Программа воспитания "Волшебная шкатулка"
рабочая программа (2 класс)

Программа внеурочной деятельности младших школьников «Волшебная шкатулка» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_volshebnaya_shkatulka_efremova_yu.p.doc176 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по внеурочной деятельности

факультатива «Волшебная шкатулка»

                     Составители: Ефремова Юлия

Петровна                                      

Челябинск, 2023

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности младших школьников «Волшебная шкатулка» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО.  

        Актуальность программы.  Эстетизация содержания школьного образования, привнесение эстетических качеств в культуру учащихся обогащают логическое мышление и чувственно-эмоциональную сферу, эстетический опыт, развивает образное мышление, воображение, творчество. Формирование эстетической культуры характеризуется приобщением к эстетическим и художественным ценностям, глубиной и потребностью общения с ними, особенностью суждений и анализа с позиций общечеловеческих ценностей, готовностью использования образных впечатлений в профессиональной деятельности и во взаимоотношениях с окружающим миром.  Эстетическая культура выступает средством и результатом развития восприятия, чувств, взглядов, вкусов, предпочтений в опоре на знания, убеждения, нормы поведения и деятельности.

 Эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС.

     Современные процессы модернизации начального образования ориентируют на создание условий для формирования целостного восприятия художественно-образной картины мира и эстетически развитой личности младших школьников. В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования делается акцент на формирование эстетических потребностей, ценностей, развитие эстетических чувств, понимания и сопереживания чувствам других, эмоционально-нравственной отзывчивости.

В отечественной педагогике накоплен богатый опыт воспитания эстетической культуры школьников. Достижения прошлых лет в деле воспитания, возможно, переосмыслить, извлечь наиболее ценное и использовать в новых исторических условиях.

Анализируя опыт своей работы, С. Т. Шацкий делает вывод: «Итак, канву материальную, дисциплинирующую и опытную дает физический труд, обслуживающий детей и посильный для них. Организует жизнь и делает ее более легкой деловое самоуправление. Украшает жизнь и питает эстетическое чувство – искусство. Повторяет и приспособляет к жизни, повторяет пройденные этапы человечества – игра, дающая такой бодрый тон общей жизни. Направляет общую жизнь и удовлетворяет дух исследования – работа ума. Соединение всех этих элементов усиливает социальные навыки. И скелетом этого организма служит постоянное упражнение, появляющееся в должное время и не заслоняющее основной цели организации детской жизни»  С.Т. Шацкий устанавливает, что в содержание детской жизни входят физический труд, игра, искусство, умственная и социальная деятельность.

Актуальность идей единства учебного труда, игры, исследовательской и социальной деятельности достаточно четно обозначена в концепции Федеральных государственных образовательных стандартов.

        Данная программа может быть применена в школах, как с отдельно взятым классом, так и с разновозрастной группой учащихся.

        Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат.

        Содержание курса данной программы способствует развитию самостоятельности мысли, познавательного интереса, активизации творческих возможностей. Практико- ориентированная направленность содержания программы «Волшебная шкатулка» естественным путем интегрирует знания полученные при изучении таких учебных предметов как литературное чтение, технология, изобразительное искусство и позволяет реализовать их в творческой  деятельности.

        Программа обеспечивает включение в процесс внеурочной деятельности различных структурных компонентов личности школьника (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического), что создает условия для гармоничного развития и укрепления здоровья каждого ученика.

Основная цель: программа является обеспечением художественно-творческого развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.

Планируемые результаты освоения учащимися программы курса «Волшебная шкатулка»:

Личностные результаты:  

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;    

 -осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметные:

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера определение общей цели и путей ее достижения;

-умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

-осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

-понимать и принимать учебную задачу, планировать свои действия на отдельных этапах работы над спектаклем.

 Предметные результаты:  

-получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества;

-усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно преобразующей деятельности человека;

-приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов;

соблюдение правил техники безопасности;

-приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

Знать:

  • виды кукольного театра и особенности характерные для каждого из видов;
  • особенности кукловождения;
  • знать средства выразительности речи;
  • знать виды материалов, их свойства и способы обработки;
  • знать технологические операции ручной обработки материалов (изготавливать изделия из бумаги, картона, ткани).
  • знать этапы технологического процесса по изготовлению изделия;
  • правила техники безопасности при работе с разными материалами.

