Конспект урока по математике на тему «24- часовое исчисление времени суток» (4 класс)
план-конспект занятия по математике (4 класс)

Конспект урока содержит в себе подобробное описание всех этапов урока, в соответствии с ФГОС. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._24-chasovoe_ischislenie_vremeni_sutok.docx63.07 КБ

Предварительный просмотр:

+3Тема:

«24- часовое исчисление времени суток»

Тип урока:

Урок «открытия» нового знания        

Цели:

-Дидактическая

-Развивающая

-Воспитательная

Создать условия для:

- ознакомления учащихся систорией возникновения такой единицы измерения как время, с понятием «сутки»,  с приёмом перевода одной единицы измерения в другую;

- развития умения анализировать, опираясь на ранее полученные умения, математической речи, логического мышления;

- воспитания ответственности, аккуратности, уважения и интереса к предмету, положительных  личностных качеств.

Планируемые 
результаты:

Личностные УУД:

Метапредметные

- познавательные:

- регулятивные:

- коммуникативные:

Предметные УУД:

-формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, и способам решения учебных и практических задач; мотивация к обучению и познанию; оценивание достижения целей с личностных позиций;

-поиск необходимой информации; развитие мыслительных операций, анализа, синтеза, сравнения, обобщения; структурирование знаний; изучение учебного текста; построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия;выполнять задания творческого и поискового характера;

-учатся планировать, контролировать и оценивать учебные действия; учатся определять наиболее эффективные способы достижения результатов; определяют границы собственного знания-незнания; контроль в форме сравнения результатов действия с заданным эталоном; выполняют контроль достижения целей;

-включаются в диалог с учителем и сверстниками; принимают чужую точку зрения, отличную от своей; проявляют стремление высказываться; формирование коммуникативных связей;

-ориентируются в единицах времени, развивают умение преобразовывать одну единицу измерения в другую, решать задачи с единицами времени.

Методы обучения:

Беседа, частично-поисковый, метод упражнений, работа с книгой;

Средства обучения:

Учебное пособие (учебник), УМК «Школа России» Л.Ф.Климова,  В.Г.Горецкий; Математика 4 класс, 1 часть.

Конспект пробного урока по математике
в  4«г» классе, МБОУ «СОШ №15», 23.10.2019г
студентки 41 группы
Тарховской Виктории Сергеевны


Этапы урока и   цели

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

(3 минуты)
Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности реализации нормативных требований учебной деятельности.

Здравствуйте ребята. Меня зовут Виктория Сергеевна, и сегодня урок математики  проведу у вас я.

-Вот и прозвенел звонок,
Пригласив нас на урок.
Станем мы решать, считать
Складывать и вычитать
Всё делить и умножать
Постараться всё понять.
Уравненья все решим
И решим задачи,
Пожелаю вам друзья счастья и удачи.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.

Личностные УУД:

мотивация к обучению и познанию;

Коммуникативные УУД:

Формирование коммуникативных связей.

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

(7 минут)

Цель: подготовка мышления учащихся,и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий.

- Устный счёт (математическая разминка).

Ну-ка в сторону карандаши!

Ни костяшек, ни ручек, ни мела.

Устный счёт. Мы творим это дело

Только силой ума и души.

1. Переведи мелкие единицы измерения времени в крупные и наоборот.

а)80мин. = ? ч ? мин.
120 мин = ?ч.
180 мин. = ? ч.

б) 3 ч = ? мин.

1ч 15мин = ? мин.
2 ч 5 мин =? мин.

2.Расположить единицы измерения времени в порядке увеличения:  неделя, секунда,   год,  минута, век, час, сутки, месяц)

3.Переведи годы в месяца.

1 год 1 мес. = ? мес.
2 года 3 мес. = ? мес.
4 года = ? мес.


Слушают задание.

 Выполняют задание:
а)80мин. = 1 ч 20 мин.
120 мин = 2 ч.
190 мин. = 3 ч.  10  мин.

б) 3 ч = 180 мин.

1ч 15мин = 75 мин.
2 ч 5 мин =125 мин.

 Секунда,  минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век.

13мес.

