Методическая разработка
методическая разработка по математике (3 класс)

Методичсекая разработка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Азарова Ольга Александровна,

учитель начальных классов,

 МКОУ «Ганновская СШ».

Использование технологии аудирования на уроках математики.

На протяжении всей своей жизни человек взаимодействует с окружающим миром, принимая информацию о нем и от него с помощью своих пяти органов чувств. По мнению М.Маклюэна, одного из популярных социологов XX века, человек воспринимает реальность не такой, какова она есть, а такой, какой она «подается» средствами коммуникации. Сегодняшний мир – это визуально ориентированный мир, мир виртуальных возможностей и информационных технологий. Поэтому телевидение и видео стали привлекать аудиторию не только в качестве развлечения, но и активно использоваться с познавательной целью во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовании.

Современные ученики – это поколение, полностью воспитанное под влиянием информационных технологий. Хотим мы этого или нет, но сегодня школа значительно уступает средствам массовой информации в формировании естественнонаучной картины мира. Любая перспективная система образования уже не может ориентироваться только на учителя – как единственного источника учебной информации. Сегодня его роль заключается, прежде всего, в организации познавательного процесса, всестороннем развитии учащихся. Современные тенденции развития информационных технологий диктуют необходимость расширения форм, методов и средств обучения за счет широкого использования современных электронных информационно-коммуникативных подходов – телевидение, видео, средства мультимедиа. Их применение в учебно-воспитательном процессе позволяет значительно повысить эффективность наглядности в обучении, полнее и точнее информировать учащихся об изучаемом объекте или явлении, расширить арсенал методических приемов педагога в учебном процессе изложения знаний.

 Умение слушать является важным звеном формирования речевой деятельности, как устной, так и письменной. Поэтому нужно уделять внимание развитию аудирования у младших школьников на уроках. Ученые отмечают, что термин «аудирование» используется в методической литературе сравнительно недавно. Он противопоставлен термину «слушание». Если «слушание» обозначает акустическое восприятие звукоряда, то понятие аудирования включает процесс восприятия и понимания звучащей речи. 

Поскольку слушание воспринимается как нечто само собой разумеющееся, именно с ним связано множество проблем общения. Их можно было бы легко избежать, если бы люди знали основы восприятия чужой речи.

Слушание - это больше, чем просто процесс слышания. Это умственный и эмоциональный процесс, в ходе которого человек объединяет в одно целое поступающие к нему физические, эмоциональные и интелектуальные сигналы.

К сожалению, очень мало людей знают, как быть эффективными слушателями. Обычный, неподготовленный слушатель поймет и сможет удержать в памяти только около 50% беседы, а через 48 часов такой, относительно низкий показатель, падает до еще более ухудшающегося уровня запоминания в 25%.

Часто, помимо восприятия речи со слуха, человек выполняет и другие действия: наблюдает, говорит, пишет, но в большинстве случаев, для того чтобы адекватно функционировать в конкретной ситуации, необходимо понимать то, что слышишь.

Самым тесным образом связано аудирование и с письмом. Письмо - графический эквивалент аудирования. Письмо не является чисто моторным актом, связанным только с движением руки, оно включает в себя элементы говорения, аудирования и чтения. При письме, мысли, выражаемые во внутренней речи, под своего рода диктовку внутреннего голоса передаются графическими знаками. В процессе письма звуковой состав записываемого слова нуждается в уточнении, осуществляемом путем проговаривания записываемых слов. Письмо способствует овладению устной речью, прежде всего, поскольку оно активизирует их, помогая в этом зрительной и моторной памяти.

Однако сейчас мы сталкиваемся с проблемой неумения детей понимать прочитанную и услышанную информацию даже на русском языке. В речевом потоке они не умеют уловить главную информацию, не осознают структуру высказывания. А ведь умение слышать и слушать очень важны не только для учебы, но и для жизни. Поэтому тренировать слуховую память и внимание нужно на разных предметах. Для улучшения восприятия мною сказанной информации на уроках математики для отработки устного счета я использую аудиоматериалы заранее заготовленные мною. Все аудиоматериалы хранятся на моём персональном сайте. https://nsportal.ru/user/996283/audio 

Математический диктант - хорошо известное средство обратной связи между учащимися и учителем. Это одна из многих оправдавших себя форм контроля знаний учеников. Выполняя задания, дети становятся более организованными и сосредоточенными. Проведение математического диктанта на этапе устного счета способствует не только развитию навыков вычисления, но и повышению их математической культуры, обогащению математического языка

Если диктанты проводятся систематически, учащиеся приучаются воспринимать задания на слух.

Основное назначение математических диктантов, помочь учителю эффективно тренировать устойчивость внимания детей, оперативную память, умение сосредоточиватьсяИсходя из этих целей в диктантах даны следующие группы заданий:

  • операционные, в которых нужно вычислять, решать задачи, выполнять преобразования и т.п.получив информацию на слух;
  • логические, в которых требуется оценить истинность высказывания, для чего необходимо быть внимательным и сосредоточенным, уметь слушать, слышать и анализировать данные;
  • направленные на усвоение математической терминологии.

Очень важно организовать проверку диктантов. Я использую несколько видов проверки. Это запись правильных ответов на листочках с последующей сдачей их мне на проверку, запись правильных ответов на доске, когда дети сверяют ответы со своими, взаимопроверка с соседом по парте.

Большинство учащихся положительно оценили данный вид аудирования. Трудности в понимании аудиотекста были не у всех. Многие учащиеся хотели прослушать фрагмент повторно. Но все слова и задания были записаны согласно правилу. В каждом математическом диктанте было 10 заданий. Сначала я читала задание, затем давала деткам 20 секунд на осмысление и написание ответа.

 Видеофрагмент занятия с использованием аудиоматериалов для проведения математического диктанта размещен по ссылке (80) Использование технологии аудирования на уроках математики - YouTube.

Важным элементом является предварительная установочная беседа. Не проведя такой беседы, перед учащимися ставится непосильная задача: запомнить задание аудиозаписи и осмыслить его. В таком случае школьники запоминают лишь знакомый им материал и упускают значительный объем новой информации.


Приложение 1.

Алгоритм проведения математического диктанта.

  1. Пронумеруй задания от 1 до 10;
  2. Прослушай внимательно каждое задание и запиши ответ слева от номера задания;
  3. В течении 20 секунд проверь свой ответ;
  4.  По окончании диктанта проверь еще раз свои ответы и обменяйся с соседом для взаимопроверки.

Список используемой литературы

  1. Истомина Н.Б., Шмырева Г.Г. Дидактические карточки-задания по математике.- М. Астрель. 2018.
  2. Волкова С.И., Столярова Н.Н. Тетрадь с математическими заданиями. - M.: Просвящение, 2020.
  3. Моро М.И. и др. Математика учебник, 3 класс. М.:Просвещение, 2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование орфографической зорокости у первоклассников по учебно-методическому комплекту "Гармония" "К тайнам нашего языка" М.С.Соловейчик

Данные рекомендации предназначены для того, чтобы помочь  в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик....

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С.    Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...