Уметь:

  • уметь использовать художественно- выразительные средства характеризующие героя и события;
  • уметь интерпретировать текст литературного произведения в творческой деятельности учащихся  (чтение по ролям, инсценирование, драматизация)
  • уметь участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении совместных практических работ и реализации не сложных проектов: поиск и отбор необходимой информации, создание и практическая реализация окончательного образа объекта и определение своего места в общей деятельности;
  • уметь использовать выразительные средства: мимика, жесты, интонация, тембр речи, тембр голоса, паузы в соответствии с особенностями художественного текста;
  • уметь моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями используя разную художественную технику.
  • играть роль в спектакле, самостоятельно делать кукол и уметь научить делать куклы, выразительно играть роль.

Программа составлена для учащихся 2-х классов. Она позволяет развивать способность ребенка произвольно управлять своими психическими процессами, он учится владеть вниманием, памятью, мышлением. Программа составлена с учетом возрастных особенностей младших школьников, когда предпосылками способностей являются повышенная восприимчивость, доверчивая готовность усваивать новые знания, вера в истинность того, чему учат. Детям свойственны необычайная чуткость к образным впечатлениям, богатство воображения, проявляющееся, в частности, в интеллектуальных и логических играх, и любознательность.

Общая продолжительность реализации программы - 1 год, в который входит 4 четверти:

-занятия предполагаются 1 раз в неделю по 1 часу.

        Результатом реализации рабочей программы станет коллекция спектаклей, которые  должны представить учащиеся.

-программа составлена в логической последовательности, от простого к сложному. Объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение поставленных в программе задач.

Занятия интеллектуальной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественно – эстетического воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации.

Программа дает возможность каждому обучающемуся открыть для себя волшебный мир театра, проявлять и реализовывать свои творческие  способности. Рассматриваются различные методики выполнения заданий. Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки, которые пригодятся им в будущем.

Принципы обучения при реализации образовательной программы:

- Принцип системности и последовательности –  обучение ведётся от простого к сложному, с постепенным усложнением поставленных задач;

- Принцип доступности –  материал даётся в доступной для детей форме, возможен вариант игры, коллективной работы;

- Принцип научности – всё обучение ведётся с опорой на литературу, проверенные временем методы и технологии;

- Принцип дифференцированного и индивидуального подхода – педагог внимательно следит за успехами каждого из детей, подбирая более удобную систему подачи материала и практических занятий, опираясь на возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка.

Методы и приемы внеурочной деятельности

беседа

демонстрация

метод проектов

Примерная структура занятия

Организационный момент

Подготовка к основному этапу занятия

Основной этап

Обобщение и систематизация информации

Рефлексия

К концу обучения  у детей должно быть сформировано умение:

- работы с куклами при показе спектакля;

- импровизации;

- умение работать в группе, коллективе.

- развитие выразительного чтения

- владение техниками изготовления кукол

Учебно-тематический план

Тема занятия

Количество часов

В том числе

Формы организации дея-ти учащихся при проведении занятий

теоретических

практических

Раздел 1. Кукольный театр из бумаги в технике «Оригами» (10ч.)

1

Таинственная история театра.

1

1

-

Рассказ

2

Экскурсия в театр.

2

1

-

Экскурсия-путешествие

3

Кукольный театр из бумаги.

1

-

1

Практическое занятие

4

Выбор произведения «Заяц хвастун»

1

1

-

Занятие-беседа

5

Изготовление кукол.

1

-

1

Групповая работа

6

Изготовление кукол и декораций.

1

-

1

Групповая работа

7

Постановка и репетиция.

1

-

1

Групповая работы

8

Изготовление афиши и репетиция.

Выступление.

2

-

1

Групповая работа

Раздел 2. Постановка театра теней.  (7ч.)

9

Посещение спектакля «Репка»

1

-

1

Экскурсия в театр теней

10

Анализ спектакля «Репка». Обозначение действующих персонажей.

