Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа по математике "Занимательная математика"
рабочая программа по математике (4 класс) на тему
Данная программа имеет углубленное изучение некоторых тем по математике в 4 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_matematika_4_kl.doc | 163 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения Староюрьевской средней общеобразовательной
школы Староюрьевского районаТамбовской области
в с. Крутовское
Рекомендовано методическим советом школы протокол №1 от 30.08.2017 | Утверждено Приказ № 453 от 01.09.2017 |
Платная дополнительная образовательная программа
« Занимательная математика»
на 2017 – 2018 учебный год
Для обучающихся 4 класса
Срок реализации - 1 год
Составитель: Чевтаева Наталья Алексеевна,
учитель начальных классов
с. Крутовское - 2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы
Платная дополнительная образовательная программа «Занимательная математика» имеет общеинтеллектуальную направленность. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы.
Новизна программы
Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом вопросы геометрии затрагиваются очень поверхностно, на них выделяется малое количество времени для изучения. Данный дополнительный курс ставит перед собой задачу формирования интереса к предмету геометрии, подготовку дальнейшего углубленного изучения геометрических понятий. Разрезание на части различных фигур, составление из полученных частей новых фигур помогают уяснить инвариантность площади и развить комбинаторные способности. Большое внимание при этом уделяется развитию речи и практических навыков черчения. Дети самостоятельно проверяют истинность высказываний, составляют различные построения из заданных фигур, выполняют действия по образцу, сравнивают, делают выводы.
Предлагаемая программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание курса «Удивительный мир чисел» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Актуальность программы
Курс «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе:
а) обучение деятельности - умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда,
б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности,
в) формирование картины мира.
Задачи:
Обучающие:
- знакомство детей с основными геометрическими понятиями,
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин,
- обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе,
- сформировать умение учиться.
Развивающие:
- развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения,
- развитие мелкой моторики рук и глазомера,
- выявить и развить математические и творческие способности.
Воспитательные:
- воспитание интереса к предмету «Геометрия»,
- расширение коммуникативных способностей детей,
- формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Адресат программы
Условия набора учащихся: для обучения по программе «Занимательная математика» принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний) без предварительного отбора.
Объем и срок освоения программы
Программа «Занимательная математика» рассчитана на один год обучения с общим количеством учебных часов – 39 часов.
Формы и режим занятий: обучение по программе «Занимательная математика» проводится в очной форме и предусматривает проведение аудиторных и практических занятий, обобщение результатов полученных универсальных учебных действий
Схема возрастного и количественного распределения учащихся,
количество занятий в неделю, их продолжительность
Год обучения | Количество детей в группах | Общее количество занятий в неделю | Продолжительность занятия, час | Общее количество часов в неделю | Общее количество часов в год |
1 | 1 | 1 | 1 (45 мин) | 1 | 39 |
Формы и режим занятий
Занятия учебных групп проводятся:
1 занятие в неделю по 45 минут.
