Методическая разработка урока математики в 1 классе "Решение задач" «Школа России»
методическая разработка по математике (1 класс)
Предварительный просмотр:
Урок математики в 1 классе «Школа России»
Автор: Беспалая Светлана Петровна, учитель начальных классов МОУ «Правохеттинская СОШ»
Тема урока: Решение задач.
Цели: учить дополнять условие задачи, ставить вопрос к условию задачи; развивать умение анализировать и решать задачи; отрабатывать вычислительные навыки.
Планируемые результаты: учащиеся научатся дополнять условие задачи и ставить вопрос; анализировать и решать текстовые задачи; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре.
Личностные
- Создать условия для формирования опыта успешного сотрудничества со взрослыми и сверстниками и установки на уважительное отношение к учителю, к себе и сверстникам.
- Формировать представление об активности ученика, как ценном качестве, помогающем выйти на более высокий результат.
Предметные:
- Знать структуру текстовой задачи, возможности её решения.
- Уметь правильно оформлять решение задачи.
- Уметь составлять выражение для решения задачи,
Метапредметные:
- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Основные понятия: задача, условие (2 числа в условии задачи), вопрос, решение, ответ.
Оборудование:
- Демонстрационный материал:
- Эталоны из курса «Мир деятельности»;
- Части задачи;
- Цель урока: Решение задач;
- Эталон работы над задачей;
- Лесенка успеха
2)Презентация к уроку;
3) Раздаточный материал
- Карточки для устного счёта;
- Карточки для работы в паре (жёлтого и зелёного цвета)
- Карточки с эталоном решения задачи (красного цвета)
4) М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.;
5) Рабочая тетрадь к учебнику;
6) Веер цифр;
7) Карточки «Светофор»;
8) Мяч
Ход урока:
Название этапа | Организация учебного процесса | № слайда или демонстрационный, раздаточный материал |
1. Мотивация к учебной деятельности
| -Друзья, я рада вас видеть! Скажите, какие правила поведения на уроке вы должны сейчас выполнить или проверить их выполнение? (Дети называют : «Звонок - не опаздывай на урок!», «Соблюдай на парте порядок »…. с опорой на эталон в классе) -Кто выполнил эти правила-садитесь, кто не успел- выполните! -Ребята! Мне бы хотелось услышать, а зачем же вы пришли на урок? Дети хором: -Мы пришли сюда учиться Не лениться, а трудиться. Слушаем внимательно, работаем старательно. - Спасибо! Вы сказали, что пришли сюда учиться. А что значит - учиться? Ответы детей (по желанию): (Учиться-это значит, когда что-то делаешь сам и не получается, надо остановиться и подумать: «А что же я не знаю?», а потом самому найти способ.) |
вывешены на вспомогательной доске. СЛАЙД №1 Мы пришли сюда учиться Не лениться, а трудиться. Слушаем внимательно, работаем старательно.
|
2. Актуализация знаний (воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.)
| Проведём разминку: Устный счёт даёт понять, Что мы умеем и что должны знать. 1) Игра «Кто быстрее?» (Дети получают карточку с примерами (количество примеров по числу детей в ряду. Каждый ученик решает по одному примеру и передает следующему, и так до конца ряда. Если в каком-то ряду меньше детей, чем в остальных, один ученик решает два примера. Ученик, решивший последний пример, несет карточку учителю. Побеждает ряд, который решит примеры быстрее (при условии, что нет ошибок). 6-1 7+3 5+3 9-3 7-2 6-2 4+3 4-1 9-2 4+2 Последние ученики зачитывают вслух ПРОВЕРКА ПРИ ПОМОЩИ СВЕТОФОРА 2 Игра «Весёлый мяч» (Учитель бросает мяч и говорит вопрос или задание. Отвечает тот, кто поймал мяч.) -К 3 прибавь 2. -Уменьши 9 на 2. -Найди сумму чисел 8 и 1. -Первое слагаемое 5, второе слагаемое 2. Найти сумму данных чисел. -Вычти 2 из 5. -8 —это 2 да... -10 без 3 —это... -Чтобы получилось 6, нужно к 4 прибавить … 10 минус 2 3)Веселые задачки про своих лесных друзей от снеговика (работа с числовым веером).
