Тема "Приемы устных вычислений вида 450+30, 620-200" (3 класс)
план-конспект урока по математике (3 класс)

Леоненкова Ангелина Максимовна

Конспект по математике. 3 класс. Тема "Приемы устных вычислений вида 450+30, 620-200"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priemy_ustnyh_vychisleniy_vida_45030_620-200.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  УРОКА

База практики: МБОУ Трубчевская СОШ№1

Тема: Приемы устных вычислений вида 450+30, 620-200

Дата: 1.04.2021

Тип урока: открытие новых знаний

Учебный предмет: математика

ОС: Школа России

Учитель: Солодухина Нина Алексеевна

Студент практикант: Леоненкова А. М.

Класс: 3 «Б»

Цели:

Содержательная: создать условие для ознакомления детей с примерами вида: 450+30, 620-200

 Деятельностная: развивать у учащихся умение решать и выполнять арифметические действия с примерами вида: 450+30,620-200

Задачи:

Образовательные:

  1. Закрепить знания принципа образования натуральной последовательности чисел в пределах 1000.
  2. Развивать умение складывать и вычитать на основе знаний о нумерации;
  3. Познакомить с приемом устных вычислений вида 450+30, 620-200;
  4. Совершенствовать вычислительные навыки;
  5. Формировать умение решать текстовые задачи изучаемых видов.

Развивающие:

1. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

2. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

3. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

4. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

5. Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

6. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Воспитательные:

1. Воспитывать у учащихся устойчивый интерес к математическим знаниям

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Знания принципа образования натуральной последовательности чисел в пределах 1000.
  2. Умение складывать и вычитать на основе знаний о нумерации;
  3. Умение познакомить с приемом устных вычислений вида 450+30, 620-200;
  4. Умение совершенствовать вычислительные навыки;
  5. Умение решать текстовые задачи изучаемых видов.

Личностные:

  1. Воспитывать у учащихся устойчивый интерес к математическим знаниям 

Метапредметные:

Познавательные:

  1. Умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  2. Умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Регулятивные:

  1. Умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  2. Умение работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Коммуникативные:

  1. Умение донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  2. Умение слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Оборудование: учебник, презентация, раздаточный материал

Образовательный ресурс: Учебник: Математика. 3 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2. / [М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.]  – 5-е изд. - М.: Просвещение, 2015. – 112 с; С. – 67.

План урока:

1. Этап мотивации

1.1. Приветствие

1.2. Проверка готовности к уроку

1.3. Этический заряд

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

2.1. Устный счет

2.2. Работа с карточками

3. Этап выявления места и причины затруднения

Подведение к теме урока

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

5. Этап реализации построенного проекта

5.1. Работа с новым материалом

5.2. Разбор задачи

5.3. Округление до целых чисел

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

 Вычисление примеров с комментированием

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Самостоятельная работа в парах

8. Этап включения в систему знаний и повторения.

Составление собственной задачи

9. Этап рефлексии учебной деятельности

9.1. Подведение итогов

9.2. Домашняя работа

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД

1.1. Приветствие

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ангелина Максимовна, сегодняшний урок математики проведу у вас я. Присаживайтесь.

1.2. Проверка готовности к уроку

-Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку. У вас на партах должен быть учебник по математике, тетрадь, пенал, дневник, раздаточный материал.

1.3. Этический заряд

- В этот солнечный день я шла к вам на урок и наблюдала за красивым ясным небом, за тем, как плывут белые и пышные облака по нему, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок в классе станет теплее. И все с удовольствием будут работать на уроке. 

Приветствуют

Поверяют готовность к уроку

Фронтальная

 

Л1

2. Этап актуализации и фиксирование затруднений

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

2.1.Устный счет 

- Я предлагаю вам начать наш урок с небольшой разминки

а) Прочитайте числа: 396, 603, 850,57, 705,507,785, 136. Запишите.

б) Отработка десятичного состава трёхзначных чисел.

-Подчеркните самое маленькое число, самое большое возьмите в кружок.

-Укажите число, состоящее только из сотен и десятков

- Какое это число? (850)

-Укажите число, состоящее из 5 сотен и 7 единиц

- Какое это число?(507)

-Укажите число, состоящее из 7 сотен 8 десятков и 5 единиц

- Какое это число?(785)

-Дайте характеристику числу 136

-Представьте число 396 в виде суммы разрядных слагаемых

-Запишите числа в порядке возрастания

2.2. Работа с карточками

-Вычислите с устным объяснением

Б 734-4 Ы 935-5 Ы 200+300 Р 553+400

Н 624-20 И 366-300 Ф 301+90 И 300-60

Н 535-500 Л 90+70 Й 475+2

- А теперь, когда перед вами появилась таблица с буквами, расположите ответы в порядке убывания. Только тогда вы узнаете, о какой птице пойдёт речь в следующей задаче.

