Урок по математике "Единицы времени год, месяц" 3 класс,Школа России
план-конспект урока по математике (3 класс)
Разработка конспекта урока математики направлена на формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных УУД. Урок обобщения и систематизации знаний, раздел программы «Величины. Время и его измерение».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
edinitsy_vremeni_god_mesyats.docx | 24.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Единицы времени: год, месяц
Методическая цель урока: создать условия для формирования понятий: «Время», «Единицы времени: год, месяц »
Цели урока:
образовательные: формировать представление о годе, месяце, неделе, познакомить с табелем-календарем; формировать конкретные представления об отношении между единицами измерения времени
развивающие: развивать умение рассуждать и делать выводы, опираясь на ранее полученные знания
воспитательные: воспитывать умение анализировать, сравнивать, делать выводы
Планируемые результаты:
Личностные умения: проявлять интерес к изучению темы, желание усваивать учебный материал, необходимый для решения задачи; осознание собственных достижений при освоении учебной темы, позитивное отношение к результатам обучения.
Метапредметные умения:
Познавательные умения: умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные умения: умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Предметные: умение пользоваться календарём, часами, выполнять действия с числовыми значениями времени: сравнивать, преобразовывать крупные единицы времени в мелкие, выполнять арифметические действия; решать задачи; совершенствовать вычислительные навыки, развивать навыки проектной деятельности.
Методы обучения: словесные, наглядные, методы самостоятельной работы и работы под руководством, проблемно-поисковые, частично-поисковые
Методическое обеспечение: проектор; электронная презентация, выполненная в Microsoft Power Pоint; УМК «Математика. 3 класс» учебник под редакцией Моро М.И. и др., дидактический раздаточный материал, иллюстративный материал, доска, календарь на 2021 год, модель часов
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: комбинированный
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Прозвенел сейчас звонок,
Начинается урок!
Мы приветствуем гостей –
Учителей, родителей.
Подравнялись, подтянулись,
Сели тихо, улыбнулись
Пожелаем всем удачи-
За работу, в добрый час!
II. Минутка чистописания.
– Ребята, кто мне скажет какое сегодня число?
– Что вы можете сказать о числе 22?(Число 22 – двузначное, четное, записано с помощью двух различных цифр –2 и 2, соседи 21и 22. В числе 22 всего22 единиц, из них 2отдельных единиц и 2 десятка.)
- Запишите число, классная работа.
– Пропишите число 22 и его соседей (предыдущее и последующее число)
– Продолжим работать.– Пропишите число 22 ( повторить 2 раза)
III. Актуализация знаний.
1. Устный счёт.
- На столах у вас карточки. Считаем, находим ответ и обводим его вместе с буквой, которая написана рядом.
1. Множители 8 и 6. Найди произведение.
2. Делимое 54, делитель 9. Найди частное.
3. Найди произведение чисел 4 и 6.
4. Найди частное чисел 45 и 9.
5. 63 уменьши в 7 раз.
А Р М
*56 *6 Е *24
С *9
*100 Д Т П К
*91 *47 *72 *81
В У Я
*5 *68 *48
-Расположите ответы в порядке возрастания. Какое слово получилось?
5; 6; 9; 24; 48.
ВРЕМЯ
IV.Самоопределение к деятельности.
- А что такое время? Этим вопросом, вероятно, задавался каждый человек. В современном мире очень важно знать, что такое время. Отправление поездов, вылет самолетов, начало рабочего дня, занятий в школе, спортивных соревнований и передач по телевизору – все это происходит в точно назначенный час. Из всех величин время – это самая загадочная, самая неуловимая, самая необъяснимая величина. Говорят: время – дороже денег. Потерянный рубль можно заработать снова, а вот упущенная минута исчезает навсегда.
Рассказ ученика: Определение «время» в словаре Ожегова звучит так: «Время – понятие, позволяющее установить, когда произошло то или иное событие по отношению к другим событиям, т.е. определить, на сколько секунд, минут, часов, дней, месяцев, лет или столетий одно из них случилось раньше или позже другого.»
-Можно ли время измерить?
