План-конспект урока на тему: "Слагаемое. Слагаемое. Сумма"
план-конспект урока по математике (1 класс)
конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrab._uroka_1_klass_zadacha.docx | 19.44 КБ |
litr.docx | 31.97 КБ |
слагаемое | 53.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 1 классе по теме «Задача»
(УМК «Школа России»)
Цель: Познакомиться с понятием «задача», научиться выделять части задачи.
Задачи:
Предметные:
- - Знать структуру текстовой задачи. Знать правило оформления решения задачи в тетради.
- - Уметь различать условие задачи, вопрос. Уметь правильно оформлять решение задачи.
- - Уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.
Метапредметные:
Личностные УУД:
- -формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению математики;
- - формировать представление о значении математики в жизни человека;
- - формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
- -формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- - формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;
- - овладевать умениями выполнять учебные действия в устной речи;
- -в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.
- - формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- - проговаривать последовательность действий на уроке;
- - работать по коллективно составленному плану;
- - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
- - высказывать своё предположение
Познавательные УУД:
- -формировать умение осуществлять анализ, сравнение объекта;
- - под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов;
- - под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы (подведения под понятие);
- -строить небольшие математические высказывания в устной форме (2-3 предложения);
- - давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа.
- - уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Коммуникативные УУД:
- - принимать участие в работе парами и группами;
- - понимать задаваемые вопросы;
- -выражать свою точку зрения;
- -адекватно воспринимать другое мнение и позицию.
Оборудование: И К Т и мультимедийная система, диск, карточки с названиями этапов исследования, карточки с выражениями, набор цифр у детей, карточки с названиями составных частей задачи, тексты задач.
Ход урока:
I. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности.
Я рада, что вы собрались здесь, друзья.
И думаю, встретились мы не зря.
Мы будем учиться сегодня решать,
Исследовать, сравнивать и рассуждать,
Секрет математики вновь открывать.
– Сегодня на уроке мы будем внимательно слушать учителя и друг друга, наблюдать, стараться запоминать и понимать.
Девиз нашего урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».
- Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)
- Над развитием, каких умений мы будем с вами сегодня работать? (Появляется запись на доске) Уметь
- сравнивать;
- исследовать;
- рассуждать;
- решать;
- обобщать,
- делать выводы…
И так, друзья, в путь! Но для начала, как всегда, нужна гимнастика ума.
- чему равна сумма чисел 3 и 2; 4. чему равна сумма чисел 4 и 2;
- 8 уменьшить на 2; 5. увеличить на 2;
- 10 уменьшить на 2; 6. 9 уменьшить на 2
II. Подготовка к работе на основном этапе.
Актуализация знаний. Подведение к целеполаганию.
-Послушайте два рассказа и сравните их:
1 .Мишутка нашёл 6 грибочков, а белочка 1 грибочек. Сколько всего грибов нашли звери?
2 Мишутка нашёл 6 грибочков, а белочка 1 грибочек. Мишутка и белочка
– звери, потому что их тело покрыто шерстью.
-Как вы думаете, какой из этих рассказов можно поместить в учебник «Математика», а какой в учебник «Окружающий мир»? (ответы детей)
Такие рассказы в математике называются задачами.
III. Усвоение новых знаний и способов действий.
Формулирование темы и цели урока.
- Кто догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (ответы детей)
- А какие цели урока вы себе поставите? (ответы детей)
- Давайте сделаем вывод: главная цель нашего урока: познакомиться с задачами и понять, почему не все рассказы могут быть задачей.
IV. Физкультминутка. «Открывай скорее книжку»
V. Открытие нового знания
- Юные мои математики, не хотите ли узнать ещё что-то о задаче и её составных частях? С этой целью предлагаю провести исследование по теме. В конце урока мы должны получить проект под названием "Задача".
- Давайте наметим наш план действий.
Работа в группах.
