Конспект урока по математике на тему: "Конкретный смысл действия умножения".
план-конспект урока по математике (2 класс)
Подробный конспект и презентация к уроку по математике на тему: "Конкретный смысл действия умножения".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов ГБОУ школы-интерната №8 Пушкинского района Ляликова Т. С.
Конспект урока по математике
во 2-м классе
1. | ФИО (полностью) | Ляликова Татьяна Сергеевна |
2. | Место работы | ГБОУ школа-интернат №8 Пушкинского района г. Санкт-Петербурга |
3. | Должность | Учитель начальных классов |
4. | Предмет | Математика |
5. | Класс | 2 |
6. | Тема урока | Конкретный смысл действия умножения |
Цель: раскрыть конкретный смысл действия умножения как сложения одинаковых слагаемых.
Задачи урока:
Образовательные:
- формировать и совершенствовать вычислительные навыки;
- учить применять полученные знания на практике;
- познакомить с соответствующей терминологией и символикой;
- повторять и закреплять ранее пройденный материал.
Развивающие:
- развивать логическое и творческое мышление, устойчивое внимание, память и математическую речь.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Формы работы воспитанников: фронтально-групповая работа, самостоятельная работа, взаимопроверка.
Современные образовательные технологии: здоровьесберегающие технологии (равномерное распределение различных видов заданий, чередование мыслительной деятельности с физминутками), игровые технологии, технология проблемного обучения.
Оборудование: программа «Школа России», учебник по математике М. И. Моро и др. 2 класс, часть 2, карты у каждого ученика, презентация.
План урока:
I. Орг. момент – 1 мин.
II. Актуализация знаний – 6 мин.
III. Самоопределение к деятельности – 5 мин.
IV. Работа по теме урока – 15 мин.
V. Закрепление изученного материала – 10 мин.
VI. Итог – 4 мин
VII. Рефлексия – 2 мин
VIII. Д/З – 2 мин
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания | Время (в мин.) |
I. Орг. момент Задача: Психологический настрой на работу. | - Ребята, сегодня на уроке математики мы отправимся с вами в «ИКС»-педицию к математическому полюсу. - Что в математике чаще всего обозначают латинской буквой «икс»? - Да! Неизвестное. Значит в нашей «ИКС»-педиции мы узнаем что-то новое, ещё неизвестное нам. У каждого на парте лежит карта, которая поможет нам держать правильное направление в пути. Посмотрите, карта необычная, в дороге нас ждут различные задания. Но я уверена, что вы с ними справитесь и сделаете новое открытие. | Неизвестное число. | Слайд 1 | 1 мин. |
II. Актуализация знаний Задачи: развитие логического мышления, операций анализа, синтеза, а также навыков устного счета. | - Итак, чтобы попасть в порт необходимо заполнить пустые кружки. Я вам буду задавать вопросы, а вы записывайте ответы в кружки по порядку. - Я задумала число. Из него вычла 6 и получила 24. Какое число я задумала? - Какое число больше 8 на 7? - Уменьшите 65 на 15. - Найдите сумму чисел 16 и 5. - Найдите разность чисел 46 и 15. (Взаимопроверка) - Поменяйтесь картами, проверьте правильность выполнения задания. - Покажите, как вы справились с этим заданием. Зелёный цвет – отлично. Красный – было трудно. (Рефлексия) - Мы с вами добрались до порта. Отправляемся в путь. Закрыли глазки, досчитали до 3-х: «Раз, два, три – мы в пути!». Так как у нас математическая «ИКС»-педиция экипаж корабля решил проверить ваше умение решать задачи. Внимание! Задача! При хорошей погоде мы доберемся до острова «Волшебный треугольник» за 48 часов, а при плохой погоде будем в пути на 12 часов больше. Сколько часов на дорогу нам понадобится, если будет плохая погода? - Молодцы! Пока мы решали задачу наш быстроходный корабль подошёл к берегам острова «Волшебный треугольник». Здесь нас ждёт логическая разминка. Посмотрите вам дано три одинаковых фигуры. - Проведите в каждой фигуре один отрезок так, чтобы получилось 2 треугольника, используя разные варианты решения. - Кто уже справился с заданием, поднимите руку. Давайте проверим. - Покажите, кто как справился с заданием с помощью светофора. Зелёный – хорошо, красный – было трудно. (Рефлексия) Физминутка | 30. 15. 50. 21. 31. 60 часов нам понадобится на дорогу при плохой погоде. Каждый работает с картой самостоятельно. (Проверка у доски) | Слайд 2 (Взаимопроверка) Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 | 6 мин. |
