Урок математики 1 класс
учебно-методический материал по математике (1 класс)

Ремжина Татьяна Борисовна

Урок математики 1 класс . Тема урока:  Сантиметр – единица измерения длины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matem_1_klass_santimetr.docx34.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Сантиметр – единица измерения длины.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: формирование представлений о единице длины (сантиметре) как единой принятой мере,   путем сравнения различных мерок в одинаковых отрезках и установления правила пользования едиными универсальными мерками, т.е. единицами длины.

Задачи:  

- познакомить с единицей длины (универсальной меркой) –                                    сантиметром;

 - научить пользоваться линейкой (измерять готовые отрезки, чертить                  отрезки заданной длины);

- показать необходимость изучения данной темы для дальнейшего            применения единиц длины в жизненных ситуациях;

Планируемые результаты:

предметные: обучающиеся научатся измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах, чертить отрезки заданной длины; использовать линейку для измерения длин отрезков;

метапредметные:

познавательные: научатся использовать знаково-символические средства для выражения единиц длины; работать с моделями; преобразовывать модели;

регулятивные:   научатся следовать при выполнении задания инструкциям учителя и других источников информации: учебник, рабочая тетрадь; анализировать, сравнивать, делать выводы;

коммуникативные: получат возможность научиться сотрудничать, договариваться работая в паре, малой группе; выслушивать мнение товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;

личностные: могут быть сформированы адекватная самооценка; личностная и социальная активность в достижении поставленной цели.

Оборудование для учащихся:  «веер цифр»; «смайлики», полоски бумаги разные по цвету, одинаковые по форме и размеру; линейка; учебник; «светофор»,

Оборудование для учителя:  образец полосок большего размера, большая линейка с делениями, презентация (слайды), учебник «Математика.1 класс» авт. М.Моро и др.

Ход урока:

  1. Организационный момент и эмоциональный настрой.

(Эмоциональная, психологическая подготовка учащихся, создание положительной атмосферы урока)

-Прозвенел звонок.

 Начинается урок.

   - Девиз сегодняшнего урока:

Мы – умные!

Мы- дружные!

В первом классе учимся!

Всё у нас получится.  (Слайд 2)

 - Друг на друга посмотрели,

 Улыбнулись, тихо сели.

- Настроение хорошее? (смайлики)

- Я желаю вам успехов, с радостью принять все, что мы будем изучать, а я буду вам во всем помогать.

  1. Актуализация знаний. Мотивация.

Устный счет.

- Итак, начинаем урок математики. Ребята, сегодня на уроке вы узнаете  много нового и интересного, хотите? Тогда сначала  повторяем то, что знаем:

а) - Как назвается эта запись? (Слайд 3)    (натуральный ряд чисел)

             - Какое число можно назвать лишним?

           б)  Работа с «веером» (обратная связь).

Учитель показывает на числа и задаёт вопросы:

- Назовите следующее число  (числа 5)

- Назовите предыдущее число  (числа 7)

- Увеличьте на 1  (число 4)

- Назовите соседей  (числа 9)

- Найдите закономерность.  Какое число пропущено? ( Слайд 4) Объясните.

- Посчитайт, сколько всего треугольников на чертеже. ( на магнитной доске чертёж  ) Выберете нужное число .     (5)    

        

               

                               3   4   5

- Хорошо, молодцы! Работаем дальше.

в) -  Посчитайте. («Цепочка»).   ( слайд  5)

г)  - Назовите одним словом эти фигуры. (слайд 6)

      - Найдите лишнюю. Докажите.

д) -  Разделите на группы.  (слайд 7)

     - Прочитайте.

  1. Изучение нового материала

1) Практическая работа ( проблемная ситуация)

- Ребята, вас впереди ждёт интересное математическое открытие, хотите побыть сегодня учеными-математиками? Тогда за дело. У вас на парте у каждого лежит полоска, рассмотрите её, сравните с полоской соседа по парте. Что можно о них сказать? (Полоски одинаковые по форме, размеру, но разные по цвету)

а) Работа в парах и малых группах.

