Методическая разработка урока математики в 1 классе "Решение задач" «Школа России»
методическая разработка по математике (1 класс)

Беспалая Светлана Петровна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_v_1_klasse_reshenie_zadach_.docx336.79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 1 классе «Школа России»

Автор: Беспалая Светлана Петровна, учитель начальных классов  МОУ «Правохеттинская СОШ»

Тема урока: Решение задач.  

Цели: учить дополнять условие задачи, ставить вопрос к условию задачи; развивать умение анализировать и решать задачи; отрабатывать вычислительные навыки.

Планируемые результаты: учащиеся научатся дополнять условие задачи и ставить вопрос; анализировать и решать текстовые задачи; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре.

Личностные

  • Создать условия для формирования опыта успешного сотрудничества со взрослыми и сверстниками и установки на уважительное отношение к учителю, к себе и сверстникам.
  • Формировать представление об активности ученика, как ценном качестве, помогающем выйти на более высокий результат.

Предметные:

  • Знать структуру текстовой задачи, возможности её решения.
  • Уметь правильно оформлять решение задачи.
  • Уметь составлять выражение для решения задачи,

Метапредметные:

  • Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
  • Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
  • Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Основные понятия: задача, условие (2 числа в условии задачи), вопрос, решение, ответ.

 

Оборудование:

  1. Демонстрационный материал:
  • Эталоны из курса «Мир деятельности»;
  • Части задачи;
  • Цель урока: Решение задач;
  • Эталон работы над задачей;
  • Лесенка успеха  

2)Презентация к уроку;

          3) Раздаточный материал

  • Карточки для устного счёта;
  • Карточки для работы в паре (жёлтого и зелёного цвета)
  • Карточки с эталоном решения задачи (красного цвета)

 4) М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных   учреждений. В 2 ч.;

 5) Рабочая тетрадь к учебнику;

 6) Веер цифр;

 7) Карточки «Светофор»;

 8) Мяч

Ход урока:

Название этапа

Организация учебного процесса

№ слайда или демонстрационный, раздаточный материал

1. Мотивация к учебной деятельности

 

  -Друзья, я рада вас видеть! Скажите, какие правила поведения на уроке вы должны сейчас выполнить или проверить их выполнение? (Дети называют  : «Звонок - не опаздывай на урок!», «Соблюдай на парте порядок »…. с опорой на эталон в классе)

-Кто выполнил эти правила-садитесь, кто не успел- выполните!

-Ребята! Мне бы хотелось услышать, а зачем же вы пришли на урок?

Дети хором:

-Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться.

Слушаем внимательно,

работаем старательно.

- Спасибо! Вы сказали, что пришли сюда учиться. А что значит - учиться?

Ответы детей (по желанию): (Учиться-это значит, когда что-то делаешь сам и не получается, надо остановиться и подумать: «А что же я не знаю?», а потом самому найти способ.)

  1. Правила работы на уроке

вывешены на вспомогательной доске.

C:\Users\Светлана\Desktop\3.png

СЛАЙД №1

Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться.

Слушаем внимательно,

работаем старательно.

  1. Демонстрационные карточки, что значит учиться (Слайд №2)

 

2. Актуализация знаний   (воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.)  

 

 

Проведём разминку: Устный счёт даёт понять,

                                    Что мы умеем и что должны знать.

1) Игра «Кто быстрее?»

(Дети получают карточку с примерами (количество примеров по числу детей в ряду. Каждый ученик решает по одному примеру и передает следующему, и так до конца ряда. Если в каком-то ряду меньше детей, чем в остальных, один ученик решает два примера. Ученик, решивший последний пример, несет карточку учителю. Побеждает ряд, который решит примеры быстрее (при условии, что нет ошибок).

6-1                            7+3

5+3                             9-3

7-2                             6-2

4+3                             4-1

9-2                             4+2

Последние ученики зачитывают вслух

ПРОВЕРКА ПРИ ПОМОЩИ СВЕТОФОРА

2 Игра «Весёлый мяч»

 (Учитель бросает мяч и говорит вопрос или задание. Отвечает тот, кто поймал мяч.)  