27 мес.

48 мес.

Познавательные УУД:

Поиск необходимой информации, структурирование знаний, построение речевого высказывания.

Регулятивные УУД:

Определение границ знания-незнания; учатся определять наиболее эффективные способы достижения результатов.

3.Выявление места и причины затруднений

(3 минуты)

Цель: организовать анализ учащимися проблемной ситуации, выявление места и причины затруднения.

Давайте откроем тетради. Запишем число 23 октября , Классная работа.

Задание 1. Расшифруй слово. Выполни деление, полученные результаты, поставь в порядке увеличения.

в

р

е

м

я

 

110/10

176/8

132/4

11

22

33

44

55

 

132/3

165/3

-Какое слово получилось?
-Хорошо.
Задание 2. Задача. За 30 минут в кастрюле сварилось 6 картофелин. Сколько минут варилась в кастрюле одна картофелина?
-Верно. Какая единица  измерения времени прозвучала в решении задачи?

-Верно, минута. Кто-нибудь догадался, над какой темой мы будем сегодня работать?

Открывают тетрадь, записывают число, классная работа.

.

Регулятивные УУД:

Принятие учебно-познавательной задачи.

Личностные УУД:

Мотивация к обучению и познанию; формирование учебно-познавательного интереса.

4.Построение проекта выхода из затруднения

(цель, тема, план, средство)

(3 минуты)

Цель: постановка целей учебной деятельности, и на этой основе выбор способа и средств их реализации.

- Тема нашего урока: «24- часовое исчисление времени суток»

- Какие цели мы поставим? Чему мы должны научиться сегодня на уроке?

-Сегодня мы будем подробно говорить о такой единице измерения времени как сутки,  узнаем, как давно появилась такая единица измерения времени, научимся переводить одни единицы времени в другие, а так же будем решать примеры и задачи

- По какому плану будем работать?

1) Познакомимся с новым материалом.

2) Научимся применять новые знания.
3) Оценим результаты деятельности.

-Чему мы сейчас с вами учились?

Физминутка

-Слушают тему.

- узнать, как определять время на часах, научиться показывать время на часах, работать с часами.

- ставить цели урока, планировать свою работу.

Регулятивные УУД:

Учатся планировать учебные действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учатся определять наиболее эффективные способы достижения результата.

5.Реализация построенного проекта

(15 минут)

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять.

-А как мы узнаем время?
- Как узнавали время, до изобретения часов?

 До того как изобрели часы, люди  разделяли время только на день и ночь, а именно: яркие дни для охоты и работы, а темные ночи для сна. Но с тех пор, как люди стали чувствовать необходимость координировать свои действия,они посчитали нужным ввести систему измерения времени.

Ниже представлены различные способы измерения времени, некоторые из них новейшие, а некоторые также стары, как само время. ( солнечные часы, песочные часы, водяные часы, механические часы, наручные часы, атомные и т.п).
-Как вы думаете, с изобретением часов людям стало удобнее узнавать время?
-А какие часы  вы ещё знаете? (электронные , настенные)

-Рассмотрим   циферблат часов. На сколько частей он разделен?

-Сколько полных оборотов  делает часовая стрелка за сутки?

-Сколько часов в 1 сутках?

-В сутках 24 часа, но на циферблате стоят цифры от 1 до 12. -Когда идет первая половина суток, мы говорим 5часов утра,  если идет вторая половина, то 7 часов  вечера. Но это очень неудобно, поэтому на железной дороге, почте, в аэропорту, телеграфе используют не 12 часовой, а 24 часовой отсчет времени в сутках. Поэтому мы говорим4 часа утра, 19 часов( 7 часов вечера), 15 часов(3 часа дня).
-Можно долго думать, что же такое сутки – это не простое понятие, послушайте стихотворение «Сутки», Марины Вишневецкой. 

