Конспект урока "Выражение"
план-конспект урока по математике (1 класс)
Структура уроков введения нового знания имеет следующий вид:
1. Мотивирование к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).
В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.
Для этого учащиеся должны:
1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m-1_chast_2_urok_4.doc | 159.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов:Клоченко Р.Е. Дата : 30.11.2018г.
Тема: «Выражение» (ОНЗ) Математика 1 класс
Основные цели
Метапредметные
1) Тренировать умение быть терпеливым в учебной деятельности. Применять правила, позволяющие сохранить здоровье при выполнении учебной деятельности. (Л, К)
2) Тренировать умение спокойно относиться к затруднениям в своей учебной деятельности и грамотно их фиксировать, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона). (Р, Л)
Предметные
1) Сформировать представление о способах записи процессов в виде сумм и разностей.
2) Сформировать представление о выражении, сформировать умение составлять выражения по рисункам.
3) Тренировать навыки вычислений в пределах 7.
- Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
- На доске открыта поговорка Слайд 2.
− Прочитайте поговорку. Как вы ее понимаете? (Не нужно стыдиться того, что ты не знаешь, всегда можно новое самому узнать. Нужно стыдится не умения узнавать новое, не хотеть учиться.)
− Как вы узнаете новое? (Мы сами понимаем, что мы не знаем, а затем сами «открываем» новое знание.)
− Сегодня на уроке вы можете еще раз потренироваться в «открытии» нового знания.
− Чему был посвящен прошлый урок? (Мы тренировались в счете в пределах 7, узнали, что такое ломаная линия, и многоугольник, узнали, какие бывают ломаные и многоугольники.)
− Сегодня на уроке вы продолжите работать с числами и арифметическими действиями.
−Пожелайте друг другу удачи и в путь за новыми знаниями!
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
- На доске открыты эталоны (сложение и вычитание) Учитель предлагает выполнить задание № 1, стр. 8 (РТ). Задание выполняется фронтально.
− Рассмотрите задание.
− Что объединяет все группы предметов? (Это плоды.)
− Какая группа будет лишней и почему? (Груши лишние, так как это фрукты, а остальные плоды – овощи.)
− Какое задание нужно выполнить? (Обозначить количество предметов цифрами.)
− А, с помощью чего вы записываете числа? (С помощью цифр.)
− Что такое цифра? (Это математический знак для обозначения чисел на письме.)
− Теперь я предлагаю вам решить задачу:
- Учитель читает текст задачи, учащиеся записывают свой ответ на индивидуальные планшетки.
− Какой ответ вы получили?
- Учащиеся показывают свои ответы. Если будут ошибки, то необходимо спросить именно этих учащихся, как они выполняли задание.
− Как вы считали? (Мы к 5 прибавили 2, получили 7.)
− Почему вы находили ответ с помощью действия сложения? (Нужно было найти целое.)
− Как по-другому можно назвать сложение? (Объединение, вместе.)
− Каким знаком обозначается действие сложение? (Знаком плюс.)
− Каким эталоном вы воспользовались при ответах на вопросы?
− Вот еще одна задача.
- Учитель читает текст задачи, учащиеся записывают свой ответ на индивидуальные планшетки.
− Какой ответ вы получили в этой задаче?
- Учащиеся показывают свои ответы. Если будут ошибки, то необходимо спросить именно этих учащихся, как они выполняли задание.
− Как вы считали? (Мы из 7 отняли 1, получили 6.)
− С помощью какого действия вы находили ответ в этой задаче? (С помощью действия вычитания.)
− Почему? (Мы должны были найти неизвестную часть.)
− Как по-другому можно назвать вычитание? (Удаление, …)
− Каким знаком обозначается действие вычитания? (Знаком минус.)
− Каким эталоном вы воспользовались при ответах на вопросы?
− Что вы повторили? (Обозначение количество предметов с помощью чисел, что такое сложение и вычитание.)
− Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)
− Что будет дальше на вашем пути? (Задание, в котором будет что-то новое.)
− Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)
− Я вижу, что вам это интересно.
- Учитель показывает слайд с заданием для пробного действия (Слайд 4).
Задание на пробное действие.
− Необходимо записать с помощью математических знаков, что произошло на картинках.
− Что нового в этом задании? (Мы не записывали действия на картинках математическими знаками.)