-К 3 прибавь 2.

-Уменьши 9 на 2.

-Найди сумму чисел 8 и 1.

-Первое слагаемое 5, второе слагаемое 2. Найти сумму данных чисел.

-Вычти 2 из 5.

-8 —это 2 да...

-10 без 3 —это...

-Чтобы получилось 6, нужно к 4 прибавить …

10 минус 2

3)Веселые задачки про своих лесных друзей от снеговика (работа с числовым веером).

  • 4 вороны на ветку сели

 К ним ещё 3 прилетели.

 Отвечайте, быстро, смело-

 Сколько всех их прилетело? (7)

  • Шесть бельчат и мама белка.

 Сосчитать ты их сумей-ка. (7)

  • Семь волчат пустились в путь,

 Два решили отдохнуть.

 Сколько серых под кустами

 Вечерком вернулись к маме? (5)

  • У домика утром 2 зайца сидели

 И дружно весёлую песенку пели.

 Один убежал, а второй вслед глядит.

 Сколько у домика зайцев сидит? (1)

-Ребята,  какое последнее задание мы сейчас с вами выполнили? (Решали задачи)

 -А теперь внимание. По опорным словам определите тему урока:

условие    (хаотично на доске)    

вопрос

решение

ответ

(Задачи)

 - Так какое умение будем формировать?

(Решать задачи.)

- Значить какова наша цель на уроке?  

 -И, конечно, откроем ещё что-то новое.

  1. Карточки для игры

 

  1. Мяч

 

  1. Числовые вееры.

  1. Карточки с частями задачи

  1. Треугольник со словом «Задача»
  2. Цель на доску «Решение задач»

3)Постановка цели и задач урока.

- Следующее задание выполним работая в паре  

- Вспомним правило работы в паре

- Возьмите карточки жёлтого цвета переверните их. –

-Определите, на какой карточке  записана задача. Почему вы так считаете. (Когда будете готовы, покажите)

-Ребята если согласны с ответом, покажите светофор

- А из каких частей состоит задача?

-Расположите карточки правильно на доске.

( вывесить карточки на доске) (условие, вопрос)

-Дополните нашу схему не достающими частями (решение, ответ)

9.  Правила  работы в паре на вспомогательной доске

C:\Users\Светлана\Desktop\Безымянный.png

10. Карточки жёлтого цвета на парте

11.  Карточки на доске (части задачи)

 

  4)Мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление.

 Мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление.
- Напомните, как мы работаем над задачей. (На доске висит пошаговый, созданный ранее детьми, план работы над задачей.
1. Читаем задачу

2. Выделяем условие и вопрос задачи.
3. Решаем задачу – составляем схему, выбираем действие, записываем решение.)
4. Записываем ответ.

Итак, вот наша задача. Запись на доске:
Утром на поляне было 4 ели. Вечером их стало меньше. Сколько елей стало вечером?
- Работаем над задачей по эталону.

12. Эталон работы над задачей на доске

СЛАЙД№3

5)Выявление места и причины затруднения.

 

6)Построение проекта выхода из затруднения.

7)Реализация построенного проекта.

Можете ли вы решить эту задачу? (Нет.)

 - Почему? (Неизвестно, на сколько меньше стало елей к вечеру)

-Итак, у нас возникло затруднение

1)Восстановление выполнения операции и фиксирование места (шага), где возникло затруднение.

-Определите, где у нас возникло затруднение: в условии задачи или в вопросе? (В условии.)

2)Соотнесение своего действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.). Выявление фиксация во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, которых недостаёт для решения исходной задачи и задач такого класса вообще.

-Сколько чисел в этой задаче?(1)

 - А в тех, которых решали раньше? (2)

-Сделайте вывод: можно ли решить задачу, если в условии только одно число? (Нет)

 - А сколько должно быть чисел?

