Дополнительная общеразвивающая программа " Математика вокруг тебя".
рабочая программа по математике (4 класс) на тему
Направленность программы - естественнонаучная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yakovleva_matem_vokrug_tebya.docx | 42.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 1 г. ЛИПЕЦКА
СОГЛАСОВАНО на научно-методическом совете Протокол № от 2016г. | УТВЕРЖДЕНО Приказом № от 2016г. |
Дополнительная общеразвивающая программа
«Математика вокруг тебя»
Учитель Яковлева Лариса Юрьевна
Направленность : естественнонаучная
Срок реализации: 33 занятия
2016 – 2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность Программы - естественнонаучная
Цель программы :
Реализация рабочей программы по курсу «Математика вокруг тебя» направлена на достижение следующей цели:
- обеспечение обучения, воспитания, развития детей средствами курса «Математика вокруг тебя»
-приобретение необходимой математической базы для дальнейшего применения математики в жизни;
-формирование и освоение практически значимых знаний и умений;
-интенсивное интеллектуальное развитие средствами математики на материале, отвечающем особенностям и возможностям учащихся.
Программа направлена на реализацию основных задач:
-обучающие задачи:
- научить детей применять свойства и законы математики в обычных бытовых ситуациях, ориентироваться в окружающей жизни, используя при этом свои знания по математике;
- научить детей умению формулировать жизненные проблемы в виде математических задач и решать эти задачи;
- развить познавательного интереса детей, формирование мотивации к учебной деятельности, приобретение опыта практической деятельности в целях развития ребенка.
-воспитательные задачи: создание условий для самоопределения и социализации ребенка на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства.
-развивающие задачи: развитие личности ребенка, приобретение ценностных установок, опыта деятельности, формирование опыта учебной деятельности в целях духовно-нравственного, физического, творческого развития ребенка.
Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы
заключается в использовании современных образовательных технологий:
- технология игрового моделирования;
- технология формирования учебной самооценки;
- информационно-коммуникационные технологии;
- технологии личностно-ориентированного обучения;
- здоровьесберегающие технологии
Основной формой организации образовательного процесса по курсу являются занятия, экскурсии. В курсе представлены занятия, в которых ребёнок, опираясь на свои знания по математике, учится формулировать на математическом языке и решать задачи и проблемы, с которыми сталкивается в окружающей жизни.
Разбираются различные ситуации: в магазине, в банке, на кухне, подготовка к ремонту и многое другое. На конкретных примерах показано, как математические знания могут помочь в разрешении этих ситуаций.
Программа факультатива содержит задания, в которых ученики совершенствуют навык использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, умение строить и исследовать простейшие математические модели. Формулировка этих заданий содержит практический контекст, знакомый учащимся или близкий их жизненному опыту. Такие задания носят название «прикладные задачи».
Решения прикладных задач – это деятельность, сложная для учащихся. Сложность ее определяется, прежде всего, комплексным характером работы: нужно ввести переменную и суметь перевести условие на математический язык; соотнести полученный результат с условием задачи и, если нужно, найти значения еще каких – то величин. Каждый из этих этапов – самостоятельная и часто, труднодостижимая для учащихся задача.
Предлагаемый курс имеет прикладное и общеобразовательное значение: он способствует развитию логического мышления, сообразительности и наблюдательности, творческих способностей, интереса к предмету, данной теме и, что особенно важно, формированию умения решать практические задачи в различных сферах деятельности человека. Решение таких задач способствует приобретению опыта работы с заданием, формированию более высокой, по сравнению с обязательным уровнем сложности, математической культуры учащихся.
Прикладные задачи приучают учащихся пользоваться справочным материалом, заставляют глубже изучать теоретический материал, превращают знания в необходимый элемент практической деятельности, а это важный компонент мотивации учения. Выполняя такие задания, учащиеся оказываются в одной из жизненных ситуаций и учатся отвечать на возникающие вопросы с помощью знаний, полученных на уроках математики.
Программа данного курса ориентирована на приобретение определенного опыта решения прикладных задач. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как алгебра и геометрия. Данный курс представляется особенно актуальным и современным, так как расширяет и систематизирует знания учащихся, готовит их к более осмысленному пониманию теоретических сведений.
В ходе занятий широко используются дидактические игры, творческие задания, занимательные задачи и вопросы. В соответствии с возрастными особенностями, формы организации занятий весьма разнообразны: фронтальная работа с демонстрационным материалом, самостоятельная работа детей с раздаточным материалом, элементы театрализованной деятельности, экскурсии. Развитие восприятия идет через зрительные, слуховые, тактильные, двигательные ощущения, что обеспечивает полноценное формирование картины мира. Используются соответствующие возрасту задания на развитие приемов умственных действий и вариативности мышления, на решение проектных задач. В каждое занятие включены физкультминутки, тематически связанные с учебными заданиями. Это позволяет переключать активность (умственную, двигательную, речевую), не выходя из учебной ситуации. Веселые стихи и считалочки для физкультминуток разучиваются с детьми заранее и в ходе занятия.
