Использование приёмов технологии критического мышления в рамках обучения смысловому чтению на уроках математики .
статья по математике (3 класс)
Данная статья включает материал использование приёмов технологии критического мышления в рамках обучения смысловому чтению на уроках математики .
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование приёмов технологии критического мышления в рамках обучения смысловому чтению на уроках математики .
«Читать и не понимать- то же, что совсем не читать…»
Ян Амос Каменский
Умение работать с текстом – основа интеллектуальных умений человека.
Для формирования позитивного отношения к чтению, а также способности осознавать прочитанное, необходимы определённые педагогические условия. Каждому учителю хочется, чтобы его уроки оставляли след в сознании ученика, были нацелены на продвижение ребёнка в умственном, эмоциональном, эстетическом и речевом развитии. Поэтому многие педагоги стараются использовать передовые технологии: нестандартные приёмы, которые помогают развивать интерес к чтению, находить ответы на возникающие вопросы.
«Наука – дело нелёгкое. Наука пригодна лишь для сильных умов» , - сказал французский философ Мишель де Монтень. Но как научить своих учеников мыслить самостоятельно? В данной ситуации единственно правильным решением будет предоставление ребёнку возможности самому искать ответ , научить мыслить более эффективно, потому что как и другие качества, мышление можно развивать.
По распространённому мнению математика считается царицей наук , однако трудности в изучении данного предмета знакомы многим детям. Как же увлечь ребёнка математикой ? В данном случае актуально использование технологии критического мышления , как средства формировании навыков работы с текстом в рамках обучения смысловому чтению.
Почему именно технология развития критического мышления (ТРКМ)? Дело в том, что ученик, способный мыслить критически, чувствует уверенность в работе с разными типами информации, эффективно использует имеющиеся ресурсы, владеет активными способами чтения.
Объектом нашего исследования является читательская деятельность учащихся начальных классов, а предметом – методы и приемы ТРКМ, обеспечивающие развитие навыков читательской деятельности учащихся.
Урок построенный по данной технологии содержит три фазы, каждая из которых имеет свои задачи:
Технологические этапы |
2 фаза Реализация смысла Задачи: Помочь активно воспринимать изучаемый материал и соотнести старые знания с новыми |
1 фаза Вызов Задачи: Пробуждение имеющихся знаний и интереса к получению новой информации; помочь учащимся самим определить направление в изучении темы |
3 фаза Рефлексия Задачи: Помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал и самостоятельно определить направления дальнейшем изучении материала |
На каждой стадии урока важны определенные приемы работы, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность.
На фазе вызова это: рассказ- предположение по ключевым словам, по заголовку; графическая систематизация материала (кластеры и таблицы), верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки, инсерт, рассматривание иллюстраций. Информация, полученная в ходе совместной работы, выслушивается, записывается, обсуждается.
Стадия осмысления направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Этому способствуют методы активного чтения (стратегия «Чтение с остановками»), прием «Дерево предсказаний», поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.
В работе с вопросами целесообразно опираться на классификацию американского психолога Бенджамина Блума в которой выделяется шесть типов вопросов:
- Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.
- Уточняющие вопросы. Обычно они начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что ….?», «Если я правильно понял, то ..?». Такие вопросы нужны для предоставления собеседнику обратной связи относительно того что он только что сказал.
- Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». Они направлены на установление причинно—следственных связей.
- Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. «Что бы изменилось …., если бы….?», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?»
- Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что—то хорошо, а что—то плохо?», «Чем один объект отличается от другого?»
- Практические вопросы. Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой «Как бы ты поступил ?»
Такая классификация помогает научить детей самостоятельно предлагать и задавать вопросы к тексту. Учащиеся могут формулировать и записывать вопросы на любом этапе работы в парах, группах или индивидуально.
На стадии рефлексии представляются важными не только логические умозаключения, но и эмоциональные переживания. Возможно использование как устных, так и письменных приемов проведения рефлексии.
Задания следует варьировать . исходя из индивидуальных особенностей класса :
Игра «Правда-ложь»
Определи истинные и ложные высказывания, исправь ошибки.