Основными формами образовательного процесса являются:
- практико-ориентированные учебные занятия;
- творческие мастерские;
- тематические праздники, конкурсы, выставки;
- семейные гостиные.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
По итогам реализации программы «Занимательная математика» ожидаются следующие результаты:
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
- простое наблюдение,
- проведение математических игр,
- опросники,
- анкетирование
- психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
- занятия-конкурсы на повторение практических умений,
- занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
- самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
- участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
- результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
- активность,
- аккуратность,
- творческий подход к знаниям,
- степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Учебно-тематический план
№ п/п | Перечень разделов и тем | Кол-во часов | В том числе | |
теория | практика | |||
1 | Вводное занятие. Математика вокруг нас. | 1 | 1 | |
2 | Из истории чисел. Арифметика каменного века. | 1 | 1 | |
3 | Бесконечность натуральных чисел. Живая счётная машина. | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Логические задания с числами и цифрами (магические квадраты, цепочки, закономерности). | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Из истории развития счёта. Игра “Весёлый калейдоскоп”. | 1 | 1 | |
6 | Правила и приёмы быстрого счёта. Конкурс “Кто быстрее сосчитает”. | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Знакомство с числовыми мозаиками. | 1 | 1 | |
8 | Составление и решение числовых мозаик. | 1 | 1 | |
9 | Урок-игра “Путешествие в страну чисел” | 1 | 1 | |
10 | Старинные меры измерений. | 1 | 1 | |
11 | Длина. Измерения (локоть, сажень, пядь, ладонь). Игра “Самый, самый…” | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | Исследовательская работа “Косая сажень в плечах”, “Мал золотник да дорог”. | 1 | 1 | |
13 | Масса. Новые мерки. Практическая работа. | 1 | 1 | |
14 | Римская нумерация. | 1 | 1 | |
15 | Зарождение календаря и пути его совершенствования. Игра “Путешествие во времени”. | 1 | 0,5 | 0,5 |
16 | Единицы времени. Исследовательская работа “Памятники, оставшиеся от минувших поколений”. | 1 | 1 | |
17 | Возникновение денег. Игра “Магазин”. Исследовательская работа “Копейка рубль бережёт”. | 1 | 0,5 | 0,5 |
18 | Преобразование геометрических фигур по заданной программе. Практическая работа. | 1 | 1 | |
19 | Составление программ для преобразования фигур на плоскости. Математические забавы. | 1 | 1 | |
20 | Пространственные фигуры. Числовые головоломки. | 1 | 1 | |
21 | Конструирование фигур. Решение задач на нахождение площади и объёма пространственных фигур. | 1 | 1 | |
22 | Китайская головоломка “Танграм”. | 1 | 1 | |
23 | Урок-игра “Занимательная геометрия” | 1 | 1 | |
24 | Биографические миниатюры. Софья Ковалевская. | 1 | 1 | |
25 | Ребусы, принципы их составления. Игра “Крестики-нолики”. | 1 | 0,5 | 0,5 |
26 | Математические забавы. Решение и составление ребусов. | 1 | 1 | |
27 | Кроссворды, принципы их составления. Игра “В мире слов”. | 1 | 0,5 | 0,5 |
28-29 | Математические забавы. Составление и решение кроссвордов. Конкурс на лучший ребус и кроссворд. | 2 | 2 | |
30-31 | Математическая газета. (Сбор информации, оформление газеты). | 2 | 1 | 1 |
32-33 | Решение задач из математической газеты. | 2 | 2 | |
34 | Игра “Звёздный час”. | 1 | 1 | |
35-36 | Головоломки со спичками. | 2 | 1 | 1 |
37 | Практическая работа. Составление и решение задач со спичками. | 1 | 1 | |
38 | Математическая викторина “Узнай меня”. | 1 | 1 | |
39 | Итоговое занятие. Игра “Весёлый поезд”. | 1 | 1 | |
ВСЕГО | 39 | 13 | 26 |
Содержание программы
1.Вводное занятие. Математические игры, лабиринты
Теория. Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.
2. Из истории чисел. Арифметика каменного века.
Теория. Знакомство с материалом из истории чисел.
3. Бесконечность натуральных чисел. Живая счётная машина.
Теория. Знакомство с натуральными числами.
Практика. Применение рациональных способов решения математических выражений.
4.Логические задания с числами и цифрами (магические квадраты, цепочки, закономерности).
Теория. Знакомство с логическими заданиями.
Практика. Решение логических конструкций.
5. Из истории развития счёта. Игра “Весёлый калейдоскоп”.
Практика. Решение в игровой форме математических заданий .
6. Правила и приёмы быстрого счёта. Конкурс “Кто быстрее сосчитает»
Практика. Знакомство с правилами и приёмами быстрого счета.
Теория. Применение правил и приемов быстрого счета, при решении математических выражений.
7. Знакомство с числовыми мозаиками.
Теория. Знакомство с числовыми мозаиками.
8. Составление и решение числовых мозаик.
Практика. Составление и решение числовых мозаик.
