Методическая разработка урока математики в 3 классе по теме "Доли". УМК "Школа России"
методическая разработка по математике (3 класс) по теме

Методическая разработка содержит подробный ход урока по теме "Доли". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_v_3_klasse.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 3 классе

по теме «Доли»

Цель:  образовательный аспект

            познакомить с понятием «доля» как одной из равных частей круга,      

            квадрата и т.п.; учить записывать и сравнивать доли;

            развивающий аспект 

            развивать внимание, воображение, логическое мышление,

            математическую речь;

            воспитательный аспект

            воспитывать чувство справедливости, товарищеской взаимопомощи.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок – игра.

Оборудование:

             у учителя 

             видеомагнитофон, запись мультфильма, магнитная доска с долями,  

             изображение треугольников, разделенных на 3 части, изображение бревна,  

             горы, торт, ключ ответов к тесту;

             у учащихся

             плод киви (1 на парте), одноразовая тарелка, пластмассовый нож,

             салфетки, тесты, фишки, круги-сигналы.

Ход урока.

 

1.Организационный момент.

- Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

- Сегодня наш урок не совсем обычный, у нас гости. Повернитесь, поздоровайтесь. Молодцы, садитесь, пожалуйста.

- О, сколько нам открытий чудных

 Готовит просвещенья дух…

   (Запись помещена на доске)   

- Я не случайно начала урок  со слов А.С.Пушкина. Мы сегодня сделаем для себя какое – то открытие, обязательно узнаем что– то новое. Но прежде небольшая разминка для ума.

2.Актуализация опорных знаний.

- Решим несколько задач.

                 Мышка зерна собирала,

                 По два зернышка таскала,

                 Принесла уж девять раз,

                 Каков мышкин стал запас?   (18)

                Три бельчонка маму – белку

                 Ждали около дупла.

                Им на завтрак мама-белка

                Девять шишек принесла,

                Разделила на троих,

                Сколько каждому из них?     (3)

 

                К трем зайчатам в час обеда

                Прискакали два соседа.

                В огороде зайцы сели

                И по семь морковок съели.

                Сколько съедено морковок?        (35)

                Пять зайчат сидят в углу,

               Чистят репу на полу.

               Сосчитали двадцать штук.

               Как делить забыли вдруг.

               Мамы с папой нет нигде.

               Помогите им в беде.

               Сколько репок достанется каждому?    (4)

- Молодцы, ребята, а теперь рассмотрите числа  в двух первых треугольниках и найдите закономерность.

   

18         3            7        3           40      8             ?          7               35       5

         6                    21                     ?                       42                         ?

                   

- Как связаны между собой числа? Подумайте, и вместо знаков вопроса вставьте нужные числа.

                (Дети подходят по одному и вставляют числа, остальные проверяют

                  с помощью кругов – сигналов.)

- Ребята, а какое действие мы производили с числами?   (Деление)

- А вы знаете, что деление это не только математическое действие. Посмотрите еще раз на треугольники. Что интересного заметили? (Треугольники разделены на три части.)

3.Сообщение темы урока.

   (Создание проблемной ситуации)

- Действительно, деление мы выполняем еще и тогда, когда делим целый предмет на части. Ну, например, вот этот замечательный торт. Как его разделить, да еще так, чтобы никого не обидеть? Вот так задача.

- Ребята, а что значит никого не обидеть? (Это значит разделить поровну)

- Другими словами, мы будем делить торт на доли. И сегодня на уроке узнаем, что такое доля и как она образуется, научимся записывать и сравнивать доли.

                ( На доске открывается тема урока)    

4.Работа над новым материалом.

- Ребята, сразу разделить торт на доли довольно тяжело, поэтому давайте начнем с более мелкого предмета. У вас на парте лежит  очень известный фрукт. Как он называется?  (Киви)

- Верно. Попробуйте разделить киви поровну между собой.

     ( Дети делят киви.)

- Покажите, как вы разделили. Хорошо, а как можно назвать каждую часть?  (Половина.)

- А в математике каждую такую часть называют «доля». Вы получили 2 доли.

