Методическая разработка урока математики в 3 классе по теме "Доли". УМК "Школа России"
методическая разработка по математике (3 класс) по теме
Методическая разработка содержит подробный ход урока по теме "Доли".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_v_3_klasse.docx | 22.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 3 классе
по теме «Доли»
Цель: образовательный аспект
познакомить с понятием «доля» как одной из равных частей круга,
квадрата и т.п.; учить записывать и сравнивать доли;
развивающий аспект
развивать внимание, воображение, логическое мышление,
математическую речь;
воспитательный аспект
воспитывать чувство справедливости, товарищеской взаимопомощи.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок – игра.
Оборудование:
у учителя
видеомагнитофон, запись мультфильма, магнитная доска с долями,
изображение треугольников, разделенных на 3 части, изображение бревна,
горы, торт, ключ ответов к тесту;
у учащихся
плод киви (1 на парте), одноразовая тарелка, пластмассовый нож,
салфетки, тесты, фишки, круги-сигналы.
Ход урока.
1.Организационный момент.
- Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
- Сегодня наш урок не совсем обычный, у нас гости. Повернитесь, поздоровайтесь. Молодцы, садитесь, пожалуйста.
- О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух…
(Запись помещена на доске)
- Я не случайно начала урок со слов А.С.Пушкина. Мы сегодня сделаем для себя какое – то открытие, обязательно узнаем что– то новое. Но прежде небольшая разминка для ума.
2.Актуализация опорных знаний.
- Решим несколько задач.
Мышка зерна собирала,
По два зернышка таскала,
Принесла уж девять раз,
Каков мышкин стал запас? (18)
Три бельчонка маму – белку
Ждали около дупла.
Им на завтрак мама-белка
Девять шишек принесла,
Разделила на троих,
Сколько каждому из них? (3)
К трем зайчатам в час обеда
Прискакали два соседа.
В огороде зайцы сели
И по семь морковок съели.
Сколько съедено морковок? (35)
Пять зайчат сидят в углу,
Чистят репу на полу.
Сосчитали двадцать штук.
Как делить забыли вдруг.
Мамы с папой нет нигде.
Помогите им в беде.
Сколько репок достанется каждому? (4)
- Молодцы, ребята, а теперь рассмотрите числа в двух первых треугольниках и найдите закономерность.
18 3 7 3 40 8 ? 7 35 5
6 21 ? 42 ?
- Как связаны между собой числа? Подумайте, и вместо знаков вопроса вставьте нужные числа.
(Дети подходят по одному и вставляют числа, остальные проверяют
с помощью кругов – сигналов.)
- Ребята, а какое действие мы производили с числами? (Деление)
- А вы знаете, что деление это не только математическое действие. Посмотрите еще раз на треугольники. Что интересного заметили? (Треугольники разделены на три части.)
3.Сообщение темы урока.
(Создание проблемной ситуации)
- Действительно, деление мы выполняем еще и тогда, когда делим целый предмет на части. Ну, например, вот этот замечательный торт. Как его разделить, да еще так, чтобы никого не обидеть? Вот так задача.
- Ребята, а что значит никого не обидеть? (Это значит разделить поровну)
- Другими словами, мы будем делить торт на доли. И сегодня на уроке узнаем, что такое доля и как она образуется, научимся записывать и сравнивать доли.
( На доске открывается тема урока)
4.Работа над новым материалом.
- Ребята, сразу разделить торт на доли довольно тяжело, поэтому давайте начнем с более мелкого предмета. У вас на парте лежит очень известный фрукт. Как он называется? (Киви)
- Верно. Попробуйте разделить киви поровну между собой.
( Дети делят киви.)
- Покажите, как вы разделили. Хорошо, а как можно назвать каждую часть? (Половина.)
- А в математике каждую такую часть называют «доля». Вы получили 2 доли.
- А, по сколько частей досталось каждому из вас? (По 1 части.)
- Каждую из этих долей называют ½ и записывают так…
(Запись на доске и в тетрадях.)
