Сценарий урока-сказки математики во 2 классе по развивающей системе обучения Л.В.Занкова с применением ИКТ «Время и его измерение. Решение простых и составных задач разными способами»
учебно-методический материал по математике (2 класс) на тему
Данный тип урока включает организационную часть, определение темы и целей, воспроизведение учащимися знаний, связанных с предстоящей работой, сообщение содержания задания и инструктаж по его выполнению, самостоятельную работу учащихся над заданием под руководством учителя, оценку и самооценку выполненной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 15.5 КБ |
презентация к уроку | 1.63 МБ |
самоанализ урока | 9.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
города Нефтекумска
Сценарий урока-сказки математики во 2а классе по развивающей системе обучения Л.В.Занкова с применением ИКТ
«Время и его измерение. Решение простых и составных задач разными способами»
Сценарий составила: учитель начальных классов высшей квалификационной категории Баранова Г.Г.
1 Дидактическое обоснование:
«Математика 2 класс» И.И.Аргинская, Е.И.Ивановская, С.Н.Кормишина, УМК «Система развивающего обучения Л.В.Занкова»
2 Тема урока: «Время и его измерение. Решение простых и составных задач разными способами»
3 Дидактическая цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока.
4 Тип урока: комбинированный
5 Задачи урока:
Предметный результат:
-устанавливать закономерность ряда чисел и дополнять его в соответствии с этой закономерностью.
-определять время суток
-решать несложные задачи разными способами.
Метапредметный результат:
Личностные универсальные учебные действия:
-интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно – исследовательской деятельности.
-понимание роли математических действий в жизни человека
Регулятивные УУД
-принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
-в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
-выполнять действия в устной форме.
Познавательные УУД:
-выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки;
-проводить аналогию и на её основе строить выводы;
Коммуникативные УУД
-допускать существование различных точек зрения;
-использовать в общении правила вежливости;
-контролировать свои действия в коллективной работе.
6 Методы обучения:
-проблемный
-поисковый
-словесный
7 Формы организации познавательной деятельности учащихся:
-фронтальная
-индивидуальная
8 Средства обучения:
-учебник, сигнальные карточки, магнитная доска, интерактивная доска, компьютер, проектор, иллюстрации к сказке «Колобок»
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 | Самоопределение учебной деятельности Актуализация знаний Постановка учебной задачи Построение проекта выхода из затруднения Первичное закрепление Повторение и включение в систему знаний. Совершенствование нестандартной мыслительной деятельности. Рефлексия учебной деятельности. Домашнее задание | Настрой на работу - Начинаем наш урок! Он пойдёт ребятам впрок. Будем дружно мы считать И пятёрки получать. (Звучит мелодия к сказке «Колобок») -Вы узнали сказку? (слайд №3– бабушка, дедушка и Колобок) Пока Колобок остывает (слайд №4 – Колобок на окне), мы с вами пройдём в лес, займём удобные места и приготовимся слушать сказку и сами принимать в ней участие. -Хочу вас сразу предупредить! Мы идём в лес, а там хозяева – звери, птицы, насекомые. Мы лишь только гости. В лесу не кричать, цветы пусть растут и радуют наш глаз, ягоды не сбивать, грибы не топтать. В гостях нужно вести себя прилично. Ну, вот пришли. -Лежит колобок на окне, остывает, и заснул. И снится ему, что он ученик 2-а класса. Самый настоящий ученик – занковец. Да так у него всё ловко, получается, так бойко отвечает на вопросы учителя. а) продолжите закономерность (слайд №5 + по щелчку) 12,23,34,…(45,56,..) 1,3,9,…(21) б) поставить знаки сравнения 5*…8*можно ли поставить знак «>, <, = »? *6…*2 3*…3* *3+*4 > 59 Активизирует знания и создаёт проблемную ситуацию - Проснулся Колобок, а он всё ещё на окошке Ф/М (потянулся, размялся) - Сколько же я проспал? Какая сейчас часть суток? -Что такое сутки? (Слайд №6 – Заяц) -Распредели по порядку: утро ночь вечер день (слайд + по щелчку детские записи) ( Н У Д В Д В Н У У Д В Н В Н У Д ) - Какая запись верная? Организует учащихся на исследование проблемной ситуации -Так что такое сутки? Устанавливают осознанность восприятия - Как продолжить в обе стороны? ( задание выполнено, покатился Колобок дальше, а навстречу ему Волк) (слайд №7) - Колобок, колобок, я тебя съем и даже песню слушать не стану. Организует деятельность по решению задач (простых) - А Заяц мне интересные задания загадал. - Я что глупее Зайца, и у меня есть задача. а) Как-то весной я ловил окуней и лещей. Уже поймал довольно много. Тут пришёл медведь и попросил угостить его рыбой. Ну я не жадный и дал ему 10 окуней и лещей и у меня осталось 17 рыб. Вот я и думаю, сколько же рыб я поймал? (составляем краткую запись + на слайде по щелчку)