К ним ещё 3 прилетели. Отвечайте, быстро, смело- Сколько всех их прилетело? (7)
Сосчитать ты их сумей-ка. (7)
Два решили отдохнуть. Сколько серых под кустами Вечерком вернулись к маме? (5)
И дружно весёлую песенку пели. Один убежал, а второй вслед глядит. Сколько у домика зайцев сидит? (1) -Ребята, какое последнее задание мы сейчас с вами выполнили? (Решали задачи) -А теперь внимание. По опорным словам определите тему урока: условие (хаотично на доске) вопрос решение ответ (Задачи) - Так какое умение будем формировать? (Решать задачи.) - Значить какова наша цель на уроке? -И, конечно, откроем ещё что-то новое. |
|
3)Постановка цели и задач урока. | - Следующее задание выполним работая в паре - Вспомним правило работы в паре - Возьмите карточки жёлтого цвета переверните их. – -Определите, на какой карточке записана задача. Почему вы так считаете. (Когда будете готовы, покажите) -Ребята если согласны с ответом, покажите светофор - А из каких частей состоит задача? -Расположите карточки правильно на доске. ( вывесить карточки на доске) (условие, вопрос) -Дополните нашу схему не достающими частями (решение, ответ) | 9. Правила работы в паре на вспомогательной доске 10. Карточки жёлтого цвета на парте 11. Карточки на доске (части задачи)
|
4)Мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление. | Мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление. 2. Выделяем условие и вопрос задачи. Итак, вот наша задача. Запись на доске: | 12. Эталон работы над задачей на доске СЛАЙД№3 |
5)Выявление места и причины затруднения.
6)Построение проекта выхода из затруднения. 7)Реализация построенного проекта. | Можете ли вы решить эту задачу? (Нет.) - Почему? (Неизвестно, на сколько меньше стало елей к вечеру) -Итак, у нас возникло затруднение 1)Восстановление выполнения операции и фиксирование места (шага), где возникло затруднение. -Определите, где у нас возникло затруднение: в условии задачи или в вопросе? (В условии.) 2)Соотнесение своего действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.). Выявление фиксация во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, которых недостаёт для решения исходной задачи и задач такого класса вообще. -Сколько чисел в этой задаче?(1) - А в тех, которых решали раньше? (2) -Сделайте вывод: можно ли решить задачу, если в условии только одно число? (Нет) - А сколько должно быть чисел? -Итак, задачу можно решить, если в условии есть хотя бы 2 числа. 3) Обдумывание будущих учебных действий. Итак, давайте внесём изменения в наш эталон. - Сколько чисел должно быть в задаче? (Хотя бы 2 числа.) -Я в эталон, в условие, помещу 2 кружочка, чтобы вы помнили, что решить задачу можно, если в условии есть хотя бы 2 числа. - Что нам надо изменить в задаче, чтобы она соответствовала эталону? (Добавить число, обозначающее на, сколько елей стало меньше.) -Какое число можно вставить? (не больше 4) Утром на поляне было 4 ели. Вечером их стало на 2 меньше. Сколько елей стало? -Работаем над задачей по эталону. ( Схема на доске) 1.Читаем. 2.Выделяем условие задачи.
3.Решение. -Работаем на листочках. (У доски один ученик) -Какое действие выберем: сложение или вычитание? Почему? (Вычитание, потому что елей стало меньше.) 4-2=2(ел.) Ответ: 2 ели. | 12. Эталон работы над задачей на доске 13. Добавить карточку «2 числа» рядом с карточкой «условие» 14.СЛАЙД№4 |
Физминутка | Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп! По коленкам – шлёп, шлёп! По плечам теперь похлопай! По бокам себя пошлёпай! Мы осанку исправляем Спинки дружно прогибаем Вправо, влево мы нагнулись, До носочков дотянулись. Плечи вверх, назад и вниз. Улыбайся и садись. | |
8)Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
| Работа в парах – решение типового задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. - Напомните правила работы в парах - Возьмите карточки зелёного цвета. Там 2 задачи. №1. Было 6 подарков. Пришёл Дед Мороз, и подарков стало больше. Сколько подарков стало? №2. Было 6 подарков. Пришёл Дед Мороз, и подарков стало на 3 больше. Сколько подарков стало? Вам надо выбрать только одну задачу, которая соответствует эталону, и решить её. - На что обратите особое внимание? (В условии должны быть 2 числа). -Проверяем. Какую задачу выбрали: №1 или №2? - Почему не выбрали №1? (Одно число в задаче.) - Расскажите, как решали задачу. - Проверьте сами, правильно ли выполнили работу. Переверните карточку. (Около №1 - грустный смайлик, около №2 - весёлый.) | 15. Карточки зелёного цвета
