Конспект урока "Выражение"
план-конспект урока по математике (1 класс)

Клоченко Руфия Ергалиевна

Структура уроков введения нового знания имеет следующий вид:

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);

2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;

4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.

Для этого учащиеся должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon m-1_chast_2_urok_4.doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель  начальных классов:Клоченко Р.Е.     Дата : 30.11.2018г.

Тема: «Выражение» (ОНЗ)    Математика 1 класс

Основные цели

Метапредметные

1) Тренировать умение быть терпеливым в учебной деятельности. Применять правила, позволяющие сохранить здоровье при выполнении учебной деятельности. (Л, К)

2) Тренировать умение спокойно относиться к затруднениям в своей учебной деятельности и грамотно их фиксировать, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона). (Р, Л)

Предметные

1) Сформировать представление о способах записи процессов в виде сумм и разностей.

2) Сформировать представление о выражении, сформировать умение составлять выражения по рисункам.

3) Тренировать навыки вычислений в пределах 7.

  • Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

  • На доске открыта поговорка  Слайд 2.

 Прочитайте поговорку. Как вы ее понимаете? (Не нужно стыдиться того, что ты не знаешь, всегда можно новое самому узнать. Нужно стыдится не умения узнавать новое, не хотеть учиться.)

 Как вы узнаете новое? (Мы сами понимаем, что мы не знаем, а затем сами «открываем» новое знание.)

 Сегодня на уроке вы можете еще раз потренироваться в «открытии» нового знания.

 Чему был посвящен прошлый урок? (Мы тренировались в счете в пределах 7, узнали, что такое ломаная линия, и многоугольник, узнали, какие бывают ломаные и многоугольники.)

 Сегодня на уроке вы продолжите работать с числами и арифметическими действиями.

Пожелайте друг другу удачи и в путь за новыми знаниями!

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

  • На доске открыты эталоны (сложение и вычитание) Учитель предлагает выполнить задание № 1, стр. 8 (РТ). Задание выполняется фронтально.

 Рассмотрите задание.

 Что объединяет все группы предметов? (Это плоды.)

 Какая группа будет лишней и почему? (Груши лишние, так как это фрукты, а остальные плоды – овощи.)

 Какое задание нужно выполнить? (Обозначить количество предметов цифрами.)

 А, с помощью чего вы записываете числа? (С помощью цифр.)

 Что такое цифра? (Это математический знак для обозначения чисел на письме.)

 Теперь я предлагаю вам решить задачу:

  • Учитель читает текст задачи, учащиеся записывают свой ответ на индивидуальные планшетки.

 Какой ответ вы получили?

  • Учащиеся показывают свои ответы. Если будут ошибки, то необходимо спросить именно этих учащихся, как они выполняли задание.

 Как вы считали? (Мы к 5 прибавили 2, получили 7.)

 Почему вы находили ответ с помощью действия сложения? (Нужно было найти целое.)

 Как по-другому можно назвать сложение? (Объединение, вместе.)

 Каким знаком обозначается действие сложение? (Знаком плюс.)

 Каким эталоном вы воспользовались при ответах на вопросы?

 Вот еще одна задача.

  • Учитель читает текст задачи, учащиеся записывают свой ответ на индивидуальные планшетки.

 Какой ответ вы получили в этой задаче?

  • Учащиеся показывают свои ответы. Если будут ошибки, то необходимо спросить именно этих учащихся, как они выполняли задание.

 Как вы считали? (Мы из 7 отняли 1, получили 6.)

 С помощью какого действия вы находили ответ в этой задаче? (С помощью действия вычитания.)

 Почему? (Мы должны были найти неизвестную часть.)

 Как по-другому можно назвать вычитание? (Удаление, …)

 Каким знаком обозначается действие вычитания? (Знаком минус.)

 Каким эталоном вы воспользовались при ответах на вопросы?

 Что вы повторили? (Обозначение количество предметов с помощью чисел, что такое сложение и вычитание.)

 Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)

 Что будет дальше на вашем пути? (Задание, в котором будет что-то новое.)

 Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)

 Я вижу, что вам это интересно.

  • Учитель показывает слайд с заданием для пробного действия (Слайд 4).

Задание на пробное действие.

 Необходимо записать с помощью математических знаков, что произошло на картинках.

