Рабочая программа внеурочной деятельности "Дружим с математикой"
рабочая программа по теме
Программа внеурочной деятельности интеллектуального направления «Дружим с математикой» имеет практико-ориентированную направленность. Данная программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, на основе модернизированной программы развивающего курса «Занимательная математика» (автор Кочурова Е.Э) Содержание программы расширяет математический кругозор и эрудицию учащихся, способствует формированию познавательных универсальных учебных действий.
Содержание занятий «Дружим с математикой» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание так же использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
druzhim_s_matematikoy.doc | 128.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности интеллектуального направления «Дружим с математикой» имеет практико-ориентированную направленность. Данная программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, на основе модернизированной программы развивающего курса «Занимательная математика» (автор Кочурова Е.Э) Содержание программы расширяет математический кругозор и эрудицию учащихся, способствует формированию познавательных универсальных учебных действий.
Содержание занятий «Дружим с математикой» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание так же использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Цели:
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
- освоение эвристических приемов рассуждений;
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
Задачи:
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Общая характеристика содержания занятий
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Происходит движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ. «Дружим с математикой» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживается прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий используется принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований .
Содержание занятий отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Место кружковых занятий в плане внеурочной деятельности.
Занятия кружка проводятся один раз в неделю. В первом классе планируется 33 занятия.
Личностные и метапредметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Дружим с математикой»
Личностные результаты :
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты :
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
- Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты :
- Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
- Числа от 1 до 20. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
- Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания.
- Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.
- Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
- Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)
- Числа от 1 до 100.
- Числа-великаны. Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
- Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
- Занимательные задания с римскими цифрами.
- Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Содержание программы внеурочной деятельности «Дружим с математикой»
- Числа. Арифметические действия. Величины
- Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
- Числа от 1 до 20. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
- Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания.
- Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.
- Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
- Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)
- Числа от 1 до 100.
- Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
- Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
- Занимательные задания с римскими цифрами.
- Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
- Мир занимательных задач
- Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.
- Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
- Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.
- Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
- Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
- Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
- Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
- Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
- Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения
- Геометрическая мозаика
- Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
- Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
- Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
- Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
- Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
- Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
- Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
- Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
- Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)
Тематическое планирование занятий внеурочной деятельности с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Дата | № занятия | Тема | Содержание деятельности | Общее количество часов | Число аудиторных занятий | Число вне-аудиторных занятий | |
По плану | По факту | ||||||
Тема № 1 « Одно-двузначные числа и их запись» | |||||||
1 | Однозначные и двузначные числа и их запись. Состав числа. | Различать число и цифру. Называние числа, большего (меньшего) данного числа (на несколько единиц). Объединение множеств предметов. | 1 | 1 | |||
2 | Упражнения в определении места числа на числовой прямой, чтение и запись двузначных чисел цифрами. | Установление соответствия между множеством предметов и числом, между числом и множеством предметов. Шкала линейки | 1 | 1 | |||
3 | Сложение и вычитание однозначных и двузначных чисел. Решение неравенств на соотношение между единицами длины. | Выделение на рисунках двух множеств предметов и их объединения . Выделение или удаление из данного множества его части. | 1 | 1 | |||
4 | Практические способы сложения и вычитания однозначных чисел. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | Разные способы получения результатов увеличения (уменьшения) числа на 1, 2,3 и т.д. | 1 | 1 | |||
5 | Решение задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения. | Разные способы получения результатов увеличения (уменьшения) числа | 1 | 1 | |||
6 | Прибавление и вычитание чисел по частям. Решение задач. | Признаки арифметической задачи: условие и вопрос. Тексты, не являющиеся арифметическими задачами | 1 | 1 | |||
7 | Решение задач на нахождение остатка. Сложение и вычитание чисел по частям. | Решение задач по схемам и моделям. Запись решения задачи с помощью знаков арифметических действий и знака равенства. Выбор верного решения задачи из нескольких предложенных вариантов решения. | 1 | 1 | |||
Тема № 2 «Сложение и вычитание одно-двузначных чисел» | |||||||
8 | Сравнение чисел. Решение задач на сравнение. | Понятия «меньше на» и «больше на». Сравнение множеств с целью определения, на сколько предметов в одном из них больше или меньше, чем в другом. Моделирование соответствующих ситуаций с помощью фишек. | 1 | 1 | |||
9 | Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму). | 1 | 1 | ||||
10 | Соотношение между единицами длины – работа с отрезками. | 1 | 1 | ||||
11 | Решение задач разных видов. Решение задач на сравнение длины. | 1 | 1 | ||||
12 | Решение задач разных видов. Составление многоугольников с заданным разбиением на части. | 1 | 1 | ||||
13 | Задачи, допускающие несколько способов решения. | 1 | 1 | ||||
14 | Построение рисунка (на листе в клетку) в соот-ветствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму). Решение задач. | 1 | 1 | ||||
15 | Решение нестандартных задач. Соотношение между единицами длины – работа с геомет-рическими фигурами. | 1 | 1 | ||||
16 | Решение задач разных видов. | 1 | 1 | ||||
Тема № 3«Решаем примеры и задачи» | |||||||
17 | Практические способы сложения и вычитания с 0 | Сложение с числом 0 с помощью шкалы линейки. Получаемые результаты и формулирование выводов. Решение арифметических задач, в которых одно из двух данных – число 0 | 1 | 1 | |||
18 | Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Задачи, допускающие несколько способов решения. | 1 | 1 | ||||
19 | Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму). | 1 | 1 | ||||
20 | Построение конструкции по заданному образцу. | 1 | 1 | ||||
21 | Решение задач разных видов. Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму). | 1 | 1 | ||||
22 | Практический способ выполнения сложения и вычитания. | 1 | 1 | ||||
23 | Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. | 1 | 1 | ||||
24 | Практический способ выполнения сложения и вычитания . | 1 | 1 | ||||
Тема № 4 «На сколько больше или меньше» Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц | |||||||
25 | Построение конструкции по заданному образцу. Табличное сложение и вычитание чисел. | Табличные случаи прибавления чисел . Разные способы вычисления. Таблица сложения любых однозначных чисел. Тренировочные упражнения. Решение задач | 1 | 1 | |||
26 | Перестановка чисел при сложении. | 1 | 1 | ||||
27 | Перестановка чисел при вычитании. | 1 | 1 | ||||
28 | Свойства сложения и вычитания. | 1 | 1 | ||||
29 | Свойства сложения и вычитания. | 1 | 1 | ||||
30 | Отношения «меньше на» и «больше на». Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. | 1 | 1 | ||||
31 | Практические способы нахождения площадей фигур. Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. | 1 | 1 | ||||
32 | Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. | 1 | 1 | ||||
33 | Практические способы нахождения площадей фигур. Практические способы сложения и вычитания двузначных чисел. | 1 | 1 |
Материально-техническое обеспечение программы «Дружим с математикой»
Технические средства обучения |
Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. Магнитофон. Мультимедийный проектор. Компьютер. Фотокамера. |
Экранно-звуковые пособия. |
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы |
Оборудование класса |
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Компьютерный стол. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Магнитная доска. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас" для 3 класса
Актуальна при работе по любому УМК. Содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения курса (согласно ФГОС второго поколения), содержание курса, календарно-тематическое планирование и ма...
Рабочая программа внеурочного занятия "Занимательная математика"
Рабочая программа с тематическим планированием для 1-4 классов по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" в 1 классе .
Рабочая программа...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" во 2 классе .
Рабочая программа...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика»
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1 класс
Данная программа содержит пояснительную записку, содержание, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...