Урок ознакомления с окружающим миром 4 класс "Школа России" Тема "Путешествие по карте России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок ознакомления с окружающим миром.
4 класс.
«Школа России».
Тема: Путешествие по карте России.
Цели:
- Совершенствовать представление о формах поверхности. Познакомить ребят с местонахождением равнин, гор, морей, озер, островов, полуостровов.
- Расширять кругозор детей, развивать память, внимание, речь, умение правильно показывать объекты на карте.
- Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование:
- Географическая карта России, карта Кемеровской области.
- Картины «Уральские горы», «Байкал».
- Карточки для проверки домашнего задания.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания. Условные знаки.
а) Называются объекты, а дети показывают карточку с условным обозначением:
б) Два ученика по карточкам отвечают на вопрос, как показать на карте нужный объект.
в) Разгадывание кроссворда.
По горизонтали:
- Как называется огромный участок суши, со всех сторон окруженный водой?
3. Как называются участки суши, которые поднимаются над морями и океанами очень высоко?
4. Название океана.
По вертикали:
- Как называется материк, на котором находится Россия?
- Модель Земли.
Ответы:
По горизонтали: 1. Материк. 3. Горы. 4. Индийский.
По вертикали: 2. Евразия. 3. Глобус.
- Изучение нового материала.
Учитель. А сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по карте России. Познакомимся с равнинами, реками, морями, озерами, островами и полуостровами.
Цель нашего путешествия – знакомство с поверхностью нашей страны, ее водными жемчужинами.
Наш урок мы проведем, путешествуя на самолете. Начнем его стихотворением Н. Забила «Наша Родина».
Как велика моя Россия,
Как велики просторы,
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю – весна,
В другом – снега и вьюга.
- Первая остановка – равнины и горы.
Два ученика рассказывают о Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах и показывают их на карте России.
Учитель. В России, конечно, есть не только равнины, но и горы. Так, например, Уральские горы, которые разделяют Восточно-Европейскую равнину от Западно-Сибирской. Эти горы протянулись с севера на юг, через всю страну. Они довольно низкие: в высоту не достигают и двух километров.
Значительно выше Кавказские горы: до пяти километров и даже выше.
Многие вершины и склоны Кавказских гор постоянно покрыты льдом и снегом. В горах очень красиво и интересно, но путешествовать там опасно. Это можно делать только с людьми, которые хорошо знают горы.
Покажите на карте Уральские и Кавказские горы.
- Следующая остановка – острова и полуострова.
Учитель. Остров Сахалин – это небольшой (по сравнению с материками) участок суши, со всех сторон окруженный водой.
Найдите на карте другие острова и покажите их.
Полуостров Камчатский – это участок суши, вдающийся в воду.
Найдите на карте другие полуострова и покажите их.
- Дальнейшая остановка – моря, озера и реки.
Учитель. Берега России омывают моря трех океанов. Давайте покажем их.
Северный Ледовитый океан располагается на севере, Атлантический океан – на западе, а на востоке – Тихий океан.
Моря Северного Ледовитого океана очень холодные, круглый год они почти полностью покрыты льдом. Моря Тихого океана тоже довольно холодные, над ними часто дуют суровые ветры и стоят густые туманы.
Балтийское и Черное моря – моря Атлантического океана. Они особенно глубоко впадают в сушу. Черное море – теплое, большая его часть никогда не замерзает. Летом здесь отдыхает очень много людей.
- Разговор о «голубых глазах» России.
Учитель. «Голубыми глазами» люди называют Каспийское озеро и озеро Байкал.
В России больше двух миллионов озер. По форме они бывают круглые, продолговатые, извилистые. Большинство озер необычайно красивы.
Самое большое озеро – Каспийское. Из-за огромных размеров его называют морем-озером или просто морем. Это крупнейшее озеро в мире.
А озеро Байкал – самое глубокое в России и в мире. Байка называют «священным озером». Люди, живущие на побережье Байкала, относятся к нему не как к озеру, а как к живому и мудрому существу. С ним связано очень много легенд и поверий. Коренные жители не позволяют себе даже кинуть камень в озеро без нужды: если Байкал положил его сюда волной, значит здесь ему и лежать.
Говоря о Байкале, нельзя не рассказать легенду об Ангаре.
В старые времена могучий Байкал был веселым и добрым. Он очень любил свою единственную дочь Ангару.. Красивее ее не было на Земле. Старик Байкал берег дочь пуще своего сердца. Но однажды, когда отец Байкал заснул, Ангара убежала к юноше Енисею.
Проснулся отец, гневно всплеснул волнами и поднялась свирепая буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от горя небо, звери в страхе разбежались по всей Земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл, да бесновалось озеро-богатырь. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от нее скалу и бросил вслед убегающей дочери.
Скала упала на самое горло красавице. Взмолилась синеглазая Ангара:
- Отец, я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть каплю воды!
Байкал гневно крикнул:
- Я могу дать только свои слезы!
С тех пор течет Ангара в Енисей водой-слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным.
Скалу, которую Байкал бросил вслед своей дочери, люди назвали Шаманским камнем. Там приносились Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: «Байкал разгневается, сорвет Шаманский камень, вода хлынет и зальет всю землю». Только давно это было, теперь люди стали смелее и больше не боятся Байкала.
Покажите озеро Байкал на карте России.
- Последняя остановка – реки.
Учитель. В нашей стране кроме озер есть еще и реки. Их более миллиона. Сейчас мы посмотрим на самые известные крупные реки России – Волга, Обь, Енисей, Лена. . Дети подготовили выступления о крупных реках.
Наше путешествие подходит к концу.
Дети прочитывают вывод в учебнике.
- Итог урока.
Учитель. Покажите на карте известные вам реки, озера, моря, горы.
Какое озеро самое глубокое, а какое самое большое?
Покажите крупные реки России.
Кофанова Н.Я.
Кемеровская обл.
МОУ «II-Пристанская оош»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование уроков ознакомления с окружающим миром в 3 классе
Тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования и разработано по учебнику Плешакова А. А. ...
УРОК ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
1 КЛАСС ТЕМА: « Вода и ее свойства». ...
Урок : ознакомление с окружающим миром 1 класс . Тема урока «Растения леса. Деревья, кусты, травы».
Урок : ознакомление с окружающим миром 1 класс .Тема урока «Растения леса. Деревья, кусты, травы».Цель: Сформировать понятия: дерево, куст, трава.Задачи :- учить различать дере...
Технологическая карта урока ознакомления с окружающим миром во 2 классе на тему: "Реки"
На уроке идет знакомство с частями реки. Работа с тестами в парах и индивидуально при проверке изученного материала, работа в группах на этапе закрепления нового, проведение опытов вызывает у учащихся...
УМК "Школа России" 1класс Урок Ознакомления с окружающим миром.
Урок с презентацией по теме: "Почему солнце светит днем, а звезды ночью"...
Урок ознакомления с окружающим миром для учащихся 4 класса УМК "Школа России". Тема: "Водные богатства нашего края"
Материал можно использовать на уроках окружающего мира в 4 классе при изучении раздела "Наш край"....
Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Политическая карта России и соседних стран" УМК "Развивающая система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова" (3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся знаний о политической карте России, её границах; умения показывать на карте Россию и другие страны.Задачи:Дид...