- А,  по сколько частей досталось каждому из вас?  (По 1 части.)

- Каждую из этих долей называют ½ и записывают так…

      (Запись на доске и в тетрадях.)

- Число под чертой показывает, на сколько равных частей разделили целое, вот они 2 доли.

      (Показ на магнитной доске.)

- Число над чертой показывает, сколько частей от целого взял каждый. Вот эту одну часть киви взял каждый из вас. Вот она ½ часть.

      (Показ на магнитной доске.)

- Какую долю я сейчас показываю?  (1/2)

- Молодцы, а сейчас давайте вспомним стихотворение «Мы делили апельсин».

Физминутка

 

       Мы делили апельсин,

       Много нас, а он один.

       Эта долька для ежа,

       Эта долька для чижа,

       Эта долька для зайчат,

       А эта долька для бельчат…

             (Дети выполняют движения.)

- На сколько же долей разделили звери апельсин?  (На 4.)

- А кто мне скажет, как будет называться каждая доля?  (1/4)

- А кто может записать ¼?

           (Один ученик записывает на доске, остальные в тетрадях.)

- Что показывает число под чертой?  (Разделили на 4 равные части.)

- Что показывает число над чертой?  (Каждый взял одну часть.)

           (Проверка ответов осуществляется с помощью кругов – сигналов.)

- Молодцы, ребята. А как вы думаете, можно ли сравнивать доли?

           (Дети высказывают предположения.)

- Давайте сравним ½ и ¼.

           (Эта запись уже есть на доске и в тетрадях.)

- Если бы вы сравнивали просто числа 2 и 4, что бы вы о них сказали?  (2 меньше, чем 4 или 4 больше, чем 2.)

- Почему?  (2 в числовом ряду стоит раньше, чем 4.)

- Чтобы узнать, какая из этих долей больше, а какая меньше, мы отправимся на День рождения к одному сказочному герою. К какому? Сейчас узнаете.

          (Включается фрагмент  м/ф о Вини – Пухе.)

- Узнали сказку? Как она называется?

- Сегодня День рождения  Пятачка. Он ждет гостей, но кто именно придет он точно не знает. Над чем же задумался Пятачок? Давайте понаблюдаем.

         (Заранее подготовленные дети разыгрывают сценку.)

Винни –Пух:  Поздравляю с днем рождения! Желаю счастья в личной жизни! Пух!

Пятачок:  Спасибо Винни! Раз ты пришел, торт будем делить на 2 части, и тогда каждому из нас достанется ½ торта.   (Записывает на доске.)

Кролик:  Здравствуй Пятачок! Можно начинать праздник, я уже пришел! С Днем рождения!

Пятачок:  Спасибо, но теперь торт придется делить на 3 части, и каждый получит 1/3 торта.  (Записывает на доске.)

Сова:  Многоуважаемый Пятачок, поздравляю тебя от всей души!

Пятачок:  Спасибо. Делю торт на 4 части, каждому достанется ¼ торта.  (Записывает на доске.)

            (Во время сценки Пятачок обращается за помощью к ребятам, они с места ему помогают.)

- Ребята, так что же происходило с тортом по мере того, как приходили гости?  (Доля уменьшалась.)

- Так какая же доля больше, а какая меньше?

            ( Дети сравнивают записанные на доске доли с объяснением и показом на магнитной доске. Проверка осуществляется с помощью кругов – сигналов.)

- А теперь еще раз обратите внимание на числа под чертой. Кто попробует сделать вывод?  (Чем больше число под чертой, тем меньше доля.)

- Давайте хором еще раз проговорим это правило.

- Ну что ж, я вижу вы устали. Давайте немного отдохнем.

Физминутка

    Мы сейчас бревно распилим.

    Пилим, пилим, пилим, пилим.

    Мы сейчас дрова расколем.

    Колем, колем, колем, колем.

    Раз-два, раз-два!

    Будут на зиму дрова!

           (Дети выполняют движения.)

