План-конспект урока математики по теме: Прямоугольник", 2 класс
план-конспект урока по математике (2 класс)

Пахомова Валентина Васильевна

На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая,  работа в парах, которые в ходе урока сменяли друг друга.

Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся.

Урок начинается с мотивации к учебной деятельности, цель которой  настроить учащихся на работу и на восприятие материала.  Следующий этап – актуализация знаний ранее  изученных тем и постановка учебной задачи, задача этого этапа – подготовить учащихся к работе на уроке.  

Следующий этап урока – подготовка к усвоению новых знаний. Здесь использовался метод наглядности (презентация на слайдах) и  геометрические фигуры на столах детей. Для снятия усталости и утомления проведены: «Двигательная  физкультминутка», позволяющая детям в игровой форме закрепить полученные знания и систематизировать их.

На основном этапе - этапе изучения нового материала - использовалась практическая деятельность  учащихся,  метод наглядности и фронтальная беседа.  Завершающим этапом было подведение итогов, оценка учащимися своих результатов учебной деятельности. А рефлексия урока позволила осознать, понять, чему научились учащиеся на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka.docx29.03 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Подготовила и провела: учитель начальных классов Пахомова В.В. 

Предмет                 Математика

Класс                        2 класс

Тема и номер          Прямоугольник

Раздел «Сложение и вычитание чисел от 1 до 100», 71 час, урок - 56

Базовый учебник Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч.2/(М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.). – 3 изд. – М.: Просвещение, 2012.: 112 с.: ил. -  (Школа России).

Цель  урока:  формировать представление о прямоугольнике как о четырехугольнике, у которого все углы прямые; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; развивать умение рассуждать.

Задачи:

 обучающие: уточнить понятия прямоугольника и квадрата, выявить существенные признаки прямоугольника и квадрата, формировать способность к их распознаванию на основе существенных свойств,  учить чертить фигуры с прямыми углами при помощи чертежного угольника, познакомить с термином «геометрия»;

развивающие: развивать устные вычислительные навыки, логическое мышление; обогащать кругозор учащихся;

воспитательные: воспитывать общекультурную и коммуникативную компетентность, интерес к предмету.

  1. Тип урока: урок формирования новых знаний.
  2. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
  3. Необходимое техническое оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска.
  4. Структура и ход  урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин)

1

2

3

4

5

6

1

Организационный момент

Послушайте древнюю мудрость:

Незнающие пусть научатся, знающие - вспомнят ещё раз.

- Как вы понимаете значение этих слов? В чём их смысл?

- Как вы думаете, можно ли эти слова взять эпиграфом к нашему уроку? Объясните.

- Я желаю вам как можно больше вспомнить и большему научиться.

Проверяют готовность к уроку

1  

2

Актуализация опорных знаний

Слайд № 2-9  

На уроке интересно,

Дети все решают вместе.

Чтобы нам умнее стать,

Мы готовы посчитать.

Но чтобы нам умнее стать,

Нужно устно посчитать:

1.  Математический диктант  (тест-презентация)     (слайд 2-9)

- Я читаю вопрос, а вы молча читаете варианты ответов и выбираете верный. Работаем молча.

1.  Чему равна разность чисел 16 и 7  

1) 23,       2) 9,        3) 16

2.  Найди сумму чисел 8 и 4

1) 12,      2) 4,         3) 10

3.  Уменьшаемое 34, вычитаемое 12, найдите разность

1)  46,     2) 12,       3) 22

4.   На  сколько  50 больше  20?  

1) 10,      2) 20,       3) 30 
5. В каком числе 4 десятка?

1) 40,      2) 4,         3) 14 
6. Какое число больше 14 на 2 десятка?

1) 28,      2) 18,        3) 34 
        7.
К празднику Марина вырезала 20 флажков прямоугольной формы, треугольной формы на 4 больше. Сколько флажков треугольной формы вырезала Марина? Выбери верное  решение
1) 20 - 4=16 (фл.),        2)
20 + 4 = 24 (фл.),          3) 20 + (20 + 4)=44 (фл.)      
8. У Буратино 18 конфет, а у Пьеро 6 конфет. На сколько конфет больше у Буратино, чем у Пьеро? 
Выбери верное  решение
1) 18 - 6=12 (к.),       2) 18 + 6=24 (к.),        3) 18 - 8=10 (к.)  

Выполняют задания, Проверка. Поменяйтесь карточками. Проверяют друг у друга.  (1 - 2, 2 - 1, 3 - 3, 4 - 3, 5 - 1, 6 - 3, 7 - 2, 8 - 1)

Называют правильные ответы

5

3

Целеполагание

Слайд № 10-11

Изучение нового материала

А сейчас мы отправимся в страну Геометрия. Как вы думаете, кто живёт в этой стране?