Сын спросил у мамы-утки: 
– Мама, кто такие сутки? 
И куда они летят? 
И вернутся ли назад? 
– От побудки до побудки 
Пролетают – тают сутки, 
Улетают в никуда 
Исчезают без следа... 
Так сказала мама-утка. 
Сын спросил: А их малютки? 
– Много ли у них сутят? 
– Вместе ли они летят? 
– Да, у суток есть малютки 
Называют их минутки. 
Друг за дружкою подряд 
День и ночь они летят. 
Сын взволнован не на шутку: 
– Мне хоть на одну минутку 
Хоть глазочком бы взглянуть! 
– Что ж, внимательнее будь. 
Только что... 
– Как, неужели? 
– Две минутки пролетели. 
– Где? Когда? 
– Да вот с тех пор, 
Как ведем мы разговор
.
– А теперь давайте разберемся, что такое сутки на самом деле.
Сутки – промежуток времени, когда земля делает поворот вокруг своей оси относительно какого-либо ориентира. Сутки длятся 24 часа. А при письме сутки обозначают вот так «сут.»
-Прочитайте определение самостоятельно.  Расскажите правило соседу по парте.
-Кто может рассказать правило по памяти?

Сегодня мы научимся работать с часами, а именно с сутками, а кто знает, повторит свои умения.

На какой ступени мы находимся?
-Что мы делали на данной ступени?

-Какая следующая ступень?
-Что мы будем делать на ней?


Откройте учебник на стр 48. Рассмотрите часы на полях страницы.
-Кто может сказать, какое время показывают первые часы? вторые?
-Сколько времени будет на  первых часах через сутки? На вторых часах через 2 суток?

А сейчас мы поработаем с  упражнениями, и отрабатывать навык работы с часами.

Найдите упражнение 223.  В котором часу ты встаёшь? Когда ты идёшь в школу? В каком часу ложишься спать?

Упражнение 224. Сколько времени прошло от начала суток, если сейчас 2ч ночи? 9ч утра? 3 ч дня?
- Я вам даю минутку прочитать упражнение и  подумать над ответом.
Мы сказали, что сутки начинаются в 0 часов. Как отмечено 0 часов на часах? Найдите глазами на часах 0 часов.
-Посмотрите и назовите сколько времени прошло от начала суток до 2 часов ночи.


-Посчитайте, сколько времени прошло от 0 до 9 часов утра.


-Посчитайте, сколько времени прошло от 0 до 3 часов дня.

Хорошо. Я вижу, что вы умеете работать  с часами.

 
-На прошлом уроке вы познакомились с такими единицами измерения как центнер и килограмм . Сейчас мы по работаем с задачей, где присутствуют данные единицы.

-Запишите в тетради упражнение 228.  Наташа, прочитай задачу вслух, всему классу. Все остальные следят! Прочитайте каждый про себя задачу.  Прочитайте условие задачи. Прочитайте вопрос задачи.
Сколько было яблок?
Сколько получилось сушёных яблок?
-Как запишем условие?
-А я предлагаю сделать схему. Как можно  изобразить в виде схемы?

-Саша, выйди к доске, изобрази схему, а все остальные в тетрадях.
Давайте начертим один большой отрезок и отметим его как 1 ц свежих яблок. Отделим черточкой небольшой отрезок, снизу отметим дугой и подпишем, что это 16 кг сушёных яблок. А всё остальное, это разница между свежими и сушёными яблоками.

Скриншот 20-10-2019 181318.png

Поднимите руку, кто не согласен?
-Хорошо. Как будем решать задачу?
-Сначала нам необходимо перевести все данные в одну единицу измерения массы. В какую?
-Верно,  Первым действием мы переведём центнеры в килограммы. Сколько килограммов в 1ц?
-Верно, 100кг.
Запишите.
1) 1ц=100кг
-Как дальше будем решать?


-Да, чтобы найти, на сколько, меньше масса сушёных яблок, надо отнять от массы свежих яблок, массу сушёных.

-Как мы запишем второе действие? Это что мы найдём?
100-16=84 (кг) – меньше масса сушёных яблок.
Маша, запиши решение на доске, все остальные в тетрадях.
-Как запишем ответ?

-Маша, запиши ответ.
Ответ: на 84 килограмма масса сушёных яблок меньше массы свежих.

Есть те, кто не понял, как мы решали задачу?
-Тогда идём дальше.

