Приемы письменного сложения трехзначных чисел. (урок математики в 3 классе)
методическая разработка по математике (3 класс) по теме
Данная разработка урока позволяет научить письменным приемам сложения чисел в пределах 1000 (используя алгоритм сложения двухзначных чисел, вывести алгоритм сложения для трехзначных чисел), а также развивать логическое мышление, память, внимание, воспитывать доброту, умение приходить на помощь, развивать: чувство сопереживания героям сказки, интерес к предмету, трудолюбие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_matematike_v.n.gabuniya.doc | 929.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 3 классе.
Тема урока: Приемы письменного сложения трехзначных чисел.
Тип урока: урок-сказка.
Цель: научить письменным приемам сложения трехзначных чисел, закрепить знания устных вычислений в пределах 1000, развивать навыки устных вычислений.
Задачи:
- обучающие: научить письменным приемам сложения чисел в пределах 1000 (используя алгоритм сложения двухзначных чисел, вывести алгоритм сложения для трехзначных чисел);
- развивающие: развивать логическое мышление, память, внимание;
- воспитательные: воспитывать доброту, умение приходить на помощь, развивать: чувство сопереживания героям сказки, интерес к предмету, трудолюбие.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, раздаточный дидактический материал, сопровождающая урок музыка.
Ход урока.
Звучит музыка – начало сказки.
Учитель: Дорогие ребята. Сегодня у нас необычный урок. Вы любите сказки?
Дети. Да!
Учитель: Мы с вами сегодня побываем в гостях у сказки об Иван - Царевиче и Елене Прекрасной. Нас с вами ждут неожиданные встречи, приключения. И, наверняка, Ивану-Царевичу понадобится наша помощь. Вы готовы?
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-Царевич. И было у него три сестры – Марья, Ольга и Анна. Родители у них умерли. Отдал Иван-Царевич сестер своих замуж за царей медного, серебряного и золотого царства.
Прошел год. Заскучал Иван-Царевич. Решил он проведать своих сестриц и отправился в путь. Только выехал из своего царства, а на пути огромный камень перекрыл дорогу. (Слайд 1). А на камне том написано: Если быстро решить примеры, то камень повернется и освободит дорогу. Иван-Царевич посмотрел на камень, призадумался: в жизни таких примеров не решал, вовек мне их не решить. Что же мне делать?
Ребята, а вы сможете помочь Ивану-Царевичу?
Посмотрите на задание: (слайд 2)
(100-65):7х8+24=
10х6:20х10:5х3=
Найди закономерности и продолжи:
140, 129, 118, 107, ..., ... .
200 + 380 - 180 +60 + 40 =
20 х 6 : 3 : 8 х 10 =
560 - 60 + 6 + 14 - 80 =
320 - 160 =
400+190=
Ответы проверяются: 500, 50, 340, 160, 590
Учитель: Спасибо Вам большое, что помогли Ивану-Царевичу. Камень повернулся и освободил дорогу Ивану-Царевичу. Едет Иван-Царевич дальше, а навстречу ему Елена Прекрасная. Поздоровался Иван-Царевич, поклонился: Здравия желаю Вам, сударыня, Елена Прекрасная! Разрешите мне продолжить путь? А Елена Прекрасная отвечает: Сударь, вы сможете продолжить ваш путь, если ответите мне на мои вопросы (слайд 2).
Вопросы Елены Прекрасной:
1.Какие числа употребляются при счёте? (натуральные)
2.Назовите цифры, которые употребляют для записи натуральных чисел. (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9)
3.Назовите наименьшее трёхзначное число (100)
4.Назовите наибольшее трёхзначное число (999)
5.Как называются компоненты действия сложения (слагаемое, слагаемое, сумма)
Учитель: Быстро и правильно справился Иван-Царевич с вашей помощью с вопросами и отправился дальше в путь. Но у него из головы не выходила красавица Елена Прекрасная. Влюбился он в неё. И он решает вернуться обратно, чтобы сделать ей предложение руки и сердца - выйти за него замуж. Возвратился он на место встречи с Еленой Прекрасной, а её уж и след простыл. А на том самом месте под сухим деревом, под корягами (слайд №3) Леший сидит. Иван - Царевич его и спрашивает: Не видал ли он Елены Прекрасной, не знает ли, что с ней случилось, и где ему её теперь искать? Леший отвечает: реши задачу, скажу.
