Дополнительная общеразвивающая программа "Юный математик"
рабочая программа по математике (3 класс)
Цель программы: создание условий для активизации интеллектуальной деятельности младших школьников. Пеагогической целеобразностью является формирование приёмов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_yunyy_matematik.docx | 38.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10» города Когалыма
(МАОУ «СОШ № 10»)
Принята на заседании методического совета от «31» августа 2020г. | Утверждаю Директор МАОУ СОШ №10 ________________Антонов А.В. «___»_______________2020г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»
направленность: общеинтеллектуальная
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся: 9 - 10 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Ризванова Раушания Рамильевна,
учитель начальных классов
г. Когалым, 2020 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовые основания разработки Программы
Программа разработана на основе и в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ);
- приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- концепция развития дополнительного образования, утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации детей от 04.09.2014 № 1726-р;
- санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14);
- письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Направленность программы – общеинтеллектуальная.
Новизна программы состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время без основных мыслительных операций, которые позволяют включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, не будет оказывать положительное влияние на развитие внимания, памяти, эмоции и речи ребенка.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения.
Отличительные особенности программы в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.
Цель программы: Создание условий для активизации интеллектуальной деятельности младших школьников.
Задачи:
- Обучить приемам логического мышления;
- Расширить и углубить математические представления и понятия.
- Формировать интерес к математике;
- Формировать уверенность в своих силах, чувство радости, успеха в учении, умение работать в группе.
- Развивать внимание, мышление, воображение, память.
Адресат программы: учащиеся в возрасте от 9 до 10лет. Количество человек в группе – 5 человек.
Уровень программы: стартовый.
Объем программы составляет 56 часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы.
Срок реализации программы: учебных недель – 28, месяцев – 7.
Форма обучения: очная, возможно с применением дистанционных образовательных технологий. В период временных ограничений, связанных с эпидемиологической или климатической ситуацией, в течение которой федеральными и/или региональными и/или местными правовыми актами устанавливается запрет и/или ограничение на реализацию дополнительных общеобразовательных программ в очной форме.
Формы занятий: индивидуальная и групповая.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность занятия в объединении - 40 минут.
2. Учебный план
Название раздела | Всего часов | Итоговое занятие | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Из истории математики | 6 | 3 | 3 | Оформление газеты |
Математика вокруг нас. | 10 | 4 | 6 | Математическая игра «Не собьюсь». |
В мире чисел и цифр. | 14 | 2 | 12 | Математическая викторина. |
Геометрия вокруг нас. | 10 | 2 | 8 | Интеллектуальная игра «Умники и умницы». |
Поисковые задачи. | 16 | - | 16 | Математический марафон. |
Итого: | 56 | 11 | 45 |
3.Содержание программы
1. Из истории математики (6 ч)
Введение. Из истории математики. Как возникло слово «математика». Счёт у первобытных людей. Происхождение математических знаков.
2. Математика вокруг нас (10 ч)
Математика везде. Математика и дети. Математика в быту. Математика и разные профессии. Математические фокусы.
3. В мире чисел и цифр (14 ч)
Монеты России. Пословицы, поговорки, загадки с числами. Числа в вопросах. Переставляем буквы - получаем числа. Логические цепочки с числами. Рациональные способы вычислений. Математическая викторина. Математический кроссворд. Головоломки.
4. Геометрия вокруг нас (10 ч)
Превращения фигур. Волшебный круг. Китайская головоломка «Танграм». Удивительные квадраты. Задачи с геометрическим содержанием. Треугольники. Конструктивные задачи.
5. Поисковые задачи (16 ч)
Задачи в стихах. Анаграммы. Ребусы. Логические задачи. Интеллектуальные игры. Решение текстовых задач с использованием графических изображений. Философские задачи. Логические цепочки.
4. Планируемые (ожидаемые) результаты
В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметных результататов:
Регулятивные УУД:
-Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
-Проговаривать последовательность действий.
-Учиться работать по предложенному учителем плану.
-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
-Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
-Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-Слушать и понимать речь других.
- -Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
-Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
В результате прохождения курса обучающиеся научатся:
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать числа, геометрические фигуры;
-определять последовательность действий;
-применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
-анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
5. Формы аттестации (контроля) и оценочные материалы
Формы подведения итогов реализации программы: текущий, промежуточный и итоговый.
Средства контроля: устная проверка, тестирование, контрольные упражнения.