-Итак, задачу можно решить, если в условии есть хотя бы 2 числа.

3) Обдумывание будущих учебных действий.

Итак, давайте внесём изменения в наш эталон.

 - Сколько чисел должно быть в задаче? (Хотя бы 2 числа.)

 -Я в эталон, в условие, помещу 2 кружочка, чтобы вы помнили, что решить задачу можно, если в условии есть хотя бы 2 числа.

- Что нам надо изменить в задаче, чтобы она соответствовала эталону? (Добавить число, обозначающее на, сколько елей стало меньше.)

 -Какое число можно вставить? (не больше 4)

Утром на поляне было 4 ели. Вечером их стало на 2 меньше. Сколько елей стало?

 -Работаем над задачей по эталону. ( Схема на доске)

 1.Читаем.

 2.Выделяем условие задачи.

  • Сколько чисел?
  • Какое первое число? Второе?
  • Что обозначает число 4?
  • Число 2?
  • Каков вопрос задачи?

3.Решение.

 -Работаем на листочках.

  (У доски один ученик)

 -Какое действие выберем: сложение или вычитание? Почему? (Вычитание, потому что елей стало меньше.)

 4-2=2(ел.)

Ответ: 2 ели.

12. Эталон работы над задачей на доске

13. Добавить карточку «2 числа» рядом с карточкой «условие»

14.СЛАЙД№4

Физминутка

Вы, наверное, устали?                                                                              

Ну, тогда все дружно встали

Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!

По коленкам – шлёп, шлёп!

По плечам теперь похлопай!

По бокам себя пошлёпай!

Мы осанку исправляем

Спинки дружно прогибаем

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз.       

Улыбайся и садись.

8)Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

 

 Работа в парах – решение типового задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

 - Напомните правила работы в парах    

- Возьмите карточки зелёного цвета. Там 2 задачи.

№1.

Было 6 подарков. Пришёл Дед Мороз, и подарков стало больше.

 Сколько подарков стало?

 №2.

 Было 6 подарков. Пришёл Дед Мороз, и подарков стало на 3 больше.

 Сколько подарков стало?

 Вам надо выбрать только одну задачу, которая соответствует эталону, и решить её.

 - На что обратите особое внимание? (В условии должны быть 2 числа).

 -Проверяем.

 Какую задачу выбрали: №1 или №2?

 - Почему не выбрали №1? (Одно число в задаче.)

 - Расскажите, как решали задачу.

 - Проверьте сами, правильно ли выполнили работу. Переверните карточку.

 (Около №1 - грустный смайлик, около №2 - весёлый.)

15. Карточки зелёного цвета

 

16.На доске №1 и №2

17. Перевёрнутые смайлики

9)Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону                  

С.41 в тетради на печатной основе.

Эталон у каждого на красной карточке

-Поднимите светофор кто как справился с заданием.

СЛАЙД№5

 

 

10)Рефлексия учебной деятельности на уроке

-  Итак, ребята, анализируем свою работу на уроке.

- Какова была цель сегодняшнего урока? ( Решение задач)

- Скажите, что нового узнали, когда решали задачи?

- Кто может сказать, что сумел сам решить все задачи.

- Кому не удалось, почему?

- Оцените свою деятельность на лестнице успеха в разделе «Знаю» (Прикрепите кружочки) (Те ребята, кто разобрался, что при решении в условии обязательно должно быть два числа и при выполнении самостоятельной работы не допустил ни одной ошибки, поставьте кружочек на верхнюю ступеньку. А если у вас ещё остались вопросы по данной теме и в самостоятельной работе были ошибки, поставьте на ступеньке ниже, а насколько ниже, решите сами.)

-Кто хочет объяснить свой выбор?

(- Какие же трудности у вас еще встречаются?

- Где можно над ними поработать?  Как преодолеть?)

 

1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;

2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;

 4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил. 