«Я великий Знайка и никогда не допускаю ошибок! Для записи чисел в математике используются римские цифры. Это 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10. Самое большое трёхзначное число – 998, а наименьшее двузначное – 99. Произведении 16 и 8 можно записать так – 16:8. Результат такого действия в математике называют делимым. Чтобы найти неизвестное делимое, нужно частное умножить на делитель. Для того, чтобы сделать вычисления более рациональными, можно использовать запись в строчку. А ты знаешь математику так же хорошо, как и я?».
Задания «на дополнение информации»:
1) заполнение пропусков в тексте предложениями/несколькими словами/одним словом/формулой.
Например:
Квадрат – это _________________ , у которого все стороны _______________. Периметр квадрата вычисляется по формуле____________ или __________________. S=a·b – это_________________________________ .
2) дополнение (завершение) предложений/доказательств.
Например:
Продолжи высказывание:
1. Если из суммы вычесть первое слагаемое, то _________________________.
2. Чтобы найти делимое, нужно_______________________________________.
3. Если к разности прибавить вычитаемое , то __________________________.
4. Чтобы найти неизвестный множитель, нужно_______________________. И т. д.
Задания «на перенос информации»: заполнение или дополнение таблиц/схем на основе прочитанного;
Например:
Заполни таблицу « Виды треугольников».
Виды треугольников | Главный отличительный признак. | Графическая модель |
Остроугольные | ||
Тупоугольные | ||
Прямоугольные | ||
Разносторонние | ||
Равносторонние | ||
Равнобедренные |
Задания «на восстановление деформированного текста»:
1) «собери» правило, алгоритм.
Например:
Восстанови последовательность алгоритма умножения трёхзначного числа на однозначное . Пронумеруй этапы верно :
№ | Этап |
Результат записываю под единицами. | |
Умножаю сотни. | |
Результат записываю под десятками. | |
Умножаю единицы. | |
Записываю первый и второй множители . | |
Умножаю десятки. | |
Результат записываю под сотнями. |
2) «найди ошибку».
Например:
Треугольник – это геометрическая фигура, которая имеет три стороны, три вершины и четыре угла.
Исследование по отдельным вопросам «Дневник исследователя»
Последнее задание вызывает особый интерес у учащихся, поэтому можно предложить подборку текстов, содержащих математические данные :
Например:
Задание 1 : Сформулируй к тексту вопросы , используя имеющиеся в тексте числовые данные. Ответь на предложенные вопросы.
Птицы
В 20 веке было обнаружено несколько пар альбатросов, считавшихся истребленными. Они живут на уединенном островке примерно в 700 километрах южнее Токио. В 1955 году на острове жило 27 пар птиц. Это уникальное место стали строго охранять. Через 5 лет там стало уже 50 пар.
Альбатросы гнездятся не ежегодно. Зато живут очень долго, до 80 лет. Самый крупный альбатрос- королевский. Размах крыльев от кончика до кончика составляет 4 метра. Масса такой птицы – 11кг.
Странствующий альбатрос в длину 1м 17см , а весит 9кг. За кормом для птенца родители пролетают до 200 километров от гнезда. Вообще альбатросы летают не выше 20 метров над водой, а в день птица может пролететь 1000км.
Дневник исследователя :_(ФИО учащегося)__________________________
1.Век обнаружения редких альбатросов?_________
2. Масса королевского альбатроса________
3.На сколько масса королевского альбатроса превышает массу странствующего?________
4. Год, в котором на острове жило 50 пар птиц______
5. Высота полёта альбатроса__________
6.На сколько увеличилось количество пар за 5 лет на острове?_____________
7. Длина одного крыла королевского альбатроса_____________
8. Продолжительность жизни альбатроса___________
9. Расстояние , которое пролетает птица за день___________
10. Какое расстояние от Токио до острова альбатросов______
11. Продолжительность жизни птицы_____
Задание 2 : Сформулируй к тексту вопросы , используя имеющиеся в тексте числовые данные. Ответь на предложенные вопросы.
Московский кремль
Московский кремль построен в 15 веке. Его строительство планировали вести 15 лет, но построили всего за 13 лет . Работы начали в 1482 году, закончили в 1495 году. Протяжённость стен Кремля более 2 тысяч км. Самая малая высота стены составляет 5 м, а наибольшая – 19м. Толщина стен колеблется от 3м до 7м. Количество ворот -4, башен – 20.