В стране Геометрии на одном из островов живет очень важная фигура (на доске учитель прикрепляет квадрат), важность ее признавалась всеми жителями острова. При изготовлении многих вещей, форма ее служила образцом. Кого бы не встретила эта фигура на своем пути, всем хвасталась: «Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны мои все равны, углы все прямые, красивее меня нет фигуры на свете!».

- Как же зовут тебя, брат? – спрашивали встречные.

Ребята, а вы знаете, как называется эта фигура? (квадрат)

Как вы узнали? (стороны равны, углы прямые)

Ходил Квадрат по свету. И стало тяготить его одиночество. Решил он поискать родственников. «Если встречу родственника, то я его сразу узнаю, ведь он на меня должен быть чем-то похож», - думал Квадрат.

Однажды он встречает на пути такую фигуру (учитель прикрепляет прямоугольник из цветной бумаги на доске). Стал Квадрат к ней приглядываться. Что-то знакомое, родное увидел он в этой фигуре.

И спросил тогда Квадрат: «Как зовут тебя?».

 Показывают геометрические фигуры, работают с интерактивной доской, практическая работа  дают возможные варианты темы урока

3

4

Введение новых знаний

 

Демонстрация и интерактивное задание по теме (№ 12-16 из таблицы 2)

- Кто знает, как называется эта фигура? (Прямоугольник)

– Верно. А почему он так называется? (У него все углы прямые)

- Давайте  убедимся в этом. При помощи угольника измерим все углы. (Измеряют у доски)

- Ребята, может, кто-то уже догадался, какова тема нашего урока? (Прямоугольник)

- Какие цели вы поставите перед собой сегодня на уроке?

-Повторить, что называют прямоугольником,    

 -узнать каковы признаки прямоугольника,

-научиться его узнавать и изображать)

- Хорошо. Вернёмся к нашим сказочным героям.

Вот Квадрат и спрашивает: «А мы не родственники с тобой?». «Я бы тоже рад был узнать об этом,

 -отвечает Прямоугольник.

 – Если у нас найдутся четыре признака, по которым мы похожи, значит, мы с тобой близкие родственники. Стали они искать эти четыре признака сходства...

- Давайте квадрату и прямоугольнику поможем найти 4 сходства, чтобы убедиться, что они родственники. (Четыре угла, все углы прямые, четыре стороны, противоположные стороны равны).    

При затруднении поиска 4-го сходства учитель задаёт наводящие вопросы:

- Как вы думаете, как называются стороны, которые расположены напротив друг друга? (противоположные). Посмотрите, что произойдёт с противоположными сторонами, если я их приложу друг к другу? (они равны). Так какой 4-й признак?

Обрадовались квадрат и прямоугольник тому, что нашли близких родственников, и стали  с тех пор дружить.

Какой вывод сделаем? Какие отличительные признаки прямоугольника вы узнали?  

1.Четыре угла.

2.Углы прямые.

3.Противоположные стороны равны.

4.Четыре стороны.

- Где мы можем проверить правильность наших выводов? Проверим по учебнику правильность нашего вывода на стр.14.

 - Где в жизни вы встречаете прямоугольник? (крышка стола, дверь, окно, экран телевизора, интерактивная доска и т.д.)

- Ребята, скажите, каких целей мы уже достигли? (Повторили, что называют прямоугольником, узнали признаки прямоугольника)

Отвечают на вопросы, читают вывод в учебнике.

5

5

Физкультминутка

(слайд 17-18)  

Прямой    угол  – присесть

Нет прямого угла  – руки вверх

 Выполняют упражнения показанные на экране.

2

6

Первичное закрепление знаний

Слайд 19

- Какой цели мы ещё не достигли? (научиться узнавать и изображать прямоугольник)

Теперь настало время интересной работы. Придвиньте к себе карточки.

(Учащиеся работают на карточках с заданиями, выполняя их самостоятельно и под руководством учителя (слабые учащиеся)).

1) Найдите среди фигур в карточке прямоугольники и заштрихуйте их красным цветом.

2) Постройте по точкам прямоугольник, обозначив противоположные стороны разным цветом.

3) Используя прямоугольники, постройте машину по образцу на доске. (Работа в парах)  

Отвечают на вопросы учителя, приводят свои примеры, выполняют самостоятельную работу

7

7

Закрепление ранее изученного материала

(слайд 21)

1) Решение задачи.

А теперь следующее задание. Прочитайте текст задания на карточках.  

Вася начертил 6 прямоугольников, а Лена - на 2 прямоугольника больше.

