Рабочая программа кружка "Волшебная шкатулка" ФГОС
рабочая программа по теме

Рабочая программа разработана  для уч-ся  начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.p._-volshebnaya_shkatulka.docx127.79 КБ

Предварительный просмотр:

          Муниципальная    общеобразовательная   школа с.Усатово

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНАЯ ШКАТУЛКА» ( 1 КЛАСС)

                                                  Автор программы: Мельня В.А

                                     

                                     

                            2011год

МОУ- основная  общеобразовательная   школа   с.Усатово

               Краснокутского  района  Саратовской   области

Согласованно                                                            Утверждаю

Зам. Директора по УВР                                            директор  школа

___________________                                             ________________

Скрипалева Л.С                                                      Сармулдинов С.К

«____» сентября______                                        «____» сентября _____

                               РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

                          Кружка  по  общекультурному направлению

                            «ВОЛШЕБНАЯ  ШКАТУЛКА»

                                                                                     Составитель:

                                                                                      Учитель нач. классов

                                                                                      Мельня В.А

Раздел I. Пояснительная записка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой  личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Таким образом, творчество –  создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Программа «Волшебная шкатулка оригами» рассчитана на детей 6-7 летнего возраста, то есть для 1 класса.

Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Предлагаемая программа по обучению оригами разделена на 3 этапа.
На 1 этапе детям демонстрируется лишь сам процесс складывания. Условные знаки и схемы служат им дополнительной иллюстрацией при показе процесса складывания.

Многие фигурки, известные в оригами, начинают складывать одинаково до определенного момента. Одинаковые заготовки называются базовыми формами.

На 1 этапе все изделия основаны на простых базовых формах: «Треугольник», «Книжка», «Дверь», «Воздушный змей»./1,2/

На 2 этапе дети более подробно знакомятся с международной системой условных знаков оригами, зарисовывают в свои альбомы условные знаки и схемы складывания базовых форм. Учатся выполнять изделия, опираясь не только на демонстрацию процесса складывания, но и на схемы. На 2 этапе усложняются поделки, выполненные на основе ранее изученных базовых форм. Кроме того, дети знакомятся с новыми базовыми формами: «Блин», «Рыба», «Дом» и выполняют изделия на их основе./3,4/

На 3 этапе школьникам становятся доступны уже самые сложные базовые формы: «Катамаран», «Двойной треугольник», «Квадрат». /5,6/

Работы, выполняемые на 3 этапе, отличаются своей сложностью. Большое место занимают объемные и двигающиеся изделия. Дети работают со схемами, нарисованными на доске или в книге. Составляют инструкционные карты отдельных изделий. Учатся создавать и зарисовывать свои изделия.

Таким образом, в процессе обучения постепенно возрастает уровень сложности выполняемых детьми работ. . В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

 Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы я использую аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психо-моторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.

Цели кружковой работы

1. Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.

3. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого      человека, любви к родному краю и себе.

Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».

Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению  является:

Я слышу – и забываю,

Я вижу -  и запоминаю,

Я делаю – и понимаю.

Задачи программы

Обучающие:

Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.

Обучение различным приемам работы с бумагой.

Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного  мышления пространственного воображения.

Развитие мелкой моторики рук и глазомера.

Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Воспитательные:

Воспитание интереса к искусству оригами.

Расширение коммуникативных способности детей.

Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Задачи мотивационные:

– создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества;

Задачи социально-педагогические: формирование общественной активности, реализация в социуме. Формы и методы обучения

В процессе занятий используются различные формы занятий:

 традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

 А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)

• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

• практический (выполнение работ по инструкцион-ным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию

• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

 - исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися

• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

• групповой – организация работы в группах.

• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

• и другие.

 Ожидаемые результаты

 В результате обучения по данной программе учащиеся:

 – научатся различным приемам работы с бумагой;

 – будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

 – научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;

 – будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

 – разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

 – познакомятся с искусством оригами;

 – овладеют навыками культуры труда;

 – улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Должны знать:

1. Начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях.

2. Начальные сведения о свойствах бумаги, ткани, пряжи, крючках.