Задача: в лесу посадили 232 ёлочки, а берез на 55 больше. Сколько берез посадили?
Иван-Царевич обрадовался, он такую задачу решить может и в уме. Ребята, а как вы думаете, какой ответ у него получился? (слайд 4).
А Леший тут как тут: А теперь измени вопрос о деревьях, чтобы эта простая задача стала составной (слайд 5).
Ребята, помогите Ивану-Царевичу сформулировать вопрос.
Ученики: Сколько всего деревьев в лесу?
А сможет ли Иван-Царевич устно подсчитать количество всех деревьев, посаженных в лесу?
Ученики: нет.
Значит, когда устно выполнить сложение трехзначных чисел трудно, действие выполняется письменно. Как и при действиях с двухзначными числами, при этом используется запись «столбиком». Давайте вспомним алгоритм сложения в «столбик» двухзначных чисел (слайд 6). А сможем ли мы, опираясь на этот алгоритм, складывать трехзначные числа? Давайте попробуем доработать наш алгоритм для трехзначных чисел (слайд 7).
Теперь мы сможем решить задачу. Сделайте запись, решите и назовите ответ – сколько же всего посадили деревьев в лесу? (слайд 6). Леший остался довольным и говорит: Елену Прекрасную похитил Кощей Бессмертный.
Решил Иван-Царевич освободить Елену - Прекрасную и поехал по лесу (слайд 8).
Дорога привела его к избушке Бабы-Яги (слайд 9). Иван-Царевич и говорит: Избушка-избушка, стань ко мне передом, а к лесу задом.
Задание детям: Из десяти спичек построить избушку. Необходимо переставить 2 спички, чтобы избушка повернулась другой стороной.
Избушка повернулась, выскочила из нее Баба-Яга и говорит: Помогу я тебе Иван-Царевич, если ты со своими помощниками выполнишь следующее задание (слайд 9). Ответы (слайд 10). Имя следующего героя узнаете, выполнив следующее здание (слайд 11).
Физминутка.
Едет Иван-Царевич дальше, встречается ему Серый волк. Иван-Царевич просит его помочь найти более короткий путь к Кощею Бессмертному. Серый волк и говорит: Я помогу, но с одним условием, что ты поможешь мне решить уравнения (слайд 12). Иван-Царевич вместе с вами помог Серому волку и волк выдал тайну Бабы-Яги о том, что корни уравнения имеют большую силу. Коль нужно какой запор отпереть, надо произнести вслух корни уравнения, мигом всё исполнится. (Дети называют ответы по рядам).
Рядом сидел Черный ворон, он все подслушал и полетел к Кощею Бессмертному, все ему и рассказал. А Иван-Царевич едет дальше, ни о чем не подозревая. Навстречу, откуда ни возьмись, Змей Горыныч (слайд 13). Иван к нему: Уважаемый Змей-Горыныч! Не подскажешь ли мне, долго ли, коротко ли мне ехать до дворца Кощеева? Горыныч отвечает: Скажу, если твои помощники ответят мне на мои вопросы. Хочу проверить их на сообразительность (слайд13).
Ответы Горынычу понравились, и он рассказал Ивану-Царевичу, как ему добраться до дворца Кощея.
Задача (выполняется устно). Сначала надо пройти до перекрестка дорог 400 метров, потом повернуть налево и еще пройти 500 метров.
