Технологическая карта урока "Четырёхугольники" (4 класс)
план-конспект урока по математике (4 класс)

Ермолаева Мария Анатольевна

Технологическая карта по математике для 4 класса (УМК "Планета знаний")

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. студента: Ермолаева Мария Анатольевна      

Ф.И.О. наставника: Неберекутина Надежда Николаевна

Оценка: 5 (отлично)

Тема урока: «Четырёхугольники»

Класс: 4Б

Цель урока: Формирование представления об общих свойствах и различиях прямоугольника и квадрата.

Задачи урока:

  1. Изучить свойства прямоугольника, квадрата и ромба.
  2. Развивать критическое мышления, умение работать с текстом, умение анализировать.
  3. Воспитывать навыки сотрудничества и умение работать самостоятельно.

Ресурсы урока: компьютер, проектор, экран, презентация.

Этапы урока

Задачи этапов урока

Методы и приемы работы

Деятельность

Учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интегративное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Пред.

Метапр.

Личностные

Орг.

момент

-

Словесный

Создание благоприятной атмосферы

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все на месте, все в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверяют готовность урока.

Ф.

-

-

Л1

Актуализация знаний

развивать интерес к урокам математики

Словесный

Работа в тетради.

Проведём с вами «Чистописание». Запишите цифры по образцу.

Диктует:

  1. Запиши число, состоящее из 300 единиц II класса.
  2. Уменьши 1000 на 99.
  3. Увеличь 80 в 5 раз.
  4. Уменьши 78 в 6 раз.
  5. На сколько 160 больше 40?
  6. Чему равно произведение чисел 24 и 4?
  7. Чему равен периметр квадрата со стороной 9 см?
  8. Во сколько раз 3600 больше 60?
  9. В магазин привезли 8 коробок шоколада «Мишка на Севере» и 9 коробок шоколада «Алёнка». В каждой коробке по 10 штук шоколада. Сколько всего шоколадок привезли в магазин?

-Какие геометрические фигуры мы рассматривали на прошлом уроке?

-На листочках на доске записаны выражения, вы их решаете устно, переворачиваете, называете фигуру.

-Посмотрите на слайд. Там эти же фигуры. Они пронумерованы. Выберите в первый ряд плоские фигуры, во второй ряд – пространственные. -Назовите их.

Выберите фигуры, которые в математике вы бы назвали родственниками. И назовите эту семью.

Почему вы так решили? Что вам в этом помогло?

-Я утверждаю, что это все четырехугольники. Если так, то у них есть общие свойства. В парах обсудите мое высказывание и подтвердите, если согласны в тетради.

Самостоятельно записывают результаты в тетрадь.

  1. 300
  2. 991
  3. 400
  4. 13
  5. 120
  6. 96
  7. 36
  8. 60
  9. 170

- Плоские и пространственные

Дети выходят к доске, решают, называют фигуры.

-Выбирают цифры.

- «Четырехугольники».

Ответы детей.

Анализируют геометрические фигуры. --Проводят сравнение, обобщение:

  • 4 стороны
  • 4 угла
  • 4 вершины

Ф.

И.

Проблемного обучения

Презентация

Самоконтроль

П4

Р5

К4

П18

Л1

Постановка целей урока

развивать познавательную активность детей.

Словесный

Работа с презентацией.

-Тогда может вы назовете тему нашего урока?

-А цель? Что нам необходимо для этого?

-Ребята, а для чего нам нужна эта тема?

-Четырехугольники

-Цель: Обобщить свойства четырехугольников

Нам нужна эта тема, чтобы:

1. выявить общие свойства квадрата, прямоугольника, ромба.

2. использовать эти знания в вычерчивании и решении задач.

Ф.

И.

Проблемного обучения

-

Взаимоконтроль, фронтальный опрос

П1

Р2

К1

К2

П3

Л1

Л2

Первичное усвоение новых знаний

развивать познавательную активность детей;

развивать интерес к урокам математики

Словесный

Работа с памятками и учебником

- Давайте проверим, все ли мы сказали. С.108, прочитайте вверху. Какой четырехугольник не похож на остальные? Чем? Но это тоже угол.

Назовите фигуры, которые знаете. Сегодня мы подробнее рассмотрим свойства некоторых из них.

- Какая из фигур в учебнике называется прямоугольник? Как вы дадите ему определение?

Давайте №2 проверим, верны ли свойства, которые даны ниже. В паре проверьте.

- все угла прямые

- диагонали равны

- противоположные стороны равны.

Как вы считаете, можно ли то же самое сказать про квадрат? Чтоб развеять сомнения, выполните №3.

- Можно ли квадрат назвать прямоугольником. Кто может сформулировать определение квадрата?

Назовите общие свойства квадрата и прямоугольник.

Как называется эта фигура? Используя имеющийся опыт, попробуйте дать ему определение.

Постановка проблем.

1. Можно ли квадрат назвать прямоугольником?

2. Можно ли назвать ромб квадратом?

выполним №8.

-У каких фигур противоположные стороны равны?

-У каких фигур есть тупой угол?

Давайте проверим наше утверждение. № 9 с. 109.

Итак, давайте проверим, как вы поняли свойства этих фигур.

Перед вами листочки. Что нужно сделать?  Соедините высказывание с ответом. Поставьте прогностическую оценку.

В этой фигуре диагонали равны

Все углы прямые

Противоположные стороны равны

Все стороны равны

Противоположные углы равны

Есть тупые углы

Диагонали разные

Сравните с эталоном на экране. Поставьте итоговую оценку. Сравните. Что скажете?

Ребята, над какой задачей вы сейчас работали?