1 этап - карточка с восклицательным знаком (надпись "Подумать!")
2 этап - "Узнать из книг" (рисунок книги)
3 этап - "Наблюдение и эксперимент" (рисунок ладони)
4 этап - "Обобщение материала" (нарисован вопросительный знак)
- Все этапы понятны? Желаю удачи!
1 этап - карточка с восклицательным знаком (надпись "Подумать!")
- Найдите задачу! Обсудите свой выбор. Сразу скажу, что в задаче то, что нам известно, называется УСЛОВИЕМ. А то, что нужно найти - ВОПРОСОМ задачи. Прочитайте в нашей задаче условие. А теперь вопрос задачи. (На листочках - УСЛОВИЕ, ВОПРОС).
- Давайте проверим это знание вторым этапом.
2 этап - "Узнать из книг" (рисунок книги)
- Из какой книги вы сейчас можете узнать о задаче? (из учебника). С.88 Исследуйте эту страницу и найдите подсказку (чтение по учебнику чему должны научиться).
- Итак, действительно, задача состоит из УСЛОВИЯ, ВОПРОСА.
- Закрепим это знание. Послушайте внимательно (объяснение с диска).
VI. Физкультминутка. «Вновь у нас физкультминутка»
- Давайте выясним точно, что является какой частью задачи. Для этого давайте прочитаем №1 с.88. Закрепим это знание.
3 этап - "Наблюдение и эксперимент" (рисунок ладони)
- Вернемся к нашим полузадачам и проанализируем их: а можем ли мы им помочь превратиться в настоящие задачи? Каких частей не хватает?(ответы детей) - Давайте решим их.
4 этап - "Обобщение материала" (нарисован вопросительный знак)
На листочках и на доске записаны слова столбиком: ЗАДАЧА, УСЛОВИЕ, ВОПРОС, РЕШЕНИЕ, ОТВЕТ
- Если условие неполное, не хватает чисел - можно решить задачу?
- Если нет вопроса, можно ли считать такую запись задачей?
- Посмотрите на доску. Весь собранный материал у нас расположен в строгой последовательности. Это и есть наш проект, который мы должны были составить к концу урока
Задача состоит из условия, вопроса. Задачу можно решить и дать ответ на вопрос. А чтобы правильно ее решить, я предлагаю посмотреть памятку и запомнить.
Памятка
- Прочитать задачу
- Узнать о чём (ком) задача.
- Что об этом известно.
- Найти вопрос задачи.
- Написать краткое условие.
- Решить задачу.
- Написать ответ.
Работа в группах:
СОЕДИНИ ВОПРОС С УСЛОВИЕМ ЗАДАЧИ
4 медвежонка РЕШЕНИЕ
На поляне играли 6 медвежат,
2 медвежонка убежали ВОПРОС
Сколько медвежат осталось играть ОТВЕТ
6-2=4 УСЛОВИЕ
VII. Систематизация и самооценка полученных знаний.
- Какие новые знания вы получили на уроке?
1. Самостоятельная работа учащихся в тетрадях на странице 33.
2. Контроль. Сверьте свою работу с работой на доске.
IX. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
- Какие умения помогли вам сегодня на уроке?
- Какие знания вы использовали и приобрели? Дополняется таблица.
Предварительный просмотр:
Урок математики в 1 классе по теме «Литр»
(УМК «Школа России»)
Цель урока: познакомить с новой величиной – вместимостью и единицей ее измерения – литром; развивать умения решать задачи и примеры изученных видов.
Задачи:
Предметные:
- содействовать формированию понятия величины вместимости литр;
- формировать умения решать практически нестандартные задачи с новой величиной;
- развивать наблюдательность, внимательность, аккуратность.