– Это задача?  Что нужно сделать, чтобы данный текст стал задачей?

- Поставьте вопрос, чтобы задача решалась в одно действие. (Сколько выражений придумала Лена?)

- Как найти ответ на этот вопрос задачи? (6+2=8)

- Подумайте, как изменить вопрос, чтобы задача решалась в 2 действия? (Сколько всего прямоугольников начертили Витя и Лена?)

- Как ответите на этот вопрос?

– Запишите задачу кратко. Выполните решение задачи так, как вам удобно: по действиям или выражением.

Фронтальная проверка. На доске записывают решение двое: один ученик, решавший задачу по действиям, и один, решавший задачу выражением.

2) Сравнение выражений №5, стр. 14.

-  В задаче вы хорошо считали, а теперь покажите, как вы умеете сравнивать выражения, не считая.

- Рассмотрите левую и правую части числовых выражений и скажите, как, не выполняя вычислений, можно сравнить эти выражения? (Первые слагаемые в левой и правой части отличаются на одну единицу, а вторые слагаемые одинаковые, больше будет значение того выражения, где слагаемое больше). Выполните работу самостоятельно. Проверьте друг у друга.                  

Принимают участие в анализе задачи, выполняют самостоятельно решение, работа  у доски.

3

8

Рефлексия

Слайд № 22-24

1 Приближается к концу наш урок.  Прямоугольник загрустил. Давайте его развеселим геометрическими загадками!

Я загадала фигуру. У неё 4 прямых угла и все стороны равны.                Это … (квадрат)

Фигура, у которой 4 угла. Это … (четырёхугольник, квадрат и прямоугольник)

Фигура, у которой 4 прямых угла и стороны попарно равны. Это… (прямоугольник)

Это не последняя встреча с героями нашего урока. Завтра они снова придут к нам на урок.

2.  А сейчас давайте вспомним тему нашего урока. Какие цели мы ставили в начале урока? (Повторить, что называют прямоугольником, узнать каковы признаки прямоугольника, научиться его узнавать и изображать). Всех ли целей мы достигли?  

3.  Теперь с помощью разноцветных прямоугольников оцените  чему вы научились и насколько качественно вы вспомнили.

Если вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вам всё понятно и можете помочь другим, нарисуйте на полях желтый прямоугольник.

Если вы считаете, что  знаете определение геометрических фигур , но вам ещё нужна помощь, нарисуйте зеленый прямоугольник.

А если вы считаете, что было трудно на уроке, нарисуйте красный прямоугольник..

4. Выберите и закончите фразу:  

  Сегодня   я     узнал…

  Было  интересно…

  Было   трудно…

   Я   научился…

Отвечают на вопросы.

Показывают прямоугольник, который соответствует их уровню усвоения учебного материала

3

9

Оценивание

- Как вы считаете, кто из ребят сегодня на уроке был активен и хорошо работал?

взаимооценка

10

Домашнее задание

Слайд № 25 -26

Учебник: №3, №6 (стр.14),

- Прочитайте задачу №3,

- На что нужно обратить внимание при выборе числа, обозначающего количество истраченных денег? (оно не может быть больше 50) (демонстрация на экране)

Отвечают на вопросы, записывают домашнее задание

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики по теме "Прямоугольник и квадрат" 2 класс и презентация к уроку

Данный урок предлагается провести во втором классе при изучении темы "Прямоугольник и квадрат". Учащимся предлагается совершить занимательное путешествие в страну Геометрию. Дети решают примеры, сами ...

План конспект интегрированного урока математики и окружающего мира в 4 классе Тема: «Обобщение знаний учащихся по теме "Величины" на основе краеведческого материала»

Закрепляются знания учащихся по величинам с использованием краеведческого материала "Моя малая Родина" (Республика Калмыкия")....

Конспект урока математики по теме: "Прямоугольник:распознавание, называние" 1 дополнительный класс школа VIII вида

Конспект урока математики для 1 дополнительного класса (по ФГОС) по теме: "Прямоугольник: распознавание, называние....

План – конспект открытого урока математики проведённого во 2 классе учитель: Жубанова Н.Ш. Тема: Приёмы письменного сложения и вычитания (закрепление).

Тема: Приёмы письменного сложения и вычитания (закрепление). Цели: 1. Обучающие: 1) закреплять умение учащихся использовать изученные приёмы письменного сложения и вычитания двузначных чисел с пе...

Самоанализ урока математике по теме" Прямоугольник", 2 класс

Урок  включает много интересных заданий, которые носят практический, исследовательский характер и направлены на развитие познавательной активности детей. На уроке использовались индивидуальные, г...