1

1

-

Занятие- беседа

11

Мастерская кукол.

Бумажная сказка.

1

-

1

Занятие-сказка

12

Изготовление действующих персонажей.

1

1

-

Групповая работа

13

Изготовление декораций и репетиция.

1

-

1

Групповая работа

14

Репетиция

1

1

-

Групповая работа

15

Показ спектакля «Репка»

1

-

1

Занятие-экранизация

Раздел 3. Кукольный перчаточный театр. (10).

16

Чтение сказки «Кто сказал Мяу?» Распределение ролей

1

-

1

Групповая работа

17

Репетиция и инсценирование сказки «Кто сказал Мяу?».

1

-

1

Индивидуальная работа

18

Оформление спектакля: изготовление кукол.

1

-

1

Практическое занятие

19

Театральная игра

1

1

-

Индивидуальная работа

20

Просмотр сказки «Кто сказал Мяу?»и анализ

1

1

-

Индивидуальная работа

21

Мастерская декораций

1

-

1

Групповая работа

22

Изготовление афиш

2

-

1

Практическое занятие

Изготовление буклетов

-

1

23

Репетиция сказки «Кто сказал Мяу?»

1

-

1

24

Выступление со спектаклем.

1

-

1

Занятие – экранизация

Раздел 4.  Марионеточный кукольный театр. (6).

25

Путешествие за кулисы на спектакль выбранный для постановки

1

1

-

Занятие-беседа

26

Как устроен мир марионеток

1

-

1

Практическое занятие

27

Изготовление куклы

1

-

1

28

Изготовление декораций и буклетов.

1

-

1

Практическое занятие

29

Представление и рассказ о всех куклах.

1

-

1

Занятие - экранизация

30

 Тест достижений

1

-

1

Индивидуальная работа

Итого: 33 часа

Содержание изучаемого курса

Раздел 1. Знакомство с кукольным театром из бумаги. (10).

Занятие 1. Таинственная история театра теней. Знакомство с историей театра. Рассказ о том, что такое театр.

Занятие 2. Экскурсия в театр теней. Знакомство с театром, механизмом, экскурсия детей в театр.

Занятие 3. Кукольный театр из бумаги Знакомство и обсуждение кукольного театра из бумаги и изготовление куклы.

Занятие 4.  Выбор произведения.  Выбор с детьми произведения для постановки театра. Чтение по ролям и инсценировка.

Занятие 5. Изготовление кукол Изготовление выбранных героев из сказки «Заяц хвастун».

Занятие 6.  Изготовление кукол и декораций Изготовление кукол и соответствующих декораций к спектаклю.

Занятие 7. Постановка и репетиция.  Репетиция спектакля со всем персонажами и декорациями.

Занятие 8. Изготовление афиши и репетиция. Проектирование и изготовление афиши по спектаклю. Репетиция спектакля. Выступление.

Раздел 2. Постановка театра теней (7).

Занятие 9. Посещение спектакля «Репка».  Дети посещают спектакль «Репка».

Занятие 10. Анализ спектакля «Репка» и выбор действующих персонажей. Дети анализируют просмотренный спектакль «Репка», высказывают свои впечатления, выбирают персонажей для театра теней. Чтение сказки по ролям.

Занятие 11. Мастерская кукол. Бумажная сказка. Изготовление плоских кукол для постановки театра теней.

Занятие 12. Изготовление действующих персонажей. Дети изготавливают действующих героев для теневого театра и оформляют их.

Занятие 13. Изготовление декораций и репетиция. Дети изготавливают слайды для театра теней по сюжетам сказки «Репка». Репетиция спектакля.

Занятие 14. Репетиция. Репетиция спектакля, подготовка к выступлению.

Занятие 15. Показ спектакля «Репка». Дети представляют изготовленный ими театр, по сюжетам сказки «Репка».

Раздел 3. Кукольный перчаточный театр. (10).

Занятие 16. Чтение сказки «Кто сказал Мяу?» и распределение по ролям. Дети читают сказку «Кто сказал Мяу?» и распределяют эпизоды и роли которые будут экранизироваться. Выбираются роли и характеристика персонажей.