− Попробуйте выполнить это задание.
- Учащиеся выполняют задание на индивидуальных планшетках.
− Итак, у кого нет ответа?
− Что вы пока не смогли сделать? (Мы пока не смогли записать действие на картинках с помощью математических знаков.)
− У кого есть ответ? Вы можете обосновать свой результат, каким эталоном вы пользовались при выполнении задания?
− Что вы пока не можете сделать? (Мы пока не можем назвать эталон, которым пользовались при выполнении задания.)
3. Выявление места и причины затруднения.
− Какое задание выполняли? (Мы должны были записать действие на картинках с помощью математических знаков.)
− Что нового в этом задании? (Запись действия с помощью математических знаков.)
− Почему же возникло затруднение? (Не знаем, как записать с помощью математических знаков, что произошло на картинках
Физминутка
4. Проблемное объяснение нового знания.
− Какую цель поставите перед собой на уроке? (Узнать, как записать с помощью математических знаков, что произошло на картинках.)
− Что вам может помочь. Вспомните, что вы повторили в начале урока? (Обозначение количества предметов с помощью чисел, что называется сложением и вычитанием.)
− При повторении, какие математические знаки вы использовали? (Цифры, знаки действий сложения и вычитания.)
− Как это вам поможет? (Мы запишем с помощью цифр и знаков арифметических действий, посмотрим, что получится, сделаем вывод.)
− А еще вам помогут задание из рабочей тетради. Я предлагаю поработать вам в парах.
− Выполните план, выполняя задание № 2, стр. 8 (РТ).
− Выполните задание на пробное действие.
- Учащиеся на планшетках записывают выражение 5 – 3 = 2
− Посмотрите на получившуюся запись 5 – 3, такая запись называется выражением.
− Как назвать эту запись 5 – 3 = 2? (Равенством.)
− Почему? (Есть знак «=».)
− Чем отличается новая запись от равенства? (В новой записи нет знака «=».)
−Чему посвящен сегодняшний урок? (Изучению выражений.)
- Учитель записывает тему урока на доску.
− Что такое выражение? (Это запись некоторого действия с помощью математических знаков.)
− Какие знаки вы можете использовать в записи выражений? (Цифры, знаки арифметических действий.)
- Учитель раздает учащимся эталоны (сложение).
− Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
− Что теперь вы можете делать? (Составлять выражения по рисункам.)
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
№ 3, стр. 9 (РТ)
- Задание выполняется фронтально с комментарием.
№ 2, стр. 9 (У)
- − Фронтально проводится работа по левым рисункам. Задания а) – г) (составление выражений) учащиеся выполняют в парах с последующей проверкой по образцу (Д−4.4 или Слайды 6−7):
− Кто из вас допустил ошибки?
− В чем ваша ошибка?
− Исправьте ошибки.
− А как убедиться в том, что вы хорошо поняли и не допускаете ошибок? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
− Выполните задание № 4, стр. 9 (РТ).
− На работу отводится 2 - 3 минуты. Проверка организуется по образцу (Д−4.5 или Слайды 8−10).
− Сравните свою запись с образцом.
− Если ошиблись, исправьте ошибки зеленой ручкой.
− Кто исправил свою ошибку?
− Молодцы! Вы очень внимательны! Поставьте внизу карточки «?», чтобы не допустить подобной ошибки в следующий раз.
− У кого, верно выполнены все задания?
− Сделайте вывод. (Мы хорошо все усвоили.)
7. Включение в систему знаний и повторение.
1) № 5, стр. 9 (РТ).
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
− Какую цель вы ставили пред собой на данном уроке? (Научиться составлять выражения.)
− Вам удалось достичь цели? (Да.)
− Удалось ли вам выполнить шаги учебной деятельности? Докажите.
− Какие качества ученика вам помогли достичь цели?
− Что необходимо помнить при работе?
− Оцените свою работу по лестнице успеха. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то поставьте себя на верхнюю ступень. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, но у вас остались вопросы, то поставьте себя на среднюю ступеньку. Если вы выполнили самостоятельную работу с ошибками, то поставьте себя на нижнюю ступеньку.
Домашнее задание:
Обязательная часть: эталон.
часть: № 5*, стр. 9 (У) или № 6*, стр. 9 (РТ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"
Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...