Что сейчас нам предстоит?

Немножко отдохнём.

Обсуждают, высказываются устно, дополняют друг друга.

-Прямоугольник – это четырёхугольник, у которого все углы прямые.

-Да, мы можем проверить с помощью линейки.

-Нет.

Дети проверяют свойства квадрата, делают вывод.

- Квадрат – это прямоугольник, у которого стороны равны.

У прямоугольника и квадрата:

  1. Все углы прямые
  2. Диагонали равны
  3. Противоположные стороны равны между собой

- Ромб

-Ромб- это четырехугольник, у которого стороны равны.

-Ответы детей.

-Противоположные стороны равны у прямоугольника, ромба, квадрата, трапеции и параллелограмма.

-Тупой угол есть у ромба, трапеции и параллелограмма.

прямоугольник

квадрат

ромб

Ф.

Личностноориентированная

Проблемного обучения

Прописи, презентация.

Взаимоконтроль, фронтальный опрос

П1

К1

К2

П3

Р1

Р2

Л2

Физкультминутка

-

Практический

Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.

Выполняют упражнения

Ф.

Здоровьесберегающая

-

-

Л1

Первичное закрепление

развивать познавательную активность детей

Словесный

Работа с раб.тетрадью и учебником.

- Откройте раб.тетрадь с 48. Какой номер нам поможет?

Чтоб его правильно сделать, что нужно помнить?

1 рад – а, 2 ряд – б

Взаимопроверка в рядах. Высказываются.

Учебник № 5.

Прочитайте задание. Что вам нужно сделать?

Составьте план его выполнения. Назовите критерии.

Оценить свою работу на полях.

-Начерти квадрат с таким же периметром. Как мы узнаем сторону квадрата.

-Мы нашли сторону квадрата. Начерти квадрат со стороной 60 мм.

-У какой фигуры больше площадь?

№7 Решение задачи на нахождение площади.

№11 Самостоятельная работа.

Начертите четырёхугольник, у которого все стороны и диагонали равны.

Начертите четырёхугольник, у которого все стороны равны, а диагонали не равны.

Начертите четырёхугольник, у которого противоположные стороны равны и диагонали равны.

Проверочный тест «Узнай фигуру по описанию».

  1. Все углы прямые, противоположные стороны равны.
  2. Прямоугольник, у которого все стороны равны.
  3. Фигура, которая состоит из точки и двух лучей.
  4. Прямая, у которой есть начало и конец.
  5. А эта получается прикосновением пера или мела к чему – то.
  6. Эта фигура может быть прямой, тупой и острой.
  7. У этой фигуры всего по три.
  8. Прямая, квадрат, треугольник, отрезок, угол – все это …

Выполняют упражнение самостоятельно.

-Нам нужно начертить прямоугольник, у которого одна сторона равна 40 мм, а другая вдвое длиннее и найти его периметр.

Решение:

1)40х2=80(мм)-длина прямоугольника

2)40х80=120(мм)-сумма длины и ширины прямоугольника.

3)120х2-240(мм)-периметр прямоугольника

240:4=60(мм)

1)60х60=3600(мм2) – площадь квадрата

2)40х60=3200(мм2)-площадь прямоугольника

Мы видим, что площадь квадрата больше площади прямоугольника на 400 мм.

1)20000х5=100000(см2) – площадь витрин

2)100000 : 200=500 (см) – высота витража

3)100000 : 4=25000(кус.) – потребуется

Квадрат

Ромб

Прямоугольник или квадрат.

  1. Прямоугольник
  2. Квадрат
  3. Угол
  4. Отрезок
  5. Точка
  6. Угол. Дети у доски вычерчивают углы разных видов
  7. Треугольник
  8. Геометрические фигуры

Г.

И.

Проблемного обучения

Личностноориентированная

Презентация, экран, проектор

Взаимоконтроль

П1

Р2

К1

К2

П3

Л1

Подведение итогов.

Рефлексия

развивать познавательную активность детей

Словесный

 Достигли ли вы цели? Докажите. (…)

-С какими фигурами мы с вами работали?

-Какую оценку вы себе поставите за урок?

На слайде вы видите три смайлика. Нарисуйте зелёный если у вас всё получилось, жёлты – если были трудности, красный, если было сложно.

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают свою деятельность.

Ф.

Личностноориентированная

-

Фронтальный опрос

К1

К2

Л1

Домашнее задание

-

Словесный

Беседа

Откройте дневники, запишите домашнее задание: тетрадь на печатной основе, стр.50 №2

Записывают домашнее задание

Ф.

Личностноориентированная

-

-

Л1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта 4 класс

Дидактический план-конспект урока по русскому языку 4 класс на тему "Три склонения имен существительных"...

Технологическая карта 2 класс немецкий язык

Технологическая карта урока немецкого языка во 2 классе по теме "Как при знакомстве представить других"....

Технологические карты 1 класс

Документ содержит  образцы технологических карт для учеников 1 класса....

Технологическая карта мастер-класса в 3 классе"Внедрение метода пластического интонирования в урок музыки".

Целью данного мастер- класса является освоение учащимися младшего школьного возраста  метода пластического  интонирования с элементами ритмических движений и жестов для превращения процесса ...

Технологическая карта мастер-класса "Состав слова. Приставка. Суффикс". 3-й класс

Цель: создать условия для формирования представления учащихся о суффиксе и приставке как значимых частей слова, умения находить в слове морфемы; способствовать обогащению словарного запаса обучаю...

Технологическая карта урока "Класс миллионов. Класс миллиардов"

Технологическая карта урока  "Класс миллионов. Класс миллиардов"...