Рабочая программа кружка «Математическая шкатулка».
рабочая программа (3 класс) по теме

Шоронихина Инна Александровна

Комплекс включает 56 методических разработок  к занятиям (презентации, проекты, олимпиаду, викторины и т.д.)

Программа курса «Математическая шкатулка» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности, предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematicheskaya_shkatulka.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8

с углубленным изучением отдельных предметов»

Рассмотрена и рекомендована

к использованию методическим

объединением начальных классов

Протокол №1от«   » августа 20    г.

Председатель методического

объединения

 ________________

               подпись                 Ф.И.О.

Согласовано

заместитель директора по УВР

__________

        подпись                              Ф.И.О.

«____» _________ 20   г.

Утверждаю

директор школы

__________

                подпись                       Ф.И.О.

Приказ № ____

от «___» ________ 20    г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Кружка «Математическая шкатулка»

научно-познавательное направление

для 3 класса

Составитель программы: Шоронихина И.А. 

Квалификационная категория: первая

г. Когалым  2015г.

Сделать серьёзные занятия занимательными - вот задача первоначального обучения.

К.Д.Ушинский.

Пояснительная записка

(На работу кружка отводится по 2 ч в неделю. Курс рассчитан на 56 ч.)

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

Цель и задачи программы:

Цель: развивать математический образ мышления.
Задачи:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • расширять математические знания в области многозначных чисел;
  • содействовать умелому использованию символики;
  • учить правильно применять математическую терминологию;
  • развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

                                   

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

  • индивидуальная (даётся самостоятельное задание с учетом  возможностей);
  • фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
  • групповая (разделение на группы для выполнения определенной работы);
  • коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

                               

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач;
  • оформление математических газет;
  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
  • проектная деятельность;
  • самостоятельная работа;
  • работа в парах, в группах.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество

часов

Из истории математики

3

Числа. Арифметические действия. Величины

10

Мир занимательных задач

22

Занимательная геометрия

16

Проектная деятельность «Газета для любознательных».

5

Итого

56

Основное содержание программы:

Из истории математики.

  1. Возникновение мер длины и совершенствование их.
  2. Как люди учились записывать числа. Пифагор.

Числа. Арифметические действия. Величины.

  1. Отгадывание задуманных чисел.
  2. Расшифровка закодированных слов.
  3. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия, лабиринты.
  4. Занимательные задания с римскими цифрами.
  5. Решение ребусов, содержащих числа.
  6. Величины.
  7. Нахождение  цифровых значений букв в условной записи.
  8. Нахождение закономерностей в записи чисел.
  9. Магические квадраты.
  10. Математические фокусы.

Мир занимательных задач.

  1. Решение нестандартных и занимательных задач.
  2. Логические задачи.
  3. Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными.
  4. Задачи, имеющие несколько решений.
  5. Задачи на переливание.
  6. Задачи, решаемые способом перебора.
  7. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных.
  8. Задачи, решаемые с конца.
  9. Высказывания истинные и ложные.
  10. Комбинаторные задачи.
  11. Задачи на взвешивание.

Занимательная геометрия.

  1. Симметрия. Закономерности в узорах.
  2. Вычерчивание фигуры без отрыва от начала до конца.
  3. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
  4. Задания на разрезание и составление фигур.
  5. Задания на разрезание и составление фигур.
  6. Задания на ориентирование в пространстве.
  7. Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление фигур из заданных частей.
  8. Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

Проектная деятельность.

  1. Сбор информации и выпуск заметки для математической газеты (индивидуальная работа).
  2. Сбор информации, вёрстка и выпуск математической газеты (работа в группах).

Требования к уровню подготовки учащихся.

Личностными результатами являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
  • Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
  • Включаться в групповую работу.
  • Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Основные умения и навыки

Учащиеся должны знать:

  • нестандартные методы решения различных математических задач;
  • логические приемы, применяемые при решении задач;
  • историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков.

Должны уметь:

  • рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
  • систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;
  • применять нестандартные методы при решении программных задач, олимпиадных задач

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема и содержание занятия

Количество часов

Из истории математики: возникновение мер длины и совершенствование их

Из истории математики: как люди учились записывать числа

Научный мир Пифагора.

Числа. Арифметические действия. Величины.

Отгадывание задуманных чисел.

Расшифровка закодированных слов.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия, лабиринты

Занимательные задания с римскими цифрами.

Решение ребусов, содержащих числа.

Величины

Нахождение  цифровых значений букв в условной записи

Нахождение закономерностей в записи чисел

Магические квадраты

Математические фокусы

Мир занимательных задач

Решение нестандартных и занимательных задач.

Логические задачи

Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными.

Задачи, имеющие несколько решений.

Задачи на переливание.

Задачи, решаемые способом перебора.

Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных.

Задачи, решаемые с конца

Высказывания истинные и ложные

Комбинаторные задачи

Задачи на взвешивание

Забавная геометрия

Симметрия. Закономерности в узорах.

Вычерчивание фигуры без отрыва от начала до конца

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Задания на разрезание и составление фигур.

Задания на разрезание и составление фигур.

Задания на ориентирование в пространстве

Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление фигур из заданных частей.

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

Проектная деятельность. Сбор информации и выпуск математической газеты (индивидуальная работа).

Сбор информации, вёрстка и выпуск математической газеты (работа в группах).

Литература:

  1. Олимпиады по математике. 1-4 классы/ Ю. А. Дробышев.- М.: Издательство «Экзамен», 2011.
  2. Волина В. праздник числа: Книга для учителей и родителей.- М.: Знание, 1993.
  3. Байрамукова П. У. внеклассная работа по математике в начальных классах.- М.:Издат-школа.
  4. Занимательные задачи для маленьких.-М.: Омега.

Интернет-материалы: http://school-collection.edu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Волшебная шкатулка" ФГОС

Рабочая программа разработана  для уч-ся  начальной школы....

Рабочая программа кружка по программе English Theatre 2014-2015

Методическая разработка по внеурочной деятельности по английскому языку для учащихся первого и третьего годов обучения....

Программа кружка "Математическая шкатулка" для обучающихся 1-3 классов

Программа кружка "Математическая шкатулка" для обучающихся 1-3 классов...

Рабочая программа кружка Дистанционно-математическая школа (общеинтелектуальное направление)

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники  с математическими способностями имеют мотивацию к обучению математике, стремятся развивать свои интеллектуальные возможности....

Рабочая программа Предмет: «Математические представления и конструирование» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР Класс: 9

Рабочая программа Предмет: «Математические представления и конструирование» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР  Класс: 9...

Программа кружка «Математические чудеса»

Программа кружка «Математические чудеса» дает возможность каждому ребенку получать дополнительное образование исходя из его интересов, склонностей и способностей.По своему функциональному ...