Занятие 17. Репетиция и инсценированные сказки «Кто сказал Мяу?». Инсценированные спектакля, чтение по ролям. Репетиция спектакля.

Занятие 18. Оформление спектакля изготовление кукол. Дети оформляют и украшают спектакль, изготавливают аксессуары. Репетиция спектакля со всеми персонажами.

Занятие 19.  Театральная игра. Репетиция спектакля.

Занятие 20. Просмотр сказки «Кто сказал Мяу?» и анализ. Дети смотрят сказку и анализируют ее по заданным критериям.

Занятие 21. Мастерская декораций. Дети украшают театр теней, доделывают последние детали.

Занятие 22. Изготовление афиш. Изготовление буклетов. Дети разрабатывают и изготавливают буклеты и афишу.

Занятие 23. Репетиция сказки «Кто сказал Мяу? » Генеральная репетиция спектакля.

Занятие 24. Выступление со спектаклем.

Раздел 4 Марионеточный кукольный театр. (6).

Занятие 25. Путешествие за кулисы на спектакль выбранный для постановки. Дети анализируют и высказывают своим мнения по постановке театра.

Занятие 26. Как устроен мир марионеток. Знакомство с устройством работы куклы марионетки. Как двигается.

Занятие 27.  Изготовление куклы. Дети пробуют самостоятельно сделать куклу марионетку. 

Занятие 28.  Изготовление декораций и буклетов. Дети заканчивают работу по декорации спектакля и изготавливают рекламные буклеты.

Занятие 29.  Представление и рассказ о всех куклах. Выступление со спектаклем. Готовят рассказ про конкретный вид куклы, который больше всего запомнился и показ, как она работает.

Занятие 30. Тест достижений. Дети выполняют тест по пройденному материалу.

Мониторинговая карта результатов освоения программы внеурочной деятельности

«Волшебная шкатулка»

Критерии

Показатели

Инструментарий (диагностические средства)

Срок проведения

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитость эстетических отношений

- Осознание значимости занятий декоративно - прикладным и театральным искусством для личного развития;

-устойчивые эмоционально-оценочные переживания младших школьников;

- отношение к участию в предлагаемых видах деятельности.

Итоговый контроль УУД, приобретенных в результате изучения программы осущетвляется в следующих формах:

-коллективные работы;

-проектные работы; -индивидуальные работы учащихся.

Каждое занятие

 Метапредметные

 Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

- Планирование своих действий на отдельных этапах работы над проектом;

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- осуществление взаимного контроля в совместной деятельности, адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих.

-групповые проектные работы

-творческие работы учащихся

Каждое занятие

В течение занятий

Предметные

Умения выражать себя в доступных видах творчества.

- Использование выразительных средств ( тон, темп, интонация);

- выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов

-Обобщающая анкета

-педагогическое наблюдение

-коллективные работы

В конце 2-го  класса

В течение занятий

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Коробка- 4 шт.
  2. Бумага- 180 грамм/метр  50 шт.
  3. Плотный картон- 100 шт.
  4. Бумага А4- 3 пачки.
  5. Плинтус- 10 м.
  6. Цветные карандаши- 10 пачек
  7. Гуашь- 10 пачек
  8. Кисточки- 20 шт.
  9. Палитра- 10 шт.
  10.  Белая бумага- 3 пачки.
  11. Цветная бумага- 3 пачки.
  12.  Ножницы- 30 шт.
  13. Резак- 30 шт.
  14. Подложка для нарезки бумаги- 30 шт.
  15.  Линейки 30 шт.(по 50 см.)
  16.  Простой карандаш- 30 шт.
  17.  Клей ПВА- 30 шт.
  18. Клей титан- 20 шт.
  19. Светостол- 2 шт.
  20.   Лампа- 1 шт.

21.Камера- 1 шт.