-Как это сделать? ( с помощью единиц времени)
-Предположите, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
- Кто попробует сформулировать тему урока?
- Тема нашего урока: «Единицы времени: год, месяц» ( Слайд 1 )
Сегодня на уроке мы уточним и расширим знания о единицах измерения времени, закрепим умение определять время, будем развивать вычислительные навыки, постараемся рационально использовать время.
-Работать будем по плану:
1. Я знаю… ( план на доске)
2.Я хочу узнать…
3.Я узнал…
- Итак, какие единицы времени вы знаете ? ( час ,минута)
-О чем хотите узнать?
V. Изучение нового материала.
К нам на урок пришёл необычный гость – Годовик из сказки В.И. Даля « Старик – годовик». Вспомним сказку и поработаем по ней.
Работа по сказке.
« Вышел Старик Годовик. Стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул Старик Годовик первый раз – полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
-Какое это время года? ( Зима.) (Слайд№2)
-Ребята, а что это за птицы? (Месяцы)
-А какие это месяцы? (Декабрь, январь, февраль)
Махнул Старик Годовик второй раз – полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.
-Какое это время года? (Весна.)
-А какие это месяцы? ( Март, апрель, май) (Слайд№3)
Махнул Старик Годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно.
-Какое это время года? (Лето) (Слайд№4)
-Назовите месяцы. (Июнь, июль, август)
Махнул Старик Годовик четвёртый раз – полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
-Какое это время года? (Осень.)
Какие это птицы? (Сентябрь, октябрь, ноябрь) (Слайд№5)
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла.
-Что это за крылья у каждой птицы? (Недели)
В каждом крыле по семь перьев. Каждое перо со своим именем.
-Что это за семь перьев? (7 дней в неделе)
- Назовите дни недели по порядку.
- А какие у вас самые любимые дни недели?
- «Каждое перо со своим именем. Одна половинка пера белая, а другая- черная. Махнет птица крылом раз - станет светлым-светло, махнет другой- станет темным-темно»
- Кто отгадает последнюю загадку? (день, ночь – сутки)
-Почему старика-волшебника годовиком называют? (Ответы детей)
-Что же такое год? (Смена всех сезонов: зима, весна, лето, осень) (Слайд№6)
Такое деление месяцев на сезоны условное, т.к. новое время года начинается постепенно, плавно, а не строго в начале месяца.
Рассказ ученика: Люди стали больше наблюдать за небом и обнаружили, что через определенное время на небосклоне появляется яркая звезда. Эту звезду египтяне назвали Сириус. Когда появлялась звезда Сириус, в Египте отмечали наступление Нового года.
Это связано с тем, что Земля за этот промежуток времени делает полный оборот вокруг солнца. Время между появлением Сириуса состоит из 365 дней. Появилась мера времени – ГОД. Год у древних народов начинался не зимой, как сейчас, а летом или весной. В Древней Руси год начинался в марте.
1 год – 12 месяцев.
-Назовите месяцы по порядку. ( Слайд№7 )
– А что такое «месяц»? Все мы наблюдаем за луной и знаем, что через определенное время она меняет свою форму: от тоненького серпа до яркого круглого диска (полнолуния). Промежуток между двумя полнолуниями назвали месяцем.
– А как можно определить по серпу месяца какой он – «молодой» (растущий) или«старый» (идущий на убыль).
( Слайд№8 )
- Давайте еще раз вспомним, о чем говорил старик годовик? (о месяцах, днях недели, сутках).
- Что объединяет все эти слова? (это единицы времени)
Какой предмет помогает определить дату? Отгадайте загадку:
Есть в квартире молодец
Математик и мудрец
Постоянно, круглый год
Точный счет он дням ведет. (Календарь)
– Почему думаете, что это календарь? Почему он назван математиком и мудрецом?
Рассказ ученика: В наше время нет человека, который бы не пользовался календарем. Латинское слово «КАЛЕНДАРИУМ» означает «долговая книга». В Древнем Риме должники платили причитающиеся с них проценты первого числа каждого месяца, которое объявлялось глашатаями, и называлось «КАЛЕНДЫ».
