Программа учебного курса "Математическая шкатулка"
рабочая программа по математике

Рабачая программа составлена для углубленных знаний по математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskaya_shkatulka.docx34.48 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Планируемые результаты

Личностными результатами   изучения данного факультативного курса являются:

        развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

        развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

        воспитание чувства справедливости, ответственности;

        развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;

  • развивать умения формулировать и объяснять собственную позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе полученных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина.

Метапредметные результаты

  • сравнивать  разные   приемы   действий,  выбирать  удобные   способы   для  выполнения конкретного задания.
  • моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового  кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.  
  • применять  изученные способы учебной работы и приёмы вычислений   для  работы с числовыми головоломками.
  • анализировать  правила   игры.  
  • действовать  в   соответствии   с   заданными  правилами.
  • включаться  в   групповую   работу.  
  • участвовать  в   обсуждении   проблемных  вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение  в пробном действии.
  • аргументировать  свою позицию в коммуникации,  учитывать  разные мнения,  использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • сопоставлять  полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным  условием.
  • контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
  • умение находить и извлекать информацию в различном контексте; объяснять и описывать явления на основе полученной информации; анализировать и интегрировать полученную информацию; формулировать проблему, интерпретировать и оценивать ее; делать выводы, строить прогнозы, предлагать пути решения;

Предметные результаты

  • Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
  • Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
    пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
  • Умения выполнять устно  строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
  • Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме).

2.Содержание учебного курса

2 класс

  1. Замкнутые и незамкнутые кривые линии.

Знакомство с понятием «кривая линия», «замкнутая и незамкнутая линия». Изображение кривой линии на плоскости при помощи вычерчивания, конструирования из ниток, пластилина.

  1. Ломаная линия. Длина ломаной.

Понятие «ломаная линия», признаки ломаной. Звенья и вершины ломаной. Поиск ломаной линии в окружающих предметах, геометрических фигурах. Построение ломаной линии и нахождение ее длины.

  1. Метр. Соотношение между единицами длины.

Знакомство с новой единицей длины – метр. Измерение длины в метрах. Практическая работа «Мой класс»

  1. Многоугольник и его элементы.

Виды многоугольников. Вершина, сторона, угол многоугольника. Обозначение многоугольников буквами. Построение на бумаге (вычерчивание) и на плоскости при помощи палочек (равных и неравных по длине).

  1. Периметр многоугольника.

Нахождение периметра любого геометрического многоугольника.

  1. Окружность, её центр и радиус.  Циркуль-помощник.

Центр окружности. Радиус. Диаметр. Работа с циркулем. Вычерчивание фигур и узоров с помощью циркуля. Моделирование из бумаги (кругов) подвесные шары (оригами).

  1. Площадь фигуры. Единицы площади. Палетка.

Понятие «площадь фигуры». Способы сравнения площадей. Квадратный сантиметр – единица измерения площади. Палетка. Нахождение площади фигуры с помощью палетки.

  1. Прямой угол.

Знакомство с прямым углом. Обозначение угла буквами. Свободное моделирование всех типов углов.

  1. Четырехугольник. Прямоугольник. Квадрат.

Уточнение количества вершин, сторон, углов четырехугольника. Классификация углов внутри четырехугольника. Прямоугольник. Квадрат. Построение прямоугольника и квадрата на линованной и нелинованной бумаге, из пластилина и проволоки.

  1. Свойства прямоугольника.

Свойства сторон, углов и диагоналей прямоугольника. Периметр прямоугольника и квадрата.

  1. Проект «Изготовление самодельных измерительных приборов»

3 класс

  1. Километр.

Новая единица измерения длины – километр. Сферы использования.

  1. Миллиметр.

Новая единица измерения длины – миллиметр. Работа с миллиметровой бумагой. Измерения с точностью до миллиметра.