Отвечают: по часам.

Отвечают: смотрели по тени от солнца

Отвечают: да

Отвечают на вопрос: на 12 равных частей.

Отвечают на вопрос:2 оборота.

Отвечают на вопрос: 24 часа.

Слушают учителя.

Слушают стихотворение.

Слушают и читают определение понятия «сутки».

Работают с правилом.

Рассказывают правило по памяти.

Работают с учебником.

Рассматривают картинки на полях.

Отвечают на вопросы учителя.

Отвечают на вопрос: изучаю.

Отвечают на вопрос: узнавали новое.

Отвечают на вопрос: применяю.

Отвечают на вопрос: будем  выполнять задания.

Отвечают на вопросы. Показывают время на часах и объясняют свой ответ.

Работают с упражнением.

Находят на часах  0 часов(12).

Называют и показывают время  2часа на часах.

Называют и показывают 9 часов утра на часах.

Называют и показывают 3 часа дня(15) на часах.

Повторяют пройденные единицы измерения.


Читают задачу.

Читают условие задачи.

Читают вопрос задачи.

Отвечают на вопрос: 1 ц.

Отвечают на вопрос: 16кг.

Отвечают на вопрос: краткой записью.

Саша пишет у доски схему.

Обсуждают решение задачи.

Отвечают на вопрос: в кг.

Отвечают на вопрос:100кг.

Отвечают на вопрос: отнимем от массы  свежих яблок массу сушёных.

 
Отвечают на вопрос: 100-16=84 кг. На сколько, масса сушёных яблок меньше свежих.

Отвечают на вопрос: на 84 килограмма масса сушёных яблок меньше массы свежих.

Записывают ответ.

Коммуникативные УУД:
включаются в диалог с учителем и сверстниками; принимают чужую точку зрения, отличную от своей; проявляют стремление высказываться;

Познавательные УУД:

 Построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

ПознавательныеУУД :

развитие мыслительных операций, анализа, синтеза, сравнения; построение речевого высказывания в устной форме.

Познавательные УУД:

 Построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

(2 минуты)

Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Сейчас попробуем с вами перевести одну единицу времени в другую.
-Какие единицы времени вы знаете?
Найдите
упражнение 226.Вырази:
1. в часах: 2 сут., 10 сут. 12ч, 120 мин;
2. в сутках:  48 ч, 72ч, 96ч, 2 недели.

Мы его выполним под цифрой 1 и 2. Прочитайте, что нам нужно сделать?
-Давайте ещё раз вспомним, сколько часов в 1 сутках?
-Верно. А сколько минут в 1 часе?
Хорошо. Сейчас  первый вариант выполняет задание под цифрой 1, второй вариант под цифрой 2.

Начнём проверку с 1 варианта. По одному выражению.  Тот, кого я назову, читает по одному ответу. Называете сначала, так как написано в учебнике, потом называете ответ.
-Поднимите руку, кто допустил 1 ошибку. Где вы допустили ошибку?
- Поднимите руку, кто допустил 2 ошибки?!В чём были ошибки?
-Кто не допустил ошибки.
 
 -Молодцы. Я вижу, что  вы хорошо поняли  тему «Время» и умеете работать с часами.

Слушают учителя.

Отвечают на вопрос: неделя, час, минута, сутки..

Читают задание.

Отвечают на вопрос.

Выполняют задание:
1. 2сут = 48ч, 10сут.12ч = 252ч, 120мин = 2ч.

2. 48ч = 2сут., 72ч = 3сут., 96ч = 4 сут., 2 недели = 336 суток.

Поднимают руки.

Регулятивные УУД:

Контроль в форме сравнения результатов действия с заданным эталоном.

Познавательные УУД:

 Построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
(3 минуты)
Цель: применение нового знания в текстовых заданиях, исполнительная рефлексия.

-Ребята, сейчас вы будете работать самостоятельно, по вариантам. На слайде задание для первого и второго варианта. Первому варианту необходимо выразить в меньших единицах измерения времени, а второму варианту в крупных единицах измерения времени.

