Урок разработан в соответствии с ФГОС НОО для проведения в классе по системе обучения Л.В. Занкова, с учетом возрастных особенностей обучающихся в III триместре 2 класса ( УМК «Математика 2 класс» ч.2 авторы Аргинская И.И., и др., «Рабочая тетрадь №
план-конспект урока по математике (2 класс)
Тема урока: Действия первой и второй ступеней.
Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
Цель урока: создать условия для формирования умений выделять в выражениях «действия первой ступени» и «действия второй ступени»
Задачи предметные: - организовать деятельность учащихся по формированию умения разделять изучаемые действия на группы и присваивать им названия;
- преобразовывать текст задачи и составлять задачи по заданному алгоритму;
- применять действия разных ступеней для нахождения периметра прямоугольника.
Задачи метапредметные: - создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умений анализировать (сравнивать, выделять главное, классифицировать) познавательный объект.
- помочь осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, актуализировать личностный смысл по изучению математики, осознание причин успеха в учёбе;
- содействовать развитию умения ставить цель и планировать свою деятельность;
- содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;
- воспитание чувств эмпатии: сорадования, отзывчивости, сопереживания чувствам других людей; воспитание внимательного отношения к окружающим людям; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Действия первой и второй ступени" | 44.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Строитель Белгородской области»
Методическая разработка
урока математики
во 2 классе общеобразовательной школы
Смолка Людмила Вячеславовна,
учитель начальных классов
Урок разработан в соответствии с ФГОС НОО для проведения в классе по системе обучения Л.В. Занкова, с учетом возрастных особенностей обучающихся в III триместре 2 класса ( УМК «Математика 2 класс» ч.2 авторы Аргинская И.И., и др., «Рабочая тетрадь № 3», авторы Бененсон И.П., Итина Л.С.).
Данные приёмы и методы методической работы можно использовать во всех классах общеобразовательной школы независимо от используемого УМК.
Тема урока: Действия первой и второй ступеней.
Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
Цель урока: создать условия для формирования умений выделять в выражениях «действия первой ступени» и «действия второй ступени»
Задачи предметные: - организовать деятельность учащихся по формированию умения разделять изучаемые действия на группы и присваивать им названия;
- преобразовывать текст задачи и составлять задачи по заданному алгоритму;
- применять действия разных ступеней для нахождения периметра прямоугольника.
Задачи метапредметные: - создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умений анализировать (сравнивать, выделять главное, классифицировать) познавательный объект.
- помочь осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, актуализировать личностный смысл по изучению математики, осознание причин успеха в учёбе;
- содействовать развитию умения ставить цель и планировать свою деятельность;
- содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;
- воспитание чувств эмпатии: сорадования, отзывчивости, сопереживания чувствам других людей; воспитание внимательного отношения к окружающим людям; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык, окружающий мир, изобразительное искусство, ЗОЖ.
Оснащение урока: карточки, маркерные планшеты, презентация Power Point.
Сценарий урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методические пояснения |
| ||
Добрый день, ребята. Вы можете мне ответить, какой ученик может считать себя успешным? Что же такое, по вашему мнению, успех? Значение слова Успех по Ожегову: Успех - общественное признание; Успех - удача в достижении чего-нибудь; Успех - хорошие результаты в работе, учебе А должен ли успешный ученик быть здоровым? | Возможные варианты ответов: Чтобы ученик был успешным он дожжен быть: трудолюбивым, старательным, работоспособным, целеустремлённым и т.п. У здорового ученика всё получается гораздо лучше, от успехов улучшается настроение! | Создается комфортная психологическая атмосфера на уроке, создаются условия для формирования доброжелательного отношения собеседнику, одновременно происходит снятие эмоционального напряжения. |
| ||
Давайте определим цели нашего урока, для этого взгляните на с.52-53 нашего учебника. | Так как тема нашего урока «Действия первой и второй ступеней», значит мы должны научиться выделять действия и решать примеры с ними. Закрепить умение решать и составлять задачи. Правильно взаимодействовать друг с другом. | Во время ответов учащиеся под руководством учителя определяют цели урока, им предстоит выполнить классификацию четырёх арифметических действий (познавательные УУД) |
Какой способ работы вы изберёте? | -самостоятельно; - работа в парах; - работа в группах; - помощь консультанта. | В зависимости от типа предлагаемого задания, ребята выбирают способ взаимодействия |