Затем по дороге в гору еще 100 метров и ты окажешься у ворот дворца Кощея (слайд 14)
Призадумался Иван, какой же путь ему надо пройти? Поможем ему, ребята? Подсчитайте быстренько весь путь. (1000метров или 1 км)
Помните про Черного Ворона. Так вот, Черный ворон рассказал Кощею, что Иван-Царевич ищет Елену Прекрасную и о корнях, которые открывают все запоры. Кощей подстерег Ивана, схватил и бросил в глубокое подземелье. А на стене вместо уравнений записал задачи. И, если Иван-Царевич их решит, Кощей его отпустит. А задач целых шесть. Одному ему не справиться. Поможем ему? (слайд 15). Проверка решения.
Замки подземелья открылись, и Иван-Царевич оказался перед воротами дворца. А на воротах (слайд 16) какие-то странные числа со звездочками стоят. Иван-Царевич не знает, что делать.
Поможем ему?
Спасибо. И вот ворота дворца отворились, и появилась Елена Прекрасная. В тот же день сыграли они свадьбу и решили вместе поехать проведать сестер Ивана-Царевича. Ехали, долго ли, коротко, а на пути у них речка бурная течет, моста нет (слайд 17).
Ребята, поможем Ивану-Царевичу с Еленой Прекрасной построить мост через речку. Для постройки моста вам необходимо решить примеры, записанные на бревнах, которые есть у каждого у вас (используется раздаточный материал в виде бревен, с записанными на них примерами). Дети решают примеры и строят мост на ватмане с нарисованной речкой. Получился яркий красочный мост (слайд 18).
Проведали они сестер и благополучно возвратились домой. Стали жить-поживать и добра наживать. Вот и сказки конец (слайд 18), а кто слушал и помогал – молодец!
А теперь, ребята подведем итоги нашего путешествия.
ИТОГИ:
-Что такое «сказка»?
-Назовите признаки сказки.
-Помогая Ивану-Царевичу, что вы чувствовали?
-У кого из вас возникли проблемы?
-Кому нужна была помощь учителя?
-Кто активнее всех помогал Ивану-Царевичу?
Молодцы. Сегодня вы помогли Ивану-Царевичу. Я уверена в том, что если кому-то понадобится помощь, то вы поможете.
Приёмы письменного сложения трёхзначных чисел.
Задание 1.
(100 - 65) : 7 х 8 + 24 =
10 х 6 : 20 х 10 : 5 х 3 =
Найди закономерности и продолжи:
140, 129, 118, 107, ..., ... .
200 + 380 - 180 +60 + 40 =
20 х 6 : 3 : 8 х 10 =
560 - 60 + 6 + 14 - 80 =
320 - 160 =
2. Вопросы Елены Прекрасной:
1. Какие числа употребляются при счёте?
2. Назовите цифры, которые употребляют для записи натуральных чисел.
3. Назовите наименьшее трёхзначное число.
4. Назовите наибольшее трёхзначное число.
5. Как называются компоненты действия сложения.
3. Задача:
В лесу посадили 232 ёлочки, а берёз на 55 больше. Сколько берёз посадили в лесу?
Сколько всего деревьев посадили в лесу?
Ёлочек - 252 дерева
Берёз - ? на 55 деревьев больше, чем ёлочек.
Сколько всего деревьев посадили в лесу?
232 232
+ 55 +287
287 (берёз) 519 (деревьев)
Ответ: всего посадили в лесу 519 деревьев.
Алгоритм сложения двухзначных чисел:
ПИШУ: единицы под единицами
десятки под десятками
СКЛАДЫВАЮ: единицы с единицами
десятки с десятками
ПОЛУЧАЮ ОТВЕТ:
Алгоритм сложения трёхзначных чисел:
Надо вычислить сумму 356 + 272
Объясняй так:
ПИШУ единицы под единицами
десятки под десятками
сотни под сотнями
СКЛАДЫВАЮ единицы 6 + 2 = 8
десятки 5 + 7 = 12
12 десятков - это 1 сотня 2 десятка, 2 десятка пишу под десятками, а 1 сотню прибавляю к сотням.