III. Самоопределение к деятельности. | - Определите, куда мы с вами приплывём дальше. - Сравните данные выражения и объясните, почему выбрали этот знак. На слайде: 7 + 7 + 7 … 7 + 7 + 7 +7 4 + 4 + 4 … 4 + 4 + 4 9 + 9 + 9 … 9 + 9 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 … 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 - Удобно было сравнивать в последнем случае? - Может кто-нибудь из вас знает, как по-другому можно записать эти выражения? - Я вам по секрету скажу, что эту запись можно заменить другим действием. Кто догадался, каким? - Это и будет темой нашего урока. - Откройте учебник на с. 47 и прочитайте название раздела, который мы начинаем изучать. - Прочитайте, что мы узнаем и чему научимся, изучая этот раздел. | В страну математических знаков. Знак меньше. В первом выражении прибавили 3 раза по 7, а во втором – 4 раза по 7. Знак равно. В обоих выражениях прибавили 3 раза по 4. Знак больше. В первом выражении прибавили 3 раза по 9, а во втором – 2 раза по 9. Знак больше. В первом выражении прибавили 11 раз по 1, а во втором 10 раз по 1. Нет. Умножением. | Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 Слайд 15 | 5 мин. |
IV. Работа по теме урока. Задача: Раскрыть конкретный смысл действия умножения как сложения одинаковых слагаемых. | - Посмотрите на карту. Мы с вами, наконец, добрались до математического полюса! Математический полюс весь в красных и синих точках. - Как вы думаете, каких точек больше? - Как можно узнать, где точек больше? -Попробуйте это сделать. - Почему не получается посчитать? - Давайте попробуем посчитать точки группами. Возьмите карандаш и обведите точки в овалы по 5 штук в каждом. - Сколько получилось групп синих точек? - Сколько получилось групп красных точек? - Давайте запишем наши действия на математическом языке. Откройте тетради. Запишите число, классная работа. - Что мы делали сначала? По сколько точек объединяли в группы? - Сколько групп синих точек получилось? То есть мы по 5 взяли 8 раз. На доске запись: 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 - Посчитайте, сколько синих точек получается. - Сколько групп красных точек получилось? - То есть мы по 5 взяли 7 раз. На доске: 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 - Посчитайте сколько всего красных точек. - Посмотрите ещё раз на наши записи. Как вам кажется, удобно ли так записывать? - Оказывается, в математике существует специальный знак для того, чтобы было удобнее записывать подобные суммы. На доске появляется запись: 5 * 8 = 40 Такая запись называется умножением, а точка – это знак умножения. Прочитать это выражение можно так: 5 умножить на 8 или по 5 взять 8 раз. - Повторите. - Запишите рядом с этим примером. - А как мы запишем, сколько красных точек? - Как ещё можно прочитать эту запись? - Посмотрите внимательно на наши записи. - Что можно сказать про слагаемые? Какие они? - Каким действием мы заменили действие сложение? - Давайте попробуем вместе сделать новое открытие, самостоятельно сформулировать правило. На слайде: Сложение … можно заменить новым действием … . - В каком случае мы можем заменить сложение умножением? - Итак, какое открытие мы сделали? - Прочитайте на с. 48 текст рядом с красной чертой. - Кто запомнил, что такое умножение? - Как его обозначают при письме? - Каким действием можно заменить умножение? - Как прочитать запись 3 * 4 = 12 разными способами? (на слайде) - Выполним задание №1. - Рассмотрите рисунок. - Сколько треугольников в каждой группе? - Сколько таких групп? - Как можно записать общее количество треугольников математическим языком? Прочитайте. -А сейчас, опираясь на новые знания, заменим суммы слагаемых умножением. Запишем и объясним. На слайде: 2+2+2+2=2x4 5+5+5+5+5=5x5 32+32+32=32x3 -Что обозначает первое число в выражении? Что такое число 2? -Что обозначает второе число? - Прочитайте выражения по-разному. 