9. Урок-игра “Путешествие в страну чисел”
Теория. Знакомство с многозначными числами.
10. Старинные меры измерений.
Теория. Знакомство со старинными мерами измерения.
11. Длина. Измерения (локоть, сажень, пядь, ладонь). Игра “Самый, самый…”
Теория. Знакомство со старинными измерениями.
Практика. Решение задач,требующих применения старинных мер длины.
12. Исследовательская работа “Косая сажень в плечах”, “Мал золотник да дорог”.
Практика. Провести исследовательскую работу по измерению длины старинными мерами.
13. Масса. Новые мерки. Практическая работа.
Практика. Решение задач с использованием новых единиц измерения.
14. Римская нумерация
Теория. Знакомство с римскими числами.
15. Зарождение календаря и пути его совершенствования. Игра “Путешествие во времени”.
Теория. Знакомство с материалом из истории зарождения календаря.
Практика. Решение задач,требующих применения календаря.
16. Единицы времени. Исследовательская работа “Памятники, оставшиеся от минувших поколений»
Практика. Решение задач ,требующих применения единиц времени.
17. Возникновение денег. Игра “Магазин”. Исследовательская работа “Копейка рубль бережёт”.
Теория. Знакомство с материалом из истории зарождения денег.
Практика. Решение задач ,требующих применения интуиции.
18. Преобразование геометрических фигур по заданной программе. Практическая работа
Практика.Решение задач на преобразование геометрическихфигур.
19. Составление программ для преобразования фигур на плоскости. Математические забавы.
Практика. Составление программ для преобразования геометрических фигур.
20. Пространственные фигуры. Числовые головоломки
Практика. Решение логических конструкций.
21. Конструирование фигур. Решение задач на нахождение площади и объёма пространственных фигур.
Практика. Решение задач на нахождение площади и объёма пространственных фигур.
22. Китайская головоломка “Танграм”.
Практика. Решение логической головоломки.
23. Урок-игра “Занимательная геометрия”
Практика. Решать геометрические задачи.
24. Биографические миниатюры. Софья Ковалевская
Теория. Знакомство с биографией Софьи Ковалевской.
25. Ребусы, принципы их составления. Игра “Крестики-нолики”.
Теория. Знакомство с принципом составления ребусов.
Практика. Решение логических конструкций.
26. Математические забавы. Решение и составление ребусов
Практика. Решение и составление ребусов.
27. Кроссворды, принципы их составления. Игра “В мире слов”.
Теория. Знакомство с принципом составления кроссвордов.
Практика. Решение логических конструкций.
28. Математические забавы. Составление и решение кроссвордов. Конкурс на лучший ребус и кроссворд.
Практика. Составление и решение кроссвордов.
29. Математическая газета. (Сбор информации, оформление газеты).
Теория. Сбор информации для математической газеты.
Практика. Оформление математической газеты.
30. Решение задач из математической газеты
Практика. Решение логических задач.
31. Игра “Звёздный час”.
Практика. Решение занимательных заданий в игровой форме.
32. Головоломки со спичками
Теория. Знакомство с головоломками.
Практика. Составление головоломок со спичками.
33. Практическая работа. Составление и решение задач со спичками.
Практика. Составление и решение головоломок со спичками.
34. Математическая викторина “Узнай меня”.
Практика. Решение математичесих задач в игровой форме.
35. Итоговое занятие. Игра “Весёлый поезд”.
Практика. Систематизация знаний по изученным темам в игровой форме.
