прибавление и вычитание чисел по частям. Решение задач.

Признаки арифметической задачи: условие и вопрос. Тексты, не являющиеся арифметическими задачами

1

1

7

Решение задач на нахождение остатка.  Сложение и вычитание  чисел по частям.

Решение задач по схемам и моделям. Запись решения задачи с помощью знаков арифметических действий и знака равенства. Выбор верного решения задачи из нескольких предложенных вариантов решения.

1

1

Тема № 2 «Сложение и вычитание одно-двузначных чисел»

8

Сравнение чисел. Решение задач на сравнение.

Понятия «меньше на» и «больше на». Сравнение множеств с целью определения, на сколько предметов в одном из них больше или меньше, чем в другом. Моделирование соответствующих ситуаций с помощью фишек.

1

1

9

 Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму).

1

1

10

  Соотношение между единицами длины – работа с отрезками.

1

1

11

Решение задач разных видов. Решение задач на сравнение длины.

1

1

12

Решение задач разных видов. Составление многоугольников с заданным разбиением на части.

1

1

13

Задачи, допускающие несколько способов решения.

1

1

14

Построение рисунка (на листе в клетку) в соот-ветствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму). Решение задач.

1

1

15

Решение нестандартных задач. Соотношение между единицами длины – работа с геомет-рическими фигурами.

1

1

16

 Решение задач разных видов.

1

1

Тема № 3«Решаем примеры и задачи»

17

Практические способы сложения и вычитания с 0

Сложение с числом 0 с помощью шкалы линейки. Получаемые результаты и формулирование выводов. Решение арифметических задач, в которых одно из двух данных – число 0

1

1

18

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Задачи, допускающие несколько способов решения.

1

1

19

 Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму).

1

1

20

 Построение конструкции по заданному образцу.

1

1

21

Решение задач разных видов. Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму).

1

1

22

Практический способ выполнения сложения и вычитания.

1

1

23

Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.  

1

1

24

Практический способ выполнения сложения и вычитания .

1

1

Тема № 4 «На сколько больше или меньше»

Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц

25

Построение конструкции по заданному образцу. Табличное сложение и вычитание чисел.

Табличные случаи прибавления чисел . Разные способы вычисления. Таблица сложения любых однозначных чисел. Тренировочные упражнения. Решение задач

1

1

26

 Перестановка чисел при сложении.

1

1

27

 Перестановка чисел при вычитании.

1

1

28

 Свойства сложения и вычитания.

1

1

29

 Свойства сложения и вычитания.

1

1

30

Отношения «меньше на» и «больше на». Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

1

1

31

Практические способы нахождения площадей фигур. Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

1

1

32

Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

1

1

33

Практические способы нахождения площадей фигур. Практические способы сложения и вычитания двузначных чисел.

1

1


Материально-техническое обеспечение программы    «Дружим с математикой»  

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.

Настенная доска с набором приспособлений  для крепления картинок.

Магнитофон.

Мультимедийный проектор.

Компьютер.

Фотокамера.

Экранно-звуковые пособия.

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Компьютерный стол.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Магнитная доска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас" для 3 класса

Актуальна при работе по любому УМК. Содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения курса (согласно ФГОС второго поколения), содержание курса, календарно-тематическое планирование и ма...

Рабочая программа внеурочного занятия "Занимательная математика"

Рабочая программа с тематическим планированием для 1-4 классов по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика»

Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1 класс

Данная программа содержит пояснительную записку, содержание, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...