Урок по русскому языку на тему "Склонение имён прилагательных во множественном числе", 4 класс, школа "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок по русскому языку на тему "Склонение имён прилагательных во множественном числе", 4 класс, школа "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russ_2.docx | 30 КБ |
russ_yazyk_1_2.pptx | 1.4 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка, 4 класс
Тема «Склонение имён прилагательных во множественном числе»
Цель: узнать окончания ИП мн.ч. в других падежах.
Задачи: 1. Просклонять ИП во мн.ч.
2. Устанавливать связь: существительное и прилагательное
3. Учиться писать окончания ИП мн.ч.
Ход урока
I.- Мы начинаем урок русского языка. Откройте тетради, запишите число, классная работа. СЛ 1 Двадцать восьмое января. Классная работа.
- Послушайте стихотворение и узнайте о какой части речи мы с вами будем говорить на уроке.
Я – часть речи интересная,
Широко в миру известная,
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить. (О. Головко)
- О какой части речи говорится в стихотворении? ( о прилагательном)
-Значит, мы сегодня на уроке будем продолжать работать над именами прилагательными. Дополните предложения прилагательными.
Настроение у нас … . ( чудесное) СЛ 3
Ждут задания вас … . ( интересные)
На уроке всегда будь … . (внимательный)
И урок выйдет … . ( замечательный)
- Вот на такой нотке мы и будем работать весь урок.
- Прочитайте стихотворение на эл. доске.
Красненькие щёчки, СЛ 4
Пёстрые платочки.
Хлопают в ладошки
Весёлые матрёшки.
- Назовите словосочетания – прилагательное с существительным.
- Что объединяет все эти прилагательные? ( они стоят во мн. ч., в.И.п.)
Что вы уже знаете об именах прилагательных множественного числа И.п.?
(они отвечают на вопрос какие? и имеют окончания –ые, -ие)
- А известны ли нам окончания имён прилагательных мн.ч. в других падежах? (нет)
- А хотите узнать?
- Скажите тогда, как называется изменение ИП по падежам? (склонение)
- Таким образом мы подошли к названию темы нашего урока.
Кто может сформулировать её? (Склонение имён прилагательных во множественном числе)
-Раз мы знаем окончания ИП мн.ч. только в И.п.
Какую же цель мы должны перед собой поставить?
Цель: узнать окончания ИП мн.ч. и в других падежах.
- Для того, чтобы добиться нашей цели, что мы должны сделать?- задачи
1. Просклонять ИП во мн.ч.
2. Устанавливать связь – существительное и прилагательное
3. Учиться писать окончания ИП мн.ч.
II Новый материал
- Чтобы приступить к осуществлению нашей цели, я предлагаю просклонять ИП на листочках.
Работаем в группах. Рассаживайтесь по группам. 1 группа склоняет словосочетание СТРОЙНЫЕ МАЛЕНЬКИЕ СОСНЫ, 2 гр. - СТРОЙНЫЕ МАЛЕНЬКИЕ КУСТЫ,
3 гр.- СТРОЙНЫЕ МАЛЕНЬКИЕ ДЕРЕВЬЯ,
4 гр. БЫСТРЫЕ МАЛЕНЬКИЕ КОНИ
-Не забудьте выбрать того, кто будет отвечать
И.п. какие?
Р.п. каких?
Д.п. каким?
В.п. какие? каких?
Т.п. какими?
П.п. каких?
Проверяем.
- Называете падеж, словосочетание и окончание
Пожалуйста, 1группа ….. , 2 группа… …….
- Слушая ваши ответы, у меня получилась вот такая таблица.
- Что интересного заметили? ( имеют одинаковые окончания ИП в И.п. и В.п., Р,В,П,п.)
- А теперь назовите род сущ. с которыми связаны эти прилагательные?
- Чем различаются падежные вопросы ИП во мн. ч. с сущ. м.,с.,и ж. родов? ( они не различаются)
- А почему у прилагательных в В.п. два вопроса? ( Это зависит от сущ., если сущ. неодуш., то вопрос какие?, если сущ. одуш., то каких?)
- Какой мы можем сделать вывод? ( ИП во мн.ч. изменяются только по падежам)
А где мы можем проверить правильность нашего умозаключения? ( в учебнике)
- Откройте учебник на с. 38.
Посмотрите на табличку, где столбик с окончаниями и сверьте, такие у вас окончания? ( да)
Прочитайте, на что вы должны ещё обратить внимание? ( с. 38)
- Скажите, к такому мы пришли умозаключению?(да)
- Исходя из всего этого, скажите, чему мы учились выполняя задание в группе?
