Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Планируемые результаты |
1. Этап мотивации Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД | 1.1. Приветствие -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ангелина Максимовна, сегодняшний урок математики проведу у вас я. Присаживайтесь. 1.2. Проверка готовности к уроку -Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку. У вас на партах должен быть учебник по математике, тетрадь, пенал, дневник, раздаточный материал. 1.3. Этический заряд - В этот солнечный день я шла к вам на урок и наблюдала за красивым ясным небом, за тем, как плывут белые и пышные облака по нему, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок в классе станет теплее. И все с удовольствием будут работать на уроке.
| Приветствуют
Поверяют готовность к уроку
|
Фронтальная |
Л1 |
2. Этап актуализации и фиксирование затруднений Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.
| 2.1.Устный счет - Я предлагаю вам начать наш урок с небольшой разминки - Найдите значения выражений. Расставьте слова в порядке возрастания соответствующих ответов, прочитайте загадку и разгадайте её. (470+60)-150 (расставляет) (210-30)-(240-180) (не) 900-(270+260) (сети) 230-(520-450)+90 (рыбак) (250-80)+(400-210) (а) Ответ: Не рыбак, а сети расставляет. (Паук.) 2.2.Математический диктант. (взаимопроверка, на слайд) 1.Найдите сумму чисел 500 и 40. (540.) 2.Уменьшите 900 на 300. (600.) 3.Первое слагаемое 50, второе слагаемое 80. Найдите сумму. (130.) 4.Чему равна разность чисел 720 и 60? (660.) 5.На сколько 490 больше, чем 70? (420.) 6.Из какого числа вычли 510 и получили 80? (590.) 7.Увеличьте 705 на 90. (795.) 8. Найдите разность чисел 985 и 5. (980.) 9.На сколько нужно уменьшить 827, чтобы получилось 807? (на 20.) 10.Увеличьте 640 на 90. (730.) ( если одна ошибка – 5, две или 3 ошибки – 4 , и 4 или более – 2 ) |
|
Фронтальная
Фронтальная
|
П1
Р1
|
3. Этап выявления места и причины затруднения Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | 3.1. Подготовительная работа. - Решите столбиком примеры 46+28, 35+17, 90+11. 3.2. Знакомство со случаем сложения с переходом. - Предлагает рассмотреть запись на доске: +356 272 628 - Рассмотрите внимательно запись. - Вы заметили, что в ней тоже записана сумма чисел 356 и 272? - Расскажите, как это сделано. - Как расположены единицы?
- Как расположены десятки и сотни?
- Где стоит знак действия?
- Что в записи заменяет знак равенства? - Как располагается значение суммы?
-Хорошо, ребята, а кто-нибудь знает, каким математическим термином можно заменить слово «порядок»? - Верно, сейчас я вам предлагаю составить вместе алгоритм примера, который мы проговорили устно, посмотрите внимательно на слайд. Алгоритм сложения трехзначных чисел: (открывается первый пункт) 1 шаг 1. Записываю первое слагаемое, записываю второе слагаемое под первым слагаемым, так чтобы единицы были под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями. (Дальше предлагается способ рассуждения) Открывается 2 и 3 шаг алгоритма. 2. Складываю единицы: 6 + 2 = 8. Пишу под единицами 8. 3. Складываю десятки: 5 + 7 = 12. 12 десятков – это 1 сотня и 2 десятка. Пишу 2 десятка под десятками, а 1 сотню запоминаем. 4. Складываем сотни: 3 + 2 = 5, да ещё 1 сотня, которую запоминали, получается 6. Пишу под сотнями 6. Читаю ответ: сумма равна 628. - Какой вывод мы можем сделать, поработав со сложением трехзначных чисел в столбик?
|
- Единицы расположены под единицами. -Десятки под десятками, сотни под сотнями - Слева от слагаемых - Черта - Под чертой; единицы записаны под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями
- Алгоритм
- сложение выполняется по определенному алгоритму, ед. под ед., дес. под дес., сотни под сотнями |
Фронтальная, парная |
П1
К1 Р2 ПР3 К1
|
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.
| - Как мы выполняли вычисления?
