АООП 7.1 математика 3 класс
рабочая программа по математике (3 класс)
Предварительный просмотр:
2019-2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адресат: Семенов Роман
Дата рождения: _____________ г.р.
Группа: задержка психического развития (вариант 7.1)
Рекомендации ПМПК: адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1); очная форма обучения, полный день; занятия с психологом, логопедом; осуществление коррекционно-развивающей работы и психолого-педагогической помощи.
Дата обследования: _____________ г.
Адаптированная рабочая программа по математике составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п.22 ст.2;ч.1, 5 ст.12; ч.7 ст.28; ст.30; п.5 ч.3 ст.47; п.1 ч.1 ст.48);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373;
- Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ОВЗ;
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития;
- Федеральный перечень учебников;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся МКОУ «МПГ г.Лагани» с задержкой психического развития;
- Учебный план на МКОУ «МПГ г.Лагани» 2019-2020 учебный год;
- Положение об адаптированной рабочей программе МКОУ «МПГ г.Лагани»;
- Авторская программа. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 – 4 класс. «Математика» (Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В.); методическими рекомендациями. 3 класс: пособие для учителей общеобразоват.организаций /С. И. Волкова, С.В. Степанова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова.
Актуальность изучения учебного курса, предмета
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие обучающихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Цели и задачи изучения учебного курса, предмета
Основными целями начального обучения математике являются:
- Математическое развитие младших школьников.
- Формирование системы начальных математических знаний.
- Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
— развитие пространственного воображения;
— развитие математической речи;
— формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
— развитие познавательных способностей;
— воспитание стремления к расширению математических знаний;
— формирование критичности мышления;
— развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Общая характеристика учебного курса, предмета
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой — содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.
Методические особенности тем
В процессе изучения курса математики у обучающихся формируются представления о числах как результате счета и измерения, о принципе записи чисел. Они учатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, находить неизвестный компонент арифметического действия по известным, составлять числовое выражение и находить его значение в соответствии с правилами порядка выполнения действий; накапливают опыт решения арифметических задач. Обучающиеся в процессе наблюдений и опытов знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин и площадей. В ходе работы с таблицами и диаграммами у них формируются важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных.
В результате освоения предметного содержания курса математики у обучающихся формируются общие учебные умения и способы познавательной деятельности. Простое заучивание правил и определений уступает место установлению отличительных математических признаков объекта (например, прямоугольника, квадрата), поиску общего и различного во внешних признаках (форма, размер), а также числовых характеристиках (периметр, площадь). В процессе измерений ученики выявляют изменения, происходящие с математическими объектами, устанавливают зависимости между ними в процессе измерений, осуществляют поиск решения текстовых задач, проводят анализ информации, определяют с помощью сравнения (сопоставления) характерные признаки математических объектов (чисел, числовых выражений, геометрических фигур, зависимостей, отношений). Обучающиеся используют простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием задания (задачи).
В ходе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком: развивается умение читать математический текст, формируются речевые умения (дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий). Школьники учатся ставить вопросы по ходу выполнения задания, выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения учебной задачи, характеризовать результаты своего учебного труда.
Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок.
В процессе обучения математике школьники учатся участвовать в совместной деятельности: договариваться, обсуждать, приходить к общему мнению, распределять обязанности по поиску информации, проявлять инициативу и самостоятельность.
Образовательные и воспитательные задачи обучения математике решаются комплексно. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов их решения. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, использование технических средств.
Содержание программы по математике позволяет шире использовать дифференцированный подход к учащимся. Это способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает более целесообразное их включение в учебную деятельность, своевременную корректировку трудностей и успешное продвижение в математическом развитии.
Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения
Контроль и оценивание осуществляется в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «СОШ №12» и Положением о нормах оценки знаний, умений и навыков обучающихся по учебным предметам в МБОУ «СОШ №12».
Коррекционная работа
Программа коррекционной работы предусматривает индивидуализацию специального сопровождения обучающегося с ЗПР. Содержание программы коррекционной работы для обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК.
При организации обучения предмету с ребёнком с ОВЗ, учитываются методические рекомендации, которые даются для преподавания в общеобразовательных классах. Однако для успешного усвоения материала учащимися необходимо учитывать их характерные особенности и соблюдать определенные принципы и требования при проведении уроков.