- Давайте докажем это. По цвету – поднимите полоски вверх и покажите друг другу и своим соседям. Убедились? Теперь по форме и размеру. Как это сделать?  (Работа в парах:  совместить полоски путем наложения друг с другом)              

 - Совпали? -  да   (доказали).

- Теперь переверните полоски и положите их перед собой. Посчитайте мерки, на которые они разделены.  Сколько мерок получилось? (Число мерок на полосках у всех разное).

- Как так получилось, ведь полоски абсолютно одинаковые?  (Выбраны различные мерки – единицы измерения у всех разные).  (Если дети затрудняются с ответом, то нужно попросить  положить полоски друг над другом и сравнить мерки в каждой полоске).

С той же проблемой столкнулись герои одного мультфильма, они сегодня у нас в гостях. ( Слайд 9)

б) Просмотр отрывка из м/ф

в) Постановка проблемы

- Какой же длины удав? ( Слайд 10)

- Кто прав? (все)

- А почему так получилось? ( Мерки разные)

- Давайте поможем нашим друзьям в этом разобраться. Что же нужно сделать, чтобы и количество мерок тоже было одинаковое? (Взять одинаковые мерки).

г) Работа в парах.

- Давайте выберем одну мерку (розовую).

- Измерьте этой меркой вашу ручку. 

Пара,  выполнившая задание, поднимает «светофор».  

- Удобно? (нет)

- А как же нам измерить? (линейкой)

2) Знакомство с линейкой. 

 - Возьмите линейку, рассмотрите её. Что вы видете? (Вы видите знакомый вам числовой ряд и деления. )

- Расстояние от одного числа до другого и есть 1см. Сантиметр – это единая мерка, которая используется для измерения не очень длинных предметов. На линейке конец каждого сантиметра обозначен чёрточкой, возле которой записаны цифры. Концы певого сантиметра обозначены числами 0 и 1. (На доске  карточка «САНТИМЕТР (СМ)»).

3) Определение темы и целей урока учащимися, при необходимости учитель помогает с формулировками или корректирует  их.

-  Как вы думаете, что мы сегодня на уроке узнаем нового? (Что такое сантиметр)          ( Слайд 10)

- Чему постараемся научиться?  (Научимся измерять отрезки с помощью линейки) 

- Вот сейчас мы и поучимся с помощью линейки измерять длину разных отрезков и, наоборот, чертить отрезки по заданной длине.

- Измерьте полосочки. Что у вас получилось? (разные значения)

 4) Правила пользования линейкой

 - Давайте посмотрим, как измерили наши герои свои отрезки. ( Слайд 11)

- Почему у них получились разные значения?

 Учитель подводит детей к формулировке правила пользования линейкой.                   (Слайд 12)

  1. Физминутка.  (музыкальная)

  1. Первичная проверка понимания.

1)  Работа с учебником.

- Откройте учебники на с.66. Прочитаем тему урока.

Выполнение задания в верхней части учебника. Работа с отрезками (анализ, сравнение, обобщение по теме).

- Рассмотрим отрезок, равный 1см. Можно ли отмерить 1см без линейки? (Можно, используя клеточки. 1см = двум клеткам; но это не всегда возможно)

- Чему равна длина красного отрезка? Почему вы так быстро ответили? (Он уже разделен на см)

- Чему равна длина зеленого отрезка? Как узнать?

- Чему равна длина голубого отрезка? А голубого карандаша? Что длиннее?

- Выполним задание на полях учебника (измерение длины отвертки и шурупа). Как  могут быть использованы отвертка и шуруп?

- Молодцы, ребята! Следующее задание.

 2) Работа в тетрадях.

а) - Откройте тетради, отступите от предыдущей работы 4 клетки вниз, запишите длину отрезков.

- Слово «сантиметр» не пишут. А при записи длины предмета после числа слово «сантиметр» пишут сокращённо   СМ .

Сравните отрезки, поставьте знак сравнения. Прочитайте полученное неравенство.

б) - Возьмите линейку и простой карандаш. Начертите отрезок равный 1см. Эта мерка равна двум клеткам. Теперь начертите отрезок длиной 3см, 5см.

 -  Что можно о них сказать? Запишем это в виде верного неравенства.     (Учитель одновременно выполняет все задания на доске).