3 * 4 = 4 *3 = - Замените умножение сложением. Физминутка. Руки ставим все вразлёт, Появился самолёт, Мах крылом туда – сюда, Делай раз и делай два. Раз и два, раз и два. Руки в стороны держите, Друг на друга посмотрите, Раз и два, раз и два. К речке быстрой мы спустились, Наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре. Вот как славно освежились. А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно: Вместе – раз, это брасс. Одной, другой – это кроль. Все как один, плывём, как дельфин. Вышли на берег крутой И отправились домой. | Ответы детей. Посчитать. Учащиеся пытаются посчитать количество точек. Точки расположены в вразброс, трудно запомнить, какие из них мы уже посчитали, а какие нет. Обводят точки, объединяя в группы по 5 в каждой. 8 групп. 7 групп. Записывают число. Объединили точки в группы по 5. 8 групп. Записывают в тетрадь. 40. 7. Дети записывают в тетрадь. 35. Нет, очень длинно. Читают хором. 5 * 7 По 5 взять 7 раз. Одинаковые. Умножением. Формулируют правило: «Сложение одинаковых слагаемых можно заменить новым действием умножением». Если все слагаемые одинаковые. Если складываем одинаковые числа, то можем заменить сложение умножением. Читают текст. Арифметическое действие – сложение одинаковых слагаемых. Точкой. Сложением одинаковых слагаемых. По 3 взять 4 раза, получится 12. 3 умножить на 4, получится 12. В каждой группе 5 треугольников. 3 группы. 5 + 5 + 5 = 15 5 * 3 = 15 По 2 взяли 4 раза. По 5 взяли 5 раз. По 32 взяли 3 раза. Слагаемое. Сколько раз взяли это слагаемое. 3 умножить на 4. По 3 взять 4 раза. 4 умножить на 3. По 4 взять 3 раза. 3 * 4 = 3 + 3 + 3 + 3 4 * 3 = 4 + 4 + 4 | Слайд 16 Слайд 17 Слайд 18 Слайд 19 Слайд 20 Слайд 21 Слайд 22 – 25 Слайд 26 | 15 мин. |
V. Закрепление изученного материала Задача: Повторять и закреплять ранее изученный материал. | - Пора возвращаться домой! Путь домой далёкий, будем делать небольшие остановки в математических царствах. - Где будет первая остановка? - Правильно! Прочитайте условие задачи, которое вам предлагают жители этого царства. На слайде: На одной аллее 12 лип, а на другой на 4 липы меньше. - Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась в два действия. - Решим эту задачу. К доске … Остальные в тетрадь 2 кл. вниз, пишем задача. - Что показывает число 12? - Знаем сколько лип на 2 аллее? - Но, что нам известно? - Что нужно узнать в задаче? - Как показать это в краткой записи? - Как найти, сколько лип на 2 аллеях? - Можем сразу посчитать, сколько лип на двух аллеях? - Почему? - Можем найти, сколько лип на 2 аллее? Каким действием? (на доске краткая запись и решение) - В каком ещё царстве побываем? - Решите примеры столбиком с объяснением. 29 + 17 61 – 28 | В царстве «Задачкино». Читают условие задачи. Сколько всего лип на двух аллеях? Сколько лип на 1 аллее. Нет. На 2 аллее на 4 липы меньше. Сколько лип на 2 аллеях. Фигурной скобкой. Сложить количество лип на первой аллее и количество лип на второй аллее. Нет. Нам неизвестно, сколько лип на 2 аллее. Да. Действием вычитанием. В царстве «Числяндия». Решают примеры. | Слайд 27 Слайд 28 Слайд 29 | 10 мин. |
VI. Итог | - Какое открытие вы сделали сегодня в «ИКС»-педиции? - В каких из данных выражений сложение можно заменить умножением? Выпишите их и замените. На слайде: 6 + 6 + 6 + 6 7 + 8 + 7 19 + 19 18 + 28 3 + 3 + 3 12 + 12 + 10 | Можно сумму одинаковых слагаемых заменить умножением. Выписывают. 6 + 6 + 6 + 6 = 6 * 4 19 + 19 = 19 * 2 3 + 3 + 3 = 3 * 3 | Слайд 30 Слайд 31 | 4 мин. |
VII. Рефлексия Задача: Оценка своих знаний и своей деятельности на уроке. | - Всё ли вам понятно? - Кому нужна помощь, чтобы разобраться в новом материале? - Оцените свою работу на уроке. Если вы считаете, что работали хорошо, все поняли - зеленый цвет, если было трудно – красный цвет. | Оценивают свою деятельность на уроке. | 2 мин. | |
VIII. Д/З | Учебник с. 48 №5, р. т. с. 43 №2, с. 44 №3 | Слайд 32 Слайд 33 | 2 мин. |
Презентация к уроку прилагается.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверьте!