Характерными особенностями учащихся с ОВЗ являются:
- недостаточно развитое произвольное внимание, особенно такое его свойство, как устойчивость, поэтому во время урока учащиеся часто отвлекаются от выполняемой работы или вообще не включаются в неё;
- сниженный объём слухоречевого запоминания, т.е. дети затрудняются запоминать материал на слух;
- слабо развитое мышление, в результате чего учащиеся не могут выполнить многие мыслительные операции;
- медленный темп работы, повышенная утомляемость, на фоне которой у них могут возникать либо отказ от деятельности, либо двигательная расторможенность;
- неумение самостоятельно регулировать свою деятельность и поведение (необходим внешний контроль со стороны).
Всё это учитывается при организации и проведении уроков.
Ввиду психологических особенностей детей с ОВЗ, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления и отражается в структуре каждого урока:
- совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики;
- коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени;
- развитие различных видов мышления: наглядно-образного мышления; словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);
- развитие основных мыслительных операций: умения сравнивать, анализировать; умения выделять сходство и различие понятий; умения работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умения планировать деятельность;
- коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике;
- коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка;
- расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Формы и методы коррекционной работы
Направление коррекционно-развивающей работы и психолого-педагогической помощи в соответствии с индивидуальными рекомендациями ТПМПК:
- адаптация содержания учебного материала, от простого к сложному, выделение в каждой теме базового материала, подлежащего закреплению, дифференцировка заданий взаимосвязи от коррекционных задач;
- помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизации учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок и пр.);
- дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности;
- стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.);
- формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов;
- совершенствование навыка письма (развитие навыка работы по заданному образцу; зрительно-слуховые диктанты);
- развитие слухового внимания и памяти;
- совершенствование различных видов мышления; развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);
- развитие умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, выполнять ее в соответствии с наглядным образцом и (или) словесными указаниями учителя;
- осуществлять самоконтроль и самооценку.
Количество часов на реализацию учебной программы
Согласно авторской программе на изучение математике в 3 классе 136 часов. По учебному плану МКОУ «МПГ г.Лагани» на 2019-2020 учебный год в 3 классе 35 учебные недели. В связи с этим добавляются 4 часа на повторение в конце рабочей программы. Итого по рабочей программе 140 часов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГОКУРСА, ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
- Навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
- Основы мотивации учебной деятельности и личностного смысл изучения математики, интерес к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов при выполнении заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;
- Положительное отношение к урокам математики, к учёбе, к школе;
- Понимание значения математических знаний в собственной жизни;
- Понимание значения математики в жизни и деятельности человека;
- Восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности;
- Умение самостоятельно выполнять определённые учителем виды работ (деятельности) и понимание личной ответственности за результат;
- Знание и применение правил общения, навыки сотрудничества в учебной деятельности;
- Начальное представление об основах гражданской идентичности (через систему определённых знаний и представлений);
- Уважение и принятие семейных ценностей. Понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- Начальных представлений об универсальности математических способов познания окружающего мира;
- Осознания значения математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин;
- Осознанного проведения самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности;
- Интереса к изучению учебного предмета «Математика»: количественных и пространственных отношений, зависимости между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
- Понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи, осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
- Находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
- Планировать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей для её решения;
- Проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях самостоятельно;
- Выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем.
Обучающийся получит возможность научиться:
- Самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью, находить способы решения учебной задачи;
- Адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
- Самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;
- Контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, группе.
Познавательные
Обучающийся научится:
- Устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;
- Проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
- Устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;
- Выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
- Делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
- Проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;
- Понимать базовые межпредметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;
- Фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
- Стремиться полнее использовать свои творческие возможности;
- Осмысленно читать тексты математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
- Самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;
- Осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- Самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические средства для её представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов;
- Осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
- строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
- понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, чётко и аргументировано высказывать свои оценки и предположения;
- принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умение вести диалог, речевые коммуникативные средства;
- принимать участие в обсуждении математических фактов, стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;
- применять учебные правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
- контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;
- согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;
- контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, группе;
- конструктивно разрешать конфликты, учитывать интересы сторон и сотрудничать с ними.