- Число под чертой показывает, на сколько равных частей разделили целое, вот они 2 доли.
(Показ на магнитной доске.)
- Число над чертой показывает, сколько частей от целого взял каждый. Вот эту одну часть киви взял каждый из вас. Вот она ½ часть.
(Показ на магнитной доске.)
- Какую долю я сейчас показываю? (1/2)
- Молодцы, а сейчас давайте вспомним стихотворение «Мы делили апельсин».
Физминутка
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька для ежа,
Эта долька для чижа,
Эта долька для зайчат,
А эта долька для бельчат…
(Дети выполняют движения.)
- На сколько же долей разделили звери апельсин? (На 4.)
- А кто мне скажет, как будет называться каждая доля? (1/4)
- А кто может записать ¼?
(Один ученик записывает на доске, остальные в тетрадях.)
- Что показывает число под чертой? (Разделили на 4 равные части.)
- Что показывает число над чертой? (Каждый взял одну часть.)
(Проверка ответов осуществляется с помощью кругов – сигналов.)
- Молодцы, ребята. А как вы думаете, можно ли сравнивать доли?
(Дети высказывают предположения.)
- Давайте сравним ½ и ¼.
(Эта запись уже есть на доске и в тетрадях.)
- Если бы вы сравнивали просто числа 2 и 4, что бы вы о них сказали? (2 меньше, чем 4 или 4 больше, чем 2.)
- Почему? (2 в числовом ряду стоит раньше, чем 4.)
- Чтобы узнать, какая из этих долей больше, а какая меньше, мы отправимся на День рождения к одному сказочному герою. К какому? Сейчас узнаете.
(Включается фрагмент м/ф о Вини – Пухе.)
- Узнали сказку? Как она называется?
- Сегодня День рождения Пятачка. Он ждет гостей, но кто именно придет он точно не знает. Над чем же задумался Пятачок? Давайте понаблюдаем.
(Заранее подготовленные дети разыгрывают сценку.)
Винни –Пух: Поздравляю с днем рождения! Желаю счастья в личной жизни! Пух!
Пятачок: Спасибо Винни! Раз ты пришел, торт будем делить на 2 части, и тогда каждому из нас достанется ½ торта. (Записывает на доске.)
Кролик: Здравствуй Пятачок! Можно начинать праздник, я уже пришел! С Днем рождения!
Пятачок: Спасибо, но теперь торт придется делить на 3 части, и каждый получит 1/3 торта. (Записывает на доске.)
Сова: Многоуважаемый Пятачок, поздравляю тебя от всей души!
Пятачок: Спасибо. Делю торт на 4 части, каждому достанется ¼ торта. (Записывает на доске.)
(Во время сценки Пятачок обращается за помощью к ребятам, они с места ему помогают.)
- Ребята, так что же происходило с тортом по мере того, как приходили гости? (Доля уменьшалась.)
- Так какая же доля больше, а какая меньше?
( Дети сравнивают записанные на доске доли с объяснением и показом на магнитной доске. Проверка осуществляется с помощью кругов – сигналов.)
- А теперь еще раз обратите внимание на числа под чертой. Кто попробует сделать вывод? (Чем больше число под чертой, тем меньше доля.)
- Давайте хором еще раз проговорим это правило.
- Ну что ж, я вижу вы устали. Давайте немного отдохнем.
Физминутка
Мы сейчас бревно распилим.
Пилим, пилим, пилим, пилим.
Мы сейчас дрова расколем.
Колем, колем, колем, колем.
Раз-два, раз-два!
Будут на зиму дрова!
(Дети выполняют движения.)
- Ребята, представьте, что мы с вами распилили бревно (показывается бревно) на 3 равные части. Сколько распилов мы сделали? (2)
- А как называется каждая часть бревна? (1/3)
- А если распилим на 2 части, тогда как будет называться каждая часть? (1/2)
- Сравните 1/3 и 1/2 .
