Урок математики в 3 классе по теме: Симметрия на клетчатой бумаге»
план-конспект урока по математике (3 класс)

Мишина Юлия Олеговна

Технологическая карта и конспект урока математики  в 3 классе по  теме: "Симметрия на клетчатой бумаге". Цель урока: организация работы по усвоению учащимися понятий: симметрия, ось симметрии, симметричные фигуры и выработки у учащихся умений построения  фигур, симметричных данным, относительно оси симметрии на клетчатой бумаге. Основные ресурсы: программа "Математика" автор Рудницкая Н.Ф.; учебник "Математика" 3 класс, автор Рудницкая Н.Ф. (УМК "Начальная школа 21 века").

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ Удельнинская гимназия

Урок математики в 3 классе по теме:

«Симметрия на клетчатой бумаге»

Технологическая карта урока

Учитель: Мишина Юлия Олеговна

Предмет: математика

Класс: 3

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Тема урока

«Симметрия на клетчатой бумаге».

Цель урока

Организация работы по усвоению учащимися понятий: симметрия, ось симметрии, симметричные фигуры и выработки у учащихся умений построения  фигур, симметричных данным, относительно оси симметрии на клетчатой бумаге.

Задачи урока

1) дать представление  об  основном свойстве симметричных точек;

2) формировать умения отмечать точки, симметричные данным; строить фигуры, симметричные данным, относительно оси симметрии на клетчатой бумаге

3) продолжить развитие пространственного мышления, исследовательских навыков, познавательного интереса;

4) воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира.

Ресурсы

Программа «Начальная школа XXI века»;

Учебник «Математика» 1 часть;

Рабочая тетрадь «Математика» 1 часть;  

Дидактические материалы;

Интерактивный комплекс;

Презентация к уроку.

Формы организации обучения

фронтальная, групповая, индивидуальная

Технологии:

деятельностный метод обучения, групповой способ обучения, информационно – коммуникационные,  игровые, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные.

Основные понятия

симметрия, ось симметрии, симметричные фигуры.

Планируемые результаты

Личностные: умение высказывать, отстаивать и корректировать свое мнение; расширение  словарного запаса; выполнение самооценки на основе критерия успешности; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям математикой.

 Метапредметные:

   Регулятивные: умение ставить учебную задачу; вести учебный диалог с целью решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем и  классом находить разные способы решения учебной задачи;   оценивать учебные действия  в соответствии с поставленной задачей.

   Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации;  умение сравнивать, делать выводы;

   Коммуникативные: умение работать в группах; умение договариваться, строить речевые высказывания,  вести диалог.

Предметные:  получит возможность научиться характеризовать взаимное расположение   точек, отрезков, фигур на плоскости; решать учебные и практические задачи – строить на клетчатой бумаге точки, отрезки, фигуры, симметричные данным фигурам. 

Конспект урока по математике для 3 класса

«Симметрия на клетчатой бумаге»

Девиз урока: «Мир освещается солнцем, а человек – знанием»

(титульный слайд 1)

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

- Прозвенел звонок – начинаем наш урок  математики. Сегодня к нам пришли гости. Поприветствуем их.   Садитесь.

- Сегодня  вы сделаете новые открытия, пополните свой багаж знаний.

- Начнем урок под девизом  (плакат на доске,  хором): «Мир освещается солнцем, а человек – знанием»

  1. Актуализация знаний.       

 (слайд 2)    

 - Мы живем в очень красивом и гармоничном мире. Нас окружают предметы, которые радуют глаз. Например, бабочка, кленовый лист, снежинка. Посмотрите, как они чудесны.  Сегодня мы с вами прикоснемся к одному прекрасному математическому явлению.  А как оно называется, вы скажете сами, когда справитесь с заданиями устного  счета.

( слайд 3)

   1) -  Для этого проведем игру «Собери слово». Работать будете в группах. Найдите бежевые карточки, положите их перед собой.  Двое ребят будут выполнять тоже задание  на интерактивной доске.  Правила игры вам знакомы, приступаем.

Игра «Собери слово»

Т  23+37                                     М  49:7                          

И  56-36                                  Р  32:4                              

Е  7*8                                  С  16*0

Я  19+81                                                                                                                                     

0

20

7

7

56

60

8

20

100

- О каком прекрасном математическом явлении мы будем говорить сегодня на уроке?

( о симметрии)

- Понятие «симметрия» будет главным, ключевым словом сегодня на уроке.

- Отложите карточки на край парты.

(слайд 4)

- Слово «симметрия» в переводе с греческого звучит как “гармония”, означая красоту, соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей какого- либо предмета.

2) - Во 2 классе вы уже получили некоторые знания об осевой симметрии.

Давайте попробуем вспомнить, какие  понятия вам знакомы.

(симметрия, ось симметрии, симметричные фигуры)

Сможете ли вы  определить, является фигура симметричной или нет?