Предметные результаты
Числа и величины
Обучающийся научится:
- образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1000;
- сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения, упорядочивать заданные числа, заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых, мелкие единицы счёта крупными и наоборот;
- устанавливать закономерность – правило. По которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз), продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
- группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
- читать, записывать и сравнивать значение площади, использовать изученные единицы этой величины и соотношения между ними, переводить одни единицы измерения площади в другие;
- читать, записывать и сравнивать значение массы, используя изученные единицы этой величины и соотношение между ними;
- читать, записывать и сравнивать значения времени, используя изученные единицы этой величины и соотношение между ними;
Обучающийся получит возможность научиться:
- классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
- самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
Арифметические действия
Обучающийся научится:
- выполнять табличное умножение и деление чисел; умножение на 1 и на 0, деление вида а:а, 0:а;
- выполнять внетабличное умножение и деление. В том числе деление с остатком, проверку арифметических действий умножение и деление;
- выполнять письменно действия сложение и вычитание, а также умножение и деление на однозначное число в пределах 1000;
- вычислять значение числового выражения в два-три действия (со скобками и без скобок).
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
- вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;
- решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами арифметических действий.
Работа с текстовыми задачами
Обучающийся научится:
- анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
- составлять план решения задачи в два-три действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
- преобразовывать задачу в новую, изменяя её условие или вопрос;
- составлять задачу по краткой записи, по схеме, по её решению;
решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость, задачи на уменьшение/ увеличение числа в несколько раз.
Обучающийся получит возможность научиться:
- сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемыми в задачах;
- дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
- находить различные способы решения одной и той же задачи, сравнивать и выбирать наиболее рациональный;
- решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
- решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчёты.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
Обучающийся научится:
- обозначать геометрические фигуры буквами;
- различать круг и окружность;
- чертить окружность заданного радиуса с помощью циркуля.
Обучающийся получит возможность научиться:
- Различать треугольники по соотношению длин сторон, по видам углов;
- Изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;
- Читать план участка (комнаты, сада и др.)
Геометрические величины
Обучающийся научится:
- Измерять длину отрезка;
- Вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
- Выражать площади объектов в разных единицах площади(квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), используя соотношения между ними.
Обучающийся получит возможность научиться:
- Выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
- Вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.
Работа с информацией
Обучающийся научится:
- Анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;
- Устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;
- Самостоятельно оформлять в таблице связь между пропорциональными величинами;
- Выстраивать цепочку логических рассуждений. Делать выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- Читать несложные готовые таблицы;
- Понимать высказывания, содержащие логические связки («… и…», «если, то…», «каждый», «все» и др.), определять верно или неверно приведённое высказывание о числах. Результатах действий, геометрических фигурах.
Календарно-тематическое планирование полностью соответствует календарно тематическому планированию для обучающихся 3 класса МКОУ «МПГ г.Лагани»
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА, ПРЕДМЕТА
№ урока | Содержание | Характеристика видов деятельности обучающихся |
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100. | ||
Сложение и вычитание (8 ч) | ||
1-8 | Сложение и вычитание. Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток. Выражения с переменной. Решение уравнений. Новый способ решения. Закрепление. Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи чисел при сложении. Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым, с неизвестным вычитаемым на основе взаимосвязи чисел при вычитании. Обозначение геометрических фигур буквами. Закрепление пройденного материала. Решение задач. | Выполнять сложение и вычитание в пределах 100. Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого и вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении и вычитании. Обозначать геометрические фигуры буквами. Выполнять задания творческого и поискового характера. |