- Так может кто-нибудь уже догадался, какой теме будет посвящен сегодняшний урок, если мы с вами говорили об алгоритме трехзначных чисел?
- Какую поставим цель перед собой? Чему мы будем учиться сегодня на уроке?
- Сформулируйте задачи урока, с помощью чего мы добьемся нашей цели?
| - На основе действий с разрядными ед. -Сегодня мы будем закреплять полученные знания и учиться считать трехзначные числа в столбик по алгоритму - Выполнять вычисления с трехзначными числами через алгоритм - С помощью решения примеров и задач |
Фронтальная |
Л1 |
5. Этап реализации построенного проекта Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
| 5.1. Работа с новым материалом - Давайте проверим, правильно ли мы с вами рассуждали - Взгляните, пожалуйста, на стр. 71, прочтите про себя алгоритм сложения трехзначных чисел в пределах тысячи.
-Давайте проговорим этот алгоритм. Кто желает? Надо вычислить сумму 356 + 272. Пишу: пример в столбик сумму чисел 356+272. Складываю единицы: 6+2=8. Складываю десятки: 5+7=12. 12 дес. - это 1 сот. 2 дес.; 2дес. пишу под десятками, а 1 сот. прибавлю к сотням. Складываю сотни: 3+2+1 Читаю ответ: 628. 5.2. Работа по алгоритму - Хорошо, давайте обратимся к №1 - Прочитайте про себя задание
Физкультминутка Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.) Плечи выше поднимаем, А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.) Руки перед грудью ставим И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.) Десять раз подпрыгнуть нужно, Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.) Мы колени поднимаем — Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.) От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.) И на место вновь вернулись. (Дети садятся.) |
- Заменили числа сотнями и сложили
(дети по алгоритму объясняют способы)
- пишу пример 437+95 в столбик, складываю единицы, 7+5= 12, 12 это 1дес. и 2 ед, пишу 2 ед. под ед., а десятки запоминаю, складываю десятки …, сотни …, читаю ответ.
| Фронтальная
|
ПР1, Пр3
Л1
К2
Пр5
|
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся: решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д | Вычисление примеров с комментированием - А сейчас давайте обратимся к №2 и попробуем решить данные примеры.
- Первый пример проговорим. Надо вычислить сумму 456+252 . Пишу: пример в столбик сумму 456+252. Складываю единицы: 6+2=8 . Складываю десятки: 5+5=10. 10 дес. - это 1 сот. 0 дес.;0 дес. пишу под десятками, а 1 сот. прибавлю к сотням. Складываю сотни: 4+2+1. Читаю ответ: 708 Следующие два примера запишите самостоятельно у себя в тетради. Проверяем.
|
Отвечают на вопросы учителя
Надо вычислить сумму 690+188 Пишу: пример в столбик сумму 690+188. Складываю единицы: 0+8=8 Складываю десятки: 9+8=17 17 дес. – это 1 сот. 7дес.; 7 десятком пишу под десятками, а 1 сотню прибавлю к сотням. Складываю сотни: 6+1+1=8 Читаю ответ: 878. Надо вычислить сумму 23+338 Пишу: пример в столбик 23+338 Складываю единицы: 3+8=11 11дес. - это 1 дес., 1ед.; 1 ед. пишу под единицами, а 1 дес прибавлю к десяткам. Складываю десятки: 2+3+1=6 Складываю сотни: 3+0=3 Читаю ответ: 361. |
|
ПР3
П1
Р2
Р3
К2 П1 Р2
|
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.
| 7.1.Разбор задачи
- Посмотрите, пожалуйста, на задание под №3. Прочитайте его. Что нам необходимо дополнить? - Предлагаю взять цену тетради 4 руб., а цену альбома 10 руб. - О чем говорится в задаче?