Метапредметные:
Личностные УУД:
- создать условия для формирования интереса к учебной деятельности;
- формировать представления о связи математики с жизнью;
Регулятивные УУД:
- содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу;
- формировать умение совместно с учителем оценивать результаты своих действий;
Познавательные УУД:
- сравнивать сосуды по вместимости;
- упорядочивать сосуды по вместимости, располагая их в заданной последовательности;
- использовать математическую терминологию в построении небольших высказываний в устной форме;
Коммуникативные УУД:
- принимать участие в индивидуальной и групповой работе ;
- высказывать свою точку зрения;
- уважительно относиться к чужому мнению.
Оборудование: сосуды для измерения разной вместимости: двухлитровая и 2 литровых банки, стаканы, кастрюля, разные сосуды литровой вместимости (бутылка, пакет из-под сока, кружка), листочки с практическими заданиями, веера, рисунки разноцветных чашечек (для настроения).
Ход урока
I. Организационный момент.
Ты готов начать урок? Беритесь, ребята,
Все ль на месте, Скорей за работу,
Все ль в порядке, Учитесь считать,
Ручка, книжка и тетрадка? Чтоб не сбиться со счета.
II. Актуализация знаний.
1. Индивидуальная работа (двое учеников работают у доски).
3 + 6 = □ 9 – 5 = □
□ + 5 = 7 □ – 2 = 7
4 + 6 = □ 10 – 4 = □
2 + □ = 8 8 - □ = 3
2. Логическая разминка.
- Если суп горячее чая, то чай …
- Если ночь короче дня, то день …
- Если куст ниже дерева, то дерево …
- Если река шире ручья, то ручей …
- Если сестра старше брата, то брат …
- Если арбуз тяжелее дыни, то дыня …
- Если стержень тоньше ручки, то ручка …
3. Устный счет.
- Я буду читать вам задачи в стихах, а вы показывайте ответ веером.
За тетради Михаил три рубля заплатил,
А за новенький пенал шесть рублей отдал.
Сколько, дети, заплатил за покупку Михаил?
(9)
Два снегиря и пять синиц.
Ребята, сколько будет птиц?
(7)
У меня четыре книжки, У меня и Аллочки
Три машинки и три мишки, Десять счетных палочек.
Кто ответит побыстрей, Две из них сломались
Сколько у меня вещей? Сколько их осталось?
(10) (8)
4. Работа над задачами.
1) Масса котенка и щенка 5 кг. Масса котенка 1 кг.
Какова масса щенка?
2) Масса двух одинаковых арбузов 6 кг. Какова масса одного арбуза?
3) Что легче килограмм фруктов или килограмм сухофруктов?
III. Самоопределение к деятельности.
(На доске схема)
- Рассмотрите схему. Прочитайте слова в прямоугольниках.
- Какое слово здесь лишнее? Почему? Кубик – это предмет, а остальные слова обозначают свойства предметов). Слово «кубик» зачеркиваю.
- Поработаем по схеме с оставшимися словами. Послушайте предложения и назовите свойства, о которых шла речь.
* Стол прямоугольный, а зеркало круглое. (Форма.)
* Одуванчик желтый, а василёк синий. (Цвет.)
* Лимон кислый а малина сладкая. (Вкус.)
* Гусь тяжелый, а цыпленок легкий. (Масса.)
* Дерево высокое, а трава низкая. (Длина.)
- Какие из свойств можно измерить? (Длину, массу.)
-В чем измеряется длина? (В сантиметрах.)
- В чем мы научились измерять массу на прошлом уроке? (В килограммах.)
- Соединим эти свойства со словом в овале. Как они называются? (Величины)
- Посмотрите на рамку с вопросом. Здесь тоже должна быть величина. Попробуйте догадаться какая. Наверное, вам приходилось покупать в магазине молоко, сок, квас, газированную воду. Как вы думаете, одинаковое ли количество жидкости помещается в тетрапакет и в пластиковую бутылку?
Почему?
- Кто уже догадался с какой новой величиной мы познакомимся? Верно.