( склонять ИП мн.числа)
-Что нового узнали? ( узнали, какие бывают окончания ИП во мн. ч.)
Рассаживайтесь по своим местам.
- Посмотрите на лист самооценки, подумайте, как вы работали в группе и оцените свою работу в баллах.( п.1)
III Физминутка. А теперь немного отдохнём. Встаньте.
- Я буду называть словосочетания с прилагательными во мн.ч. и в ед.ч. Если в словосочетании назову прилагательное в ед.ч., вы делаете наклон вперёд, если во мн.ч. – наклон назад.
Зимние дни, осенняя погода, зелёные вершины, белый снег, низкие тучи, комнатные растения, воздушный шар, крутые берега, яркий огонь, глубокие корни, родной человек.
IV. Закрепление. Продолжаем работать.
- Посмотрите упр. 82 в учебнике на с. 39.
Прочитайте задание про себя.
- Для его выполнения давайте составим план.
1. Прочитать загадку и её отгадать.
2. Придумать красивое название.
3. Найти к словам синонимы в загадке.
4. Списать.
5. Указать падеж ИП во мн.ч. и выделить окончание.
6? Морфологический разбор слова чёрной
-Отвечаем на вопросы плана.
1. Прочитать загадку и её отгадать.
2. Придумать красивое название.
3. Найти к словам синонимы в загадке. Красный – пунцовый, бирюзовый – голубой, тёмный – чёрный, жёлтый – золотой, невиданный – небывалой.
-А вот на 4и 5 пункты плана вы ответите самостоятельно.
Четвёртый пункт – это списать, 5 - указать падеж ИП во мн.ч. и выделить окончание. Выполняем.
Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями и сверьте с доской.
Вернули тетрадку соседу.
- Чему мы учились выполняя это задание? ( определять падежи ИП мн.ч., а ещё устанавливать связь между существительным и прилагательным)
Оцените свою самостоятельную работу, проверенную соседом и поставьте балл в лист самооценки.(п.2)
V. Словарная работа.
- А скажите, по какому поводу устраиваются салюты? ( на праздники, д/рожд, )
- А когда у нас бывает самый красивый большой салют? ( 9 мая)
- Что это за день- 9 мая? Это прежде всего – ( праздник, день победы над фаш )
Запишите его.
- Как называют человека, который защищает нашу Родину? ( солдат)
А как называют человека, который совершает какие – то подвиги? ( герой)
- Прочитайте слова, которые вы записали.
Что их объединяет? (они словарные)
А теперь образуйте от этих слов имена прилагательные во мн.ч. и подберите к ним, подходящие по смыслу, имена существительные, составив словосочетание.
- Поставьте словосочетания праздничные дни, солдатские сапоги, командирские часы, героические поступки СЛ
1ряд в И.п. , 2ряд- в Р.п.
3ряд в Д.п., 4 –в В.п.
5 ряд в Т.п., 6 – в П.п.
Самопроверка с доски.
- Скажите, чему вы учились, выполняя это задание? (склонять ИП во мн.ч. и писать окончания)
Оцените свою самостоятельную работу и поставьте балл в лист самооценки. (п.3)
- Посчитайте сумму баллов и поставьте себе за урок оценку.
- После урока сдадите мне лист самооценки, я проверю и выставлю оценки в журнал.
VI. Итог.
- Давайте подведём итог нашего урока.
Скажите, какую цель ставили на уроке? (узнать окончания ИП мн.ч. в других падежах) СЛ
- Что вы для этого делали, и удалось ли вам достигнуть цели?
Начните со слов МНЕ ( НЕ) УДАЛОСЬ…
Я работал ….
Я научился…
Урок помог мне……….
Для меня было сложным………
Мне понравилось задание…
VII . Д/З
Кто ещё испытывает трудности при склонении ИП во мн.ч., тот выполняет в учебнике упр.81.
Кто уверен в себе, задание потруднее, это в Т.с. 26 № 58.
Ну, а кого тема сильно заинтересовала – могут сделать оба задания.