Поймал - ? Отдал – 11р. Осталось – 17р. 17+11=28(р.) Ответ: Волк поймал 28 рыбок. -Составьте обратную задачу ( слайд №8 по щелчку) Поймал – 28р. Отдал - ? Осталось – 17р. ( решите алгебраическим способом) У доски ученик 28 – Х = 17(р.) Ответ: Волк отдал 11 рыбок. - Усложните, чтобы задача стала составной. ( слайд №9 по щелчку) Поймал – 28 р. Отдал – 5 ок. и 6 лещ. Осталось -? ( Решите разными способами) 1с. 28 – 5 – 6 =17(р.) 11с. 28 – 6 – 5 =17(р.) 111с. 28 – (5+6)=17(р.) Ответ: у Волка осталось 17 рыбок. Ф/М (слайд № 10) ( Закройте глазки и послушайте как поют птички на нашей полянке. А теперь давайте посмотрим на деревья, вглядитесь, где они спрятались? Посмотрите далеко, далеко.) Организует проверку полученных ранее знаний. ( в тетради для проверочных работ) -Катится Колобок дальше и встречает Медведя. (слайд №11+ № задания и страница) (тетради для п/р стр. 44 работа № 1) Ну медведь добрый и сразу согласился на условие Колобка. -Молодцы, вы очень помогли Колобку. Пусть катится дальше. Организует тестовую работу -А Лиса тут как тут, ну и конечно сразу захотела съесть Колобка. Он ей всё рассказал о Зайце, Волке, Медведе и Лиса решила, что она самая хитрая и загадает очень хитрые задания и Колобок, ну никак не справится с её заданием. -Ребята, Колобку нужна помощь. (слайд№12) а) В ящике лежат зелёные и жёлтые груши. Верно ли ,что взятые груши будут обязательно одного цвета. ( 1 – да, 2 – нет) (слайд№13) б) Витя нашёл в лесу 17 грибов – сыроежек и лисичек. Он сказал, что сыроежек у него столько же, сколько лисичек. Не ошибся ли Витя? ( 1 – ошибся, 2 – нет) (слайд№14) в) Я могу поднять груз не более 15 кг Смогу ли я поднять 15 кг? 20 кг? 13 кг? ( 1 – да, 2 – нет) (слайд№15) г) В школу фигурного катания принимают детей не старше 7 лет. Примут ли меня в эту школу на будущий год, если мне сейчас ровно 5 лет? ( 1 – да, 2 – нет) Организуем рефлексию. - Довольный, что справился и с заданиями Лисы, Колобок подумал, а кто же его съест? - Вернусь-ка я к бабушке и дедушке. ( А они на радостях купили ему фоторужьё. Всех перефотографировал Колобок, остался только Волк) (слайд№ 16) -Вот и его очередь пришла, Сел, волнуясь, волк на пень. Перед зеркалом улыбку Репетировал весь день. Колобок на фотомушку Взял его: «Вниманье!» Щёлк! «Вот бы всем такие ружья!» Вдруг подумал серый волк. (играет музыка и песенка) -Понравился вам урок, ребята? -Чем мы занимались на уроке? -Молодцы! Вы очень хорошо поработали! Тетрадь № 3 (слайд №17) Стр. 6 №12 | Подготовка класса к работе. Настрой на работу. Дети предлагают варианты ответов Дети рассуждают, предлагают разные варианты ответов. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Дети анализируют схемы, делают логические выводы. Ученики продолжают схему в обе стороны Дают различные ответы, уточняют. Дети составляют краткую запись Дети работают в парах, определяют решение и ответ задачи. Ученик работает у доски. Дети рассуждают и составляют новую краткую запись составной задачи. В «отдал» могут быть разные слагаемые числа 11. Учащиеся выполняют самостоятельную работу по дополнительным тетрадям. Дети работают с сигнальными карточками Решение проблемы. Осуществляют самооценку собственной деятельности, соотносит цель и результаты. | Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: целеполагание, прогнозирование Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач Логические: формулирование проблемы Регулятивные: планирование, прогнозирование Познавательные: логические – решение проблемы Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: общеучебные – умение структуировать знания, уметь осознанно строить речевое высказывание. Коммуникативные: формулировать своё мнение, адекватно использовать речевые средства для взаимодействия на уроке Регулятивные: контроль, коррекция и осознание задачи. Личностные: самоопределение. Коммуникативные: восприятие различных точек зрения, использование простых речевых средств для передачи своего мнения, понимание содержания вопроса и воспроизведение вопросов. Познавательные: логические – решение проблемы. Коммуникативные: следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности, использовать в общении правила вежливости. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные: рефлексия. |
Подписи к слайдам:
Цель: - познакомить с единицей измерения времени – сутками - закрепление умений решать простые и составные задачи разными способами - проверить способность учащихся мыслить логически, уметь использовать свои навыки в нестандартной ситуации- создание ситуации успеха Оборудование: иллюстрации к сказке «Колобок», компьютер, экран, проектор, сигнальные карточки, музыкальное оформление.