  1. Проект «Логические игры»

Примеры  подтем: шашки, шахматы, нарды, уголки, крестики-нолики (в том числе на бесконечной доске), морской бой, логические игры в древней истории, логические игры в книгах, логические игры в фильмах, забытые игры.

  1. Симметрия на клетчатой бумаге.

Построение симметричных фигур и узоров  на бумаге.

  1. Проект «Симметрия в природе»

Примеры  подтем: симметрия в мире растений, симметрия в мире животных, симметрия неживой природы, симметрия в жизни человека.

  1. Деление окружности на равные части. Вычерчивание «розеток»

Работа с циркулем, деление окружности на 4, 6, 3 равные части. Узоры из окружностей.

  1. Прямая. Параллельные и непараллельные прямые.

Понятие о прямой как бесконечном множестве точек. Горизонтальные, вертикальные и наклонные прямые. Прямые параллельные и непараллельные. Параллельные прямые в природе.

  1. Перпендикулярность прямых.

Понятия «перпендикулярные прямые»,  «перпендикуляр».  Построение прямого угла на нелинованной бумаге (с помощью циркуля).

  1. Построение симметричных фигур с помощью угольника, линейки и циркуля.

Построения симметричных отрезков, фигур с помощью чертежных инструментов на клетчатой и нелинованной бумаге.

Построение параллельных прямых при помощи угольника и линейки.

  1. Построение прямоугольников.

Повторение основных свойств  противоположных сторон прямоугольника и квадрата.  Построение чертежей с помощью линейки и угольника на нелинованной бумаге.

  1. Измерение времени.

Единицы времени. Соотношение между  единицами  времени. Приборы для измерения времени.

  1. Проект «Как  измеряли  время в древности»

Примеры подтем: древний календарь,  солнечные часы, водные часы, часы-цветы, измерительные приборы в древности.

  1. Решение логических задач. Шифрование текста.

Логические задачи, связанные с мерами длины, площади, времени. Графические модели, схемы, карты. Моделирование из бумаги с опорой на графическую карту с инструкцией.

  1. Проект «Шифрование местонахождения» (или «Передача тайных сообщений»)

Примеры подтем: способы шифрования текстов, приспособления для шифрования, шифрование местонахождения, знаки в шифровании, игра «Поиск сокровищ», конкурс дешифраторов, создание приспособления для шифрования.

4 класс

  1. Организация хранения информации в компьютере.

Информация в компьютере. Диски. Дискеты. Информация в природе и технике, определение информации, информатика, свойства информации.

  1.  Графический редактор PAINT. 

Назначение, запуск/ закрытие, структура окна. Создание, хранение и считывание документа.

Выполнение рисунка с помощью графических примитивов. Цвет в графике. Изменение рисунка (перенос, растяжение / сжатие, удаление и т.д.).

Изобретаем узоры. Работа на заданную или выбранную тему.

Выполнение рисунка по стихотворению «У лукоморья дуб зеленый».

3. Создание презентаций с помощью Power Point. 

Интерфейс программы (структура окна), основные функции редактирования текста.

Работа со стилями.

Создание нового слайда, фон слайда.

 Вставка рисунков и других объектов на слайд.

 Создание скриншотов.

 Анимация на слайдах.

 Конкурс «Шоу анимашек»

  1. Работа в текстовом процессоре WORD.

Форматирование документа, вставка рисунков.

Создание таблиц, вставка специальных символов.

Форматирование абзацев.

Сохранение документа. Печать.

5. Мультимедийная информация и ее применение в обучении. Графические редакторы. 

Звуковые редакторы.

Видео редакторы.

Плееры, их отличие.

 6.Сетевые технологии. 

Интернет.

Компьютерные сети.

Поиск информации в интернете. Почтовые сервисы.

Образовательные сайты.

  1. Тематическое планирование

2класс

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

1.

Замкнутые и незамкнутые кривые линии.

1

2.

Ломаная линия. Длина ломаной.

1

3.

Метр. Соотношение между единицами длины.