953

930

730

604

500

477

391

240

160

66

35

р

ы

б

н

ы

й

ф

и

л

и

н

(на слайде в таблице ответы перемешать)

(Учитель показывает фото рыбного филина, который занесён в Красную книгу, является редкой птицей Дальнего востока, питается рыбой.)

 

- трёх-е, 1 сотня, 3 десятка. 6 единиц

- 396=300+90+6

- 57,136,396,507,603, 705, 785, 850

Фронтальная

Фронтальная

П1

Р1

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Подведение к теме урока

- Хорошо, вы отлично с правились с прошлым заданием, давайте перейдем к следующему, рассмотрите выражения.

45 + 4                     450 + 40 = 45 дес. + 4 ед. = 490

45 -  4                     450 – 40 = 45 дес. – 4 ед. = 410

64 + 3                     640 + 30 = 64 дес. + 3 ед. = 670

64 -   3                    640 – 30 =  64 дес. – 3 ед. = 610 (образец на слайд)

- Чем они отличаются друг от друга выражения, записанные в разных столбиках?

- По какому признаку выражения разделили на группы? 

- Как выполнить вычисления в первом столбике?  Выполните вычисления

 

- Чем похожи выражения в столбиках? 

 - Как вы думаете, каким образом можно выполнить вычисления во втором столбике?

- Сколько десятков в числе 450? (45). Сколько десятков в числе 40? (4). Выполните сложение (45+4= 49 или 490)

- Сколько десятков в числе 450? (45). Сколько десятков в числе 40? (4). Выполните вычитание (45 – 4= 41 или 410)

- Сколько десятков в числе 640? (64). Сколько десятков в числе 30? (3). Выполните сложение (64+3= 67 или 670)

- Сколько десятков в числе 640? (64). Сколько десятков в числе 30? (3). Выполните вычитание (64 – 3= 61 или 610)

- В каких числовых пределах мы с вами работали?

- В первом столбике к двузначному числу прибавляют однозначное, во втором — к трехзначному двузначное.

- К единицам прибавить единицы, к десяткам — десятки; из единиц вычесть единицы, из десятков — десятки.

- В них одинаковые цифры

- Учащиеся предполагают  и комментируют решение примеров

- от 1 до 1000

Фронтальная, парная

П1

К1

Р2

ПР3

К1

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

- Как мы выполняли вычисления?

- Так может кто-нибудь уже догадался, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке, если мы с вами устно работали над примерами  от 1 до 1000?

- Какую поставим цель перед собой? Чему мы будем учиться сегодня на уроке? 

- Сформулируйте задачи урока, с помощью чего мы добьемся нашей цели?

- На основе действий с разрядными ед.

-Сегодня мы будем повторять  приемы устного счета с числами в пределах 1000

- Выполнять вычисления с трехзначными числами, оканчивающимися нулями, разными способами

- решение примеров задач

Фронтальная

Л1

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

 5.1. Работа с новым материалом

- Давайте проверим, правильно ли мы с вами рассуждали

- Взгляните, пожалуйста, на стр. 67, где находится новый теоретический материал, прочтите про себя и скажите, что нового вы узнали?

- Как нашли значение первого выражения?

 

- Чтобы не ошибиться в вычислениях мы будем подчеркивать с вами сотни и десятки карандашом

- Сколько сотен в 1 числе 1-го выражения? (4). Сколько десятков в этом числе? (5). Сколько десятков нам нужно прибавить? (3).

- Какими способами мы можем это сделать, посмотрите.

- Сколько сотен получили при сложении? (4)

- Сколько десятков? (8)

- Какое это число? (48 дес. или 480)

(объяснить с детьми все примеры из алгоритма)

5.2. Разбор задачи

- Хорошо, с примерами справились все, давайте обратимся к №2

- Прочитайте про себя данную задачу

- О чем говорится в задаче?

- Сколько покупатель просил взвесить колбасы?

- Какова масса куска, который отрезал продавец?

- Что необходимо узнать?

- Что нам сначала нужно сделать?

- Сколько в килограмме грамм ? (1000)

- Давайте мы составим краткую запись у доски

Попросил – 1 кг = 1000 г

Отрезали – 800 г

Надо добавить – ?

- Каким действием решим задачу?

- Запишите решение задачи самостоятельно, а 1 у доски

1000-800= 200(г) – надо добавить

- Что получилось? Ответ?

Физкультминутка

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом. (Шаги на месте.)

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают. (Взмахи руками.)

Раз, два, три, четыре,

Полетели, закружились. (Легкий бег на носках, дети машут руками, кружатся.)

5.3. Округление до целых чисел

- Посмотрите, пожалуйста, на задание под №2. Прочитайте его.

- Какое кол-во десятков необходимо добавить к числу 340, чтобы получилось 4 сотни? (6 дес.)