12,23,34,...1,3,9,...
5*...8* 3*...3* *6...*2 *3+*4>59
утро ночь вечер день
Н У Д ВД В Н УУ Д В НВ Н У Д
задача
Поймал -? Отдал – 11р. Осталось – 17р. 17+11=28(р.) Ответ: Волк поймал 28 рыбок.
задача
Поймал – 28р. Отдал - ? Осталось – 17р. 28 –х =17 х=28 – 17 х=11 Ответ: Волк отдал 11 рыбок.
задача
Поймал – 28р. Отдал –5 ок. и 6 лещ. Осталось - ? 1с. 28-5-6=17(р.) 2с. 28-6-5=17(р.) 3с. 28-(5+6)=17(р.) Ответ: у Волка осталось 17 рыбок.
физминутка
Разминаем руки, плечи, чтоб сидеть нам было легче. Чтоб писать, читать, считать и совсем не уставать.Голова устала тоже. Так давайте ей поможем!Вправо, влево-раз и два. Думай, думай, голова.Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка.
Проверочная работа
тетради для п/р стр. 44 работа № 1
В ящике лежат зелёные и жёлтые груши. Верно ли, что взятые груши будут обязательно одного цвета. (1-да,2-нет)
В школу фигурного катания принимают детей не старше 7 лет. Примут ли меня в эту школу на будущий год, если мне сейчас ровно 5 лет?
Витя нашёл в лесу 17 грибов-опят и лисичек. Он сказал, что опят у него столько же, сколько лисичек. Не ошибся ли Витя?
Я могу поднять груз не более 15 кг. Смогу ли я поднять 15 кг? 20 кг? 13кг?
Д/з.
Тетрадь № 3Стр. 6 №12
Предварительный просмотр:
CАМОАНАЛИЗ
урока-сказки математики во 2а классе по развивающей системе обучения Л.В.Занкова с применением ИКТ
Учитель: Баранова Галина Гаджимуратовна
Урок – это часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершиться на уровне высокой общественной культуры. Сорокаминутный момент жизни – это продолжение домашней, уличной жизни, это "кусок истории личностной судьбы ребенка”.
Класс, с которым я работаю, занимается по системе Л.В.Занкова, является классом возрастной нормы. Большинство имеет положительную мотивацию к учебной деятельности. В классе есть ребята с неустойчивым, рассеянным вниманием, низкой работоспособностью, они быстро утомляются и поэтому испытывают трудности в обучении. Урок построен с учётом индивидуальных особенностей детей и дидактических принципов, положенных в систему Л.В.Занкова.
- обучение на высоком уровне трудности
- осознание школьниками процесса учения
- развитие всех учащихся – как слабых, так и сильных
Тема урока: «Время и его измерение. Решение простых и составных задач разными способами.»
При подготовке и проведении урока я ставила перед собой следующие задачи:
Предметный результат:
-устанавливать закономерность ряда чисел и дополнять его в соответствии с этой закономерностью.
-определять время суток
-решать несложные задачи разными способами.
Метапредметный результат:
Личностные универсальные учебные действия:
-интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно – исследовательской деятельности.
-понимание роли математических действий в жизни человека
Регулятивные УУД
-принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
-в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
-выполнять действия в устной форме.
Познавательные УУД:
-выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки;
-проводить аналогию и на её основе строить выводы;
Коммуникативные УУД
-допускать существование различных точек зрения;
-использовать в общении правила вежливости;
-контролировать свои действия в коллективной работе.