(Один человек работает за доской, остальные в тетрадях. Проверка осуществляется с помощью кругов – сигналов.)
-Молодцы. А сейчас я вам предлагаю выполнить очень интересное задание. Начертите квадрат со стороной 3 см и разделите его на 4 равные доли. Могу вам подсказать, что сделать это можно разными способами.
( Дети самостоятельно работают в тетрадях, после чего два человека делят квадраты на доске.)
- Кто разделил первым способом, покажите сигналами. Кто разделил иначе?
- А теперь задание на выбор: заштрихуйте ¼ квадрата, а кто сможет заштрихуйте ½ квадрата.
( Дети самостоятельно работают в тетрадях, после чего два человека показывают на доске. Проверка сигналами.)
-Молодцы, хорошо справились с заданием.
5.Закрепление изученного.
- А сейчас, я думаю, самое время сыграть в игру «Поднимись в гору». У вас на столах тестовые задания. Кто сможет на все вопросы ответить правильно и подняться на вершину горы? (Тест составляется с учетом особенностей класса)
(Дети выполняют тестовую работу.)
- Ну что же, давайте проверим, как вы справились с заданием.
(Вывешивается ключ ответов.)
- Ребята, у кого нет ни одной ошибки, прикрепите свою фишку к вершине горы, у кого одна ошибка – вы в середине пути, а у кого две ошибки и более – вы пока только у подножия, но я думаю, что на следующих уроках вы подтянетесь к остальным.
6.Дополнительный материал.
- К сегодняшнему уроку некоторые ребята подготовили небольшие сообщения по теме «Доли», давайте послушаем.
(Заранее подготовленные ребята читают свои сообщения.)
7.Итог урока.
- Наш урок близится к концу. Скажите пожалуйста, что нового вы узнали на уроке?
- Какой вывод мы сделали сравнивая доли?
- Давайте вспомним, какая же проблема возникла у нас в начале урока? (Не знали, как поделить торт.)
- А как же быть? (Разделить на доли.)
- А на сколько долей нам нужно разделить торт? (На 18)
- Почему? ( Нас 18 человек.)
- А какая доля достанется каждому из вас? (1/18)
- Правильно, молодцы! За отличную работу вас ждет сладкий приз.
- Ну и конечно же не забудем про домашнее задание. Оно будет для всех разное. Те, кто сегодня выполнил без ошибок все тестовые задания, получают за урок «5» и смогут выполнить задание на смекалку на странице 81; кто допустил одну ошибку, получает «4» и выполняет №2 на с.80; ну а кто оказался только у подножия горы выполнит задание №1 на с.80.
- На этом наш урок окончен. Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разработки уроков математики 2 класс
1 урок:Введение нового знания с использованием технологии деятельностного метода обучения, проблемного обучения, элементов технологии сотрудничества, технологии организованного общения мла...
Методическая разработка урока математики в1 классе по программе "Начальная школа 21 века"
Тема: «Закрепление сложения и вычитания в пределах 10»Цель:Закрепить вычислительные навыки: выполнение сложения и вычитания в пределах десяти, знания состава чисел первого десятка; умения решать задач...
Методическая разработка урока математики 1 класс
Тема урока: Состав чисел 2, 3, 4...
Методическая разработка урока математики 4 класс «Действия с единицами массы, с многозначными числами». УМК "Школа России"
Урок практического применения знаний, исследовательская работа "Узнай вес своего портфеля"...
методическая разработка урока математики 1 класс по УМК "Школа России" " Составление и знакомство с таблицами +,- 3"
На этом уроке учащиеся 1 класса составляют таблицы сложения и вычитания с числом 3 . Повторяют решение задач и числовых выражений,состав чисел. Работают в парох и индивидуально....
Методическая разработка урока математики 1 класс Школа России.
Тема: Связь между суммой и слагаемыми....
Методическая разработка урока математики на тему: Периметр многоугольника. Школа России.
Методическая разработка урока математики на тему: Периметр многоугольника. УМК Школа России....