Методическая разработка урока математики в 3 классе (УМК "Школа России"). Увеличение числа в несколько раз.
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

Макарова Светлана Анатольевна

Методическая разработка урока содержит интересный познавательный материал для обучающихся при изучении темы "Увеличение числа в несколько раз". В ходе урока используется работа в парах,  а также различные методические приемы, позволяющие развивать у младшего школьника навыки самоконтроля. Реализуется деятельностный подход.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Задачи на увеличение числа в несколько раз»

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока: познакомить с решением простых задач на увеличение числа в несколько раз.

Планируемые результаты:

Личностные

  1. осознавать собственные знания по теме и умение их применить,
  2. понимать успешность выполненной работы,
  3. уметь самостоятельно преодолевать трудности.

Метапредметные

  1. уметь анализировать предложенные задачи и выделять главное,
  2. логически строить план решения,
  3. прогнозировать результата задачи,
  4. контролировать правильность и полноту выполнения действий,
  5. уметь применять навыки само и взаимоконтроля при проверке работы,
  6. проявлять навыки культуры общения и взаимопомощи.

Предметные

  1. уметь раскрывать смысл слов «больше в 2 (3,4,…) раза»,
  2. уметь рационально применять приемы вычисления для табличного умножения и соответствующих случаев деления (с числами 2,3,4),
  3. уметь применять ранее изученные навыки вычисления числовых выражений.

Оборудование урока для учителя:

  1. М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. Учебник  «Математика»для 3 класса, М.,2008;
  2. М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, А.М. Полевщикова «Методика преподавания математики в начальных классах», М.,1986;
  3. мультимедиа проектор;
  4. мультимедиа презентация по теме урока.

Оборудование урока для учащихся:

  1. М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. Учебник «Математика»для 3 класса, М.,2008;
  2. рабочая  тетрадь;
  3. счетный материал.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся (в том числе возможные варианты ответов).

Примечание

  1. Организационное начало.

  1. Проверка домашнего задания. (самостоятельно завершали работу над ошибками в к.р., поэтому работала потом индивидуально)

  1. Актуализация знаний

Устный счет.

Постановка проблемного вопроса

  1. «Открытие» новых знаний.

Физминутка

  1. Первичное закрепление

Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой

  1. Физкультминутка

  1. Повторение пройденного

Рефлексия собственной деятельности

  1. Итог урока

Оценивание

  1. Комментирование домашнего задания.

  1. Организованный конец

Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Умножение» и узнаем что-то новое.

Начнем работу .

Запись в тетради :

Число

Классная работа.

Запомни, дружок,

Что без устного счета

Не  сдвинется с места

Любая  работа.

1.Посчитайте «пятерками» от 5 до 50; от 50 до 5.

2.Из разных чисел составлены бусы.

А в тех кружках, где чисел нет,

Расставьте вы, вот мой совет.

- Запишите все числа через запятую в тетрадь.

- Как рассуждали, чтобы найти пропущенные числа?

Проверьте ответы (1,5,9,13,17,21,25,29,33).

3.А теперь проверим с вами,

 Можем ли решать задачи сами?

Решите задачу.

Что тяжелее: 6 пакетов крупы по 2 кг или 2 листа железа по 6 кг?

Молодцы.

-Как можно прочитать последнее числовое равенство разными способами?

- А как еще можно его прочесть?

- Так чему же сегодня будем учиться?

Сегодня на уроке мы узнаем еще один способ чтения этой математической записи и будете учиться ее использовать при решении задач.

1.Раскрытие смысла выражения «в 2, 3, 4 … раза больше ».

столько квадратов, сколько листиков.

-Сколько квадратов положили?

Положим справа 3 раза по 2 квадрата.

-Где квадратов больше? (Справа.)

Проверим.

Нарисуйте схематический рисунок в ваших тетрадях.

- Сколько раз по 2 взяли слева? (1 раз)

- А сколько раз взяли по 2? (3 раза)

-Как узнаем количество листиков справа?

В таких случаях говорят, что справа в 3 раза больше квадратов, чем слева.

Новый слайд. Тема нашего урока «Увеличение числа в несколько раз»

Положим перед собой в столбик столько кружков, сколько яблок мы видим.

Справа положим 2 раза по 4 кружка.

Нарисуйте в тетради схематический рисунок.

Проверим свой схематический рисунок по слайду на экране.

-Где кружков получилось больше? Во сколько раз больше?

Проверьте.

Как узнаем, сколько яблок слева? Каким арифметическим действием?

-Почему мы говорим «в 2 раза больше», а не «на 2 больше»?

Слайд

Внимание! Вопрос…

Что значит, увеличить число в несколько раз?  

1.Решение задачи на увеличение В…

Откроем учебники на стр. 32.

Прочитаем задачу № 1.

Запишем в тетради: задача.

Анализ задачи учащимся с помощью карточки-помощницы

В каких словах содержится подсказка к действию?

Подчеркните слова «в больше».

