Методическая разработка урока по математике 2 класс «Помощь тьютора ученикам с ОВЗ на уроке математики».
методическая разработка (2 класс)
Моделирование вариантов тьюторского сопровождения особого ребенка напрямую зависит от его особых потребностей, включая состояние психофизического здоровья, а также от образовательной среды, которую семья выбрала для своего ребенка. Это может быть и массовый класс, и класс для обучающихся со схожими проблемами здоровья на базе инклюзивной школы или школы, где обучаются только дети с ограниченными возможностями здоровья. Посмотрим на вариант тьторского сопровождения на уроке математики во 2 классе общеобразовательной школы ученика с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tyutorskoe_soprovozhdenie_na_uroke_matematiki.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по математике 2 класс «Помощь тьютора ученикам с ОВЗ на уроке математики».
Аннотация
Моделирование вариантов тьюторского сопровождения особого ребенка напрямую зависит от его особых потребностей, включая состояние психофизического здоровья, а также от образовательной среды, которую семья выбрала для своего ребенка. Это может быть и массовый класс, и класс для обучающихся со схожими проблемами здоровья на базе инклюзивной школы или школы, где обучаются только дети с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с моделями сопровождения определяются и профессиональные задачи тьютора в организации деятельности особого ребенка на уроке. Систематическое сопровождение ученика тьютором на уроке предполагается в тех случаях, когда он значительно отличается по степени готовности к освоению общих программных требований по предметам. Значит, в тьюторском сопровождении могут нуждаться:
1. Некоторые обучающиеся отдельного класса для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые по состоянию здоровья нуждаются в помощи не только относительно освоения академического компонента образования и компонента жизненной компетенции, но и в физического передвижения, организации рабочего места, оперирования учебными принадлежностями, самообслуживания, озвучивания ответов и др.
2. Обучающиеся с интеллектуальными или иными нарушениями, которые включены в обычный класс. Например, в классе, где все обучающиеся здоровы и не имеют отклонений в развитии, одноклассник со сниженным интеллектом или расстройством аутистического спектра становится тем учеником, кому потребуется помощь тьютора на уроках.
Именно поэтому одним из вариантов тьюторского сопровождения особого ребенка является вариант, предусматривающий в должностной инструкции тьютора такой пункт, как «Сопровождение ученика на уроке». Сопровождение ученика на уроке предполагает:
1) буквальное присутствие тьютора на тех уроках, посещение которых будет предусмотрено для ученика в его индивидуальной образовательной программе;
2) оказание необходимой поддержки и помощи ученику в процессе выполнения запланированных учебных заданий.
За выполнением данных пунктов, таким образом, стоят конкретные действия тьютора, составляющие его деятельность на уроке в целом. Деятельность тьютора по сопровождению обучающегося на уроке условно можно разделить:
1) на действия, направленные на оказание необходимой поддержки и помощи ученику по освоению им «академического компонента» и компонента «жизненной компетенции»;
2) действия, обеспечивающие включение ученика в образовательный процесс, помогающие преодолеть раз личные ограничения.
Придерживаясь такой логики, попробуем описать сопровождение ученика с ОВЗ на уроке математики во 2 классе общеобразовательной школы.
УМК: «Школа России»
Класс: 2.
Предмет: «Математика»
Тема урока: «Подготовка к изучению устных приемов вычислений. Переместительное свойство сложения»
Цель: подготовиться к изучению устных приёмов вычислений.
Тип урока: открытие новых знаний.