Литература
1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
6.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
7.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
8.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
9.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
10.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
11.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Календарно-тематическое планирование программы
«Занимательная математика»
№ п/п | Перечень разделов и тем | Кол-во часов | Дата проведения | |
планируемая | фактическая | |||
1 | Вводное занятие. Математика вокруг нас. | 1 | ||
2 | Из истории чисел. Арифметика каменного века. | 1 | ||
3 | Бесконечность натуральных чисел. Живая счётная машина. | 1 | ||
4 | Логические задания с числами и цифрами (магические квадраты, цепочки, закономерности). | 1 | ||
5 | Из истории развития счёта. Игра “Весёлый калейдоскоп”. | 1 | ||
6 | Правила и приёмы быстрого счёта. Конкурс “Кто быстрее сосчитает”. | 1 | ||
7 | Знакомство с числовыми мозаиками. | 1 | ||
8 | Составление и решение числовых мозаик. | 1 | ||
9 | Урок-игра “Путешествие в страну чисел” | 1 | ||
10 | Старинные меры измерений. | 1 | ||
11 | Длина. Измерения (локоть, сажень, пядь, ладонь). Игра “Самый, самый…” | 1 | ||
12 | Исследовательская работа “Косая сажень в плечах”, “Мал золотник да дорог”. | 1 | ||
13 | Масса. Новые мерки. Практическая работа. | 1 | ||
14 | Римская нумерация. | 1 | ||
15 | Зарождение календаря и пути его совершенствования. Игра “Путешествие во времени”. | 1 | ||
16 | Единицы времени. Исследовательская работа “Памятники, оставшиеся от минувших поколений”. | 1 | ||
17 | Возникновение денег. Игра “Магазин”. Исследовательская работа “Копейка рубль бережёт”. | 1 | ||
18 | Преобразование геометрических фигур по заданной программе. Практическая работа. | 1 | ||
19 | Составление программ для преобразования фигур на плоскости. Математические забавы. | 1 | ||
20 | Пространственные фигуры. Числовые головоломки. | 1 | ||
21 | Конструирование фигур. Решение задач на нахождение площади и объёма пространственных фигур. | 1 | ||
22 | Китайская головоломка “Танграм”. | 1 | ||
23 | Урок-игра “Занимательная геометрия” | 1 | ||
24 | Биографические миниатюры. Софья Ковалевская. | 1 | ||
25 | Ребусы, принципы их составления. Игра “Крестики-нолики”. | 1 | ||
26 | Математические забавы. Решение и составление ребусов. | 1 | ||
27 | Кроссворды, принципы их составления. Игра “В мире слов”. | 1 | ||
28-29 | Математические забавы. Составление и решение кроссвордов. Конкурс на лучший ребус и кроссворд. | 2 | ||
30-31 | Математическая газета. (Сбор информации, оформление газеты). | 2 | ||
32-33 | Решение задач из математической газеты. | 2 | ||
34 | Игра “Звёздный час”. | 1 | ||
35-36 | Головоломки со спичками. | 2 | ||
37 | Практическая работа. Составление и решение задач со спичками. | 1 | ||
38 | Математическая викторина “Узнай меня”. | 1 | ||
39 | Итоговое занятие. Игра “Весёлый поезд”. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по рукопашному бою.
Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы физкультурно-спортивной направленности в области единоборств, развития физических...
Дополнительная общеразвивающая (образовательная) программа художественной направленности «Пластичный мир»
Программа дополнительного образовавния по работе с лепными массами, основной из которых является пластилин (пластилинография)...
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Школа безопасности» для 1 класса
Рабочая программа содержит пояснительную записку и КТП...
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа внеурочной деятельности «Край мой - Ульяновск» для обучающихся первого года обучения с умеренной умственной отсталостью
Основным двигателем общественных сил всегда был патриотизм - любовь к Родине, Отечеству, своему народу, к лучшим национальным традициям. В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истор...
Дополнительная общеобразовательная программа «Школа юных математиков»
Рабочая программа «Школа юных математиков» направлена на интеллектуальное развитие обучающихся 4 классов в образовательной области «Математика». Содержание курса но...
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа экологической направленности "Юный эколог"
Возраст обучающихся 6-8 лет . Программа направлена на воспитание экологически грамотной личности. «Охраняйте природу! Она не имеет ни кулака,...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Творческая мастерская»
Программа «Творческая мастерская» относится к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам художественной направленности. Предназначена для детей в возрасте 8-17 лет, а та...