- Что значит в 3 раза больше?

Нарисуйте схематический рисунок, работая в парах.

Проверьте себя по слайду.

Реши задачу самостоятельно.

- Выполни взаимопроверку

Проверка решения.

Открывается фрагмент слайда с решением задачи:

53=15 (м.)

- Какой ответ запишешь?

-Что служит опорой для правильной записи слов в ответе?

Итак, что значит, увеличить в несколько раз?

Молодцы!!!

Самостоятельная работа учащихся

№ 6 (1,2,3 ст.)

- Что нужно сделать в № 6?

- Что повторим, выполнив это задание?

-Выполни задание самостоятельно.

Проверь себя.

-Как по-новому можем теперь прочитать первое выражение?

- Что значит, увеличить в несколько раз?

- Продолжите предложения

  1. Сегодня на уроке я ...;
  2. На уроке я смог(не смог) справиться со всеми заданиями;
  3. Мне бы хотелось ...(уточнить) по теме урока...

Оценивание работы учащихся на уроке.

Вы молодцы!

Особенно в ходе урока активно работали, рассуждали и все правильно объясняли…

Не все получалось, но старались помочь в работе на уроке …

Открой дневник, запишем домашнее задание.

Найдите эти задания в учебнике и прочитайте.

- Какие знания понадобятся для выполнения? Что надо уметь, чтобы выполнить задание правильно?

Наш урок подошел к концу.

Я благодарю за урок всех, кто работал вместе со мной, помогал мне и другим ребятам правильно выполнить работу.

Урок окончен.

Запись в тетради :

Число

Классная работа.

Устные вычисления, работа по «цепочке».

1,5,9,13,17,21,25,29,33.

Одинаково, потому что 26=12(кг) и 62=12(кг), а 12=12.

Произведение 6 и 2 равно 12; первый множитель 6, второй – 2, произведение равно 12; по 6 взять 2 раза получится 12)

- Сегодня мы узнаем, как эту же запись прочитать по-другому.

2 – кладут два квадрата.

Дети кладут 3 раза по 2 квадрата.

Проверка по слайду. Выполнение

схематического рисунка.

23=6

Чтение темы урока.

Дети положили 4 кружка.

Кладут 2 раза по 4 кружка.

Проверка правильности схем. рисунка по слайду.

Справа. В 2 раза больше.

42=8        

Справа 2 раза по 4

Увеличить число В несколько раз – умножить.

Работа по учебнику

Чтение задачи про себя и вслух.

В задаче говорится о мячах.

Мячи были зеленые и красные.

Зеленых мячей было 5, красных - неизвестно (обозначим вопрос задачи), но сказано, что их было в 3 раза больше. Надо узнать, сколько было красных мячей.

Чтобы ответить на вопрос задачи, надо по 5 взять три раза. Для этого выполню действие умножение. 5 умножить на 3, получу 15 мячей. Запишу ответ.

Ответ: 15 красных мячей купили.

Вопрос задачи.

Умножить.

Самостоятельная работа учащихся

Найти значение выражения.

Таблицу умножения и деления.

Самопроверка.

9 увеличить в 4 раза, получится 36.

Решать задачи на увеличение числа в несколько раз.

Чтобы увеличить число в несколько раз, надо умножить.

Запись домашнего задания

В мм.

Перевести его длину в см.

Знание порядка выполнения действий, таблицы умножения и деления.

Проверка по слайду на экране.

Дети читают задачу на экране.

По слайду на экране осуществляется проверка.

Проверка по слайду.

Новый слайд с темой урока.

Проверка по слайду.

Слайд-вопрос.

Проверка ответа по слайду.

Проверка по слайду.

Открывается фрагмент слайда с решением задачи.

На слайде.

На слайде.

Слайд с карточкой-опорой для самопроверки.

Заключительный слайд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики (1 класс) "Задачи на увеличение числа на несколько единиц. Сложение и вычитание в пределах 10."

Презентация к уроку математики – «Задачи на увеличение числа на несколько единиц. Сложение и вычитание в пределах 10.» Это заключительный урок в разделе «Сложение и вычитание в пределах 10.». Перед п...

Методическая разработка урока математики по теме: "Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз".

Урок математики по теме:"Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз"....

Методическая разработка урока математики 4 класс «Действия с единицами массы, с многозначными числами». УМК "Школа России"

Урок практического применения знаний, исследовательская работа "Узнай вес своего портфеля"...

Презентация урока математики по теме: "Задачи на увеличение числа в несколько раз"

Учащиеся научатся решать задачи на увеличение числа в несколько раз; пользоваться таблицей умножения и деления; понимать учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению; создавать модели с выделение...

Конспект + презентация урока математики по теме «Задачи на увеличение числа в несколько раз» 3 класс.

Цели деятельности учителя:ознакомление обучающихся с решением простых задач на увеличение числа в несколько раз;совершенствование устных и письменных вычислительных навыков.Планируемые  результат...