(аналогично с остальными)

- Заменили числа сотнями и сложили

(дети по алгоритму объясняют способы)

 

- О покупателе/ продавце, г/кг

- 1 кг

- 800 г

- Сколько грамм нужно добавить

- Перевести кг в г

Фронтальная

ПР1, Пр3

Л1

К2

Пр5

Пр3

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д

Вычисление примеров с комментированием

- А сейчас давайте обратимся к №1 и попробуем решить данные примеры.

- Выполним первую строку с объяснением, а вторую самостоятельно, после чего проверим.

- Первый пример. Сколько сотен в числе 420? Сколько десятков?

- Сколько десятков нам нужно прибавить? (50)

- Как мы можем выполнить вычисление? (Посмотрите на алгоритм выше)

- Какое кол-во сотен мы получили? (4). Что мы получили при сложении десятков? (70).

- Какое это число? (47 дес. или 470)

 (остальные аналогично)

- Вторую строку выполняем самостоятельно в тетрадях, затем проверяем, что у вас получилось

( аналогично проводится проверка второй строки)

Отвечают на вопросы учителя

 

 

ПР3

П1

Р2

Р3

К2

П1

Р2

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

Самостоятельная работа в парах

- Перед тем как выполнить следующий №, давайте прочитаем новый теоретический материал

- Выполните, пожалуйста, из № 5 на стр. 67  самостоятельно, а затем обменяйтесь тетрадями и проверьте своего соседа по парте. (вывести ответ на слайд)

1) 15 + 5 +5 = 25 (м)

Ответ: 25 м. получился шланг

Или

1) 2*5= 10 (м) – общая длина 2 шлангов

2) 15 + 10 =25 (м) – получился шланг

- Как вы решали эту задачу?

- О чем в ней говорится?

- Какой длины шланг был изначально?

- Что с ним делали?

- Как мы можем решить эту задачу?

- Каким способом еще можно решить эту задачу?

- Верно

- Поднимите руки те, у кого все правильно?

- Одна ошибка? Две и более

-15 м

- Присоединили еще 2 шланга по 5 метров

- к 15 прибавить 2 раза по 5, т.к. присоединили еще 2 шланга по 5 м

- 2*5, т.к. 2 шланга по 5 метров, а затем 10 прибавить к 15

Индивидуальная

ПР2

П1

Пр5

8. Этап включения в систему знаний и повторения

 Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Составление собственной задачи

- А сейчас у меня для вас интересное задание.

- Вам нужно составить такую задачу, которая будет решаться действием 450+30.

- Подумайте, даю вам на эту работу 2 минуты

- Кто хочет прочитать свою задачу

- Составьте краткую запись своей задачи

- Какие действия нам необходимо выполнить, чтобы решить задачу

- Решите каждый свою задачу  тетради. Если не смогли придумать задачу, то я предлагаю вам свой вариант.

Задача:

В школьник привезли коробки с ручками и маркерами. Ручек в коробке было 450, а маркеров 30. Сколько всего ручек и маркеров привезли в школьник?

 

Фронтальная

ПР1

ПР2

Л1

П1

Р1

9. Этап рефлексии учебной деятельности

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

9.1. Подведение итогов

-Молодцы! Вы успешно справились со всеми заданиями, но, к сожалению, наш урок подошел к концу. 

— Какие знания и умения мы закрепляли сегодня на уроке?

— Кому сегодня удалось сделать то, что не получалось раньше?

— Какое задание было самым интересным?

9.2. Домашнее задание

-Д/з. Учебник: № 7, 6 (с. 67).

Спасибо за работу на уроке, до свидания!

-Приемы устных вычислений в пределах 1000, умение решать задачи и тд.

Индивидуальная

Р1

Л1

К2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики. Приёмы устных вычислений вида: 470+80, 560-90. 3 класс.

Тема урока: Приёмы устных вычислений вида: 470+80, 560-90Цель: познакомить с приемами вычислений вида 470 + 80, 560 — 90; закреплять вычислительные навыки, умение решать за­дачи изученных видов.Планир...

Конспект урока математики. Приёмы устных вычислений вида: 450+30, 620-200. 3 класс.

Тема урока: Приёмы устных вычислений вида: 450+30, 620-200Цель: ·        познакомить с приемами устных вычислений вида 450 + 30, 620 — 200,  основанные на знани...

Конспект урока по математике «Приемы устных вычислений вида 260+310, 620-200», 3 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление с приемами вычислений вида 260+310, 670-140; совершенствование вычислительных навыков и умения решать задачи изученных видов.Планируемые результатыПредметные:- ...

Конспект урока "Приёмы устных вычислений вида: 260 + 310, 670–140" (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с приёмами устных вычислений вида 260+310, 670-140; закрепление вычислительных навыков, умение решать задачи изученных видов.Планируемые результатыП...