Сможете построить ось симметрии фигуры?

Все эти знания нам пригодятся сегодня на уроке.

  1. Введение новых знаний.

1) -То, с чем вы познакомитесь на сегодняшнем уроке – это следующий шаг в изучении геометрии. Сегодня я помогу вам расширить свои знания  и повысить свой уровень  обучения.

- Итак, ребята, о чем мы сегодня на уроке говорим?

        (о симметрии)

- Это и будет тема нашего урока. Я дополню ее: «Симметрия на клетчатой бумаге»  

Открыть тему на доске по частям

-Что нам поможет в освоении новой темы?    (учебник)

-Откройте учебники на странице 101. Рассмотрим рисунок в середине страницы.   (слайд 5)

- Что изображено  на рисунке?

(ось симметрии АВ и три точки: красная, синяя, зеленая.)

-Какое задание предлагают выполнить авторы учебника?

 (построить точки, симметричные данным, относительно оси АВ)

2)  Чтобы справиться с ним, нужно  провести исследовательскую работу:

- Посмотрите на рисунок внизу страницы. Какой предмет и какой способ построения предлагают использовать наши помощники Волк и Заяц?

   (зеркало; его нужно поставить на ось симметрии АВ)

- Возьмите свои зеркала, поставьте их на ось симметрии.

- Что вы видите в зеркале?

        (отражение или образ точек)

- Почему рисунок дан на клетчатом фоне?      (удобно считать клетки)

- Теперь сосчитайте, сколько клеток от оси АВ до красной точки? (4клетки)

- А сколько клеток от оси АВ до образа красной точки?   (4 клетки)

- Теперь определите расстояние от синей точки до оси АВ и расстояние от оси АВ до  ее образа?   (7 клеток)

-Теперь определите расстояние от зеленой точки до оси АВ и расстояние от оси АВ до ее образа?   (3 клетки)

- Что вы заметили?  Какой можете сделать вывод?

        (Точки и ее образ находятся на одинаковом расстоянии от оси симметрии)

-Как по - другому назвать точку и ее образ?    (симметричные точки)

Исправьте наш вывод.

   (Симметричные точки находятся на одинаковом расстоянии от оси симметрии)

3) -Давайте проверим, правы ли мы.

- Переверните страницу и прочитайте рубрику «Обрати внимание»  (вслух)

- Вы сами открыли  основное свойство симметричных  точек. Дома вы выучите его  наизусть, а в классе можно пока смотреть в учебник.

- Это свойство симметричных точек дает нам очень простой способ построения пар симметричных точек без помощи зеркала, а с использованием клетчатого фона. Этим  же способом можно построить любые фигуры, симметричные данным.

4) – Поставьте себе задачи  на урок, чему вы хотите научиться?

        (научиться строить точки, симметричные данным и  фигуры, симметричные данным)

Эти задачи повесить на доску:

Научиться строить точки,  симметричные данным

Научиться строить фигуры, симметричные данным

5)   (слайд 5)

-  Познакомившись с основным свойством симметричных точек,  вернемся  к нашему исходному заданию на странице 101. Перед нами стояла задача - построить точки, симметричные данным, относительно оси АВ.

- Какое свойство симметричных точек вам поможет справиться с этим заданием?

         (Симметричные точки находятся на одинаковом расстоянии от оси симметрии).

- Скопируйте в тетрадь рисунок из учебника: постройте в тетради ось симметрии АВ;  отметьте красную, синюю и зеленую точки на таком же расстоянии, как в учебнике.

- Чтобы построить симметричные точки, нужно разработать алгоритм их построения.

-Я предлагаю вам поработать в группах и составить алгоритм построения точек, симметричных данным.

-Возьмите желтые карточки и расставьте в нужной последовательности пункты алгоритма

Алгоритм построения точек, симметричных данным:

-Что у вас получилось?                           (3, 1, 2)

- Такой же алгоритм я вешаю на доску, пользуйтесь им для рассуждения.

- Кто хочет попробовать свои силы и  построить   симметричные точки?

  (выходят к интеракт. доске)

- Вы научились строить симметричные точки? Мы с вами выполнили 1 задачу урока?    (да)

  (повесить магнитик)

ФИЗ. МИНУТКА.

- Отдохнем. Проведем глазную гимнастику «Солнышко», которая связана с девизом урока.

- Встаньте прямо, руки за спину, плечи опустили вниз, спинка прямая. Сделаем глубокий вдох, медленный выдох. Следим за солнышком.

  1. Первичное закрепление с проговариванием вслух.

(слайд 6)

- Теперь переходим к выполнению 2 задачи – будем учиться строить фигуры, симметричные данным.

Выполним задание №2 под цифрой 2 в учебнике.

-Читаем задание.

-Какие фигуры изображены?   (отрезок, ромб, ломаная)

- Чтобы сэкономить время урока, то же задание я перенесла на карточки. Возьмите белую карточку.