1 вариант. Выразите в мелких единицах измерения

2 ч = ? мин

5ч 25мин = ? мин

2сут = ? ч

6сут = ? ч

5сут 6ч = ? ч

2 вариант. Выразите в крупных единицах измерения

180 мин = ? ч

240 мин = ? ч

48 ч = ?сут

72 ч = ?сут

37ч = ? сут?ч

Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте по эталону и поставьте оценку:
1ошибка-«4»
2ошибки-«3»
3и более- «2».

Слушают задание.

1 вариант.
2 ч = 
120 мин

5ч 25мин = 325 мин

2сут = 48 ч

6сут = 144 ч

5сут 6ч = 126 ч

2 вариант.
180 мин = 3 ч

240 мин = 4 ч

48 ч = 2 сут

72 ч = 3 сут

37ч = 1сут 13ч

Регулятивные УУД:

Контроль в форме сравнения результатов действия с заданным эталоном.

8.Включение нового знания в систему знаний и повторения. (3 минуты)

Цель: повторение и закрепление ранее изученного, и подготовка к изучению следующего раздела.

Для закрепления мы повторим работу с часами. Сейчас Передвигая стрелки  часов необходимо будет показать:

-8ч 35мин;
-12ч 40мин;
-5ч 25мин;
-23ч 10мин;

-9ч 45мин;
-18ч 20мин;
-2ч 05мин;
-14ч 30мин.

-Хорошо. Молодцы!
На какой ступени мы находимся?
-Что мы делали на ней?
-Какая ступень следующая? Что мы будет делать на  ней?

По одному выходят к доске и показывают время.

Регулятивные УУД:

Контроль в форме сравнения результатов действия с заданным эталоном.

Познавательные УУД:

 Построение речевого высказывания в устной форме.

9. Рефлексия учебной деятельности

(2 минуты)

Цель: формирование и развитие умения анализировать свои достижения.

Давайте вспомним:

- Что мы с вами сегодня  повторили и чему научились?

- Давайте вспомним цель, которую мы ставили.

- Добились ли мы своей цели, которую поставили в начале урока?

- Узнали, как раньше измерялось время? Научились переводить одну единицу измерения в другую?

-Оцените себя. Кто был на уроке активным, показал свои знания, кому урок понравился, возьмите веселый будильник, кому было трудно – грустный будильник.
Запишите домашнее задание __________.

– Урок окончен. Сделал дело,  гуляй смело.

- Ответы учеников.

-Отвечают: мы повторили изученные единицы измерения, изучили новую, научились переводить единицы измерения.

Отвечают: узнать, как определять время на часах, научиться показывать время на часах, работать с часами.

-Да.

- Да.


-Показывают будильники.

 -Записывают домашнее задание.

Регулятивные УУД:

Выполняют контроль достижения целей.

Личностные УУД:
оценивание достижение целей с личностных позиций.

Методист: Куличенко В.Г.___________________                                                                          Учитель: Смирнова Н.Ю.___________________  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по математике по теме Решение задач способом составления уравнения 4 класс УМК Гармония

Данный урок - урок обобщения и систематизации знаний.  Цель урока: совершенствовать умение  решать  задачи способом составления уравнений. Задачи:Образовательные: совершенствовать ...

конспект урока по математике на тему "Кто выполнил большую работу" в 4 классе ПНШ

Конспект урока по математике в 4 классе на тему "Кто выполнил большую работу" по УМК "Перспекттивная начальная школа" с применением сингапурскиз обучающих структур КОНЭРС, КУИЗ_КУИЗ_ТРЕЙД, ПЛЕЙСМЕТ КО...

Конспект урока по математике на тему "Деление многозначного числа на однозначное" 4 класс Школа России.

Урок создан по требованию ФГОС. Это урок открытия нового знания. На уроке использованы элементы. Дети сами объясняют тему урока....

Конспект урока по математике на тему: "Закрепление деления на двухзначное число" 3 класс.

Цель: упражнение в делении на двузначное число разными способами...

Конспект урока по математике на тему: "Сложение именованных чисел. Проверочная работа" 1 класс

Конспект урока по математике на тему: "Сложение именованных чисел. Проверочная работа" 1 класс...