Вывод: - С помощью  какой единицы длины мы можем измерить длину отрезков? С помощью какого инструмента? Как правильно это сделать?

  1.  Закрепление.
  1. Работа  над задачей из учебника.

 Запись решения на доске учеником.  Проверка «светофором».

  1. Информация о практическом применении единиц длины в различных жизненных ситуациях.

- Ребята, скажите, пожалуйста, пригодятся ли нам в жизни знания о единицах длины ?  (Да)

-  Где? (Ответы учащихся (принимаются все высказывания).

 (Учитель приводит примеры из жизни)

  1. Рефлексия.

- С какой единицей длины мы познакомились?  

- Чему научились?

- Что больше всего понравилось? Не понравилось? Почему?

- Покажите своё настроение ( смайлики) и оцените свою работу на уроке с помощью «светофора».

- Кто всё понял, у кого всё получилось – зелёный сигнал.

- А кому ещё нужна моя помощь, поднимите жёлтый.

  1.   Итог урока.

- Ребята, вы сегодня молодцы! Хорошо работали на уроке, много нового узнали и многому научились (учитель показывает свой светофор, даёт качественную оценку работы на уроке). Спасибо за работу. Урок окончен.

Аннотация

к уроку математики для 1 класса по теме «Сантиметр – единица измерения длины».

        Данный урок разработан в соответствии с требованиями, предъявляемыми к современному уроку в рамках реализации ФГОС, рабочей программой по математике для 1 класса УМК «Школа России». Урок разработан с учетом возрастных особенностей учащихся, в который включены элементы современных педагогических технологий: здоровьесберегающей, личностно-ориентированной, ИКТ, а именно: положительный эмоциональный настрой, мотивация, развитие познавательного интереса, проведение физминуток, работа в парах и малых группах, использование компьютера, практическая работа, связь с жизнью.  Для учащихся урок с применением ИКТ – переход в иное психологическое состояние (разнообразие, интерес, (некоторые дети становятся смелее, свободнее), зрительное восприятие материала легче, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве, и, конечно, скорость работы.

        Такой урок способствует развитию  творческих способностей и личностных качеств: оценить самому роль знаний и увидеть их применение на практике, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Нужно дать возможность научиться наблюдать, понимать, успевать, систематически повторять и закреплять учебный материал, чтобы на уроке справляться с предложенным, довольно большим, объёмом учебного материала. Кроме того, в ходе решения задач важным является не только сам факт выполнения задания, но и выбранный учащимся способ решения. Существенным является умение ученика максимально точно и выразительно излагать свои мысли.        

        Данный урок свободно можно провести в реальных условиях повседневной школьной жизни, реализуя поставленные цели и задачи.  

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 20 муниципального образования

«Город Донецк»

Конспект урока математики

в 1 классе по теме:

«Сантиметр – единица измерения длины»

Подготовила

учитель

начальных классов

Ремжина Т.Б.

г. Донецк

2015 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики Класс: 4 Тема: Задачи на движение УМК "Начальная школа 21 века"

Урок изучения новой темы. На уроке используются различные формы работы :индивидуальная и парная.На заключительном этапе проводится рефлексия с помощью оценочных листов....

Конспект урока математики ; класс

"Решение  задач на нахождение неизвестных по двум разностям"...

Технологическая карта урока математики Класс 1

Технологическая карта урока математики, 1 класс, "Школа России"...

Конспект урока математики. Класс: 3 Тема: Периметр квадрата.

Вашему вниманию представлен конспект урока математики для 3 класс. Тема: Периметр квадрата. УМК "Перспектива"....

Конспект урока математики Класс: 2

Тип урока : закрепление новых знанийВид урока: урок – путешествиеЦель: закрепление навыка сложения и вычитания однозначных и двузначных чисел с переходом через десяток.Задачи:Созд...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Класс: 1 Тема урока «Числа от 1 до 5. Получение. Запись. Сравнение. Соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых.»

Тип урока: общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: повторение нумерации чисел 1-5. Знакомство с составом числа 5.Задачи урокаДидактические: 1 закрепить понятие «чи...