-Как построить отрезок, симметричный данному?  Ваши предложения?

Посмотрите, из каких фигур состоит отрезок?

(сначала строим точки, симметричные данным; затем соединяем их)

1 ученик выходит к интер.доске и, объясняя, строит.  

-Как построить ромб, симметричный данному?  

Посмотрите, из каких фигур состоит ромб?   ( из вершин – т.е.точек, из сторон – т.е.отрезков).      Ваши предложения?

 (сначала строим точки, симметричные данным; затем соединяем их)

1 ученик выходит к интер.доске и объясняя, строит.  

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-Попробуйте  самостоятельно построить ломаную, симметричную данной.

-Подумайте, из каких фигур состоит ломаная.  

- Кому нужна помощь?

(слайд 7)

- Проверьте себя, сверив с образцом на  интер.доске.

- Оцените свою работу с помощью «Светофора»

- Вы научились строить фигуры, симметричные данным? Мы с вами выполнили 2 задачу урока?    (да)

  (повесить магнитик)

  1. Включение в систему знаний.

-Сегодня на уроке вы пополнили свой багаж знаний.

- Как вы думаете, на каких уроках    можно   применить полученные  знания?

        (на уроках изо, технологии)

Людям каких профессий нужны знания о симметрии?  

(строителю, архитектору, инженеру, художнику, портному)

-Посмотрите на доску.

(слайд 8)

- Одним из самых наглядных использований законов симметрии в жизни служат строения архитектуры.

(слайд 9)

- Еще одним примером использования человеком симметрии  – это техника.   Машины, поезда,  самолеты и пароходы - все это построено по законам симметрии.

(слайд10)

   - Интересно то, что  почти все живые существа на нашей планете построены по законам симметрии. Это и растения,   маленькие  и большие животные, и конечно, человек.

 (слайд 11)

- Наблюдая за красотой природы, можно заметить, что при отражении предметов в лужах и озерах  тоже проявляется   симметрия.

- Трудно даже представить, какая бы царила на Земле неразбериха, если бы симметрия в природе была нарушена!         

Творческое задание.

- Попробуйте применить полученные на уроке знания для выполнения творческого задания.

Р.Т.стр.48 №172 – выберите то задание, с которым вы сможете справиться.

  1. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

- Наш урок подходит к концу. Поэтому давайте подведем итог. Закончите предложения:

(слайд 12)

  • Сегодня на уроке я познакомился  …
  • Сегодня на уроке я научился …
  • Сегодня на уроке мне понравилось…
  • Новые знания мне пригодятся …

Дом.задание: выучите основное свойство симметричных точек; РТ. стр.48 №171-всем, а кому будет интересно – выполните  №172.

-Теперь я попрошу вас подумать и показать с помощью геометрических фигур (лежат на партах), на каком уровне знаний нашей «лестницы успеха» вы  находитесь к концу урока.      Выходят по рядам

-Я вижу, что сегодня на уроке вы достигли больших успехов. Это хороший результат урока.

- Посмотрите, как  я оценила вашу работу на уроке:   Вы -   ….(слайд 13)

- Урок окончен. Попрощайтесь с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс по теме " Изучение числа 5, состав числа 5" Урок-сказка"Муха Цокотуха

laquo;МОУ СОШ № 7»          УРОК МАТЕМАТИКИ в 1 КЛАССЕ ПО СИСТЕМЕ«ШКОЛА 2100»АВТОР Л.Г.ПЕТЕРСОНТЕМА «ИЗУЧЕНИЕ ЧИСЛА 5, С...

План-конспект урок математики 1 класс ФГОС тема: Тема: "Сложение и вычитание"

Планируемые результаты:  сформирование вычислительных навыков сложения и вычитания в пределах 10.УУД:1. Личностные универсальные учебные действия:-   учебно-познавательный интерес к новому у...

Разработка урока и презентация к уроку математики 2 класс по теме "Периметр" УМК Школа России

Разработка урока и презентация к уроку математики 2 класс  по теме "Периметр" УМК Школа России...

Материалы по теме "Симметрия на клетчатой бумаге" с использованием доски SMART

Материал подготовлен по теме УМК "Начальная школа XXI века" 3 класс . Можно использовать как при фронтальной работе, так и как раздаточный материал....

презентация к проекту к урокам математике 4 класс по теме математика вокруг нас

материал к проекту по математике по теме математика вокруг нас...

Технологическая карта урока технологии 2 класс на тему: "Плетение из полос бумаги. Коврик."

Конспект урока технологии 2 класс на тему: "Плетение из полос бумаги. Коврик."...

Конспект урока по математике в 1 классе по теме «Рисуем на клетчатой бумаге»

Конспект урока по математике в 1 классе по теме «Рисуем на клетчатой бумаге» УМК «Планета знаний»...