Давайте разделим числовые выражения №375 на 2 группы. Как можно назвать сложение и вычитание? Как можно назвать умножение и деление? | 1 способ: выражения с однозначными и двузначными числами 2 способ: по действиям. Действия первой ступени Действия второй ступени | Учащиеся осуществляют действия по классификации выражений. |
Выполните самостоятельно п.3 и п.4, если Вам необходима помощь консультанта, прошу поднять руку. | После выполнения задания выполняется взаимопроверка в парах. | В роли консультантов могут выступать учащиеся, которые уже справились с заданием. Вид помощи – наводящая и пошаговая. |
Допишите к каждой группе по два выражения и найдите их значение. Можете придумать их самостоятельно, или найти в классе. | Делается вывод о действиях первой и второй ступени. | На стенах развешаны выражения 1 и 2 ступени (элемент здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного: упражнение направлено на развитие зрительно-двигательной поисковой активности). |
| ||
Какие знания вам необходимы при выполнении № 376? Из 5 примеров на умножение сколько частных можно получить? Докажите. Есть ли исключения? | Знание таблицы умножения 5*2=10, 10:5=2, 10:2=5 Да, если множители равны: 4*4=16, 16:4=4 | Повторяется взаимосвязь умножения и сложения одинаковых слагаемых (познавательные УУД). |
Перед вами линейный алгоритм, № 377, каков успех его правильного решения? Как он связан с темой нашего урока? Оцените свою работу и ознакомьте нас с результатами. | Последовательное выполнение. Содержит действия первой и второй ступени После выполнения задания учащиеся поднимаются. | Задание позволяет достичь правильного результата практически всем учащимся. |
| ||
Назовите в задаче условие и вопрос. № 378 Преобразуйте текст задачи так, чтобы вопрос был задан после условия. Запиши свой текст и реши задачу. Можем ли мы записать условие при помощи краткой записи? Изменится ли она при изменении условия? Вашему вниманию предлагается несколько интересных фактов о яблоках и прирожках.
Как вы думаете, что полезней, яблоки или пирожки? Для более сильных учеников предлагается сделать так, чтобы задача стала составной. Для учеников испытывающих затруднения, предлагается помощь в виде памятки: Больше в - умножить Меньше в - разделить | Условие: У Красной Шапочки в корзине пирожков в 2 раза меньше, чем яблок. Вопрос: Сколько в корзине пирожков, если яблок 12? Задача: У Красной Шапочки в корзине 12 яблок, а пирожков в 2 раза меньше. Сколько пирожков в корзине? Можем, краткая запись не изменится. Яблок- 12 шт. Пирожков- ? в 2 раза меньше Сколько всего пирожков и яблок несла Красная Шапочка? Учащиеся зачитывают и обсуждают интересные факты, дополняют своими рассуждениями о пользе яблок и пирожков. | Происходит анализ текста данной задачи. который следует преобразовать в соответствии с заданием. Ребята стремятся к координации различных точек зрения, происходит осмысление и координация вопросов. (коммуникативные УУД) Учащиеся ориентируются на понимание причин успеха в учении, проявляют интерес к новому материалу (личностные УУД), осуществляют контроль, вносят коррективы в свои действия, выполняют учебные действия в уме и речи (регулятивные УУД). Зрительно-двигательная поисковая активность. Интересные факты расположены в различных частях класса. Учащиеся получают сведения о правильном питании. |
Мы хорошо поработали, теперь давайте передохнём. Наше ухо похоже на свернувшегося калачиком человека. Ушная раковина насчитывает около 170 активных точек, связанных со всеми органами нашего тела. Тянем с умеренной силой ухо сверху вниз и снизу вверх, а на счет четыре – с каждым разом усиливая тягу. Теперь делаем из себя Чебурашку - тянем уши в стороны. Если уши еще на месте, крутим их по часовой стрелке. Теперь прикладываем ладошку к уху и вращаем против часовой стрелки. На каждое упражнение по 5 - 10 движений. Тест: уши должны быть красными, гореть Дыхательная гимнастика по методике А. Стрельниковой: И.п. (сидя). Поворот головы направо и налево. На каждый поворот шумный короткий вдох носом. И.п. (сидя). Наклоны головы в стороны или вперед и назад с аналогичными вдохами. И.п. (сидя). “Обнимание плеч”. Правой рукой захватите левое плечо, а левой – правое. И.п. (стоя). Темповые наклоны вперед. При каждом наклоне - вдох. И.п. (стоя). Повороты туловища налево и направо (при каждом повороте – вдох. | Учащиеся выполняют упражнение, при этом следует избегать болезненных ощущений. Заканчиваем дыхательной гимнастикой. | При выполнении данной гимнастики происходит активизация и гармонизация всех систем организма. Психологический эффект – делает ученика более внимательным, спокойным, более адаптивным к темпу урока, улучшает способность к концентрации внимания. Методика Стрельниковой помогает постановке голоса, укрепляет дыхательные мышцы, оказывает терапевтический эффект при лечении астмы. |
| ||