  1. Книга «Серебряное копытце»
  2. Книга « Репка»
  3. Фетр – 15 шт.
  4. Игла – 12 шт.
  5. Мулине – 12 шт.
  6. Бумага белая – 2 упаковки

Учебно-методическое обеспечение

Литература для учителя:

  1. Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001
  2. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. – М.: Просвещение, 2011
  3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010
  4. Елькина М, Ялымова Э. «Путешествие в мир театра», «Олма-Пресс», Гранд 2002 г. Москва.
  5. Ефимова Т.Н. Программа кружка «Театр – игра – дети»
  6. http://www.testsoch.info/teatr-tenej/
  7. http://hyaenidae.narod.ru/story1/033.html
  8. http://puppettheater.narod.ru
  9. http://iledebeaute.ru/culture/2012/9/1/26920/
  10. http://www.osd.ru/evntinf.asp?ev=4028

Литература для детей:

  1. http://hyaenidae.narod.ru/story1/033.html\- Сказка « Репка»
  2. http://www.niworld.ru/Skazki/Skazki_liter/bajov/kopitce1.htm- Сказка Бажова «Серебряное копытце»
  3. http://karliam.ru/shadow-theater/- Шаблоны для теневого театра
  4. https://deti-online.com/skazki/russkie-narodnye-skazki/teremok/- сказка «Теремок»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Щукина Л. С. Актуальная концепция эстетического воспитания в культурно-образовательной системе: Автореферат на соискан.уч.степ.кандидат культурологии. -Саранск.- 2006.- 166 с.
  2. «Режиссерское искусство театра кукол России XX века» Голдовский Б. Издательство: Вайн Граф Год: 2013
  3. Театр теней: искусство светотени / авт.-сост. И.С.Скрипник. - М., 2005.
  4. http://www.niworld.ru/Skazki/Skazki_liter/bajov/kopitce1.htm - сказка «Серебренное копытце»
  5. https://www.youtube.com/playlist?list=PLxnxya5p6_l2MmOjO-sNwMYWQjrrDUMJd – видео показа театра теней
  6.  http://old.kostromama.ru/articles/holidays/article/Domaschniii_teatr_teneii.html  - домашний театр теней
  7. http://karliam.ru/shadow-theater/ - примеры театра теней, шаблоны

Самоанализ программы курса внеурочной деятельности

Критерий

1

2

3

4

5

1

Актуальность и востребованность программы

+

2

Программа курса внеурочной деятельности написана на период освоения

+

3

Структура программы курса внеурочной деятельности в полной мере соответствует последним требованиям ФГОС НОО, ООО, СОО:

+

- определены планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности;

+

- описано содержание курса внеурочной деятельности, определены формы проведения занятий

+

- имеется тематическое планирование с указанием количества академических часов;

+

-в тематическое планирование указаны возможность использования по теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов

+

4

Соблюдены требования к оформлению работ в электронном виде (размеры полей, шрифты, стили начертания, выравнивания, интервалы, пунктуационные отступы).

+

5

Итоговая работа написана с соблюдением правил и норм русского языка. Выдержаны нормативные правила к оформлению документов (сноски, ссылки, специальные термины).

+

6

Общая оценка итоговой выпускной работы

(по пятибалльной системе)

+

Итоговая самооценка 31  баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработки занятий внеурочной деятельности по программе «Математическая шкатулка»

Данная программа  занятий по математике выражает целевую направленность на развитие и совершенствование познавательного процесса с внесением акцента на развитие у ребенка...

р Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебная шкатулка" (общекультурное направление)

Формирование  интереса  к чтению , эстетическое развитие личности ребенка, осмысление им общекультурных традиционных  ценностей русского народа . Приобщать школьников к  актив...

Математическая шкатулка (познавательно-развлекательная программа недели математики)

В  работе  содержится план проведения недели математики, разработки и фотоотчёт....

Урок ИЗО по теме "Декоративное рисование. Рисование шкатулки. Эскиз росписи шкатулки". 4 класс

Урок ИЗО по теме "Декоративное рисование. Рисование шкатулки. Эскиз росписи шкатулки". 4 класс....

Рабочая программа кружка "Волшебная шкатулка" ФГОС

Рабочая программа разработана  для уч-ся  начальной школы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ШКАТУЛКА» (ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)

Рабочаяоама матике для 4 класса по дополнительному образованию....

Рабочая программа " Волшебная шкатулка"

РП с КТП по внеурочной деятельности...