Табличное умножение и деление (28 ч+28ч) | ||
9-64 | Связь умножения и деления; таблицы умножения и деления с числами 2 и 3; четные и нечетные числа; зависимости между величинами: цена, количество, стоимость. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы. Текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на кратное сравнение чисел. Задачи на нахождение четвертого пропорционального. Таблицы умножения и деления с числами 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица Пифагора. Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Площадь прямоугольника. Умножение на 1 и на 0. Деление вида a : a, 0 : a при a≠0. Текстовые задачи в три действия. Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр). Вычерчивание окружностей с использованием циркуля. Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение долей Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле. Единицы времени: год, месяц, сутки. | Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без них при вычислении. Вычислять значения числовых выражений в 2 – 3 действия со скобками и без них. Использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений. Использовать различные приемы проверки правильности вычисления значения числового выражения (с опорой на свойства арифметических действий, на правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях) Анализировать текстовую задачу, выполнять краткую запись задач разными способами, а также в табличной форме. Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами. Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действия для решения. Сравнивать задачи на увеличение числа (уменьшение) на несколько единиц и в несколько раз, приводить объяснения. Составлять план решения задачи, действовать по нему, поясняя ход решения. Вносить и наблюдать за изменениями в решении задачи при изменении еѐ условия. Обнаруживать и устранять ошибки логического и вычислительного характера. Оценивать результаты освоения тем. Анализировать свои действия и управлять ими. Воспроизводить по памяти табл. Умножения на 0, 1, 2, 3, 4, 5. 6. 7 и соответствующие случаи деления. Применять знания таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений. Находить число, которое в несколько раз больше или меньше данного. Выполнять задания творческого и поискового характера. Собирать и классифицировать информацию. Оценивать ход и результат работы. Составлять сказки и рассказы с использованием математических понятий, взаимозависимостей, отношений, чисел, фигур. Сравнивать геометрические фигуры по площади. Вычислять площадь прямоугольника разными способами. Чертить окружность с использованием циркуля. Моделировать различное положение кругов на плоскости. Классифицировать геометрические фигуры. Находить долю величины или величину по ее доле. Сравнивать доли одной и той же величины. Описывать явления и события с использованием величин времени, Переводить одни единицы времени в другие. Дополнять задачи-расчеты недостающими данными. Располагать предметы на плане комнаты по описанию. Работать на вычислительной машине |
Внетабличное умножение и деление (28 ч) | ||
65-92 | Приемы умножения для случаев вида 23 * 4, 4 * 23. Приемы деления для случаев вида | Воспроизводить по памяти табл. Умножения на 0, 1, 2, 3, 4, 5. 6. 7 и соответствующие случаи деления. Применять знания таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений. Анализировать текстовую задачу, выполнять краткую запись задач разными способами, а также в табличной форме. Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами. Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действия для решения. Сравнивать задачи на увеличение числа (уменьшение) на несколько единиц и в несколько раз, приводить объяснения. Составлять план решения задачи, действовать по нему, поясняя ход решения. |
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000 | ||
Нумерация (12 ч) | ||
93-104 | Устная и письменная нумерация. Разряды счетных единиц. Натуральная последовательность трехзначных чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз. Замена трехзначного числа суммой разрядных слагаемых. Сравнение трехзначных чисел. «Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: задачи-расчёты; обозначение чисел римскими цифрами. Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: задачи-расчёты; задачи логического содержания; вычерчивание узоров; работа на вычислительной машине. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов. Контроль и учёт знаний | Читать и записывать трёхзначные числа. Сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения. Заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых. Упорядочивать заданные числа. Анализировать достигнутые результаты и недочёты, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий. Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному основанию, поискового характера: читать и записывать числа римскими цифрами; сравнивать позиционную десятичную систему счисления с римской непозиционной системой записи чисел. Читать записи, представленные римскими цифрами, на циферблатах часов, в оглавлении книг, в обозначении веков. Переводить одни единицы массы в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Сравнивать предметы по массе, упорядочивать их. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Анализировать достигнутые результаты и недочёты, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий |
Сложение и вычитание (11 ч) | ||
105-115 | Приёмы устных вычислений в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (900 + 20, 500 − 80, 120 ⋅ 7, 300 : 6 и др.) Приёмы письменных вычислений: алгоритм письменного сложения, алгоритм письменного вычитания. Виды треугольников: разносторонний, равнобедренный, равносторонний. «Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: логические задачи и задачи повышенного уровня сложности. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху». Работа в паре по тесту «Верно? Неверно?» | Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приёмы устных вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Применять алгоритмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1000. Контролировать пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях. Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений. Различать треугольники по видам (разносторонние и равнобедренные, а среди равнобедренных — равносторонние) и называть их. Выполнять задания творческого и поискового характера; применять знания и способы действий в изменённых условиях. Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения одноклассника |
Умножение и деление (16 ч) | ||
116-131 | Приемы устного умножения и деления. Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: применение знаний в изменённых условиях. Виды треугольников: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Приём письменного умножения на однозначное число. Приём письменного деления на однозначное число. Проверка деления умножением Способы проверки правильности вычислений. Знакомство с калькулятором. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | Использовать различные приёмы для устных вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Выполнять задания творческого и поискового характера; применять знания и способы действий в изменённых условиях. Различать треугольники: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Находить их в более сложных фигурах. Применять алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия. Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений, проводить проверку правильности вычислений с использованием калькулятора. |
Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 3 классе» (5 ч). Проверка знаний | ||
132-136 | Повторение и обобщение знаний. | |
Резерв (4 ч) | ||
137-140 | Повторение и обобщение изученного материала | |
ВСЕГО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ: 140 ч |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата | Тема урока |
Учебник, часть 1 | ||
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100. Сложение и вычитание (продолжение) (8 ч) | ||
1 | Повторение: сложение и вычитание, устные приёмы сложения и вычитания. | |
2 | Письменные приёмы сложения и вычитания. Работа над задачей в 2 действия. | |
3 | Решение уравнений способом подбора неизвестного. Буквенные выражения. | |
4 | Решение уравнений. | |
5 | Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым. | |
6 | Решение уравнений с неизвестным вычитаемым. | |
7 | Обозначение геометрических фигур буквами. | |
8 | Что узнали. Чему научились. Проверим себя и оценим свои достижения. | |
Табличное умножение и деление (продолжение) (28 ч) | ||
9 | Конкретный смысл умножения и деления. | |
10 | Связь умножения и деления. | |
11 | Чётные и нечётные числа. Таблица умножения и деления с числом 2. | |
12 | Таблица умножения и деления с числом 3. | |
13 | Связь между величинами: цена, количество, стоимость. Решение задач. | |
14 | Связь между величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов. | |
15 | Порядок выполнения действий в числовых выражениях. | |
16 | Порядок выполнения действий в числовых выражениях. | |
17 | Связь между величинами: расход ткани на одну вещь, количество вещей, расход ткани на все вещи. | |
18 | Что узнали. Чему научились. Проверим себя и оценим свои достижения. | |
19 | Таблица умножения и деления с числом 4. | |
20 | Закрепление. Таблица Пифагора. | |
21 | Задачи на увеличение числа в несколько раз. | |
22 | Задачи на увеличение числа в несколько раз. | |
23 | Задачи на уменьшение числа в несколько раз. | |
24 | Задачи на уменьшение числа в несколько раз. | |
25 | Таблица умножения и деления с числом 5. | |
26 | Задачи на кратное сравнение чисел. Кратное сравнение чисел. | |