1

4.

Многоугольник и его элементы.

1

5.

Периметр многоугольника.

1

6-7.

Окружность и круг.

2

8-9.

Окружность, её центр и радиус.  Циркуль-помощник.

2

10-11.

Площадь фигуры. Единицы площади. Палетка.

2

12.

Прямой угол.

1

13.

Четырехугольник. Прямоугольник. Квадрат.

1

14.

Свойства прямоугольника.

1

15.

Площадь прямоугольника.

1

16-17.

Проект « Изготовление самодельных измерительных приборов»

2

18.

Защита проекта

1

3 класс

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

1.

Километр.

1

2.

Миллиметр.

1

3.

Проект «Логические игры»

1

4.

Построение симметричных фигур и узоров  на бумаге.

1

5-6.

Проект «Симметрия в природе»

2

7-8.

Деление окружности на равные части. Вычерчивание «розеток»

Построение вписанных многоугольников.

2

9-10.

Прямая. Параллельные и непараллельные прямые.

Перпендикулярность прямых.

2

11.

Построение симметричных фигур с помощью угольника и линейки.

1

12.

Параллельность прямых. Построение прямоугольников.

1

13.

Измерение времени. Проект «Как  измеряли  время в древности»

1

14-15.

Решение логических задач.

2

16-17.

Шифрование текста. Проект «Шифрование местонахождения» (или «Передача тайных сообщений»)

2

18.

Защита проекта

1

4 класс

Темы

Кол-во часов

1.

Информация вокруг нас, в природе и технике. Организация хранения информации в компьютере.. Информация в природе и технике.

1

2.

Графический редактор PAINT.

Назначение, запуск/ закрытие, структура окна. Создание, хранение и считывание документа.

1

3.

Выполнение рисунка с помощью графических примитивов. Цвет в графике. Изменение рисунка (перенос, растяжение / сжатие, удаление и т.д.).

Изобретаем узоры.

1

4.

Выполнение рисунка по стихотворению «У лукоморья дуб зеленый».

1

5-7

Создание презентаций с помощью Power Point.

Интерфейс программы (структура окна), основные функции  редактирования текста.  Работа со стилями. Создание нового слайда, фон слайда. Вставка рисунков и других объектов на слайд.

3

8-9.

Создание скриншотов. Анимация на слайдах. Конкурс «»Шоу анимашек»

2

10-11.

Работа в текстовом процессоре WORD. Форматирование документа, вставка рисунков. Создание таблиц, вставка специальных символов.

2

12-13.

Форматирование абзацев. Сохранение документа. Печать. Создание буклетов.

2

14-15.

Мультимедийная информация и ее применение в обучении. Графические редакторы. Звуковые редакторы. Видео редакторы.

2

16-17.

Интернет. Браузеры. Поиск информации в интернете. Почтовые сервисы.

Образовательные сайты.

2

18.

Защита проекта

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Нечаевой Н.В., Белорусец К.С. «Русский язык 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА МАТЕМАТИКА 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Аргинской И.И., Ивановской Е.И., Кормишиной С.Н. «Математика 1 класс», «Система Л.В.Занкова»,  Самара: Издательство «Учебная...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. Ю. Свиридовой, Н. А. Чураковой «Литературное чтение 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»...

Рабочая программа кружка "Волшебная шкатулка" ФГОС

Рабочая программа разработана  для уч-ся  начальной школы....

Рабочая программа кружка «Математическая шкатулка».

Комплекс включает 56 методических разработок  к занятиям (презентации, проекты, олимпиаду, викторины и т.д.)Программа курса «Математическая шкатулка» входит во внеурочную деятельность по направле...

Программа кружка "Математическая шкатулка" для обучающихся 1-3 классов

Программа кружка "Математическая шкатулка" для обучающихся 1-3 классов...

Программа воспитания "Волшебная шкатулка"

Программа внеурочной деятельности младших школьников «Волшебная шкатулка» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО....