Урок математики 3 класс
план-конспект урока по математике (3 класс)

Рамина Екатерина Евгеньевна

Познакомить учащихся с новым приемом внетабличного деления.

Воспитательные:

Учить работать в паре.

Воспитывать культуру поведения и общения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

 Пополнять активный словарный запас детей;

Развивающие:

Составить алгоритм (план действий) деления двузначного числа на однозначное.

Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Обучающие:.

Развитие умения пользоваться алгоритмом при помощи внутренней и внешней речи.

Закрепить приемы деления суммы на число.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_v_3_klasse.doc294 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по математике в 3 «А» классе

Урок подготовила: учитель начальных классов Рамина Екатерина Евгеньевна

       

Тип урока

урок открытия новых знаний

Тема

Прием деления для случаев вида 78:2, 69:3

Цель

Задачи

Познакомить учащихся с новым приемом внетабличного деления.

Воспитательные:

Учить работать в паре.

Воспитывать культуру поведения и общения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

 Пополнять активный словарный запас детей;

Развивающие:

Составить алгоритм (план действий) деления двузначного числа на однозначное.

Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Обучающие:.

Развитие умения пользоваться алгоритмом при помощи внутренней и внешней речи.

Закрепить приемы деления суммы на число.

Формируемые УУД

Предметные:

Познакомиться  с делением двузначного числа на однозначное.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия на уровне;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им  (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Оборудование:

Моро М. И. . Математика. Учебник для 3-го класса. Часть 2. (с.15)

- компьютер, колонки, мультимедиа проектор, экран,

- презентация

- тетрадь

  1. - снежинки
  2. - карточки.

- оценочный лист « Шкала успешности».

Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность

учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Формируемые УУД

I. Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент.

Цель приема: 

- активизировать  внимание учащихся, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой;

- смотивировать на шаги к учебной деятельности

Цель приема: определить эмоциональное состояние каждого ученика, а результат в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся.

Учащиеся устанавливают контакт между собой и учителем.

Прием «Улыбнемся друг другу». 

Я улыбнулась вам,  и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Пожелаем друг другу хорошего настроения.

Прочитайте девиз нашего урока. (слайд 1)

-Иди вперёд, а оглядывайся назад.

В жизни обычно говорят: «Не оглядываться назад. Всё хорошее впереди.»

Что обозначает этот девиз применительно к уроку математики?

(Надо постоянно повторять пройденное, это может пригодиться в дальнейшем)

Прием   выяснения ожиданий и опасений

   -   У вас на партах лежат белые и голубые снежинки.  Кто уверен в своих силах, не испытывает страха перед уроком поднимает белую снежинку, Кому немножко страшновато, кто не уверен в себе, поднимает голубую снежинку.

(Коммуникативные УУД).

 Развивать умение слушать и понимать друг друга.

(Личностные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

II. Актуализация и

фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Цели:

- организовать актуализацию умений представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых;

- организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.

Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают свои предположения

Урок, как всегда начнём с разминки. 

Математическая разминка.

1. Игра «Ты мне, я тебе». Повтор таблицы умножения.

2. Решение примеров на табличное умножение и деление. Составление графиков по ответам. ( по группам( выбирают по желанию): 1 группа- 5 примеров, 2 группа-10 примеров, 3 группа- 15 примеров.

1 группа:    

2 группа

3 группа

4*5

36:6

8*9

45:5

18:2

7*8      3*7

72:9     42:6

6*5      9*4

64:8     49:7

4*4      8*2

8*9  45:5     3*6

4*4  81:9     6*8

4:7   24:6    40:8

7*3  27:3    18:2

9*5  56:7    8*8

Проверить по графикам ( Взаимопроверка). (слайд 2)

3. Замените числа суммой разрядных слагаемых 69, 78, 54, 97, 36, 85. (слайд 2)

69= 60 + 9                    54 = 50+ 4      36=30 + 6

78= 70+8                     97= 90+7        85 = 80+5

4. Найди закономерность, продолжи ряд . (слайд 3)

12, 20, 28, :, :, :, : .

65, 55, 45, :, :, : .

- Расскажите, как вы нашли числа. (Смотрю на первое и второе число, думаю, как из первого получили второе, проверяю на 3 числе.)

- Расскажите о числах первого ряда.

(двузначные, четные. делятся на однозначные числа 2 и 4, каждое следующее число больше первого на 8, и меньше на 8, численный ряд увеличивается. Наименьшее число 12, наибольшее число 60.

Расскажите о числах второго ряда.

(двузначные, нечетные. делятся на однозначное число 5, каждое следующее число больше первого на 10, и меньше на 10, численный ряд уменьшается. Наименьшее число 15, наибольшее число 65. )

- Разделите первый ряд чисел на число 4.

(коллективно) (слайд 4)

12 : 4 =

20 : 4 =

36 : 4 =

44 : 4 =

52 : 4 =

- как справились с примерами?

- какие примеры вызвали затруднения?

Предметные Уметь заменять числа суммой разрядных слагаемых,

Метапредметные:

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Создание условий для проявления способностей обучающихся.

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.  

 (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).

III Выявление места и причины затруднения

Цели:

- выявить место (шаг, операция) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Под руководством  учителя выявляют место затруднения.

Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.

- Почему возникло затруднение? (Это не табличные случаи деления. Не знаем, как разделить двузначное число на однозначное.)
- Какая цель нашего урока?
 (научиться делить  двузначное число на однозначное)

Предметные: понимать  смысл слов «внетабличное деление»

Метапредметные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

IV. Построение проекта выхода из затруднения

Цели:

- организовать составление совместного плана действий;

- определить средства реализации данного плана

Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.

С помощью учителя проговаривают название следующего этапа, ставят цель урока.

Высказывают свои предположения.

Выполняют классификацию, обосновывают основания для классификации,

сравнивают, делают выводы.

Выполняют движения по заданию

-Вернёмся к девизу. Какая версия подтвердилась?

- Подумайте и предложите свой способ выполнения задания.
44 : 4
- Представьте число 44 в виде суммы двух слагаемых, каждое из которых делится на 4. Запишите получившее выражение. (40 + 4) : 4

- Как можно вычислить результат? (Можно первое слагаемое разделить на 4, потом второе слагаемое разделить на 4, а полученные результаты сложить)

- Запишите выражение.
44 : 4 = (40 + 4) : 4 = 40 : 4 + 4 : 4 = 10 + 1 = 11

- Каким вычислительным приемом  вы воспользовались, чтобы разделить двузначное число 44 на однозначное число 4? (Делением суммы на число)

- Что вы сделали, чтобы воспользоваться этим приемом? (Заменили  число 44 суммой разрядных слагаемых)
- А затем?
(разделить каждое слагаемое на 4)
- Потом? (результаты сложить)

- Решим следующий пример 52 : 4. Замените делимое суммой слагаемых.

(Могут предложить вариант 52=50 +2)

- Можно ли каждое слагаемое разделить на 4?

- На какие удобные слагаемые можно разделить это число? (40 и 12)

 - Запишите выражение:

52 : 4 = (40 + 12) : 4 = 40 : 4 + 12 : 4 = 10 + 3 = 13
- Сделаем вывод: В первом случае заменили суммой разрядных слагаемых, а во втором – суммой удобных слагаемых.

- Какая тема урока? (слайд 5)

- А цель урока?

- Давайте составим план наших действий АЛГОРИТМ: (слайд 6) (Учитель составляет алгоритм на доске, а уч-ся в тетради)

  1. 1. Заменяем число суммой  разрядных слагаемых или суммой удобных слагаемых.
  2. 2. Делим каждое слагаемое на число.
  3. 3. Складываем результаты.

Пора отдохнуть (физминутка)

Песня Фиксиков « Трыц- Тыц» (дежурные проводят разминку).

Предметные понимать  смысл слов «внетабличное деление»

Сравнивать понятия «сумма разрядных слагаемых» и «сумма удобных слагаемых»

Метапредметные:

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цели:

-проговаривание нового знания,

- моделирование

Высказывают предположения.

Работают в парах.

Давай заглянем в учебник на с 15.

  Закончи решение и объясни его (задание под красной чертой), (Устно).

№ 1.(устно) (слайд 7)

№2 Решают 1 столбик с устным объяснением ( по алгоритму)

 

(слайд 7)

84 : 6        3 х 18

57 : 3        4 х 17

91 : 7        6 х 13

Метапредметные

 отличать верно выполненное задание  от неверного; осуществлять самоконтроль; (Регулятивные УУД)

 осуществлять анализ учебного материала; (Познавательные УУД)

 слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. (Коммуникативные УУД)

оценивать усваиваемое содержание учебного материала  (Личностные УУД)

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку по эталону, самооценку;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют самопроверку  и проверку в парах.

 Решают 3,4 столбики по вариантам, проверяют сильные уч-ся, которые быстрее всех решили..

(слайд 8 – 1 вариант)

(слайд 9 – 2 вариант)

-Какие трудности возникли?

- Кто из вас ошибся?

- В чем?

- Сделаем вывод. ( Нужно потренироваться)

- Кто не ошибся?

- Молодцы.

- А теперь продолжим работу.

Предметные Познакомиться  с вычислительным приемом внетабличного деления.

Метапредметные

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь выполнять работу по предложенному плану (Регулятивные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

VII.   Включение нового знания в систему знаний и повторение

Цель:

-  выполнение заданий, в которых новое знание используется вместе с изученным  раннее.

Отвечают на вопросы учителя

Анализируют, обобщают, делают выводы.

Выполняют взаимопроверку.

Сегодня мы научимся решать задачи, используя новые приемы деления. (слайд 10).  Работать в группах. 1 группа- составляет краткую запись к задаче, 2 группа- заполняет таблицу, 3 группа- делает рисунок к задаче. ( Всем группам раздать листочки)

 Задача:

Пассажир купил 3 билета на электричку по одинаковой цене и заплатил 54 рубля. Сколько денег он заплатит за 5 билетов?

- Прочитайте задачу.

-Что в задаче известно?

- Что нужно узнать?

- Какого вида задача? (цена, кол-во, стоимость)

- Запишем условие задачи в таблицу

- Какой основной вопрос в задаче? (сколько стоят 5 билетов)

- Как найти стоимость? (цену умножить на количество)

- Сможем мы наити стоимость? (нет, неизвестна цена)

- Цена неизвестна, но что про нее сказано? (одинаковая)

- Как найти цену? ( стоимость разделить на количество)

- назовите выражение (54 : 3)

- Что узнаем? (цену)

- Сможем узнать стоимость 5 билетов? (да, умножить на 5)

Записать.  Проверить.

  1. Карточки.

- На столах у вас лежат карточки с примерами на деление двузначного числа на однозначное. Согните нижнюю часть листочка. Решите данный пример и запишите свой ответ на согнутую часть. Проверьте свой ответ с ответом на обратной стороне, если ответы совпали значит вы решили верно.

Затем сосед проверяет. Если верно решили- хвалит, если нет- помогает найти верное решение. Следующий пример решает таким же способом. По 3 примера каждому. Затем говорят кто безошибочно решил, у кого 1 ошибка.

Метапредметные :

отличать верно выполненное задание  от неверного;

осуществлять самоконтроль. (РегулятивныеУУД)

осуществлять анализ учебного материала (ПознавательныеУУД)

слушать и понимать речь других;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. (КоммуникативныеУУД)

ЛичностныеУУД

оценивать усваиваемое содержание учебного материала

VIII.  Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Определяет своё   эмоциональное состояние. Показывают снежинки.

Отвечают на вопросы учителя.

- Итак, прежде чем мы подведем итоги, поднимите белую снежинку , если вы считаете, что урок для вас прошел хорошо. И синюю, если что-то не получилось.

- Назовите тему урока.

- Какие задачи ставили на   урок?

- Оцените свою работу по шкале успешности. (слайд 11)

Д/з: с.15 № 3, № 5 ( 1 столбик), Доп-но: №5 ( 2, 3 столбик)

 Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, проводить рефлексию.  (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики Класс: 4 Тема: Задачи на движение УМК "Начальная школа 21 века"

Урок изучения новой темы. На уроке используются различные формы работы :индивидуальная и парная.На заключительном этапе проводится рефлексия с помощью оценочных листов....

Конспект урока математики ; класс

"Решение  задач на нахождение неизвестных по двум разностям"...

Технологическая карта урока математики Класс 1

Технологическая карта урока математики, 1 класс, "Школа России"...

Конспект урока математики. Класс: 3 Тема: Периметр квадрата.

Вашему вниманию представлен конспект урока математики для 3 класс. Тема: Периметр квадрата. УМК "Перспектива"....

Конспект урока математики Класс: 2

Тип урока : закрепление новых знанийВид урока: урок – путешествиеЦель: закрепление навыка сложения и вычитания однозначных и двузначных чисел с переходом через десяток.Задачи:Созд...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Класс: 1 Тема урока «Числа от 1 до 5. Получение. Запись. Сравнение. Соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых.»

Тип урока: общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: повторение нумерации чисел 1-5. Знакомство с составом числа 5.Задачи урокаДидактические: 1 закрепить понятие «чи...