27 | Задачи на кратное сравнение чисел. Кратное сравнение чисел. | |
28 | Задачи на кратное и разностное сравнение чисел. | |
29 | Таблица умножения и деления с числом 6. | |
30 | Таблица умножения и деления с числом 6. | |
31 | Задачи на нахождение четвёртого пропорционального. | |
32 | Задачи на нахождение четвёртого пропорционального. | |
33 | Таблица умножения и деления с числом 7. | |
34 | Что узнали. Чему научились. | |
35 | Что узнали. Чему научились. | |
36 | Контроль и учёт знаний. | |
Табличное умножение и деление (28 ч) | ||
37 | Площадь. Способы сравнения фигур по площади. | |
38 | Единица площади — квадратный сантиметр. | |
39 | Площадь прямоугольника. | |
40 | Таблица умножения и деления с числом 8. | |
41 | Таблица умножения и деления с числом 8. | |
42 | Таблица умножения и деления с числом 8. | |
43 | Таблица умножения и деления с числом 9. | |
44 | Единица площади — квадратный дециметр. | |
45 | Сводная таблица умножения. | |
46 | Решение задач. | |
47 | Единица площади — квадратный метр. | |
48 | Единица площади — квадратный метр. | |
49 | Что узнали. Чему научились. | |
50 | Что узнали. Чему научились. Проверим себя и оценим свои достижения. | |
51 | Умножение на 1. | |
52 | Умножение на 0. | |
53 | Деление вида а : а, 0 : а. | |
54 | Деление вида а : а, 0 : а. | |
55 | Задачи в 3 действия. | |
56 | Доли. Образование и сравнение долей. | |
57 | Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр). | |
58 | Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр). | |
59 | Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле. | |
60 | Единицы времени — год, месяц, сутки. | |
61 | Единицы времени — год, месяц, сутки. | |
62 | Что узнали. Чему научились. | |
63 | Что узнали. Чему научились. | |
64 | Контроль и учет знаний. | |
Внетабличное умножение и деление (28 ч) | ||
65 | Приёмы умножения и деления для случаев вида 20 · 3, 3 · 20, 60 : 3. | |
66 | Приём деления для случаев вида 80 : 20 | |
67 | Умножение суммы на число. | |
68 | Решение задач несколькими способами. | |
69 | Приёмы умножения для случаев вида 23 · 4, 4 · 23. | |
70 | Приёмы умножения для случаев вида 23 · 4, 4 · 23. | |
71 | Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального. | |
72 | Выражение с двумя переменными. | |
73 | Деление суммы на число. | |
74 | Деление суммы на число. | |
75 | Деление суммы на число. | |
76 | Связь между числами при делении. | |
77 | Проверка деления умножением. | |
78 | Приём деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22. | |
79 | Проверка умножения с помощью деления. | |
80 | Решение уравнений на основе связи между результатами и компонентами умножения и деления. | |
81 | Решение уравнений на основе связи между результатами и компонентами умножения и деления. | |
82 | Что узнали. Чему научились. | |
83 | Деление с остатком. | |
84 | Деление с остатком. | |
85 | Приёмы нахождения частного и остатка. | |
86 | Приёмы нахождения частного и остатка. | |
87 | Приёмы нахождения частного и остатка. | |
88 | Деление меньшего числа на большее. | |
89 | Проверка деления с остатком. | |
90 | Что узнали. Чему научились. | |
91 | Что узнали. Чему научились. Ознакомление с проектом «Задачи-расчёты». | |
92 | Что узнали. Чему научились. Проверим себя и оценим свои достижения. | |
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1 000 Нумерация (12 ч) | ||
93 | Устная нумерация. | |
94 | Письменная нумерация. | |
95 | Разряды счётных единиц. | |
96 | Натуральная последовательность трёхзначных чисел. | |
97 | Увеличение (уменьшение) числа в 10, в 100 раз. | |
98 | Замена числа суммой разрядных слагаемых. | |
99 | Сложение (вычитание) на основе десятичного состава трёхзначных чисел. | |
100 | Сравнение трёхзначных чисел. | |
101 | Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе. | |
102 | Единицы массы — килограмм, грамм. | |
103 | Что узнали. Чему научились. Проверим себя и оценим свои достижения. | |
104 | Контроль и учёт знаний. | |
Сложение и вычитание (11 ч) | ||
105 | Приёмы устных вычислений. | |
106 | Приёмы устных вычислений. | |
107 | Приёмы устных вычислений. | |
108 | Разные способы вычислений. Проверка вычислений. | |
109 | Приёмы письменных вычислений. | |
110 | Алгоритм письменного сложения. | |
111 | Алгоритм письменного вычитания. | |
112 | Виды треугольников (по соотношению сторон). | |
113 | Виды треугольников (по соотношению сторон). | |
114 | Что узнали. Чему научились. | |
115 | Что узнали. Чему научились. Проверим себя и оценим свои достижения. | |
Умножение и деление (16 ч) | ||
116 | Приёмы устных вычислений. | |
117 | Приёмы устных вычислений. | |
118 | Приёмы устных вычислений. | |
119 | Виды треугольников по видам углов. | |
120 | Виды треугольников по видам углов. | |
121 | Приём письменного умножения на однозначное число. | |
122 | Приём письменного умножения на однозначное число. | |
123 | Приём письменного умножения на однозначное число. | |
124 | Приём письменного умножения на однозначное число. | |