Рассказ ученика: Календарь это таблица или книжка, в котором в определенной последовательности дан перечень чисел, дней, месяцев, года. По календарю можно узнать, сколько месяцев в году, как они называются, какой месяц за каким следует, сколько в каждом месяце дней и недель.
- Какие бывают календари? Отрывные, настенные, карманные, настольные – (демонстрация календарей) Познакомимся с ними.
VI. Первичное закрепление
1.Тренировочные упражнения с табелем-календарем.
В старину люди делали зарубки, чтобы отмечать дни. Это способ был не очень удобным, тогда люди придумали и составили календарь.
Позже был составлен табель- календарь, такой как в учебнике на странице 98.
- Откройте учебники на странице 98. Задание№1. Проведем небольшое исследование.
-Что записано в календаре с левой стороны? Как распределены числа? Что расположено горизонтально?
-Почему одни цифры чёрные, а другие красные?
-Назовите число, месяц, день недели вашего дня рождения согласно этому календарю. (Ответы детей).
-Посчитайте, сколько месяцев в году? (1 год = 12 месяцев)
- С какого месяца начинается календарный год? ( С января)
- Какие месяцы в этом году уже прошли?
- Сколько дней в декабре? (31)
- В какие ещё месяцы 31 день? ( Январь, март, май, июль, август, октябрь)
- Назовите месяц, который начнётся после марта? (Апрель)
- Сколько дней в апреле?(30)
- В какие ещё месяцы 30 дней? (июнь, сентябрь, ноябрь)
-Почему в месяцах разное количество суток?
- А это, ребята, к нам пришло еще из Древнего Египта. В Древнем Египте люди начали следить за движением луны и заметили, что от полнолуния до полнолуния 30, 5 дней и для своего удобства в 1 месяце оставили 30 дней, а в другом 31. Поэтому месяцы у нас имеют разное количество суток.
- Какой месяц ещё не назвали? (февраль)
- Почему? (28 дней)
Каждые 4 года у нас в феврале 29 дней. Такой год называется високосным. Запомните: он бывает 1 раз в 4 года.
2016 год – високосный, назовите следующий високосный год. (2020)
- А кто из вас знает, как можно определить, сколько дней в феврале 28 или 29, не посмотрев на календарь. (Надо последние две цифры года разделить на 4, если делится без остатка, значит в феврале 29 дней, а если не делится, значит 28)
2018 год -18, значит 18:4 не делится, значит в феврале 28 дней.
2019 год- 19,значит 19:4 не делится, значит в феврале 28 дней.
2020 год –20, значит 20:4=5, делится. В феврале 2020 года будет 29 дней. Високосный год.
Сделаем вывод: Если год обычный, то в году 365 суток, а если год високосный, то в году 366 дней. Потому что високосный год в феврале имеет на 1 сутки больше.
Физкультминутка
Сколько дней в неделе
Столько мы присядем.
Сколько месяцев в году
Столько руки подниму.
Сколько месяцев зимой,
На левой прыгаем с тобой.
Сколько месяцев весной,
На правой прыгаем с тобой.
Сколько летом отдыхаем
Мы глазами поморгаем.
Месяцы осенние. Сначала все присели,
Потом обратно встали,
Головкой покачали.
2.Работа в парах. Карточка.
У вас на партах лежат карточки с величинами .
Подчеркните простым карандашом те слова, которые по вашему мнению, являются единицами измерения времени. (Минута, тонна, литр, сутки, килограмм, неделя, месяц, год, сантиметр, дециметр, час.)
- Это задание вы будете выполнять в парах.
- Какие слова вы подчеркнули?
- Возникли ли у вас разногласия или трудности?
3.- Запишите в тетрадь единицы времени. ( Слайд№9 )
1 год = 12 мес.
1 мес. = 30 сут. или 31 сут.
1 год = 365 сут. или 366 сут.
4.- Давайте восстановим пропуски: ( Слайд№10 )
-Обменяемся тетрадями и выполним взаимопроверку.
- Что вы записали? Проверьте по образцу. ( Слайд№11 )
-Назовите единицы времени в порядке возрастания. ( Слайд№12-13 )
Оцените работу.