- Методическое обеспечение
Название раздела | Форма занятий | Дидактический материал (техническое оснащение) |
Из истории математики | Беседа, лекция, рассказ учителя, объяснение, практические | Первоклассная газета; карточки с математическими терминами. |
Математика вокруг нас. | Беседа, лекция, рассказ учителя, объяснение, практические упражнения; викторина | Карточки-задания для самостоятельных работ; карточки-задания для усвоения нового материала; карточки-правила (исправить допущенные ошибки или добавить недостающие правила); викторины; кроссворды; тесты; ребусы; загадки; загадки с подсказкой; загадки-обманки; рассказы-загадки; анаграммы; таблицы; спец.наборы «Танграм», «Волшебный круг»; головоломки; круговые примеры; |
2. В мире чисел и цифр. | Беседа, лекция, практические упражнения, разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией; КВН; конкурс; игра; викторина | |
3. Геометрия вокруг нас. | Беседа, лекция, рассказ учителя, объяснение, практические упражнения; олимпиада; игра | Линейки, циркуль, треугольник |
4. Поисковые задачи. | Беседа, лекция, рассказ учителя, объяснение, практические упражнения; марафон |
7. Организационно-педагогические условия реализации Программы
7.1. Календарный учебный график
Дата начала и окончания учебных периодов | Количество учебных недель и (или) количество учебных дней | Продолжительность каникул | Сроки контрольных процедур |
01.10.2020 – 30.04.2021 | 7 недель | 26.10 – 7.11.2020 | с 01 по 15.04.2021 |
28.12 – 10.01.2021 | |||
19.03 – 28.03.2021 |
7. Организационно-педагогические условия реализации Программы
7.1. Календарный учебный график
Дата начала и окончания учебных периодов | Количество учебных недель и (или) количество учебных дней | Продолжительность каникул | Сроки контрольных процедур |
01.09.2020 – 31.05.2021 | 35 недель и 245 дней | 26.10 – 7.11.2020 | с 19 по 24.12.2020 с 15 по 20.05.2021 |
28.12 – 10.01.2021 | |||
19.03 – 28.03.2021 |
7.2. Материально-технические условия реализации программы
Для реализации программы используются демонстрационные линейки, треугольник, циркуль. Компьютер, проектор, экран.
7.3. Кадровое обеспечение реализации программы
Программу реализует педагогический работник (педагог дополнительного образования, учитель), имеющий среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлению, соответствующему направлению данной дополнительной общеразвивающей программы) и отвечающий квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональным стандартам.
7.4. Список литературы
Для учителя:
- Бубнова Я.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005
- Дьячкова Г.Т. Математика: внеклассные занятия в начальной школе. Волгоград. Издательство “Учитель”, 2007 г.
- Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в 3 классе. – М.:Илекса, 2002.
- Сухин И.Р. Занимательные материалы: начальная школа – М.: ВАКО, 2004.
- Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Досуг и занятия в группе продленного дня. Начальная школа. Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005.
Для учащихся и родителей:
- Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы. М.: Издательство “Первое сентября” - 2004 г.
- Калугин М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития: Академия, Ко: Академия Холдинг, 2000.
- Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам математики, природоведения в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, игры). – Волгоград: Учитель. 2003.
- Сухин И.Г. Книга затей для учеников и учителей: Загадки, скороговорки, кроссворды, литературные и математические задания: 1-4 классы. Тула: ООО Издательство “Астрель”, 2004.
- Цуканова В.С. Развивающие занятия по моделированию в начальной школе. – Ростов-на-Дону: “Деникс”, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модернизация дополнительной общеразвивающей программы с учётом ведения в неё основных требований ФГОС
Методическая рекомендация педагога дополнительного образвания МБОУ ДОД ЦДТ "Восход" городского округа Самара Романовской Аллы Леонтьевны по теме: "Модернизация дополнительной общеразвивающей про...
Дополнительная общеразвивающая программа " Математика вокруг тебя".
Направленность программы - естественнонаучная....
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа по математике "Занимательная математика"
Данная программа имеет углубленное изучение некоторых тем по математике в 4 классе...
Дополнительная общеобразовательная- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Кукольный театр".
Аннотация к программе объединения «Кукольный театр» Программа «Кукольный театр» ориентирована на всестороннее развитие одарённости ребёнка,...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Занимательная математика»
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Математика и конструирование"
Дополнительная общеразвивающая программа "Математика и конструирование" разработа на основе развивающего курса "Математика и конструирование" для 4 класса, автор С.И. Волкова, О.Л....
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»
Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...