План конспект интегрированного урока математики и окружающего мира в 4 классе Тема: «Обобщение знаний учащихся по теме "Величины" на основе краеведческого материала»
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему
Закрепляются знания учащихся по величинам с использованием краеведческого материала "Моя малая Родина" (Республика Калмыкия").
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 24.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок математики и окружающего мира в 4 классе
Тема: «Обобщение знаний учащихся по теме "Величины" на основе краеведческого материала».
Цели:
- Закрепить знания учащихся по теме "Величины", используя и обогащая представления учащихся о родном крае (Калмыкии);
- Развивать творческое мышление;
- Воспитывать любовь к малой родине.
Оборудование:
- Выставка книг и периодических изданий по теме "Славлю тебя, мой край родной!";
- Фонограмма песни "Родина";
- Карта Республики Калмыкия;
- Карточки с названиями величин - длина, масса, площадь, объём, стоимость;
- Карточки с планом работы на уроке;
- Задания для самостоятельной работы;
- Карточки с буквами для составления слов (петух, баран, утка);
- Карточки - "помогайки" №№1,2,3;
- Изображения посадочных площадок в форме восьмиугольника, шестиугольника, пятиугольника, четырёхугольника;
- Изображение воздушного шара.
Ход урока: 1. Организационный момент
Эмоциональный настрой: -Ребята, посмотрите, какой сегодня прекрасный день. Каждый лучик солнышка нам несёт добро. Улыбнитесь ему - оно улыбнётся нам, затем улыбка побежит по нашему классу. Улыбнитесь друг другу, подарите мне свою улыбку, не забудьте, что у нас гости –мы народ гостеприимный, нужно сделать так, чтоб гости почувствовали себя, как у себя дома. Улыбнитесь им. Теперь подумайте о самом дорогом человеке и пожелайте ему добра. И успехов всем, кто собрался в нашем классе. Я уверена, кто несёт добро, тому добро и будет.
(звучит запись песни "Родина" словаЕ.Тараховской, музыка Н.Глазковой). Постановка целей и задач урока.
- Почему сегодня наш урок начался с песни о родном крае? (ответы учащихся)
- Каким вы представляете наш край? (ответы учащихся)
- Как живут и чем занимаются люди? (ответы учащихся)
- Какой город является главным на территории нашей Республики? (город Элиста)
- Ребята, найдите на карте город, в котором мы живём.
- Работа с картой у доски.
- Выразительное чтение стихотворения "Мини балгсн":
|
- Ребята, наш город - это наша маленькая Родина, в 2013 году Элисте исполнится лет. Многое из истории Республики и города вы можете узнать из книг, журналов и газет, которые представлены на выставке "Славлю тебя, мой край любимый!". - Сегодня мы с вами будем изучать родной край, а помогут нам в этом знания, полученные Вами на уроках по теме "Величины".
- Актуализация знаний.
- Что вы можете сказать о понятии "величина"? (ответы учащихся)
- Что можно измерить у предметов? ( На доске по мере ответов учащихся появляются карточки: длина, масса, площадь, объём, стоимость.)
- Что можно измерить у явлений? (На доске появляется карточка: время)
- Какие действия можно производить с величинами?
На доске, по мере ответов учащихся, при помощи карточек учитель составляет план работы на уроке:
5. Перевод единиц;
6. Арифметические действия с величинами;
7. Решение задач.
- Работа по обобщению знаний по теме.
0. Устный счёт.
- Я предлагаю отправиться в увлекательное путешествие на воздушном шаре. Такие полёты стали совершаться ещё в 18 веке, люди поднимались в воздух на шарах, наполненных дымом от костра. Человек умело распорядился этим изобретением. Воздушные шары - аэростаты - приспособили для путешествий, перевозки грузов, научных исследований. Первый воздушный шар изобрели братья Монгольфье в 1783 году.
- Сколько лет воздушному шару? (224 года)
- Сколько это веков?(2 века и 24 года). Докажите.