Рабочая программа разработана на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов.
Отличительной особенностью программы является ориентация детей на решение практических задач.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 9-10лет.
Объем курса: курс составлен на 33 часа в соответствии с учебным планом дополнительной образовательной программы МБОУ гимназии №1 и календарным учебным графиком (1 занятие в неделю продолжительностью 40 мин.) Формы работы – групповая, парная, индивидуальная . Методы работы: частично-поисковые, эвристические, исследовательские, тренинги.
Ожидаемые результаты освоения программы и способы определения результативности:
В ходе освоения содержания программы курса «Математика вокруг тебя» ожидаются:
- развитие общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности школьников;
-освоение учащимися на более высоком уровне общих операций логического мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация и др., в результате решения ими соответствующих задач и упражнений;
- повышение уровня математического развития школьников в результате углубления и систематизации их знаний;
- формирование устойчивого интереса школьников к предмету в ходе получения ими дополнительной информации, основанной на последних достижениях математической науки и педагогической дидактики.
Формы контроля и подведения итогов реализации программы:
-выставки творческих работ;
-публичные выступления.
Контрольные мероприятия не проводятся (качественное оценивание).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
В магазине (учимся оценивать и контролировать стоимость покупки, разбираемся с понятием “что значит дешевле”, “что значит округлить”, выясняем, как признаки делимости и понятие чётности числа помогают не ошибиться при расчётах).
Геометрия на свежем воздухе (нахождение фигуры максимальной площади при заданном периметре).
Распорядок дня (как правильно рассчитать своё время).
Математический учет в природе (соотношение пасмурных и солнечных дней в климате природной зоны где мы живем, о количестве животных и растений , занесенных в «Красную книгу» )
Комбинаторные задачи ("Каждый каждому, или отправляем подарки", "Kаждый с каждым, или считаем количество матчей", "Выбираем наряды, или декартово произведение множеств").
Тратим деньги разумно, или семейная экономика (как знания математики помогают разумно тратить деньги и вести семейный бюджет).
Расстановка мебели (использование геометрических моделей для чисто практических задач).
Кратчайший путь на местности (как геометрические знания, так как понятие симметрии и другие, помогают находить оптимальный путь).
На кухне (использование понятия пропорции для расчёта и пересчёта рецептов).
В банке (как правильно выбрать и рассчитать кредит и депозит).
Играем в азартные игры? (элементы теории вероятности).
Готовимся к ремонту и строительству (применяем теорему Пифагора, симметрию, параллельность и перпендикулярность).
Учёт материальных ценностей (ведение простейшей базы данных).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1. | В магазине | 5 |
2. | Геометрия на свежем воздухе | 2 |
3. | Распорядок дня | 2 |
4. | Математический учет в природе | 3 |
5. | Комбинаторные задачи | 3 |
6 | Тратим деньги разумно, или семейная экономика | 3 |
7 | Расстановка мебели | 2 |
8 | Кратчайший путь на местности | 2 |
9 | На кухне | 3 |
10 | В банке | 2 |
11 | Играем в азартные игры? | 1 |
12 | Готовимся к ремонту и строительству | 3 |
13 | Учёт материальных ценностей | 1 |
14 | Обобщение изученного | 1 |
ВСЕГО | 33 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
По окончании курса учащиеся должны:
- решать элементарные коммуникативные задачи в пределах любой из сфер общения;
- выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.
- выполнять действия с величинами в практической деятельности;
- использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений в повседневной жизни;
- находить разные способы решения практических задач;
- планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц, схем, диаграмм для решения практических задач;
- интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
-разработки по темам;
-методическая литература;
-справочники;
-наглядный материал: схемы, рисунки, работы педагога и других учащихся;
-компьютер.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
- В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин «Путешествие по стране геометрии». М., « Педагогика-Пресс», 2010
- Т.В. Жильцова, Л.А. Обухова «Поурочные разработки по наглядной геометрии», М., «ВАКО», 2004
- Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 2006
- Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», М., «Просвещение», 2005
- Шадрина И.В. Обучение математике в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2003
- Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2008
- Эдуард Успенский «Большая книга о Простоквашино».