Тема нашего урока: «Единица вместимости – литр».
Физкультминутка.
IV. Работа по теме урока.
Практическая работа.
- 1 литр жидкости вмещается вот в эти сосуды (показываю): литровая банка, пакет из-под сока, бутылка.
- А как вы думаете, сколько в один литр вмещается жидкости, если ее измерять стаканами?
Опыт № 1. Три ученика выходят к доске и выливают воду из литровых сосудов в стаканы.
- Сколько стаканов вам потребовалось? (5) Сделайте вывод.
Вывод: Литровый сосуд вмещает 5 стаканов жидкости.
- Об этом говорится в задаче из учебника № 4 на с. 38. Прочитайте задачу.
Решение задачи.
- Как вы думаете, куда поместится воды больше: а кастрюлю или в банку? (Сосуды одинаковой вместимости). Как это сделать? (Нужно измерить вместимость кастрюли и банки).
Опыт № 2. Два ученика выходят к доске. Литровыми банками они заполняют кастрюлю и банку. Какой вывод можно сделать?
Вывод: Кастрюля и банка вмещают одинаковое количество воды.
Опыт № 3. Два ученика выходят к доске, и один наполняет банку стаканом, а другой наполняет кастрюлю литровой банкой.
- Что же получается: кастрюля и банка вмещали одинаковое количество воды, и вдруг оказалось, что они вмещают разное количество воды? Кто догадался, почему так получилось? (Ответы детей)
Вывод: вместимость нужно определять одинаковой меркой.
- Измеряют вместимость (или по-другому – объем) сосудами в литрах. Вспомните, с какими литровыми сосудами мы проводили опыт № 1.
Сокращенно слово литр записывают так: (на доске: литр – л).
Физкультминутка.
V. Закрепление изученного материала.
1. Работа по учебнику
№ 3, с. 38 (устно). Задача состоит из цепочки двух задач.
2. Работа в тетради № 2. (Правила посадки)
№ 1(Самостоятельно. Взаимопроверка)
3. Работа в группах.
Задание 1-й группе. На карточках изображены емкости различной вместимости. Расположите картинки с надписями в порядке возрастания вместимости этих емкостей.
( стакан, литровая банка, бутылка – 2л, пятилитровая кастрюля, ведро)
- В каком случае ведро будет на последнем месте?
Задание 2-й группе. Задача на смекалку. Тетрадь № 2, с. 22, № 3
Задание 3-й группе. Составить слова, а из слов – предложение.
Жизнь – знь + д + кость =
Извоз – воз + мера – а + ить =
Лил – л + тр =
Проверка выполненной работы.
VI. Рефлексия.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Чему научились?
- Где пригодятся вам новые знания.
- На нашей классной доске висит поднос. Сейчас вы поставите на него чашечки со своим настроением. Если у вас отличное настроение, поставьте красную чашечку, хорошее – желтую, плохое – синюю.
Предварительный просмотр:
Урок математики по теме «Слагаемые. Сумма»
Тема: «Слагаемые. Сумма»
Цели: Познакомить с понятиями «слагаемые», «сумма».
Задачи предметные:
- познакомить учащихся с понятиями «слагаемые», «сумма».
- научить читать равенства, используя математическую терминологию (слагаемые, сумма);
- организовать работу по закреплению вычислительных навыков сложения.
- развивать логическое мышление, внимание, речь.
Метапредметные задачи:
Личностные: создать условия для формирования интереса к математике, уважения и внимания к мнению других.
Регулятивные УУД: принимать учебную задачу, оценивать свою учебную деятельность;
Коммуникативные УУД: принимать участие в работе парами и группами, контролировать свои действия в классе, выражать свою точку зрения.
Познавательные: понимать информацию в знаково – символической форме, анализ ситуации, приведённой на рисунке.
Оборудование: учебник М.И. Морро «Математика», индивидуальные карточки, иллюстрации белочки и зайчика, «слагаемое», «Слагаемое» «сумма», лесенка успеха.