(На доске появляется изображение воздушного шара)
- Ребята, мы пролетаем над территорией Республики Калмыкия. (В ходе урока все географические объекты демонстрируются учителем на карте республики). Рассказывает ребёнок: Она расположена на юге Европейской равнины. Наша республика граничит с севера с Волгоградской областью, с юга с республикой Дагестан, с запада со Ставропольским краем, с востока с Астраханской областью. По своей территории Республика Калмыкия значительно превосходит такие европейские государства как Дания и Швейцария. Площадь Республики Калмыкия квадратных километров, площадь Дании 43090 квадратных километров.
- На сколько квадратных километров площадь Республики Калмыкия больше площади Дании? (на квадратных километров)
- Ребята, назовите реки, протекающие по территории нашей Республики?(Индивидуальная работа учащихся с картой РК).
- Назовите самую крупную реку Республики? (Волга)
- Общая длина Волги 3690километров, из них километров река протекает по территории других областей. Сколько километров приходится на Республику Калмыкия? ( километров).
1. Самостоятельная работа с последующей фронтальной проверкой.
- А кто же были первыми пассажирами воздушного шара?
Об этом мы узнаем, выполнив задание. Перед вами три карточки. Рассмотрите их и выберите для себя одну. Выполните действия с величинами.
Карточка №1 | Карточка №2 | Карточка №3 |
100км 800м + 600м | 7дм - 7см | 9см 8мм - 84мм |
На доске карточки с величинами - результатами вычислений, а на обратной стороне - буквы:
Для карточки №1 | Для карточки №2 | Для карточка №3 | |||
101км 400м | П | 6дм 3см | Б | 1см 4мм | У |
2. Решение задач.
- Итак, пассажирами первого воздушного шара были петух, баран и утка. Узнаем их массу. Для этого решим задачу.
Задача.
Петух в 2 раза легче утки и на 49килограммов 500граммов легче барана. Какова масса утки, если масса барана равна 52 килограммам? Какова общая масса пассажиров первого воздушного шара?
Учащиеся решают задачу самостоятельно, при затруднении используют карточки - "помогайки" №1, №2, №3.
Карточка - "помогайка" №1.
1. Подумай, сможешь ли сразу ответить на главный вопрос задачи?
2. Что для этого тебе нужно узнать сначала?
Карточка - "помогайка" №2.
3. Чтобы узнать общую массу, нужно знать массу каждого животного.
4. Масса барана известна.
5. Сможешь ли узнать массу утки? Что для этого нужно сначала узнать?
Карточка - "помогайка" №3.
6. Найди массу петуха. Сравни его массу с массой барана.
7. Теперь сравни массу петуха и утки. Найди массу утки.
8. Найди общую массу всех трёх пассажиров.
На полях учащиеся указывают номер карточки, которой пользовались при решении. Правильность решения определяется путём взаимопроверки.
- Ребята, разведением этих животных занимаются в домашних условиях. Как называются данные животные? (домашние).
При работе с картой "Сельское хозяйство" на карте РК.. учащиеся называют других домашних животных, на которых специализируется животноводство нашего края.
Физкультминутка. По родному краю В такой степи полно чудес. |
- А каких диких животных, обитающих в нашем крае, вы знаете? (ответы учащихся).
- Какая экосистема является домом для этих животных? степь).
Послушайте стихотворение Каляева «О, степь моя!» (отрывок):
- Чем является степь для человека? (Степь - это место отдыха человека, в степи много лекарственных растений, в степи человек может найти себе пищу, и т. д.)
- Что нужно для того чтобы у нас был чистый воздух? (побольше растений)
- Запасы " зелёного богатства" на территории Калмыкии невелики, поэтому задача жителей - сохранение и приумножение лесных полос. Необходимые меры по сохранению лесных полос учащиеся называют, ориентируясь на иллюстрации с экрана.
Сельскохозяйственные угодья занимают большую часть территории Калмыкии. Какие культуры выращивают в нашей республике ? Учащиеся отвечают на данный вопрос, пользуясь картой "Сельское хозяйство".