125 | Приём письменного деления на однозначное число. | |
126 | Приём письменного деления на однозначное число. | |
127 | Проверка деления умножением. Закрепление. | |
128 | Проверка деления умножением. Закрепление. | |
129 | Знакомство с калькулятором. | |
130 | Что узнали. Чему научились. | |
131 | Что узнали. Чему научились. | |
Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 3 классе» (5 ч). Проверка знаний | ||
132 | Контроль и учёт знаний. | |
133 | Итоговое повторение. | |
134 | Итоговое повторение. | |
135 | Итоговое повторение. | |
136 | Итоговое повторение. | |
Резерв (4 ч) | ||
137 | Повторение и обобщение изученного материала | |
138 | Повторение и обобщение изученного материала | |
139 | Повторение и обобщение изученного материала | |
140 | Повторение и обобщение изученного материала | |
ВСЕГО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ: 140 ч |
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
1. Волкова С.И. Математика. Методические рекомендации. 3 класс. – М.: Просвещение, 2014
2.Волкова С.И. Математика. Проверочные работы. 3 класс. – М.: Просвещение, 2015
3.Волкова С.И. Математика. Контрольные работы. 1-4 класс. – М.: Просвещение, 2014
Тема | № урока | Стр.Пособие |
Проверим себя и оценим свои достижения по теме «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание» | 8 | С.67 (1) |
Проверим себя и оценим свои достижения по теме «Умножение и деление» | 18 | С.10-11 (2) |
Контроль и учёт знаний | 36 | С.37-38 (3) |
Проверим себя и оценим свои достижения (тест) по теме «Умножение и деление» | 50 | С.30-31 (2) |
Контрольная работа за первое полугодие | 64 | С.101 (1) |
Проверим себя и оценим свои достижения по теме «Умножение и деление» | 92 | С. 44-46 (3) |
Проверим себя и оценим свои достижения (тест) по теме «Числа от1 до 1000. Нумерация» | 103 | С. 70-71 (2) |
Контроль и учёт знаний | 104 | С.134 (1) |
Проверим себя и оценим свои достижения по теме «Сложение и вычитание» | 115 | С.136-137 (1) |
Итоговая контрольная работа за 3 класс | 132 | С. 51-52 (3) |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п/п | Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения | Количество |
| ||
1.1 | Моро М.И., Волкова С. И., Степанова С.В. Математика. Учебник 3 класс. В 2ч. Ч.1, 2012 Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Учебник 3 класс. В 2ч. Ч.2, 2012 | К |
1.2 | Волкова С.И. Математика. Контрольные работы. 1-4 класс. – М. : Просвещение, 2014 | Д |
1.3 | Волкова С.И., С.В. Степанова, М. А. Бантова, Г. В Бельтюкова. Методические рекомендации. 3 класс: пособие для общеобразоват. организаций.– М.: Просвещение, 2014 | Д |
1.4 | Моро М. И. и др. 1—4 классы. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России», 2014г. | Д |
2.Печатные пособия | ||
2.1 | Набор предметных картинок. | Д |
2.2 | Компоненты сложения | |
2.3 | Компоненты вычитания | |
2.4 | Компоненты умножения | |
2.5 | Компоненты деления | |
2.6 | Законы сложения | |
2.7 | Законы умножения | |
3.Компьютерные и информационно - коммуникационные средства | ||
3.1 | Электронное приложение к учебнику «Математика», 3 класс (CD-ROM), авторы С. И. Волкова, М. К. Антошин, Н. В. Сафонова | Д |
Оборудование класса в соответствии с паспортом кабинета.
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
№ п\п | Класс | Дата и тема по рабочей учебной программе | Дата и тема с учетом корректировки | Причина корректировки | Форма корректировки | Согласование с курирующим заместителем директора |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АООП 2 вариант математика 2 класс
Пояснительная запискаДанная адаптированная образовательная программа разработана для реализации в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа ...
Индивидуальная рабочая программа Предмет : Адаптивная физкультура Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7
Рабочая программаПредмет: адаптивная физкультурадля обучающегося с интеллектуальными нарушениями (с ТМНР)...
Индивидуальная рабочая программа Предмет: Альтернативное чтение Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7
Индивидуальная рабочая программа Предмет: Альтернативное чтениеВид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7...
Индивидуальная рабочая программа Предмет: Графика и письмо Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7
Предмет: Графика и письмоВид программы: АООП УО (ИН) ТМНР вариант 2Класс: 7...
Индивидуальная рабочая программа Предмет: Музыка и движение Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7
Индивидуальная рабочая программа Предмет: Музыка и движениеВид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7...
АООП НОО по математике 1 класс
Адаптированная программа по математике...
Календарно-тематическое планирование по программе АООП в 1 доп классе:«Математика»«Русский язык»«Чтение»«Речевая практика»«Мир природы и человека» «Социально-бытовая ориентировка»«Ручной труд»
Календарно-тематическое планирование по программе АООП в 1 доп классе:«Математика»«Русский язык»«Чтение»«Речевая практика»«Мир природы и чело...