Теперь я предлагаю Вам распределиться на группы 1 состава. I и III группы составляют задачи о повышении витаминизации питания в нашей столовой при помощи фруктов, которые будут решаться только действиями первой ступени. II и IV группы составляют задачи о повышении витаминизации питания в нашей столовой при помощи овощей, которые решаются действиями первой и второй ступеней. Происходит оценка работы в группе, отмечается успешное взаимодействие учащихся. | I и III группы: 1 день – 15 кг фруктов 2 день - ? на 7 кг больше ? кг II и IV группы 1 день – 21кг овощей 2 день - ? в 3 раза меньше ? кг Сюжет задач может быть разный. | 1 состав групп: в каждой группе есть учащиеся с разным уровнем развития мыслительных способностей (высокий, выше-среднего, средний), работа в группах осуществляется стоя, в четырёх углах класса, при этом учащиеся пользуются планшетом, ребята представляют результат работы. |
| ||
Думаю, мы готовы к закреплению наших знаний. Вашему вниманию я предлагаю 3 вида задач. Выберите ту задачу, которая вам больше нравится, решите её. I - 1 день – 14 приседаний 2 день - ? на 5 приседаний меньше ? п. II -1 день – 8 отжиманий 2 день - ? в 3 раза больше 3 день - ? в 6 раз меньше III - 1 день – 18 прыжков 2 день - ? в 6 раз меньше ? п. 3 день - ? на 9 п. больше Ответы ваших задач мы покажем при помощи данных упражнений. | Учащиеся делятся на группы 2 состава, в зависимости от уверенности в своих силах, что позволяет каждому ученику добиться «ситуации успеха» и закрепить полученные знания. Вывод: задача I группы содержит действия первой ступени; задача II группы содержит действия второй ступени; задача III группы содержит действия первой и второй ступеней; | В ходе выполнения упражнения учащиеся приходят к правильному решению, сверяются друг с другом, при этом получились группы 2 состава, которые формируются в свободных зонах класса, ребята получают возможность качественной оценки работ друг друга. |
| ||
№ 379 Найдите периметр треугольника ABC. Как изменится периметр треугольника, если каждую его сторону увеличить на 2 см Какой способ более удобный? Более рациональный? Какой больше нравится девочкам? Какой более интересен мальчикам? | Учащиеся используют алгоритм нахождения периметра фигуры. При выполнении задания есть 2 способа решения: 1 способ: Р=(АВ+2)+(ВС+2)+(АС+2) действия первой ступени. 2 способ: Р=Равс+2*3 действия первой и второй ступеней Ребята рассуждают о способах решения Иры и Васи. | Происходит анализ разных способов решения, аргументированное доказательство рациональности способов. Ребята контролируют действия одноклассников, внимательно выслушивают ответы, в вежливой форме высказывают несогласие (коммуникативные УУД) Реализуется гендерный подход – вариативность способа решения. |
| ||
Учащимся предлагается обсудить и оценить выполненные задания, аргументируя свое мнение. Какую роль в ведении здорового образа жизни играет витаминизированное питание? Физические упражнения? | Делается вывод о том, что в математике происходит постоянное взаимодействие действий первой и второй ступеней. В жизни, как в математике – всё взаимосвязано. Если мы ведём здоровый образ жизни, значит мы будем здоровыми и успешными. | При выполнении этого задания учащиеся учитывают выделенные учителем ориентиры действия, осуществляют итоговый контроль своей деятельности, оценивают свои действия.(регулятивные УУД) Делается вывод о совокупности факторов, влияющих на ЗОЖ. |
| ||
К следующему уроку вам предстоит выбрать для себя домашнее задание: 1.Подготовить для своих друзей примеры, записанные при помощи римской нумерации, которые будут содержать действия первой и второй ступеней. 2. Я предлагаю вам подсчитать количество съеденных фруктов за неделю вами и вашей семьёй, придумать задачу с этим сюжетом. 3.Так же, вы можете выполнить № 36 рабочей тетради, который позволит вам закрепить умение составлять примеры с использованием разных ступеней. | При возникновении затруднений воспользуемся памяткой образования Римской нумерации с.17 Анализ фруктового рациона семьи и составление задачи по данному сюжету. Составить выражения с суммой, разностью и частным. | Таким образом учащиеся совершенствуют умение сопоставлять арабские и римские цифры, выделяют существенные признаки, устанавливают соотношение между изучаемыми математическими объектами.(познавательные УУД) Обращается внимание учащихся на особую роль фруктов при профилактике весеннего авитаминоза. Задание направлено на реализацию синтетической деятельности: умение конструировать объекты по их описанию. |
| ||
Сегодня мы все стали успешными. Что это значит? Как это произошло? Закончите фразу: «Любой успешный человек прежде всего должен быть … » (ЗДОРОВЫМ) | Мы достигли поставленных целей, у нас хорошие результаты в работе. Мы научились выделять действия первой и второй ступеней. Мы узнали интересные факты о яблоках и пирожках. Мы активно двигались и выполняли физические упражнения. Мы интересно взаимодействовали в группах сменного состава. | Учащиеся при подведении итогов урока осознают личностную значимость взаимодействия на уроке, значимость здорового образа жизни, оценивают свои коммуникативные, личностные и регулятивные УУД, т.е. метапредметный уровень.
