Программа внеурочной деятельности "Дружим с математикой"
рабочая программа (1 класс)

Гареева Светлана Владимировна

Программа курса внеурочной деятельности «Дружим с математикой» предназначена для обучающихся 1-х классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon druzhim_s_matematikoy_-_kopiya.doc136 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 21»

 

  

Составитель:

Гареева Светлана Владимировна

Нижневартовск, 2019


Пояснительная записка.

Программа курса внеурочной деятельности «Дружим с математикой» предназначена для обучающихся 1-х классов МБОУ «СШ № 21».  

Программа разработана на основе авторской программы Е.Э. Кочуровой «Занимательная математика» (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М. : Вентана-Граф, 2011. – Начальная школа XXI века)

Программа предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Цель курса внеурочной деятельности:

  • создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям.

Задачи курса внеурочной деятельности:  

  • формирование мотивации к изучению математики, углубление и расширение математических знаний и способностей в соответствии с возрастными особенностями;
  • формирование мыслительных процессов, логического мышления, пространственных ориентировок;
  • обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки ученика для дальнейшего обучения;
  • расширение, углубление знаний учащихся и формирование математической компетенции;
  • развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;
  • развитие логического мышления и пространственных представлений;
  • формирование начальных элементов конструкторского мышления;
  • воспитание интереса к предмету через занимательные задания;
  • формирование усидчивости и терпения;
  • создание прочной основы для дальнейшего обучения математике;
  • формирование и развитие различных видов памяти, воображения, общеучебных умений и навыков;
  • выявление и поддержка математически одаренных и талантливых детей.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные результаты:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Предметные результаты:

  •  Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
  • Числа от 1 до 20. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
  • Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания.
  • Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.
  • Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
  • Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)
  • Числа от 1 до 100.
  • Числа-великаны. Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
  • Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
  • Занимательные задания с римскими цифрами.
  • Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.


Содержание курса «Дружим с математикой»,

формы организации и виды внеурочной деятельности

Основное содержание

Формы организации

Виды деятельности

  1. Числа. Арифметические действия. Величины
  • Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
  • Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
  • Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания.
  • Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.
  • Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
  • Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)
  • Числа от 1 до 100.
  • Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
  • Занимательные задания с римскими цифрами.
  • Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

  1. Мир занимательных задач
  • Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.
  • Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
  • Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.
  • Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
  • Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения

  1. Геометрическая мозаика
  • Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 11, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
  • Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
  • Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,  уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
  • Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
  • Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
  • Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
  • Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
  • Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Происходит движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.  «Дружим с математикой» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Предусмотрено передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживается прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий используется принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами

 

Сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы. Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

Анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами.

Включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат                  с заданным условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа. Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

Конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи. Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки, указывающие направление движения.

Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму). Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже. Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции. Составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции. Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.

Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

Осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.


Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности

«Дружим с математикой»

№ занят.

Дата

Тема занятия

Часы

По плану

По факту

 « Одно-двузначные числа и их запись» 7ч

1

Однозначные и двузначные числа и их запись. Состав числа.

1

2

Упражнения в определении места числа на числовой прямой, чтение и запись двузначных чисел цифрами.

1

3

Сложение и вычитание однозначных и двузначных чисел.  Решение неравенств на соотношение между единицами длины.

1

4

Практические способы сложения и вычитания однозначных чисел. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

1

5

Решение задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения.

1

6

Прибавление и вычитание чисел по частям. Решение задач.

1

7

Решение задач на нахождение остатка.  Сложение и вычитание  чисел по частям.

1

 «Сложение и вычитание одно-двузначных чисел» 9ч

8

Сравнение чисел. Решение задач на сравнение.

1

9

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму).

1

10

  Соотношение между единицами длины – работа с отрезками.

1

11

Решение задач разных видов. Решение задач на сравнение длины.

1

12

Решение задач разных видов. Составление многоугольников с заданным разбиением на части.

1

13

Задачи, допускающие несколько способов решения.

1

14

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму). Решение задач.

1

15

Решение нестандартных задач. Соотношение между единицами длины – работа с геометрическими фигурами.

1

16

Решение задач разных видов.

1

«Решаем примеры и задачи» 8ч

17

Практические способы сложения и вычитания с 0

1

18

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Задачи, допускающие несколько способов решения.

1

19

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму).

1

20

Построение конструкции по заданному образцу.

21

Решение задач разных видов. Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму).

1

22

Практический способ выполнения сложения и вычитания.

1

23

Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.  

1

24

Практический способ выполнения сложения и вычитания .

1

«На сколько больше или меньше» 9ч

25

Построение конструкции по заданному образцу. Табличное сложение и вычитание чисел.

1

26

Перестановка чисел при сложении.

1

27

Перестановка чисел при вычитании.

1

28

Свойства сложения и вычитания.

1

29

Свойства сложения и вычитания.

1

30

Отношения «меньше на» и «больше на». Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

1

31

Практические способы нахождения площадей фигур. Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

1

32

Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

1

33

Практические способы нахождения площадей фигур. Практические способы сложения и вычитания двузначных чисел.

1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Учебно-методическое обеспечение

  • Кочурова Е.Э. Я учусь считать: рабочая тетрадь для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений. — М.: Вентана-граф.
  • Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас: 10 п.л. формата А1 / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010.
  • Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас: методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010.

Материально-техническое обеспечение

Учебное оборудование.

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Компьютерный стол.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

 Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.

Настенная доска с набором приспособлений  для крепления картинок.

Компьютерная техника

Документ-камера

Ноутбук

Интерактивная доска

Проектор

Принтер, сканер

Мобильный класс

Электронные образовательные ресурсы

Аудиозаписи в соответствии с программой внеурочной деятельности

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы

Образовательные  Интернет-ресурсы

http://www.math-on-line.com/

  http://vneuroka.ru/mathematics.php

http://www.develop-kinder.com/

 

           

   

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас".

Программа внеурочной деятельности по математике....

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас" для 3 класса

Актуальна при работе по любому УМК. Содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения курса (согласно ФГОС второго поколения), содержание курса, календарно-тематическое планирование и ма...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика" 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика" 3 класс...

Программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика" 3 класс

Программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика" 3 класс...