Предполагаемые результаты урока:
Предметные:
- овладение основами логического мышления, математической речи;
- приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи;
Метапредметные:
- оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
Личностные:
- развитие мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
Оборудование: учебник «Математика» М.И. Моро, М. А. Бантова, 2 класс.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность тьютора | Деятельность учащихся | УУД |
Организационно-мотивационный | - Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Тренинг-настрой: Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все на месте, все в порядке, Книжки, ручки и тетрадки! | До начала урока помогает подготовиться: достает учебник, тетрадь, дневник, пенал. | Приветствуют учителя. Проверяют посадку, готовность к уроку. | Личностные: развитие мотивов учебной деятельности. Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог. |
Повторение. Устный счет. | Найди сумму 3+7 Из 20 вычти 5 Уменьши 13 на 4 Найди разность 15 и 3 Найди разность 19 и 5 Если все правильно – поставь на полях 5, если 1 ошибка-4, если 3 и менее ответов – будь внимательнее и повтори компоненты выражений дома. | В случае необходимости проговаривает задание еще раз и совместно с учеником использует счетный материал. | 10 15 9 12 14 | |
Актуализация знаний | - Чтобы подготовить наши мысли к решению сложных задач, мы потренируемся на простых. 1) Леопольд – не просто кот, У него полно хлопот: На рыбалку он пошёл – Был отличный сильный клёв Вмиг попались на крючок: Лещ, карась и окунёк, 3 ерша и столько ж щук, Пескарей 12 штук. Вы вели улову счёт? Сколько рыб поймал наш кот? - Молодцы, ребята, справились с этим заданием. - Перед вами ряд чисел: 2,5,8,11,14,17 -Прочитайте этот ряд чисел. - По какому правилу составлен этот ряд чисел? - Назовите следующие два числа в этом ряду. - Молодцы, ребята! Идём дальше. - Составьте задачу в паре. - Решите её. - Выберите схему. - Составьте обратную задачу. | При необходимости записывает условие на листке. Помогает выделить главное и с помощью счетного материала совместно с учеником решает задачу. Показывает эти числа на числовой линейке. Работает в паре с учеником. Разъясняет, уточняет | Устно решают задачи. 3 + 3 + 3 + 12 = 21 - Каждое следующее число на 3 больше предыдущего. - 20, 23. Называют ряд чисел. Было – 12 м. Уехали – 5 м. Стало - ? м. | Познавательные: формирование умения ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; формирование умений производить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение). Регулятивные: волевая саморегуляция. Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор при ответе на вопрос. |
Планирование деятельности | - Откройте учебники на странице, в номере которой 5 дес. 7 ед. - Прочитайте тему. - Сегодня у нас первый урок этой темы. Он как «Начало» в тексте. А зачем нужно начало? Тема сегодняшнего урока: - Какие учебные задачи этой темы? Поэтому мы сегодня с вами должны: | Контролирует правильность определения страницы и помогает ее открыть (в случае необходимости). | Устные вычисления. «Подготовка к изучению устных приемов вычислений». 1.Вспомнить свойства сложения. 2.Потренироваться в решении задачи. 3.Вспомнить, что такое периметр. | Познавательные: формирование умения ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Личностные: учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему; учиться планировать учебную деятельность на уроке Коммуникативные: формирование умения слышать учителя, отвечать на вопрос. |
Открытие новых знаний | - Откройте стр.57, задание 1. - Прочитайте задание. - Что значит «вычислить удобным способом»? -А как легче найти значение первого выражения? - Запишем: 20+2+8+40=(20+40) + (8+2) - К сумме чисел 40 и 20 прибавить сумму чисел 8 и 2. - Значение первого выражения находим все вместе на доске, второе выражение комментируем, а 2 последних выражения решаете самостоятельно. - Задание 2 на стр.57. - Что нужно сделать в этом задании? - Можем ли мы это сделать сразу? - А всегда ли это обязательно делать? - Посмотрите на первое сравнение. Что вы заметили? - Что поможет нам правильно поставить знак? - Можно без вычислений сказать, какой знак нужно поставить? - Приступаем к выполнению задания, затем будем проверять. | Помогает открыть тетрадь, отсчитать нужное количество клеток и начать писать. В случае необходимости уточняет и комментирует то, что нужно записать. Контролирует процесс решения. При необходимости дублирует слова учителя. Контролирует процесс решения. | - Лёгким способом. - Легче к 20+40, а к 8+2 и полученные результаты сложить. Записывают остальные выражения. - Сравнить выражения. - Не всегда. Сначала находим значения, а потом сравниваем результаты. - Да. - В левой части 2+30, а в правой 30+2. - Переместительное свойство сложения. - В первом столбике можно, во втором сначала нужно вычислить. | Познавательные: добывать новые знания, используя информацию, полученную на уроке. Применение переместительного свойства сложения для нахождения значения выражений. Регулятивные: освоение способов решения проблем поискового характера. Коммуникативные: формирование умения слышать учителя, отвечать на вопрос. |
Физминутка | Кто живет у нас в квартире Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.) Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.) Раз, два, три, четыре, пять, (Прыжки на месте.) Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.) Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.) Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево-вправо.) Мой сверчок, щегол и я — (Повороты туловища влево-вправо.) Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.) | Вместе с учеником (помогая ему) выполняет физминутку в той степени, в которой это возможно данному учнику. | Выполняют движения. | Регулятивные: саморегуляция |