|
Вы должны сказать, что нужно для того, чтобы каждого ждал успех. Рефлексия «Я», «МЫ», «ДЕЛО» Вы все были дружными и активными, проявили ум и смекалку, заслуживаете благодарности. Спасибо Вам за работу! | Ставить цель и идти к ней! «Я»- успешный, «Мы» - успешные, «Дело» - успешное! | Вопросы стимулируют активное осмысление, анализ полученной информации, вырабатывается способность к самооценке. Формируется внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики и здоровому образу жизни (личностные УУД). |
Список источников:
- Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н. Математика: Учебник для 2 класса: ч. 2 – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012.
- Базарный В. Ф. Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса. - М.:, Пульс, 2009. – 328 с.
- Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребёнка: экспресс – контроль в школе и дома: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2005.
- Бененсон Е.П., Итина Л.С., Математика. Рабочая тетрадь для 2 класса: ч. 3 – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2013.
- Ванцян А.Г., Нечаева Н.В. и др., Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л.В.Занкова– Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011.
- Ирхин В. Н. Урок и здоровье школьников: учебное пособие / В. Н. Ирхин, И. В. Ирхина. – Тирасполь: Издательство Приднестровского университета, 2009. – 192 с.
- Качан Л.Г. Научно-методические подходы к формированию современных знаний о здоровье и здоровом образе жизни: научно-методическое пособие /Под ред. н.п.н., профессора Н.Э. Касаткиной; д.б.н., профессора Э.М. Казина. В 3 частях. Ч.1.-СПб.: Изд-во ГНУ ИОВ РАО, 2005.-183с
- Мартынов С.М.Овощи + фрукты + ягоды = здоровье: беседа врача-педиатра о питании детей: Кн. для родителей. – М.: Просвещение, 1993. – 159с.
- Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.:АРКТИ, 2003. – 272 с.
- Соколова Т.Е. Информационно-поисковые умения: Познавательное общение в начальном образовании: Учебно-методическое пособие.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008.
- Интернет-ресурсы:
http://erudit-menu.ru/
http://school-collection.edu.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4-ом классе по теме «Наречие как части речи» (Развивающая система обучения Л.В.Занкова) Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 22» Басырова Г. М
Этот урок знакомит учащихся с существенными признаками наречий и их ролью в нашей речи....
Сценарий урока-сказки математики во 2 классе по развивающей системе обучения Л.В.Занкова с применением ИКТ «Время и его измерение. Решение простых и составных задач разными способами»
Данный тип урока включает организационную часть, определение темы и целей, воспроизведение учащимися знаний, связанных с предстоящей работой, сообщение содержания задания и инструктаж по его выполнени...
Рабочая программа по математике для 1 класса. Развивающая система обучения Л.В. Занкова .
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по математике составлены в соответствии с ФГОС на 2014-2015 учебный год...
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. Развивающая система обучения Л.В. Занкова .
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по окружающему миру составлены в соответствии с ФГОС на 2014-2015 учебный год...
Рабочая программа по технологии для 1 класса. Развивающая система обучения Л.В. Занкова .
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по технологии составлены в соответствии с ФГОС на 2014-2015 учебный год...
Статья на тему "Учет возрастных особенностей памяти младших школьников в учебном процессе"
Данная стаья знакомит с возрастными особенностями детей младшего школьного возраста и особенностями памяти, которые педагог должен учитывать в учебном процессе.Всем известно, как велика роль памяти в ...
Анализ воспитательной работы с учетом возрастных особенностей учащихся начальных классов
Работа строится так, чтобы каждый школьник мог попробовать себя в разных сферах деятельности, почувствовал успешность и в конечном итоге проявил себя инициатором в организации и проведении общес...