5. Работа по учебнику.
Решение задачи №2 стр. 99. Прочитайте задачу. О чем говорится в задаче? Что известно? Что надо узнать? Пользуясь табелем-календарем, определите сколько дней в каждом месяце? (30, 31, 30) Сколько недель в одном месяце?(4) А в 3?(12) Как узнали? Запишите решение. (Один ученик у доски комментирует вслух)
1)30+30+31=91(день)-в осенних месяцах.
2)4×3=12(нед.)-в осенних месяцах.
Ответ: 91день, 12недель.
6.Самостоятельная работа.
Узнайте, сколько дней длится:
1 вариант – зима (31+31+28=90 дней)
2 вариант – весна (31+30+31=92 дня)
Проверка. Оценка.
VI. Практическая деятельность
- Но отсчитывать время днём и ночью можно только в жизненных ситуациях, а если речь идёт о математической точности, то здесь нужен специальный прибор, который измеряет время.
- Кто знает, как называется этот прибор? Часы.
- Существует много различных видов и разновидностей часов, но у всех одна задача: они отсчитывают время. ( Слайд№14 )
1.Работа по учебнику.
Решение задачи №3 стр. 99.
-Какое время показывают эти часы.
2.Работа с макетом часов.
Пользуясь моделью часов, покажите время:
4 часа 45 минут 7 часов 20 минут
«Без четверти девять», «Половина двенадцатого», « Начало занятий в школе».
VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Подведем итог урока. Ответим на последний пункт плана.
-Я узнал… (единицы времени: год, месяц, неделя, сутки)
Сейчас я проверю, насколько хорошо вы запомнили единицы времени . Игра «Да-нет».
Если вы согласны – хлопок в ладоши, не согласны – тишина.
В году 12 месяцев?
Декабрь – первый месяц в году?
Воскресенье – последний день недели?
Осенью 3 месяца?
В году 365 дней?
В неделе 5 суток?
В каждом месяце по 30 дней?
- Что вам понравилось на уроке? Что было трудно?
- При помощи цветных кругов (красного, зелёного, желтого) оцените свою работу на уроке. ( Слайд№15 )
VIII. Задание на дом
Народ всегда умел ценить время. Об этом говорят созданные им пословицы и поговорки.
- На карточках дома расшифруйте пословицы и поговорки, заменяя выделенные цветом числа на более крупные единицы времени.
100 лет живи, 100 лет учись.
Обещанного 36 месяцев ждут.
Делу время, а потехе 60 минут.
7 дней 12 месяцев кормит.
Вы меня порадовали своими ответами и активной работой на уроке. Минуты идут, и заканчивается наш урок. Всем большое спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок ознакомления с окружающим миром 4 класс "Школа России" Тема "Путешествие по карте России"
Материал доступный, интересный....
Урок № 38 по окружающему миру 2 класс Школа пешехода (программа Школа России, ФГОС)
Урок по теме ПДД содержит конспект урока, презентацию, раскраски для закрепления материала и диплом на финальный этап урока. Для полного проведения урока дополнительно надо скачать м\ф Азбука бе...
Открытый урок по математике на тему"Единица измерения времени - минута." 3 класс Школа 2100
Ход урока.1. Организационный моментМатематика сложна,Но говорим с почтением,Что математика нужнаВсем без исключения!Без счёта не будет на улице света,Без счёта не сможет поднят...
Урок по русскому языку на тему "Склонение имён прилагательных во множественном числе", 4 класс, школа "Школа России"
Урок по русскому языку на тему "Склонение имён прилагательных во множественном числе", 4 класс, школа "Школа России"...
Конспект урока окружающего мира "В школе" 2 класс Школа России
Предмет: Окружающий мирКласс: 2Тема урока: В школеЦели урока:- изучить правила поведения в школе, «опасные места» в школьном здании; учить определять положительные и отрицательные качества поведения ...
Урок-путешествие. Технологическая карта урока математики " Решение задач. Повторение" 1 класс "Школа России"
Урок-путешествие. Технологическая карта урока математики " Решение задач.Повторение" 1 класс "Школа России"...