Приложения к уроку

Решение

задач

 У Коли 2 мячика, у Саши 3 мячика

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/108774/3ae4c750_8a86_0131_f62a_12313c0dade2.jpg

У Коли 2 мячика, у Саши 3 мячика. Сколько мячиков у мальчиков?

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/108774/3ae4c750_8a86_0131_f62a_12313c0dade2.jpg

У Коли 2 мячика, у Саши 3 мячика

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/108774/3ae4c750_8a86_0131_f62a_12313c0dade2.jpg

У Коли 2 мячика, у Саши 3 мячика. Сколько мячиков у мальчиков?

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/108774/3ae4c750_8a86_0131_f62a_12313c0dade2.jpg

2 числа

ПЛАН

РАБОТЫ

НАД ЗАДАЧЕЙ

  1. Читаем задачу.
  2. Выделяем условие и вопрос.

3)Решаем задачу: составляем схему, выбираем действие, записываем решение.

4)Записываем ответ

 

№1

Было 6 подарков. Пришёл Дед Мороз, и подарков стало больше. Сколько подарков стало?

№2

Было 6 подарков. Пришёл Дед Мороз, и подарков стало на 3 больше. Сколько подарков стало?

№1

Было 6 подарков. Пришёл Дед Мороз, и подарков стало больше. Сколько подарков стало?

№2

Было 6 подарков. Пришёл Дед Мороз, и подарков стало на 3 больше. Сколько подарков стало?

№1

Было 6 подарков. Пришёл Дед Мороз, и подарков стало больше. Сколько подарков стало?

№2

Было 6 подарков. Пришёл Дед Мороз, и подарков стало на 3 больше. Сколько подарков стало?

№1

Было 6 подарков. Пришёл Дед Мороз, и подарков стало больше. Сколько подарков стало?

№2

Было 6 подарков. Пришёл Дед Мороз, и подарков стало на 3 больше. Сколько подарков стало?

        

  • Сначала Коля сделал из бумаги 4 фонарика, а потом ещё 3.

          Сколько всего фонариков сделал Коля?

4

+

3

=

7

(ф.)

О

т

в

е

т:

7

ф

о

н

а

р

и

к

о

в.

        

  • Сначала Коля сделал из бумаги 4 фонарика, а потом ещё 3.

          Сколько всего фонариков сделал Коля?

4

+

3

=

7

(ф.)

О

т

в

е

т:

7

ф

о

н

а

р

и

к

о

в.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики в 3 классе по теме "Доли". УМК "Школа России"

Методическая разработка содержит подробный ход урока по теме "Доли"....

Методическая разработка урока математики в 3 классе (УМК "Школа России"). Увеличение числа в несколько раз.

Методическая разработка урока содержит интересный познавательный материал для обучающихся при изучении темы "Увеличение числа в несколько раз". В ходе урока используется работа в парах,  а также ...

методическая разработка урока математики по теме:"Сложение и вычитание чисел в пределах 20" (УМК "Школа России, 1 класс))

Урок составлен на основе требований ФГОС начального общего образования второго поколения в образовательном процессе начальной школы...

Методическая разработка урока математики на тему "Таблица умножения и деления с числом 7", 3 класс УМК "Школа России"

Тип урока: открытие новых знаний. Цели: составить таблицы умножения и деления с числом 7 и работать над её запоминанием; закреплять умение решать задачи изученных видов; развивать умение работать само...

Методическая разработка урока математики в 3 классе по УМК «Школа России» Тема: «Деление с остатком»

Конспект включает разнообразные виды работ на уроке: интерактивную игру, проблемную ситуацию, групповую и парную работу....

Методическая разработка урока математики 3 класс УМК "Школа России" "Приём устных вычислений для случаев вида 450+30; 620-200"

УМК «Школа России», М.И.Моро «Математика»Тема: "Приемы устных вычислений для случаев вида 450+30, 620-200" Вид урока: открытие новых знанийЦели урока:Способствовать ф...