3. Сведения о применяемых материалах в изделиях.

4. Технологию изготовления игрушек.

5. Иметь представление о традициях разных стран.

Должны уметь:

1. Пользоваться схематичным описанием рисунка.

2. Изготавливать разные игрушки.

3. Работать по шаблону.

     4. В процессе работы ориентироваться на качество изделий.

5. Разбираться в схемах и чертежах;

6. В процессе работы ориентироваться на форму и пропорцию изделия;

7. Правильно использовать в работе ножницы, иглы, булавки.

Раздел II.Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

всего

теор.

прак.

1

Вводное занятие.

Правила техники безопасности при проведении занятий

1

1

2

Что такое оригами? Виды бумаг

1

1

3

Базовая форма «Треугольник»

1

0,5

0,5

4

Кот

1

0,5

0,5

5

Щенок

1

0,5

0,5

6

гриб

1

0,5

0,5

7

Стакан

1

0,5

0,5

8

Мышка

1

0,5

0,5

9

Кошка

1

0,5

0,5

10

Лягушонок

1

0,5

0,5

11

Лисичка

1

0,5

0,5

12

Парусник

1

0,5

0,5

13

Пароход

1

0,5

0,5

14-15

Воробей

2

0,5

1,5

16-17

Кролик

2

0,5

1,5

18-19

Тюльпан

2

0,5

1,5

20-21

Нарцисс

2

0,5

1,5

22-23

Пингвин

2

0,5

1,5

24-25

Пеликан

2

0,5

1,5

26-27

Божья коровка

2

0,5

1,5

28-29

Гном

2

0,5

1,5

30-31

Звезда

2

0,5

1,5

32-33

Солнце

2

0,5

1,5

34

Обобщение. Выставка работ.

1

1

Раздел III. Программа

На первом занятии проводится вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте, организационная беседа. Учащееся в доступной форме знакомятся с основными геометрическими понятиями, с истории возникновения искусства оригами и азами бумажной пластики: овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание, изучают базовые формы создания моделей. В течение нового года обучение дети выполняют простейшие модели плоскостного оригами, знакомятся с понятием композиции и основами её создания. После нового года учащиеся продолжают знакомство с искусством оригами, оперируя основными геометрическими понятиями в ходе создания различных моделей. Постепенно происходит переход от простых моделей к более сложным, от плоскостного конструирования к объемному. В течение года дети учатся выполнять более сложные композиции, составлять коллективную работу, создавать свои неповторимые модели.

Техническое оснащение занятий:

  1.  Белая бумага
  2.  Цветная бумага
  3. Картон
  4. Ножницы
  5. Карандаш
  6. Цветные карандаши
  7. Фломастеры
  8.  Бумажные  салфетки
  9. Клей ПВА
  10. Кисточки для клея
  11.  Коробочки для мусора

Раздел IV. Предполагаемые результаты обучения

учащиеся должны ЗНАТЬ:

  • Виды бумаги и правила работы с ней;
  • Базовые формы оригами, последовательность их изготовления;
  • Условные обозначения, принятые в искусстве оригами;
  • Основные геометрические понятие (треугольник, квадрат и т.д.)

учащиеся должны УМЕТЬ:

  • Различать виды бумаги;
  • Определять виды геометрических фигур;
  • Разбираться в схемах оригами;
  • Выполнять действия, предложенных схемой;
  • Конструировать по образцу, проявлять творчество;
  • Соблюдать правила по ТБ, порядок на рабочем столе.

Раздел V. Список использованной литературы

  1. 366 моделей оригами/ Т. Б. Сержантова. – 9-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 192 с.: ил. – (Внимание: дети!).
  2. 100 оригами/ Г.И.Долженко. Ярославль: Академия холдинг, 2003.
  3. «Делаем 50 моделей из оригами», сборник. Минск: Попурри, 2001.
  4. Уроки мастерства/ Т.Н.Пряснякова.  М.: Учебная литература,2003.
  5. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М.:Просвещение, 1992.
  6. Агапова И.М., Давыдова М.А. Лучшие модели оригами для детей.- М., «Рипол.  Классик дом.XXIвек», 2007г.

