Тема "Алгоритм сложения трехзначных чисел" (3 класс)
план-конспект урока по математике (3 класс)

Леоненкова Ангелина Максимовна

 Конспект по математике. 3 класс.Тема "Алгоритм сложения трехзначных чисел"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon algoritm_slozheniya_trehznachnyh_chisel.doc864.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  УРОКА

База практики: МБОУ Трубчевская СОШ№1

Тема: Алгоритм сложения трехзначных чисел

Дата: 8.04.2021

Тип урока: открытие новых знаний

Учебный предмет: математика

ОС: Школа России

Учитель: Волкова В.Н.

Студент практикант: Леоненкова А. М.

Класс: 3 «А»

Цели:

Содержательная: создать условие для ознакомления детей с алгоритмом сложения трехзначных чисел

 Деятельностная: развивать у учащихся умение решать и выполнять арифметические действия с трехзначными числами

Задачи:

Образовательные:

  1. Закрепить знания принципа образования натуральной последовательности чисел в пределах 1000.
  2. Развивать умение складывать на основе знаний о нумерации;
  3. Познакомить учащихся с алгоритмом сложения трехзначных чисел;
  4. Совершенствовать вычислительные навыки;
  5. Формировать умение решать текстовые задачи изучаемых видов.

Развивающие:

1. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

2. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

3. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

4. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

5. Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

6. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Воспитательные:

1. Воспитывать у учащихся устойчивый интерес к математическим знаниям

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Знание принципа образования натуральной последовательности чисел в пределах 1000.
  2. Умение складывать на основе знаний о нумерации;
  3. Умение познакомить учащихся с алгоритмом сложения трехзначных чисел;
  4. Умение совершенствовать вычислительные навыки;
  5. Умение решать текстовые задачи изучаемых видов.

Личностные:

  1. Воспитывать у учащихся устойчивый интерес к математическим знаниям 

Метапредметные:

Познавательные:

  1. Умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  2. Умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Регулятивные:

  1. Умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  2. Умение работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Коммуникативные:

  1. Умение донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  2. Умение слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Оборудование: учебник, презентация, раздаточный материал

Образовательный ресурс: Учебник: Математика. 3 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2. / [М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.]  – 5-е изд. - М.: Просвещение, 2015. – 112 с; С. – 71.

План урока:

1. Этап мотивации

1.1. Приветствие

1.2. Проверка готовности к уроку

1.3. Этический заряд

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

2.1. Устный счет

2.2. Математический диктант

3. Этап выявления места и причины затруднения

3.1. Подготовительная работа

3.2. Знакомство со случаем сложения с переходом.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

5. Этап реализации построенного проекта

5.1. Работа с новым материалом

5.2. Работа по алгоритму

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

7.1. Разбор задачи

7.2. Самостоятельная работа в парах

8. Этап включения в систему знаний и повторения.

9. Этап рефлексии учебной деятельности

9.1. Подведение итогов

9.2. Домашняя работа

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД

1.1. Приветствие

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ангелина Максимовна, сегодняшний урок математики проведу у вас я. Присаживайтесь.

1.2. Проверка готовности к уроку

-Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку. У вас на партах должен быть учебник по математике, тетрадь, пенал, дневник, раздаточный материал.

1.3. Этический заряд

- В этот солнечный день я шла к вам на урок и наблюдала за красивым ясным небом, за тем, как плывут белые и пышные облака по нему, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок в классе станет теплее. И все с удовольствием будут работать на уроке. 

Приветствуют

Поверяют готовность к уроку

Фронтальная

 

Л1

2. Этап актуализации и фиксирование затруднений

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

2.1.Устный счет 

- Я предлагаю вам начать наш урок с небольшой разминки

- Найдите значения выражений. Расставьте слова в порядке возрастания соответствующих ответов, прочитайте загадку и разгадайте её.

(470+60)-150 (расставляет)

(210-30)-(240-180) (не)

900-(270+260) (сети)

230-(520-450)+90 (рыбак)

(250-80)+(400-210) (а)

Ответ: Не рыбак, а сети расставляет. (Паук.)

2.2.Математический диктант.

(взаимопроверка, на слайд)

1.Найдите сумму чисел 500 и 40. (540.)

2.Уменьшите 900 на 300. (600.)

3.Первое слагаемое 50, второе слагаемое 80. Найдите сумму. (130.)

4.Чему равна разность чисел 720 и 60? (660.)

5.На сколько 490 больше, чем 70? (420.)

6.Из какого числа вычли 510 и получили 80? (590.)

7.Увеличьте 705 на 90. (795.)

8. Найдите разность чисел 985 и 5. (980.)

9.На сколько нужно уменьшить 827, чтобы получилось 807? (на 20.)

10.Увеличьте 640 на 90. (730.)

( если одна ошибка – 5, две или 3 ошибки – 4 , и 4 или более – 2 )

 

Фронтальная

Фронтальная

П1

Р1

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

3.1. Подготовительная работа.

- Решите столбиком примеры 46+28, 35+17, 90+11.

3.2. Знакомство со случаем сложения с переходом.

- Предлагает рассмотреть запись на доске:

+356

  272

  628

- Рассмотрите внимательно запись.

- Вы заметили, что в ней тоже записана сумма чисел 356 и 272?

- Расскажите, как это сделано.

- Как расположены единицы?

- Как расположены десятки и сотни?

- Где стоит знак действия?

- Что в записи заменяет знак равенства?

- Как располагается значение суммы?

-Хорошо, ребята, а кто-нибудь знает, каким математическим термином можно заменить слово «порядок»?

- Верно, сейчас я вам предлагаю составить вместе алгоритм примера, который мы проговорили устно, посмотрите внимательно на слайд.

Алгоритм сложения трехзначных чисел: (открывается первый пункт)

1 шаг

1. Записываю первое слагаемое, записываю второе слагаемое под первым слагаемым, так чтобы единицы были под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.

(Дальше предлагается способ рассуждения)        

Открывается 2 и 3 шаг алгоритма.

2. Складываю единицы: 6 + 2 = 8. Пишу под единицами 8.

3. Складываю десятки: 5 + 7 = 12. 12 десятков – это 1 сотня и 2 десятка. Пишу 2 десятка под десятками, а 1 сотню запоминаем.

4. Складываем сотни: 3 + 2 = 5, да ещё 1 сотня, которую запоминали, получается 6. Пишу под сотнями 6.

Читаю ответ: сумма равна 628.

- Какой вывод мы можем сделать, поработав со сложением трехзначных чисел в столбик?

- Единицы расположены под единицами.

-Десятки под десятками, сотни под сотнями

- Слева от слагаемых

- Черта

- Под чертой; единицы записаны под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями

- Алгоритм

- сложение выполняется по определенному алгоритму, ед. под ед., дес. под дес., сотни под сотнями

Фронтальная, парная

П1

К1

Р2

ПР3

К1

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

- Как мы выполняли вычисления?

- Так может кто-нибудь уже догадался, какой теме будет посвящен сегодняшний урок, если мы с вами говорили об алгоритме трехзначных чисел?

- Какую поставим цель перед собой? Чему мы будем учиться сегодня на уроке? 

- Сформулируйте задачи урока, с помощью чего мы добьемся нашей цели?

- На основе действий с разрядными ед.

-Сегодня мы будем закреплять полученные знания и учиться считать трехзначные числа в столбик по алгоритму

- Выполнять вычисления с трехзначными числами через алгоритм

- С помощью решения примеров  и задач

Фронтальная

Л1

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

 5.1. Работа с новым материалом

- Давайте проверим, правильно ли мы с вами рассуждали

- Взгляните, пожалуйста, на стр. 71, прочтите про себя алгоритм сложения трехзначных чисел в пределах тысячи.

-Давайте проговорим этот алгоритм. Кто желает?

Надо вычислить сумму 356 + 272.

Пишу: пример в столбик сумму чисел 356+272. 

Складываю единицы: 6+2=8. 

Складываю десятки: 5+7=12.

12 дес. - это 1 сот. 2 дес.; 2дес. пишу под десятками, а 1 сот. прибавлю к сотням.

Складываю сотни: 3+2+1 

Читаю ответ: 628.

 5.2. Работа по алгоритму

- Хорошо, давайте обратимся к №1

- Прочитайте про себя задание

Физкультминутка

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,        

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем —

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

- Заменили числа сотнями и сложили

(дети по алгоритму объясняют способы)

- пишу пример 437+95 в столбик, складываю единицы, 7+5= 12, 12 это 1дес. и 2 ед, пишу 2 ед. под ед., а десятки запоминаю, складываю десятки …, сотни …, читаю ответ.

Фронтальная

ПР1, Пр3

Л1

К2

Пр5

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д

Вычисление примеров с комментированием

- А сейчас давайте обратимся к №2 и попробуем решить данные примеры.

- Первый пример проговорим.

Надо вычислить сумму 456+252 .

Пишу: пример в столбик сумму 456+252.

Складываю единицы: 6+2=8  .

Складываю десятки: 5+5=10.

10 дес. - это 1 сот. 0 дес.;0 дес. пишу под десятками, а 1 сот. прибавлю к сотням.

Складываю сотни: 4+2+1.

Читаю ответ: 708

Следующие два примера запишите самостоятельно у себя в тетради.

Проверяем.

Отвечают на вопросы учителя

Надо вычислить сумму 690+188

Пишу: пример в столбик сумму 690+188.

Складываю единицы: 0+8=8

Складываю десятки: 9+8=17 17 дес. – это 1 сот. 7дес.; 7 десятком пишу под десятками, а 1 сотню прибавлю к сотням.

Складываю сотни: 6+1+1=8

Читаю ответ: 878.

Надо вычислить сумму 23+338

Пишу: пример в столбик 23+338

Складываю единицы: 3+8=11

11дес. - это 1 дес., 1ед.; 1 ед. пишу под единицами, а 1 дес прибавлю к десяткам.

Складываю десятки: 2+3+1=6

Складываю сотни: 3+0=3

Читаю ответ: 361.

 

ПР3

П1

Р2

Р3

К2

П1

Р2

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

7.1.Разбор задачи

- Посмотрите, пожалуйста, на задание под №3. Прочитайте его. Что нам необходимо дополнить?

- Предлагаю взять цену тетради 4 руб., а цену альбома 10 руб.

- О чем говорится в задаче?

- Сколько купил тетрадей? Альбомов?

- Что необходимо узнать?

- Давайте мы составим краткую запись у доски

Цена, руб.

Кол-во, шт

Стоимость, руб.

Тетради

4

3

?

Альбомы

10

2

?

Тетрадей  – 3 по 4 руб.

Альбомов – 2 по 10 руб.

Сколько заплатил – ?

-Что сначала мы можем узнать?

- Каким действием?

1) 3*4= 12 (р.) – потратил на тетради

- Что мы еще можем узнать?

2) 2*10= 20 (р.) – потратил на альбомы

- Сможем мы ответить сейчас на вопрос задачи?

3) 12+20 = 32 (р.) – заплатил за всё

Ответ: 32р.- Предлагаю вам решить задачу под  №4.

7.2.Самостоятельная работа в парах

Ребята, а сейчас мы с Вами будем решать задачу№4.

Прочитайте.

1 раз - про себя.

2 раз - вслух.

3 раз - условие,

вопрос.

- Что известно?

- Что значит на 5 спектаклей по 16 билетов?

- Что неизвестно?

-Кто составит краткую запись у доски? (Один у доски, остальные записывают у себя в тетрадях.)

-Выделите главные слова.

-Сколько билетов было?

-Сколько продал?

-Что нужно узнать?

-Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

-Давайте запишем краткую запись

Краткая запись

Было - 480б.

Продал - ?, по 16б. на 5с.

Осталось - ?

- Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи?

-Как узнать, сколько билетов было продано? Каким выражением запишем?

-Теперь мы можем ответить на вопрос задачи? Через какое  действие мы это узнаем? Запишите второе действие самостоятельно.

-Проверяем.Верно, запишите ответ!

 

-Условие

- О тетрадях и альбомах

-3,2

- Сколько заплатил

-Сколько денег заплатил за тетради

- умножением

- Сколько потратил на альбомы

-Было 480 билетов. Кассир продал билеты на 5 спектаклей, по 16 билетов на каждый.

-Это значит, что он продал на один (каждый) спектакль 16 билетов.

- Сколько билетов осталось в кассе.

-Было, продал, осталось.

-480 билетов.

-По 16 билетов на 5 спектаклей.

-Сколько билетов осталось в кассе.

-Нет, так как мы не знаем сколько билетов продано.

- Сколько б. было продано и сколько осталось

1)16*5=80(б.) продано.

2)480-80=400(б.) осталось.

Ответ:400 билетов.

Индивидуальная

ПР2

П1

Пр5

8. Этап включения в систему знаний и повторения

 Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Составление обратной задачи

-Ребята, а сейчас мы с Вами продолжим №4.

-Что мы ещё не выполнили?

-Верно.

- Как составить обратную задачу?

- Давайте попробуем составить ее.

-Попробуйте составить краткую запись, а затем мы проверим все вместе(слайд + решение)

-Кто запишет решение на доске?

(Остальные записывают решение в тетрадях)

 

-Мы не составили обратную задачу.

-После того, как кассир продал на 5 спектаклей по 16 билетов на каждый, в театральной кассе осталось ещё 400 билетов. Сколько билетов было сначала в кассе?

1) 16 • 5 = 80 (б.) продал

2) 400 + 80 = 480 (б.) было

Ответ: 480 билетов.

Фронтальная

ПР1

ПР2

Л1

П1

Р1

9. Этап рефлексии учебной деятельности

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

9.1. Подведение итогов

-Молодцы! Вы успешно справились со всеми заданиями, но, к сожалению, наш урок подошел к концу. 

— С каким новым приемом мы познакомились сегодня на уроке?

— Кому сегодня удалось сделать то, что не получалось раньше?

— Какое задание было самым интересным?

9.2. Домашнее задание

-Д/з. Учебник: № 5 (с. 71).

Спасибо за работу на уроке, до свидания!

-Алгоритм сложения трехзначных чисел

Индивидуальная

Р1

Л1

К2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы письменного сложения трехзначных чисел. (урок математики в 3 классе)

Данная разработка урока позволяет научить письменным приемам сложения чисел в пределах 1000 (используя алгоритм сложения двухзначных чисел, вывести алгоритм сложения для трехзначных чисел), а также ра...

Урок математики в 3 классе "Сложение трехзначных чисел"

В предверии зимних олимпийских игр "Сочи-2014" провела урок математики в 3 классе на тему "Сложение трёхзначных чисел". До олимпиады в течение года дети должны познакомиться со всеми зимними видами сп...

"Алгоритм сложения трехзначных чисел" Урок математики в 3 классе.

В ходе работы на уроке учащиеся научатся выполнять сложение трехзначных чисел в столбик по алгоритму; решать задачи изученных видов; выполнять задания творческого и поискового характера; анализировать...

Математика 3 класс Сложение трехзначных чисел без перехода через разряд Система Л.В. Занкова

Планируемые результаты:Предметные: выявлять закономерность ряда чисел, дополнять его в соответствии с этой закономерностью; выполнять сложение трехзначных чисел без перехода через разряд столбиком; пр...

"Урок математики в 3 классе "Закрепление сложения трехзначных чисел в столбик""

Цель: Повторить и закрепить навыки сложения  трехзначных чисел в столбик.Задачи:образовательные:•совершенствовать вычислительные навыки сложения  в пределах 1000, умения решать задачи ;разви...

Конспект урока математики в 3 классе по теме "Сложение трехзначных чисел"

Урок разработан с учетом системно- деятельностного подхода...