Программа внеурочной деятельности "Дружим с математикой"
рабочая программа (4 класс)

Мельник Лариса Васильевнав

Программа курса внеурочной деятельности «Дружим с математикой» предназначена для обучающихся 4-х классов МБОУ «СШ № 21». 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и направлена на развитие познавательного интереса к математике, интеллектуальных способностей младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon druzhim_s_matematikoy_2019_-_20204_klass.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 21»

 

РАССМОТРЕНО

на заседании методического

объединения, протокол № 1

от  «29» августа 2019г.

руководитель МО ____________

ПРИНЯТО

на Педагогическом совете школы протокол № 1

от «30» августа 2019г.

УТВЕРЖДАЮ

директор школы

_____________/Е.А. Левицкая

приказ № 238 от «30» августа 2019г.

  

Составитель:

Мельник Лариса Васильевна

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Пояснительная записка.

Программа курса внеурочной деятельности «Дружим с математикой» предназначена для обучающихся 4-х классов МБОУ «СШ № 21».  

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и направлена на развитие познавательного интереса к математике, интеллектуальных способностей младших школьников.

Цель курса внеурочной деятельности:

  • создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям.

Задачи курса внеурочной деятельности:  

  • формирование мотивации к изучению математики, углубление и расширение математических знаний и способностей в соответствии с возрастными особенностями;
  • формирование мыслительных процессов, логического мышления, пространственных ориентировок;
  • обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки ученика для дальнейшего обучения;
  • расширение, углубление знаний учащихся и формирование математической компетенции;
  • развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;
  • развитие логического мышления и пространственных представлений;
  • формирование начальных элементов конструкторского мышления;
  • воспитание интереса к предмету через занимательные задания;
  • формирование усидчивости и терпения;
  • создание прочной основы для дальнейшего обучения математике;
  • формирование и развитие различных видов памяти, воображения, общеучебных умений и навыков;
  • выявление и поддержка математически одаренных и талантливых детей.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные результаты :

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий  проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
  •   формирование пространственных представлений и пространственного воображения
  •   привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Метапредметные результаты  

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
  • Воспроизводить способ решения задачи.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
  • Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
  • Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

Предметные результаты:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;  освоение эвристических приемов рассуждений, формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения,  
  • анализом ситуации, сопоставлением данных;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;  формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие   закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
  • формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

.


Содержание курса «Дружим с математикой»,

формы организации и виды внеурочной деятельности

Основное содержание

Формы организации

Виды деятельности

  1. Числа. Арифметические действия. Величины
  • Названия и последовательность чисел от 1 до  1 000 000. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
  • Числа от 1 до 1000 000. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
  • Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000. Таблица умножения многозначных  чисел и соответствующие случаи деления.
  • Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.
  • Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
  • Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)
  • Числа от 1 до 1000 000 Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 000.
  • Числа-великаны (миллион , миллиард и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
  • Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
  • Занимательные задания с римскими цифрами.
  • Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. Единицы длины. Километр

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Происходит движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.  «Дружим с математикой» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Предусмотрено передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживается прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий используется принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами

 

Считать десятками до 1000000. Называть  многозначные  числа и записывать их цифрами,      поразрядно, сравнивать   числа.

Называть любое следующее (предыдущее) число в пределах 100, любой отрезок натурального ряда от 100 до 1000 в прямом и обратном порядке. Читать и самостоятельно записывать 3двузначные    числа.

Называть любое последующее (предыдущее) число в пределах 100, любой отрезок натурального ряда от 100 до 1000 в прямом и обратном порядке. Читать и записывать многозначные числа.

Сравнивать числа разными способами: с помощью фишек, раскладывая их группами.

Сравнивать числа разными способами: с помощью фишек, раскладывая их парами, с опорой на числовой луч.  Применять способ Закрепить умение поразрядного сравнения с опорой на числовой луч.  

 


Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности

«Дружим с математикой»

Дата

Тема занятия

Примечание

По плану

По факту

1

03.09

03.09

Числа в пределах 1000000 и их запись. Разбиение числа на разрядные слагаемые. Решение задач на нахождение части и целого

2

10.09

10.09

Упражнения в определении места числа на числовой прямой, чтение и запись многозначных чисел цифрами.

3

17.09

17.09

Поразрядное сложение и вычитание многозначных чисел.  Решение неравенств на соотношение между единицами длины.

4

24.09

24.09

Практические способы сложения и вычитания многозначных чисел. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

5

01.10

01.10

Решение задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения. Решение выражений со скобками.

6

08.10

08.10

Разбиение числа на разрядные слагаемые. Решение задач.

7

15.10

15.10

Решение задач на нахождение остатка и части. Поразрядное сложение и вычитание многозначных чисел.

8

22.10

22.10

Сложение и вычитание многозначных чисел. Решение задач на нахождение целого по известным частям.

9

29.10

29.10

Запись сложения и вычитания столбиком. Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму).

10

12.11

12.11

Поразрядное сложение и вычитание многозначных чисел.  Соотношение между единицами длины – работа с отрезками.

11

19.11

19.11

Решение задач разных видов. Решение выражений содержащих скобки.

12

26.11

26.11

Решение задач разных видов. Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения.

13

03.12

03.12

Задачи, допускающие несколько способов решения.

14

10.12

10.12

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму). Решение задач.

15

17.12

17.12

Решение нестандартных задач. Соотношение между единицами длины – работа с геометрическими фигурами.

16

24.12

24.12

Выражения с именованными числами. Решение задач разных видов.

17

14.01

14.01

Практические способы сложения и вычитания многозначных чисел. Сложение столбиком.

18

21.01

21.01

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Задачи, допускающие несколько способов решения.

19

28.12

28.12

Выполнение сложения многозначных чисел столбиком. Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью.

20

04.02

04.02

Вычитание многозначных чисел в столбик по плану. Построение конструкции по заданному образцу.

21

11.02

11.02

Решение задач разных видов. Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов»  по алгоритму).

22

18.02

18.02

 Умножение на двузначное число.

23

25.02

25.02

Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.  Умножение суммы на число .

24

03.03

03.03

Умножение чисел на 1000 и на 10000.

25

10.03

10.03

Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.

26

17.03

17.03

Построение конструкции по заданному образцу. Табличное умножение чисел и соответствующие случаи деления.

27

24.03

24.03

 Умножение многозначного числа на однозначное

28

31.03

07.04

 Умножение на однозначное число и двузначное число.

29

07.04

14.04

Деление на 1000 и на 10000. Практические способы нахождения площадей фигур.

30

14.04

21.04

Отношения «меньше в» и «больше в». Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.

31

21.04

28.04

Деление на двузначное число. Решение задач на

увеличение и уменьшение числа в несколько раз.

32

28.04

12.05

Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.

33

05.05

19.05

Практические способы нахождения площадей фигур. Практические способы сложения и вычитания многозначных чисел.

34

19.05

26.05

Отношения «меньше в» и «больше в». Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас".

Программа внеурочной деятельности по математике....

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас" для 3 класса

Актуальна при работе по любому УМК. Содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения курса (согласно ФГОС второго поколения), содержание курса, календарно-тематическое планирование и ма...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика" 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика" 3 класс...

Программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика" 3 класс

Программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика" 3 класс...