- Ребята, вы назвали много сельскохозяйственных культур, но больше всего выращивают в области зерновых культур, а какая культура идёт далее по количеству занимаемых площадей, вы узнаете, отгадав загадку:
В огороде у дорожки |
- Да, ребята, это подсолнух. Я предлагаю вам решить задачу №19 страница 58 учебника о подсолнечнике.
Задача.
При посеве подсолнечника на одну сотку расходуют 100г семян. Сколько потребуется семян подсолнечника, чтобы засеять участок прямоугольной формы длиной 80м и шириной 5м? (400г семян) При решении задачи применяется групповая форма работы.
3. Закрепление умений учащихся соотносить единицы величин.
- Ребята, на доске написаны максимальные высоты горных массивов.
Крымские горы - 1545м;
Уральские горы - 1км894м;
Гора Богдо -
- Запишите данные величины в порядке убывания.(1км 894м, 1545м, м)
- Посмотрите на записанные на доске величины: 1894м, 37500см, 15450дм, 15км45м, 1км545м, 18940м, 3750дм, 18940дм, 37м 50дм. Выпишите равные величины на отдельных строчках.
Учащиеся выполняют задание в рабочих тетрадях. По окончанию работы проводится проверка с доказательством выполненных действий.
4. Работа с геометрическим материалом.
- Для посадки нашего воздушного шара были размечены посадочные площадки (в форме восьмиугольника, шестиугольника, пятиугольника). Установите закономерность в расположении геометрических фигур.
- Какая фигура будет следующая и подойдёт для посадки нашего шара? (дети приходят к выводу, что площадка для посадки шара должна иметь форму прямоугольника).
Данная фигура, изображающая посадочную площадку, обозначается на доске.
- О размерах этой площадки мы узнаем, решив задачу в учебнике(№17 страница 58 ). Задача решается устно с опорой на рисунок к данной задаче.
Изображение воздушного шара учитель помещает на "посадочную площадку". Прочтите эпиграф нашего урока:
«Всё может родная земля: может накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить себя не может. Поэтому защита родной земли - обязанность тех, кто ест хлеб, пьёт воду, любуется её красотой».
-Как вы понимаете эти слова?
-Почему мы называем нашу страну Родина- мать?
(Матерью называем потому, что она нас вскормила своим хлебом, вспоила своими водами и бережёт нас, любит как наша мама)
- Итог урока. Выставление оценок.
- Домашнее задание. Составить рассказ на тему "Хочу рассказать о родном крае…"(с использованием величин).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока математики и окружающего мира во 2 классе.
Данный конспект интегрированного урока математики и окружающего мира. Тема урока математики: Деление (обобщение изученного). Тема урока окружающего мира: Перелётные птицы....
Конспект интегрированного урока по ОЗОЖ, окружающему миру, оздоровительной физкультуре Тема: «Безопасность твоего здоровья. Родная природа: звуки весны. Подвижные игры с элементами баскетбола»
Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стали общегосударственной проблемой.Решить её поможет систематическое...
Конспект интегрированного урока математики и окружающего мира "Мы - архитекторы"
Данный урок является важным звеном, объединившим предметы, разные по способу познания мира - математику и окружающий мир. Он способствует формированию целостной картины мира, пониманию связей между из...
Интегрированный урок математики и окружающего мира 2 класс на тему : «Что узнали. Чему научились», «Какие бывают растения».
Данный материал будет полезен учителям, работающим по программе "Школа России" 2 класс...
Интегрированный урок математики и окружающего мира 2 класс на тему : «Что узнали. Чему научились», «Какие бывают растения».
"Школа России"...
Интегрированный урок математики и окружающего мира 2 класс по теме: "Решение задач. Спасём Солнечную систему".
Используемые педагогические технологии, методы и приемы: ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), АМО (активные методы обучения); системно деятельностный подход; технология работы в паре; здоро...
Конспект интегрированного урока математики и окружающего мира для 4 класса «Устные и письменные приемы вычисления. Актуализация знаний. 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне посвящается»
Совершенствование работы по формированию у обучающихся вычислительных навыков при повторении темы «Устные и письменные приемы вычислений »Патриотическое воспитание обучающихся, привитие ин...