Закрепление изученного | - Ну а теперь пришло время порешать задачу. Открываем стр.57, задание 3. - Прочитайте задачу. - О ком говорится в задаче? - О каких классах говорится в задаче? - Сколько учеников во 2А? - Сколько учеников в 3А классе? - Что сказано про учеников 4 А класса? - Какой главный вопрос в задаче? - Ребята, я решила эту задачу дома. Но не могу разобраться какая же из двух кратких записей подходит к задаче. Какая краткая запись подойдет к нашей задаче? (на доске 2 краткие записи). Внимательно рассмотрите и давайте найдём ту краткую запись, которая подходит к нашей задаче. - Запишите краткую запись в тетрадь. -Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? - Глядя на краткую запись, как вы думаете во сколько действий наша задача? - Что будем находить первым действием? Как узнать, сколько учеников 3А? - Зная сколько учеников в 3А, сможем мы теперь ответить на главный вопрос задачи? Каким действием? - Что сейчас нужно сделать? - Чтобы написать ответ, еще раз прочитаем вопрос задачи. - Ребята, а как можно короче записать эту задачу? - Стр.57, задание 5. - Как разложено число 64? - Ну а остальные пропуски заполните самостоятельно. После выполнения задания мы проверим. Задание на карточке. - Вычислите периметр фигуры. | Помогает найти выполняемую задачу. При необходимости читает задачу. Наблюдает за учеником. Если необходимо, то повторяет вопрос за учителем. Акцентирует внимание на выполнение задания (если ребенок отвлекся). Помогает сориентироваться в карточке. | Читают задачу. - Об учениках - О 2А, 3А, 4А - 20 учеников - Неизвестно, но сказано, что на 2 больше - Их нужно найти. - Надо найти, сколько учеников в 4А. 2А- 20 уч. 3А- ?, на 2 уч. больше. 4А- ?, на 1 уч. меньше - Нет, мы не знаем, сколько учеников в 3А. - В 2. - Сколько учеников в 3А 1) 20+2= 22 (уч.) 2) 22-1= 21 (уч.) - Записать ответ. Выражением. 20+2-1= 21 (уч.) 1 в. Чему равен периметр прямоугольника, если его стороны равны 6 см и 4 см. 2 в. Чему равен периметр квадрата, если его сторона равна 5 см? 3 в. Одна сторона прямоугольника 5 см, а другая на 3 см длиннее. Чему равен периметр? | Познавательные: формирование умения производить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение). Личностные: действие смыслообразование (интерес, мотивация). Коммуникативные: формирование умения отвечать на вопрос, аргументировать, объяснять свой выбор. |
Рефлексия | -Чему научились? -Что было трудным? | Задает наводящие вопросы. | Отвечают на вопросы. | Регулятивные: умение оценивать свою деятельность. Коммуникативные: формирование умения учебного сотрудничества с учителем; формирование умения объяснять свой выбор. |
Итог урока | - Чем занимались сегодня на уроке? - Какие правила мы сегодня вспомнили? - Зачем мы изучаем эти правила? - Вспомните, какие учебные задачи мы ставили в начале урока. Всё ли нам удалось выполнить? - Да, мы со всем справились. Молодцы, ребята, спасибо за урок.! | При необходимости показывает выполненные задания в учебнике и напоминает основные моменты. | - Вспомнили переместительный закон сложения, вычисления с переходом через десяток, состав двузначных чисел, сравнение выражений, решение задач в два действия. 1.Вспомнить свойства сложения. 2.Потренироваться в решении задачи. 3.Вспомнить, что такое периметр. | - |
Домашнее задание | - Стр.57 №4, №8 | Показывает в учебнике какие именно задания нужно будет выполнять. Помогает открыть дневник и при необходимости записать задание. | Записывают домашнее задание. | - |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"
Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...
Методическая разработка по чтению (3 класс) по теме: Интегрированный урок ( чтение + ИЗО) по басням И.А.Крылова
Обобщающий урок по творчеству И.А.КрыловаТема урока: "Басни И.А. Крылова"Цель:показать нравоучение, мораль басен Крылова;проверить знание басен;учить выразительному чтению басен, ин...
Методическая разработка «Адаптированная программа по русскому языку для ученика 2 класса с тяжелыми нарушениями речи»
Адаптированная образовательная программа для обучающегося с тяжёлым нарушением речи (по заключению ПМПК)...
Методическая разработка приготовления домашних заданий в помощь ученикам и родителям.
Домашние задания младших школьников по способам выполнения можно разделить на: письменные, текстовые, математические.К письменным заданиям отнесем переписывание упражнения или решения задачи в тетрадь...
Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.
Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С. Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...
Методическая разработка по ОРКСЭ 4 класс Урок по теме: «Православный храм» - представляет собой урок - путешествие.
Урок в 4 классе по теме: «Значимость православного храма для русской культуры» способствует формированию у учащихся представлений о храмовой архитектуре. В процессе урока учащиеся изучают ...
Заключение на методическую разработку «Изучение окружающего мира с помощью заданий, направленных на установление причинно-следственных связей и выполняемых учащимися в парах, парах сменного состава» (методические рекомендации по окружающему миру во 2-4 кл
Рецензируемая работа представляет собой авторский вариант применения методики формирования и диагностики познавательных общеучебных умений....