Ход урока
Организационный момент
Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Потянулись, улыбнулись
Всем улыбку подарили
И к работе приступили.
-Сегодня к нам на урок пришла белочка и она в растерянности, потому что многого не знает, но вы же поможете ей справится со всеми трудностями? (Да) Ребята, желаю вам хорошего настроения, чтобы вы с радостью применяли все свои умения, знания, смекалку на уроке.
Актуализация опорных знаний.
- Ребята, посмотрите что белочка принесла нам в своей корзинке.
- Веселые задачи.
- Стоя на одной ноге, гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, стоя на двух ногах? (2кг)
- Я шел, пятачок нашел. С другом пойдем – сколько найдем? (Нельзя ответить)
- Вова за 1 час поймал 5 рыбок. Сколько рыбок он поймает за 2 ч? (Нельзя ответить)
- Шли 2 друга в школу. Навстречу им шли ещё 2 друга. Сколько друзей шло в школу? (2)
- Индивидуальная работа.Поможем белочке собрать шишки, правильный ответ – 1 шишка. (3 ученика у доски заполняют пропуски, остальные ребята решают задание по карточкам).
Задания на доске:
Индивидуальные карточкипо вариантам:
1
- Устный счёт. Давайте вместе покажем белочке, как мы умеем считать.
- Сосчитайте: от 1 до 10 и обратно; от 1 до 10 через один (без хлопков); от 1 до 10 через: 1, два хлопка и т.д.(Теперь посчитаем все шишки)
4) Игра «Молчанка»
- Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите? (цветы)
- Это не простые цветы, а математические. На каждом лепестке вы видите числа, в середине 1 цветка +1, в середине второго -1. Суть игры заключается в том, что я буду показывать число, а вы – карточку с ответом. Если вы справитесь с этим заданием, то цветочки зацветут и белочка будет рада.
Самоопределение к деятельности
Ай да белка-мастерица!
Вяжет детям рукавицы.
Извязала три клубка,
Да еще лежат пока.
У кого ответ готов:
Сколько у нее клубков? (5)
- Как вы узнали? (3+2=5)
- Как можно эту запись прочитать по-разному? (К 3 прибавить 2 – получится 5, 3 увеличить на 2 – получится 5, 3 да еще 2 – будет 5)
- Можно ли по-другому прочитать запись?
- На этот вопрос вы сможете ответить в конце урока. (Запись остается на доске)
Работа по теме урока. Практическая работа
- Ребята, а у белочки есть друг зайчик.Давайте ему тоже поможем? Послушайте внимательно!
- Зайчик пошел в огород, сорвал и положил в корзину 2 кочана капусты. (Положите на парту столько же кругов.) Потом он дошел до грядки с морковью, сорвал и положил в корзину 3 морковки. (Положите столько же треугольников.)
- Что делает зайчик с овощами? (Складывает в корзину)
- Какое действие выполняет? (Сложение)
- Что он складывал? (2 кочана капусты и 3 морковки)
- Как это записать? (2+3)
- Числа, которые мы складываем, на математическом языке называются слагаемыми.
- Назовите первое слагаемое. (2) Назовите второе слагаемое. (3) Сколько овощей в корзине у зайчика? (5) Сколько фигур у вас на столе? (5) Дополните свою запись. (2+3=5)
- Как можете назвать число 5? (Ответ, то, что получилось, результат и т.д.)
В математике все эти слова заменяются одним словом – сумма. (Вывешивается слово «сумма» на доске, учащиеся хором читают). А теперь прочитайте запись, используя термины «слагаемое» и «сумма».(Первое слагаемое 2, второе слагаемое 3, сумма 5.)
Физкультминутка
Кустик гнется на ветру,
И роняет он листву.
Ветерок его качает,
Ветки до земли сгибает.