Учебно-тематический план   1 класс

Тема

Количество часов

всего

теор.

прак.

1

Вводное занятие.

Правила техники безопасности при проведении занятий

1

1

2

Что такое оригами? Виды бумаг

1

1

3-5

Веселая геометрия

3

6-10

Повторение

5

11-12

Аппликация  « На даче»

2

13-14

Аппликация  «Аквариум»

2

15-16

Аппликация  «Осенний лес»

2

17-18

Прыгающая модель лягушки

2

19-20

Базовая форма “Рыба”

2

21-22

Аппликация  «У озера»

2

23-24

Аппликация посказке«Гадкий утенок”

2

27-28

Аппликация “Ночь”

2

2930

Аппликация “В лесу”

2

31-32

викторина “Путешествие по Оригамии”

2

Итого

Учебно-тематический план

2 класс

тема

Вид зан

практик

теор

1-2

Беседа по охране труда

Правила поведения на занятиях.

+

3

Термины, принятые в оригами

+

4-7

Блок-Повторения

+

+

8

Бабочка

+

9

Божья коровка

+

10-11

Многообразный мир  насекомых-конф

конф

12

Смешанная техника аппликации «Летние  мотивы»

+

13

Оформление выставки.

+

14

Жаба

+

15

Рыбка

+

16

Кит

+

17=18

Обитатели водоемов

+

19

Аппликация  «У  озера»

+

20

Выставка работ

+

21-25

Изготовление цветов: тюльпан ,нарцисс …

( разной  техники)

+

26-28

Поздравительные открытки(р\т)

+

29-31

Букеты,панно(р\т)

+

32-33

«Чему мы научились за год».

+

+

                                               Учебно-тематический план

3  класс

тема

Вид зан

практик

теор

1-2

Беседа по охране труда

Правила поведения на занятиях.

+

3-6

Раздел  ПОВТОРЕНИЯ

+

+

7-8

Композиция «В деревне»

+

9

Композиция  «Аквариум»

+

10-15

Мир сказок

представление

обыгрыван

иллюстрир

композиц

композиц

16

Бусы для елки.

+

17

Новогодняя гирлянда

+

18-21

Новогодняя открытка

история

К празднику

родствен

друзьям

22

Оригами на праздничном столе

+

+

23

Правила этикета

+

24-27

Оформление салфеток

+

28-30

«Впереди лето»

сочинение

рисунок

композиц

31-33

Вспомни и сделай сам

+

34

Итоговое занятие

+

+

Учебно-тематический план

4    класс

(смешанная техника)

тема

Вид зан

практик

теор

1-2

Беседа по охране труда

Правила поведения на занятиях.

+

3-6

Раздел «Повторения»

+

+

ТОРЦЕВАНИЕ

7

Знакомство с этапами работы

+

+

8-12

Моя  первая проба…

+

13

Выставка работ

+

КВИЛИНГ

14-15

История  возникновения

+

16

Знакомство с инструментами, техникой работы

+

+

17-19

Базовые формы – проба первой работы

+

20-24

Моя творческая композиция

+

+

самопредставлен

25-27

Мои сад в искусстве…

+

28-30

Композиция: «Мой мир фантазии»

+

31-32

Сочинение-эссе «Оригами и другие техники выполнения работ  в нашей жизни»

+

самопредставлен

33-34

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (ФГОС второго поколения)

 Рабочая программа по математике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания лич...

Рабочая программа по технологии (ФГОС второго поколения)

 Рабочая программа по технологии разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания ...

рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива

Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...

рабочая программа 1 класс ФГОС по программе Школа России

В программе есть рабочие программы по всем предметам "Школа России ", включая внеурочную деятельность. В разработке использовала материалы Красноярского института повышения квалификации...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ШКАТУЛКА» (ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)

Рабочаяоама матике для 4 класса по дополнительному образованию....

Рабочая программа по ОБЖ ФГОС 5-9 класс по программе В.Н. Латчука

Рабочая программа составлена  на основе требований ФГОС ООО....

Рабочая программа " Волшебная шкатулка"

РП с КТП по внеурочной деятельности...