СКЛАДЫВАЮ сотни 3 + 2 + 1 = 8
ЧИТАЮ ОТВЕТ 628
Задания Бабы Яги:
1 ряд 456 + 252 690 + 188 23 + 338
2 ряд 528 + 190 246 + 183 83 + 276
3 ряд 326 + 279 189 + 120 95 + 437
Ответы:
1 ряд 708 О 878 К 361 Р
2 ряд 718 Л 429 Ы 593 Е
3 ряд 605 В 309 С 532 Й Серый волк !!!
Решить уравнения:
1 ряд 44 + Х = 64
2 ряд Х : 7 = 14
3 ряд 19 х У = 19
Ответы:
1 ряд Х = 20
2 ряд Х = 98
3 ряд У = 1
Вопросы Змея Горыныча:
- Какое число делится на все натуральные числа без остатка?
- Яйцо всмятку варится 3 минуты. Сколько минут варится 5 яиц всмятку?
- Двое играли в шахматы 2 часа. Сколько играл каждый?
- В семье у каждого из 7 братьев есть сестра. Сколько детей в семье?
- У бабушки Даши - внучка Маша, кот Пушок, да собака Дружок. Сколько внуков у бабушки?
- Число и нота рядом с ним, да букву припишите согласную. А в целом мастер есть один, он мебель делает прекрасную.
Задачи Кощея Бессмертного:
- S = 24 кв.см 2. S 1/8 части - 4кв. см
а = 6 см S = ? кв. см
в = ?
3. На 1 полке 40 книг
На П полке - ? на 5 книг меньше
Сколько книг на двух полках?
4. Яблок - 4 ящика по 8 кг
} ? кг
Винограда - 3 ящика по 7 кг
- а = 7 дм 6. В лесу школ - 256
в = 9 дм Детсадов - ? на 130 <
S = ? кв. дм Сколько детсадов в
лесу?
Задания на воротах дворца:
87 см * 8 дм 7 см
9 дм 20 мм * 9 дм 2 см
500 + 400 * 50 + 40
1 ч 10 мин * 81 мин
КОНЕЦ СКАЗКИ!!!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики «Письменное сложение трехзначных чисел».
План-конспект открытого урока математики «Письменное сложение трехзначных чисел», 3 класс....
"Алгоритм сложения трехзначных чисел" Урок математики в 3 классе.
В ходе работы на уроке учащиеся научатся выполнять сложение трехзначных чисел в столбик по алгоритму; решать задачи изученных видов; выполнять задания творческого и поискового характера; анализировать...
урок по математике Письменное сложение трехзначных чисел
закрепить умение учащихся выполнить действия с многозначными числами, решение задач, закреплять знания о планетах солнечной системы воспитывать любовь к природе....
Конспект урока математики в 3 классе "Письменное сложение трехзначных чисел"
Тип урока: урок усвоения новых знаний (перенос существующих знаний на новый числовой концентр)Цель урока: формировать умение выполнять письменное сложение трехзначных чисел...
Технологическая карта урока математики Письменное сложение трехзначных чисел 3 класс Батищева Н.А
Технологическая карта урока математики Письменное сложение трехзначных чисел 3 класс Батищева Н.А...
Конспект урока по математике в 3 классе "Письменное сложение трехзначных чисел", УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с приёмами письменных сложений трехзначных чисел; развитие вычислительных навыков и умений решать задачи изученных видов.Планируемые резуль...
Конспект урока математики. Тема: "Письменное сложение трехзначных чисел" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство с алгоритмом сложения трехзначных чисел; отработка вычислительных навыков, отработка умения решать задачи.Планируемые результаты:Предметные: Знать алгоритм сложен...