7 + 7 + 7 … 7 + 7 + 7 +7
7 + 7 + 7 < 7 + 7 + 7 +7
4 + 4 + 4 … 4 + 4 + 4
4 + 4 + 4 = 4 + 4 + 4
9 + 9 + 9 … 9 + 9
9 + 9 + 9 > 9 + 9
1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 +1 + 1 … 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 +1
1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 +1 + 1 > 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 +1
Тема урока: «Умножение»
25 февраля Классная работа
Сложение … можно заменить новым действием … .
Сложение одинаковых слагаемых можно заменить новым действием умножением .
Как прочитать запись 3 * 4 = 12 разными способами?
2+2+2+2= 5+5+5+5+5= 32+32+32=
2+2+2+2=2 x 4 5+5+5+5+5= 32+32+32=
2+2+2+2=2 x 4 5+5+5+5+5=5 x 5 32+32+32=
2+2+2+2=2 x 4 5+5+5+5+5=5 x 5 32+32+32=32 x 3
Прочитайте выражения по-разному. 3 • 4 4 • 3
На одной аллее 12 лип, а на другой на 4 липы меньше.
На одной аллее 12 лип, а на другой на 4 липы меньше. Сколько лип на двух аллеях?
29 + 17 61 – 28
6 + 6 + 6 + 6 7 + 8 + 7 19 + 19 18 + 28 3 + 3 + 3 12 + 12 + 10
6 + 6 + 6 + 6 = 6 • 4 19 + 19 = 19 • 2 3 + 3 + 3 = 3 • 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике на тему "Конкретный смысл действия деления".
Математика. 2 класс. УМК “Школа России”. Тема "Конкретный смысл действия деления"....
Конспект урока по математике на тему: "Конкретный смысл действия умножения" 2 класс
Технологическая карта урокаПредмет: математикаКласс: 2Тема урока: «Конкретный смысл действия умножения»Цель урока: раскрыть конкретный смысл действия умножения как сложения одинаковых слагаемых; разви...
Конспект урока по математике на тему: «Конкретный смысл действия умножения. Закрепление» 2 класс
Технологическая карта урокаПредмет: математикаКласс: 2Тема урока: «Конкретный смысл действия умножения. Закрепление»Цель урока: продолжить работу над раскрытием смысла действия умножения; совершенство...
Конспект урока по математике на тему: "Конкретный смысл действия умножения" 2 класс
Конспект урока по математике на тему: "Конкретный смысл действия умножения" 2 класс...
Конспект урока по математике 2 класс. Конкретный смысл действия умножения.
Конкретный смысл действия умножения 1 урок. Школа России 2 класс...
Конспект урока по математике на тему " Конкретный смысл деления. 2 урок" 2 класс
Конспект урока по математике на тему " Конкретный смысл деления. 2 урок" 2 класс...
Конспект урока по математике на тему: "Конкретный смысл действия умножения" (2 класс, УМК "Школа России")
Цель: познакомить учащихся с действием умножения как нахождения суммы одинаковых слагаемых.Планируемые результаты:Личностные: работать самостоятельно, фронтально, в парах;формулировать и аргументирова...