Данный тип урока включает организационную часть, определение темы и целей, воспроизведение учащимися знаний, связанных с предстоящей работой, сообщение содержания задания и инструктаж по его выполнению, самостоятельную работу учащихся над заданием под руководством учителя, оценку и самооценку выполненной работы.
Для достижения поставленных целей я использовала следующие приёмы и методы:
• словесные (рассказ учителя, работа с текстом задачи);
• наглядные (мультимедийная презентация всех этапов урока, карточки для индивидуальной работы); • письменных и устных упражнений, и самостоятельных работ, разработанных в занимательной и познавательной форме;
• методы устного и письменного контроля и самоконтроля.
Содержание урока соответствует содержанию программы и типу урока. В процессе устного счёта создавались поисковые ситуации.
Каждый последующий этап урока:
- Решение задач
- Проверочная работа
- Тесты
осуществлялся посредством нового персонажа сказки (который и задавал эти задания Колобку, а учащиеся помогали ему) постепенно наращивал трудности и повышал степень самостоятельности детей в работе, обеспечивая условия активного взаимодействия учителя и ученика. Использование сказки помогло учесть возрастные особенности учащихся, уровень их обучаемости и обученности.
Учащиеся показали осознанные, прочные знания закрепляемого материала. В ходе урока осуществлялся дифференцированный подход к учащимся к контролю за их знаниями. Различные виды тренировочных работ: решение задач, примеров, равенств и неравенств – соотносились на уроке рационально. Самостоятельная работа на уроке занимала ¼ часть учебного времени в общей системе работы на уроке, задания носили творческий характер.
С помощью тестов, занимательных заданий осуществлялось развитие логических и интеллектуальных способностей учащихся. На уроке использовалась работа с доской, работа с сигнальными карточками, в полной мере осуществлялась обратная связь. В ходе урока были использованы различные формы работы учащихся:
- коллективная;
- индивидуальная, с учётом дифференциации.
На уроке, с целью активизации работы, были использованы различные виды проверок: самопроверка с доски, взаимопроверка выполненной работы в парах. Оценка каждого задания дала возможность каждому ребёнку оценить свои знания, увидеть, что он не усвоил и над чем ему ещё нужно поработать.
В ходе работы ребята показали уровень усвоения материала, сформированность умений и навыков, были внимательны, вежливы, терпеливы по отношению друг к другу, излагали изученный материал последовательно, логично.
Целостность и завершённость уроку придаёт использование нетрадиционного приёма: сказка о колобке с использованием музыки, ИКТ организует и связывает урок в единое целое. Осуществляется межпредметная связь с музыкой, чтением.
Задание на дом носило дифференцированный по степени сложности характер.
На уроке царила доброжелательная рабочая атмосфера. Глаза детей светились радостью и любопытством. Из этого следует, что мне удалось реализовать все поставленные мною цели и задачи урока.
Я считаю, что данный урок цели достиг. Так как дети показали, что приёмы и способы устных вычислений усвоили хорошо, показали осознанные, прочные знания закрепляемого материала, умение решать задачи арифметическим и алгебраическим способом. Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся этого класса. Выбранный тип и форма проведения урока себя оправдали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики "Решение простых и составных задач"
Урок математики разработан по учебнику И. Аргинской 2 класс. На уроке закрепляется знания табличного умножения, отрабатываются вычислительные навыки. Учащиеся решают простые и состав...
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса УМК "Развивающая система обучения Л.В.Занкова".
Предлагаю рабочую программу по русскому языку 2 класс система Л.В.Занкова....
Интегрированный урок. (природоведение – математика) Тема: «Вода и её свойства. Решение простых и составных задач».
Предлагаю вашему вниманию урок, который поможет в интересной и увлекательной форме познакомить детей с таким компонентом природы, как вода.В чем особенность этого урока? Конспект урока снабжен гиперсс...
Презентация "Решение простых и составных задач" 2 класс
Цель: развивать умение составлять условие задачи по краткой записи....
Анализ решения простой и составной задачи
Алгоритм решения задачи, уравнения...
Тест по математике для 3 класса. Решение простых и составных задач
Тест по математике для 3 класса. Решение простых и составных задач...
Урок математики "Решение составных задач разными способами" 2 класс Школа России
В процессе урока создаются условия для развития умения решаить составные задачи и записывать решение разными способами. Использовать различные формы записи условия, влияющие на ход решения....