16.На доске №1 и №2 17. Перевёрнутые смайлики |
9)Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | С.41 в тетради на печатной основе. Эталон у каждого на красной карточке -Поднимите светофор кто как справился с заданием. | СЛАЙД№5
|
10)Рефлексия учебной деятельности на уроке | - Итак, ребята, анализируем свою работу на уроке. - Какова была цель сегодняшнего урока? ( Решение задач) - Скажите, что нового узнали, когда решали задачи? - Кто может сказать, что сумел сам решить все задачи. - Кому не удалось, почему? - Оцените свою деятельность на лестнице успеха в разделе «Знаю» (Прикрепите кружочки) (Те ребята, кто разобрался, что при решении в условии обязательно должно быть два числа и при выполнении самостоятельной работы не допустил ни одной ошибки, поставьте кружочек на верхнюю ступеньку. А если у вас ещё остались вопросы по данной теме и в самостоятельной работе были ошибки, поставьте на ступеньке ниже, а насколько ниже, решите сами.) -Кто хочет объяснить свой выбор? (- Какие же трудности у вас еще встречаются? - Где можно над ними поработать? Как преодолеть?) |
1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился; 2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки; 4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил. |
Приложения к уроку
Решение задач |
У Коли 2 мячика, у Саши 3 мячика | У Коли 2 мячика, у Саши 3 мячика. Сколько мячиков у мальчиков? |
У Коли 2 мячика, у Саши 3 мячика | У Коли 2 мячика, у Саши 3 мячика. Сколько мячиков у мальчиков? |
2 числа |
ПЛАН
РАБОТЫ
НАД ЗАДАЧЕЙ
- Читаем задачу.
- Выделяем условие и вопрос.
3)Решаем задачу: составляем схему, выбираем действие, записываем решение.
4)Записываем ответ
№1 Было 6 подарков. Пришёл Дед Мороз, и подарков стало больше. Сколько подарков стало? №2 Было 6 подарков. Пришёл Дед Мороз, и подарков стало на 3 больше. Сколько подарков стало? | №1 Было 6 подарков. Пришёл Дед Мороз, и подарков стало больше. Сколько подарков стало? №2 Было 6 подарков. Пришёл Дед Мороз, и подарков стало на 3 больше. Сколько подарков стало? |
№1 Было 6 подарков. Пришёл Дед Мороз, и подарков стало больше. Сколько подарков стало? №2 Было 6 подарков. Пришёл Дед Мороз, и подарков стало на 3 больше. Сколько подарков стало? | №1 Было 6 подарков. Пришёл Дед Мороз, и подарков стало больше. Сколько подарков стало? №2 Было 6 подарков. Пришёл Дед Мороз, и подарков стало на 3 больше. Сколько подарков стало? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока математики в 3 классе по теме "Доли". УМК "Школа России"
Методическая разработка содержит подробный ход урока по теме "Доли"....
Методическая разработка урока математики в 3 классе (УМК "Школа России"). Увеличение числа в несколько раз.
Методическая разработка урока содержит интересный познавательный материал для обучающихся при изучении темы "Увеличение числа в несколько раз". В ходе урока используется работа в парах, а также ...
Методическая разработка урок математики в 1 классе. Программа «Школа России»
Тема урока: Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность....
методическая разработка урока математики по теме:"Сложение и вычитание чисел в пределах 20" (УМК "Школа России, 1 класс))
Урок составлен на основе требований ФГОС начального общего образования второго поколения в образовательном процессе начальной школы...
Методическая разработка урока математики на тему "Таблица умножения и деления с числом 7", 3 класс УМК "Школа России"
Тип урока: открытие новых знаний. Цели: составить таблицы умножения и деления с числом 7 и работать над её запоминанием; закреплять умение решать задачи изученных видов; развивать умение работать само...
Методическая разработка урока математики в 3 классе по УМК «Школа России» Тема: «Деление с остатком»
Конспект включает разнообразные виды работ на уроке: интерактивную игру, проблемную ситуацию, групповую и парную работу....
Методическая разработка урока математики 3 класс УМК "Школа России" "Приём устных вычислений для случаев вида 450+30; 620-200"
УМК «Школа России», М.И.Моро «Математика»Тема: "Приемы устных вычислений для случаев вида 450+30, 620-200" Вид урока: открытие новых знанийЦели урока:Способствовать ф...