Лишь затихнет ветерок –
Кустик ветками взмахнет.
Закрепление изученного материала.
- Работа по учебнику
- Откройте учебник на с.86 (восемь, шесть). Прочитайте, что мы сегодня должны узнать на уроке. Кто уже запомнил, как называются числа при сложении? (слагаемые, сумма) Прочитайте правило и скажите, что нового вы узнали. (Сумма – это не только результат, но и выражение)
- Прочитайте выражение 4+3=7 по-разному (Первое слагаемое 4, второе слагаемое 3, сумма 7. Сумма чисел 4 и 3 равна7)
- Выполним №1. Кто сможет прочитать выражение? (Первое слагаемое 4, второе слагаемое 2, сумма 6)
2. Работа в парах. (Каждой паре выдается карточка с заданием на сложение, необходимо решить и проговорить друг другу запись используя изученные слова «слагаемое», «сумма».Проверка 3-4 пары.)
3. А теперь поможем зайчику и белочке решить задачу. №3 Прочитаем её. Что известно в задаче? (У Васи было 6 книг.Ему подарили ещё 2 книги.) Что нужно узнать? (Сколько книг стало у Васи.) Что обозначено зелеными квадратами? (Сколько книг было) Что обозначено желтыми квадратами? (Сколько книг подарили) Ответьте на вопрос задачи (У Васи стало 8 книг) Как вы узнали? (6+2=8) Прочитайте запись разными способами.
4. Работа в группах. Каждой группе вручается конверт с иллюстрацией, необходимо составить запись и прочитать, используя изученные слова «слагаемые», «сумма». (1 группе – зайчики на поляне: 1+3=4; 2 группе – белочки на ветке: 2+1=3) Полученную запись читают представители от каждой группы.
Подведение итогов урока.
- Какие математические термины вы сегодня узнали? (Слагаемое, сумма)
- Что называем слагаемым? (Числа, числа которые складываем)
- Что называем суммой? (Ответ и выражение)
- Давайте теперь ответим на вопрос, который был задан в начале урока! Сможем мы теперь на него ответить? (Да)
Рефлексия.
- Посмотрите на рисунок и скажите, кто ошибся? (Зайчик)
- В чем его ошибка? ( Знак + показывает, что нужно двигаться вправо)
Лесенка успеха: возьмите свои цветы, прикрепите на соответствующую ступень.
Нижняя ступень – на уроке я испытывал затруднения, мне необходима помощь учителя.
Вторая ступень – сначала я испытывал затруднения, но в конце урока все стало понятно.
Верхняя ступень – мне все было понятно, я не испытывал затруднений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 1 классе "Слагаемые. Сумма"
Представленный урок – урок изучения новой темы и закрепление предыдущей, на котором дети ставят перед собой цель, задачи, планируют свою деятельность. Взаимодействия в паре, друг с другом, дети ...
Урок по теме "Слагаемые. Сумма"
Урок изучения нового материала усвоение понятия «слагаемые», «сумма». Также с целью развития познавательной активности и самостоятельности, практическая работа с использованием раздаточного материала....
Урок по теме "Слагаемое"
Урок по математике с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) разработан в соответствии с требованиями развивающего обучения Л. В. Занкова и ФГОС НОО.Основу урока составляют совреме...
Урок на тему "Слагаемые. Сумма"
Урок изучения новой темы и закрепление предыдущей, на котором дети ставят перед собой цель, задачи, планируют свою деятельность. Повторить предыдущие темы и изучить новый материал способствуют разнооб...
Урок на тему: "Слагаемые. Сумма"
Урок по математике 1 класс...
Технологическая карта урока математики Тема СЛАГАЕМЫЕ. СУММА
Комбинированый урок математики....
План-конспект урока математики 1 класс "Вычитание суммы из числа"
Конспект урока математики УМК «система Л. В. Занкова» 1 класс (Учебник «Математика» 2 часть, с. 9...