- Сказки разных писателей.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(33 часа)
№ | Наименование темы | Количество часов | Календарные сроки | Примечание |
I | В магазине | 5 | ||
1 | Учимся оценивать и контролировать стоимость покупки Первичный инструктаж по охране труда | 1 | ||
2 | Разбираемся с понятием “что значит дешевле” | 1 | ||
3 | Разбираемся с понятием “что значит округлить” | 1 | ||
4 | Выясняем, как признаки делимости и понятие чётности числа помогают не ошибиться при расчётах | 1 | ||
5 | Поход в магазин . | 1 | ||
II | Геометрия на свежем воздухе | 2 | ||
6 | Нахождение фигуры максимальной площади при заданном периметре). | 1 | ||
7 | Пропорции архитектурных сооружений в моем городе . | 1 | ||
III | Распорядок дня | 2 | ||
8 | Как правильно рассчитать своё время. | 1 | ||
9 | Математика и режим дня. | 1 | ||
IV | Математический учет в природе | 3 | ||
10 | Соотношение пасмурных и солнечных дней в климате природной зоны где мы живем. | 1 | ||
11 | О количестве животных , занесенных в «Красную книгу» родного края | 1 | ||
№ | Наименование темы | Количество часов | Календарные сроки | Примечание |
12 | О количестве растений, занесенных в «Красную книгу» родного края | 1 | ||
V | Комбинаторные задачи | 3 | ||
13 | Каждый каждому, или отправляем подарки | 1 | ||
14 | Kаждый с каждым, или считаем количество матчей. | 1 | ||
15 | Выбираем наряды, или «декартово произведение множеств». | 1 | ||
VI | Тратим деньги разумно, или семейная экономика. | 3 | ||
16 | Как знания математики помогают разумно тратить деньги и вести семейный бюджет. | 1 | ||
17 | Математика в семейных праздниках ( расчет покупок , подарков) | 1 | ||
18 | Расчет затрат на семейное путешествие . | 1 | ||
VII | Расстановка мебели | 2 | ||
19 | Использование геометрических моделей для чисто практических задач. | 1 | ||
20 | Как предметы можно измерять на глаз . | 1 | ||
VIII | Кратчайший путь на местности . | 2 | ||
№ | Наименование темы | Количество часов | Календарные сроки | Примечание |
21 | Как геометрические знания, понятие симметрии и другие, омогают находить оптимальный путь | 1 | ||
22 | Мы – юные инспекторы движения. | 1 | ||
IX | На кухне . | 3 | ||
23 | Использование понятия пропорции для расчёта и пересчёта рецептов. | 1 | ||
24 | Расчет килокалорий , необходимых для здорового образа жизни. | 1 | ||
25 | Вода – носитель информации и генератор фантастических математических идей . | 1 | ||
X | В банке . | 2 | ||
26 | Как правильно выбрать и рассчитать кредит и депозит. | 1 | ||
27 | Как рассчитать проценты. | 1 | ||
XI | Играем в азартные игры? | 1 | ||
28 | Элементы теории вероятности. | |||
XII | Готовимся к ремонту и строительству | 3 | ||
29 | Применяем теорему Пифагора в ремонте комнаты. | 1 | ||
30 | Применяем симметрию, параллельность и перпендикулярность в строительстве . | 1 | ||
№ | Наименование темы | Количество часов | Календарные сроки | Примечание |
31 | Пропорции архитектурных сооружений в моем городе . | 1 | ||
XIII | Учёт материальных ценностей | 1 | ||
32 | Ведение простейшей базы данных. | 1 | ||
XIV | Обобщение изученного. | 1 | ||
33 | Лучшие проекты учеников. | 1 | ||
ИТОГО | 33 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Школа юного кукловода"-сборник практических материалов к учебным занятиям по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Куклы вокруг нас"
Сборник практических материалов содержит секреты управления театральной куклой – правила и первоначальные навыки кукловождения, технику управлени...
Дополнительная общеобразовательная- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Кукольный театр".
Аннотация к программе объединения «Кукольный театр» Программа «Кукольный театр» ориентирована на всестороннее развитие одарённости ребёнка,...
Дополнительная общеразвивающая программа "Юный математик"
Цель программы: создание условий для активизации интеллектуальной деятельности младших школьников. Пеагогической целеобразностью является формирование приёмов умственной деятельности: анализа, синтеза...
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ИЗО «ВОКРУГ СВЕТА ЗА 28 Дней» Визиряко Александр Васильевич, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ЗДДТ Курортного района СПб
Эта программа разработана для работы в детском городском оздоровительном лагере.Рассчитана на 1 месяц. Категория учащихся - младшие школьники, 7-11 лет.Опробована. Дети общаются, делятся своими знания...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Занимательная математика»
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Математика и конструирование"
Дополнительная общеразвивающая программа "Математика и конструирование" разработа на основе развивающего курса "Математика и конструирование" для 4 класса, автор С.И. Волкова, О.Л....
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»
Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...