СЛ Домашнее задание
- Учебник с. 38 № 81
- Т.с. 26 № 58
- С. 38 № 81, Т.с. 26 № 58
Лист самооценки ФИ______________________________
Вид работы | Критерии | Баллы | Оцениваю сам | Оценивает учитель | |
1.Склонение имён прилагательных в группе | Умение работать коллективно, прислушиваться к мнению других | Активно работал | 3 | ||
Принимал участие | 2 | ||||
Редко прини-мал участие | 1 | ||||
Не работал, наблюдал | 0 | ||||
2.Определить падеж и выделить окончание у ИП мн.ч. Упр. № 82 | Умение определять падеж у ИП во мн.ч., устанавливать связь с существительным | Нет ошибок | 3 | ||
1 ошибка | 2 | ||||
2 ошибки | 1 | ||||
3 ошибки и более | 0 | ||||
3. Самостоятельно склонять имена прилагательные во мн.ч. с существительными | Нет ошибок | 3 | |||
1 ошибка | 2 | ||||
2 ошибки | 1 | ||||
3 ошибки и более | 0 | ||||
9 баллов – отметка «5» ИТОГО 7-8 баллов – отметка «4» 5-6 баллов – отметка «3» 4 и меньше баллов – отметка «2» |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
28.01.2016 2 Двадцать восьмое января. Классная работа.
28.01.2016 3 Я – часть речи интересная, Широко в миру известная, Опишу любой предмет – В этом равных со мной нет. Речь со мною выразительна, И точна, и удивительна. Чтоб красиво говорить, Мною нужно дорожить. Имя прилагательное
Настроение у нас … . Ждут задания вас … . На уроке всегда будь … . И урок выйдет … . 28.01.2016 4 Дополни высказывание прилагательным
28.01.2016 5 Красненькие щёчки, Пёстрые платочки. Хлопают в ладошки Весёлые матрёшки. мн. ч. мн. ч. мн. ч.
28.01.2016 6
28.01.2016 7 Узнать окончания имён прилагательных множественного числа Цель урока
ОКОНЧАНИЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ ПАДЕЖИ ВОПРОСЫ ОКОНЧАНИЯ И. как ие ? -ые, -ие Р. как их ? -ых, -их Д. как им ? -ым, -им В. как ие ? как их ? - ые , - ие -ых, -их Т. как ими ? -ыми, -ими П. (о) как их ? -ых, -их
28.01.2016 9 Вдруг из чёрной тёмноты В небе выросли кусты, А на них-то голубые, Пунцовые, золотые Распускаются цветы Небывалой красоты… Салют
28.01.2016 10 Вдруг из чёрной тёмноты В небе выросли кусты, А на них-то голубые, Пунцовые, золотые Распускаются цветы Небывалой красоты… И. п. И. п. И. п. Салют
28.01.2016 11 9 Мая праздник герой праздничные дни героические поступки солдат солдатские сапоги
28.01.2016 12 И. Р. Д. В. Т. П. праздничные дни праздничным дням праздничные дни праздничными днями о праздничных днях праздничных дней солдатские сапоги солдатских сапог солдатским сапогам солдатские сапоги солдатскими сапогами о солдатских сапогах героические поступки героическими поступками о героических поступках героических поступков героическим поступкам героические поступки
28.01.2016 13 Узнать окончания имён прилагательных множественного числа Цель урока
Мне (не) удалось… Я знаю… Я научился… Я смог… Урок помог мне… Для меня было сложным… Мне понравилось задание… 28.01.2016 14
Домашнее задание 1. Учебник с. 38 №81 2. Т.с. 26 № 58 3. С.38 №81, Т.с.26 № 58 28.01.2016 15
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Тема: «Изменение имён прилагательных по падежам» 3 класс (УМК Школа России)
Тема урока: «Изменение имён прилагательных по падежам»Цели урока: формировать умения определять падеж имён прилагательных, правильно писать падежные окончания прилагательных.Планируе...
Конспект урока русского языка. Тема: «Изменение имён прилагательных по родам» 3 класс (УМК Школа России)
Тема урока: «Изменение имён прилагательных по родам»Цели урока: развивать умение изменять прилагательные по родам; формировать навыки правописания родовых окончаний.Планируемые резул...
Проверочная работа по русскому языку на тему "Окончания прилагательных во множественном числе" 3 класс ПНШ
Проверочная работа по русскому языку 3 класс ПНШ...
Конспект урока русского языка. Тема: «Изменение имён прилагательных по родам» 3 класс (УМК Школа России)
Тема урока: «Изменение имён прилагательных по родам»Цели урока: развивать умение изменять прилагательные по родам; формировать навыки правописания родовых окончаний.Планируемые резул...
Технологическая карта урока русского языка "Правописание окончаний имён существительных во множественном числе" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"
Тип урока: урок “открытия” нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства учащихся с правилами написания падежных окончаний имён существительных множественного числа и имён сущес...