 Что нового в этом задании? (Мы не записывали действия на картинках математическими знаками.)

 Попробуйте выполнить это задание.

  • Учащиеся выполняют задание на индивидуальных планшетках.

 Итак, у кого нет ответа?

 Что вы пока не смогли сделать? (Мы пока не смогли записать действие на картинках с помощью математических знаков.)

 У кого есть ответ? Вы можете обосновать свой результат, каким эталоном вы пользовались при выполнении задания?

 Что вы пока не можете сделать? (Мы пока не можем назвать эталон, которым пользовались при выполнении задания.)

3. Выявление места и причины затруднения.

 Какое задание выполняли? (Мы должны были записать действие на картинках с помощью математических знаков.)

 Что нового в этом задании? (Запись действия с помощью математических знаков.)

 Почему же возникло затруднение? (Не знаем, как записать с помощью математических знаков, что произошло на картинках 

Физминутка

4. Проблемное объяснение нового знания.

 Какую цель поставите перед собой на уроке? (Узнать, как записать с помощью математических знаков, что произошло на картинках.)

 Что вам может помочь. Вспомните, что вы повторили в начале урока? (Обозначение количества предметов с помощью чисел, что называется сложением и вычитанием.)

 При повторении, какие математические знаки вы использовали? (Цифры, знаки действий сложения и вычитания.)

 Как это вам поможет? (Мы запишем с помощью цифр и знаков арифметических действий, посмотрим, что получится, сделаем вывод.)

 А еще вам помогут задание из рабочей тетради. Я предлагаю поработать вам в парах.

 Выполните план, выполняя задание № 2, стр. 8 (РТ).

 Выполните задание на пробное действие.

  • Учащиеся на планшетках записывают выражение 5 – 3 = 2

 Посмотрите на получившуюся запись 5 – 3, такая запись называется выражением.

 Как назвать эту запись 5 – 3 = 2? (Равенством.)

 Почему? (Есть знак «=».)

 Чем отличается новая запись от равенства? (В новой записи нет знака «=».)

Чему посвящен сегодняшний урок? (Изучению выражений.)

  • Учитель записывает тему урока на доску.

 Что такое выражение? (Это запись некоторого действия с помощью математических знаков.)

 Какие знаки вы можете использовать в записи выражений? (Цифры, знаки арифметических действий.)

  • Учитель раздает учащимся эталоны (сложение).

 Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)

 Что теперь вы можете делать? (Составлять выражения по рисункам.)

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

№ 3, стр. 9 (РТ)

  • Задание выполняется фронтально с комментарием.

№ 2, стр. 9 (У)

  •  Фронтально проводится работа по левым рисункам. Задания а) – г) (составление выражений) учащиеся выполняют в парах с последующей проверкой по образцу (Д4.4 или Слайды 67):

 Кто из вас допустил ошибки?

 В чем ваша ошибка?

 Исправьте ошибки.

 А как убедиться в том, что вы хорошо поняли и не допускаете ошибок? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

 Выполните задание № 4, стр. 9 (РТ).

 На работу отводится 2 - 3 минуты. Проверка организуется по образцу (Д4.5 или Слайды 810).

 Сравните свою запись с образцом.

 Если ошиблись, исправьте ошибки зеленой ручкой.

 Кто исправил свою ошибку?

 Молодцы! Вы очень внимательны! Поставьте внизу карточки «?», чтобы не допустить подобной ошибки в следующий раз.

 У кого, верно выполнены все задания?

 Сделайте вывод. (Мы хорошо все усвоили.)

7. Включение в систему знаний и повторение.

1) № 5, стр. 9 (РТ).

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

 Какую цель вы ставили пред собой на данном уроке? (Научиться составлять выражения.)

 Вам удалось достичь цели? (Да.)

 Удалось ли вам выполнить шаги учебной деятельности? Докажите.

 Какие качества ученика вам помогли достичь цели?

 Что необходимо помнить при работе?

 Оцените свою работу по лестнице успеха. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то поставьте себя на верхнюю ступень. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, но у вас остались вопросы, то поставьте себя на среднюю ступеньку. Если вы выполнили самостоятельную работу с ошибками, то поставьте себя на нижнюю ступеньку.

Домашнее задание:

Обязательная часть: эталон.

часть: № 5*, стр. 9 (У) или № 6*, стр. 9 (РТ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...