Рабочая программа кружка «Математическая шкатулка».
рабочая программа (3 класс) по теме
Комплекс включает 56 методических разработок к занятиям (презентации, проекты, олимпиаду, викторины и т.д.)
Программа курса «Математическая шкатулка» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности, предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskaya_shkatulka.doc | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8
с углубленным изучением отдельных предметов»
Рассмотрена и рекомендована
к использованию методическим
объединением начальных классов
Протокол №1от« » августа 20 г.
Председатель методического
объединения
________________
подпись Ф.И.О.
Согласовано
заместитель директора по УВР
__________
подпись Ф.И.О.
«____» _________ 20 г.
Утверждаю
директор школы
__________
подпись Ф.И.О.
Приказ № ____
от «___» ________ 20 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружка «Математическая шкатулка»
научно-познавательное направление
для 3 класса
Составитель программы: Шоронихина И.А.
Квалификационная категория: первая
г. Когалым 2015г.
Сделать серьёзные занятия занимательными - вот задача первоначального обучения.
К.Д.Ушинский.
Пояснительная записка
(На работу кружка отводится по 2 ч в неделю. Курс рассчитан на 56 ч.)
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Цель и задачи программы:
Цель: развивать математический образ мышления.
Задачи:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- расширять математические знания в области многозначных чисел;
- содействовать умелому использованию символики;
- учить правильно применять математическую терминологию;
- развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (даётся самостоятельное задание с учетом возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на группы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- оформление математических газет;
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность;
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
Из истории математики | 3 | |
Числа. Арифметические действия. Величины | 10 | |
Мир занимательных задач | 22 | |
Занимательная геометрия | 16 | |
Проектная деятельность «Газета для любознательных». | 5 | |
Итого | 56 |
Основное содержание программы:
Из истории математики.
- Возникновение мер длины и совершенствование их.
- Как люди учились записывать числа. Пифагор.
Числа. Арифметические действия. Величины.
- Отгадывание задуманных чисел.
- Расшифровка закодированных слов.
- Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия, лабиринты.
- Занимательные задания с римскими цифрами.
- Решение ребусов, содержащих числа.
- Величины.
- Нахождение цифровых значений букв в условной записи.
- Нахождение закономерностей в записи чисел.
- Магические квадраты.
- Математические фокусы.
Мир занимательных задач.
- Решение нестандартных и занимательных задач.
- Логические задачи.
- Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными.
- Задачи, имеющие несколько решений.
- Задачи на переливание.
- Задачи, решаемые способом перебора.
- Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных.
- Задачи, решаемые с конца.
- Высказывания истинные и ложные.
- Комбинаторные задачи.
- Задачи на взвешивание.
Занимательная геометрия.
- Симметрия. Закономерности в узорах.
- Вычерчивание фигуры без отрыва от начала до конца.
- Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
- Задания на разрезание и составление фигур.
- Задания на разрезание и составление фигур.
- Задания на ориентирование в пространстве.
- Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление фигур из заданных частей.
- Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.
Проектная деятельность.
- Сбор информации и выпуск заметки для математической газеты (индивидуальная работа).
- Сбор информации, вёрстка и выпуск математической газеты (работа в группах).
Требования к уровню подготовки учащихся.
Личностными результатами являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
- Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
- Включаться в групповую работу.
- Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Основные умения и навыки
Учащиеся должны знать:
- нестандартные методы решения различных математических задач;
- логические приемы, применяемые при решении задач;
- историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков.
Должны уметь:
- рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
- систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;
- применять нестандартные методы при решении программных задач, олимпиадных задач
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема и содержание занятия | Количество часов |
Из истории математики: возникновение мер длины и совершенствование их | |||
Из истории математики: как люди учились записывать числа | |||
Научный мир Пифагора. | |||
Числа. Арифметические действия. Величины. Отгадывание задуманных чисел. | |||
Расшифровка закодированных слов. | |||
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия, лабиринты | |||
Занимательные задания с римскими цифрами. | |||
Решение ребусов, содержащих числа. | |||
Величины | |||
Нахождение цифровых значений букв в условной записи | |||
Нахождение закономерностей в записи чисел | |||
Магические квадраты | |||
Математические фокусы | |||
Мир занимательных задач Решение нестандартных и занимательных задач. | |||
Логические задачи | |||
Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. | |||
Задачи, имеющие несколько решений. | |||
Задачи на переливание. | |||
Задачи, решаемые способом перебора. | |||
Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. | |||
Задачи, решаемые с конца | |||
Высказывания истинные и ложные | |||
Комбинаторные задачи | |||
Задачи на взвешивание | |||
Забавная геометрия Симметрия. Закономерности в узорах. | |||
Вычерчивание фигуры без отрыва от начала до конца | |||
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. | |||
Задания на разрезание и составление фигур. | |||
Задания на разрезание и составление фигур. | |||
Задания на ориентирование в пространстве | |||
Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление фигур из заданных частей. | |||
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. | |||
Проектная деятельность. Сбор информации и выпуск математической газеты (индивидуальная работа). | |||
Сбор информации, вёрстка и выпуск математической газеты (работа в группах). |
Литература:
- Олимпиады по математике. 1-4 классы/ Ю. А. Дробышев.- М.: Издательство «Экзамен», 2011.
- Волина В. праздник числа: Книга для учителей и родителей.- М.: Знание, 1993.
- Байрамукова П. У. внеклассная работа по математике в начальных классах.- М.:Издат-школа.
- Занимательные задачи для маленьких.-М.: Омега.
Интернет-материалы: http://school-collection.edu.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Волшебная шкатулка" ФГОС
Рабочая программа разработана для уч-ся начальной школы....
Рабочая программа кружка по программе English Theatre 2014-2015
Методическая разработка по внеурочной деятельности по английскому языку для учащихся первого и третьего годов обучения....
Программа кружка "Математическая шкатулка" для обучающихся 1-3 классов
Программа кружка "Математическая шкатулка" для обучающихся 1-3 классов...
Рабочая программа кружка Дистанционно-математическая школа (общеинтелектуальное направление)
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники с математическими способностями имеют мотивацию к обучению математике, стремятся развивать свои интеллектуальные возможности....
Рабочая программа кружка "Веселая программа"
Пояснительная записка...
Рабочая программа Предмет: «Математические представления и конструирование» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР Класс: 9
Рабочая программа Предмет: «Математические представления и конструирование» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР Класс: 9...
Программа кружка «Математические чудеса»
Программа кружка «Математические чудеса» дает возможность каждому ребенку получать дополнительное образование исходя из его интересов, склонностей и способностей.По своему функциональному ...