- Сколько купил тетрадей? Альбомов?
- Что необходимо узнать? - Давайте мы составим краткую запись у доски
| Цена, руб. | Кол-во, шт | Стоимость, руб. | Тетради | 4 | 3 | ? | Альбомы | 10 | 2 | ? |
Тетрадей – 3 по 4 руб. Альбомов – 2 по 10 руб. Сколько заплатил – ? -Что сначала мы можем узнать?
- Каким действием? 1) 3*4= 12 (р.) – потратил на тетради - Что мы еще можем узнать?
2) 2*10= 20 (р.) – потратил на альбомы - Сможем мы ответить сейчас на вопрос задачи? 3) 12+20 = 32 (р.) – заплатил за всё Ответ: 32р.- Предлагаю вам решить задачу под №4.
7.2.Самостоятельная работа в парах
Ребята, а сейчас мы с Вами будем решать задачу№4. Прочитайте. 1 раз - про себя. 2 раз - вслух. 3 раз - условие, вопрос. - Что известно?
- Что значит на 5 спектаклей по 16 билетов?
- Что неизвестно? -Кто составит краткую запись у доски? (Один у доски, остальные записывают у себя в тетрадях.) -Выделите главные слова.
-Сколько билетов было? -Сколько продал? -Что нужно узнать?
-Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? -Давайте запишем краткую запись
Краткая запись Было - 480б. Продал - ?, по 16б. на 5с. Осталось - ? - Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? -Как узнать, сколько билетов было продано? Каким выражением запишем? -Теперь мы можем ответить на вопрос задачи? Через какое действие мы это узнаем? Запишите второе действие самостоятельно. -Проверяем.Верно, запишите ответ! |
-Условие
- О тетрадях и альбомах -3,2
- Сколько заплатил
-Сколько денег заплатил за тетради - умножением
- Сколько потратил на альбомы
-Было 480 билетов. Кассир продал билеты на 5 спектаклей, по 16 билетов на каждый. -Это значит, что он продал на один (каждый) спектакль 16 билетов. - Сколько билетов осталось в кассе.
-Было, продал, осталось. -480 билетов. -По 16 билетов на 5 спектаклей. -Сколько билетов осталось в кассе. -Нет, так как мы не знаем сколько билетов продано.
- Сколько б. было продано и сколько осталось 1)16*5=80(б.) продано.
2)480-80=400(б.) осталось. Ответ:400 билетов.
|
Индивидуальная
| ПР2 П1
Пр5
|
8. Этап включения в систему знаний и повторения Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | Составление обратной задачи -Ребята, а сейчас мы с Вами продолжим №4. -Что мы ещё не выполнили? -Верно. - Как составить обратную задачу? - Давайте попробуем составить ее.
-Попробуйте составить краткую запись, а затем мы проверим все вместе(слайд + решение) -Кто запишет решение на доске? (Остальные записывают решение в тетрадях)
|
-Мы не составили обратную задачу. -После того, как кассир продал на 5 спектаклей по 16 билетов на каждый, в театральной кассе осталось ещё 400 билетов. Сколько билетов было сначала в кассе? 1) 16 • 5 = 80 (б.) продал 2) 400 + 80 = 480 (б.) было Ответ: 480 билетов.
|
Фронтальная | ПР1
ПР2
Л1
П1 Р1 |
9. Этап рефлексии учебной деятельности Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
| 9.1. Подведение итогов -Молодцы! Вы успешно справились со всеми заданиями, но, к сожалению, наш урок подошел к концу. — С каким новым приемом мы познакомились сегодня на уроке? — Кому сегодня удалось сделать то, что не получалось раньше? — Какое задание было самым интересным? 9.2. Домашнее задание -Д/з. Учебник: № 5 (с. 71). Спасибо за работу на уроке, до свидания! |
-Алгоритм сложения трехзначных чисел
|
Индивидуальная
| Р1
Л1
К2
|