- Ребята, представьте, что мы с вами распилили бревно (показывается бревно) на 3 равные части. Сколько распилов мы сделали?  (2)

- А как называется каждая часть бревна?  (1/3)

- А если распилим на 2 части, тогда как будет называться каждая часть?  (1/2)

- Сравните 1/3 и 1/2 .

          (Один человек работает за доской, остальные в тетрадях. Проверка осуществляется с помощью кругов – сигналов.)

-Молодцы. А сейчас я вам предлагаю выполнить очень интересное задание. Начертите квадрат со стороной 3 см и разделите его на 4 равные доли. Могу вам подсказать, что сделать это можно разными способами.

         ( Дети самостоятельно работают в тетрадях, после чего два человека делят квадраты на доске.)

- Кто разделил первым способом, покажите сигналами. Кто разделил иначе?

- А теперь задание на выбор: заштрихуйте ¼ квадрата, а кто сможет заштрихуйте ½ квадрата.

                ( Дети самостоятельно работают в тетрадях, после чего два человека показывают на доске. Проверка сигналами.)

-Молодцы, хорошо справились с заданием.

5.Закрепление изученного.

- А сейчас, я думаю, самое время сыграть в игру «Поднимись в гору». У вас на столах тестовые задания. Кто сможет на все вопросы ответить правильно и подняться на вершину горы? (Тест составляется с учетом особенностей класса)

              (Дети выполняют тестовую работу.)

- Ну что же, давайте проверим, как вы справились с заданием.

             (Вывешивается ключ ответов.)

- Ребята, у кого нет ни одной ошибки, прикрепите свою фишку к вершине горы, у кого одна ошибка – вы в середине пути, а у кого две ошибки и более – вы пока только у подножия, но я думаю, что на следующих уроках вы  подтянетесь к остальным.

6.Дополнительный материал.

- К сегодняшнему уроку некоторые ребята подготовили небольшие сообщения по теме «Доли», давайте послушаем.

           (Заранее подготовленные ребята читают свои сообщения.)

7.Итог урока.

- Наш урок близится к концу. Скажите пожалуйста, что нового вы узнали на уроке?

- Какой вывод мы сделали сравнивая доли?

- Давайте вспомним, какая же проблема возникла у нас в начале урока?  (Не знали, как поделить торт.)

- А как же быть?  (Разделить на доли.)

- А на сколько долей нам нужно разделить торт?  (На 18)

- Почему?  ( Нас 18 человек.)

- А какая доля достанется каждому из вас?   (1/18)

- Правильно, молодцы! За отличную работу вас ждет сладкий приз.

- Ну и конечно же не забудем про домашнее задание. Оно будет для всех разное. Те, кто сегодня выполнил без ошибок все тестовые задания, получают за урок «5» и смогут выполнить задание на смекалку на странице 81; кто допустил одну ошибку, получает «4» и выполняет №2 на с.80; ну а кто оказался только у подножия горы выполнит задание №1 на с.80.

- На этом наш урок окончен. Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разработки уроков математики 2 класс

1 урок:Введение нового знания с использованием технологии деятельностного метода обучения, проблемного обучения, элементов технологии сотрудничества, технологии организованного общения мла...

Методическая разработка урока математики в1 классе по программе "Начальная школа 21 века"

Тема: «Закрепление сложения и вычитания в пределах 10»Цель:Закрепить вычислительные навыки: выполнение сложения и вычитания в пределах десяти, знания состава чисел первого десятка; умения решать задач...

Методическая разработка урока математики 4 класс «Действия с единицами массы, с многозначными числами». УМК "Школа России"

Урок практического применения знаний, исследовательская работа "Узнай вес своего портфеля"...

методическая разработка урока математики 1 класс по УМК "Школа России" " Составление и знакомство с таблицами +,- 3"

На этом уроке учащиеся 1 класса составляют таблицы сложения и вычитания с числом 3 . Повторяют решение задач и числовых выражений,состав чисел. Работают в парох и индивидуально....

Методическая разработка урока математики на тему: Периметр многоугольника. Школа России.

Методическая разработка урока математики на тему: Периметр многоугольника. УМК Школа России....