Самая высокая Троицкая башня – высотой 80м. Спасскую башню возвели за 4 года до окончания строительства кремля. Высота башни со звездой – 71м, а без звезды – 67м.
Куранты Спасской башни установили в 19 веке. Диаметр циферблата 6м , высота цифр – 70см . Длина часовой стрелки – 3м, а общий вес часов – 25 тонн. В 15, 30 и 45 минут каждого часа происходит перезвон. Механизм приводится в действие тремя гирями в 160, 180 и 220 килограммов. Точность хода обеспечивает 32-килограммовый маятник.
Дневник исследователя :_(ФИО учащегося)___________________________
Год окончания строительства кремля;_______________
Наибольшая высота стен;______________
Разница между самой высокой и низкой стеной ______________
На сколько лет рабочие опередили график строительства?;_______
Высота Троицкой башни;______
Высота Спасской башни;_____________
Высота обеих башен;__________
Наибольшая толщина стен в сантиметрах____________
Высота звезды на Спасской башни;_____________
Масса курантов;__________
Масса всех гирь курантов________
Длина минутной и часовой стрелок часов_________
Разница между весом самих часов и маятником____________
Задание 3 : Прочитай внимательно текст. Сформулируй к нему вопросы, на которые ты можешь ответить, используя имеющиеся в тексте числовые данные. Ответь на эти вопросы.
«Удивительные животные»
Зверь – это не только тигр, но и безобидный хомячок, не только волк, но и коза. Все они относятся к классу млекопитающих. Всего известно четыре тысячи биологических видов млекопитающих. Животные этого класса весьма разнообразны по своему внешнему виду, повадкам, образу жизни. К классу млекопитающих относится крупнейшее из всех ныне живущих животных – синий кит. Его длина 33м, а масса – 150 тонн. Пасть у синего кита огромна. Кажется, что он может кого угодно проглотить. На самом же деле – это безобидное животное. Синие киты питаются крошечными рачками планктона.
Синий кит в 30 раз тяжелее самого крупного животного суши – африканского слона, в 50 раз тяжелее другого сухопутного великана – африканского носорога. Рост африканского слона достигает 4м. Носороги рядом со слоном кажутся низкорослыми: их рост около 2м. Эти огромные животные питаются травой и листьями».
Одним из самых маленьких млекопитающих на земле является карликовый хомячок, который живет в Мексике. Он весит примерно 6г. Самыми маленькими обезьянами являются карликовые игрунки, обитающие в лесах Амазонки. Они весят не более 96г.
Дневник исследователя :_(ФИО учащегося)___________________________
1.Сколько биологических видов млекопитающих?_________
2. Масса крупнейшего обитателя моря________
3. Масса самого маленького млекопитающего________
4. Во сколько раз носорог ниже слона?______
5. Какова масса африканского слона?__________
6. Сколько весит носорог?_____________
7. На сколько килограммов слон тяжелее носорога?_____________
8. Масса мексиканского хомячка слона___________
9. Сколько хомячков могут уравновесить одну карликовую обезьянку?_______
Задание 4 : Сформулируй к тексту вопросы, на которые ты можешь ответить, используя имеющиеся в тексте числовые данные. Ответь на предложенные вопросы.
Александрийский маяк.
Александрийский маяк является одним из семи чудес света. Его строительство планировали вести 20 лет, но построили всего за 5 лет . Работы закончили в 283 году до нашей эры.
Маяк был построен на маленьком острове Фарос в Средиземном море около берегов египетского города Александрии. Современный девятиэтажный дом имеет высоту 30 метров. Общая высота маяка в 4 раза превышала его высоту . Основание маяка имело мощный фундамент .
Маяк состоял из трех мраморных башен. Нижняя башня составляла половину от общей высоты маяка. Здесь жили рабочие и солдаты. Средняя восьмиугольная башня достигала высоты в 40 метров. Верхняя часть маяка была увенчана фигурой Посейдона.
Маяк имел не только архитектурную, но и практическую ценность. Он обеспечивал безопасность мореплавания в прибрежных водах. В 365 году античный исполин был разрушен сильнейшим в истории Египта землетрясением, но даже в сильно разрушенном виде высота маяка составляла около 30 метров. В таком состоянии маяк простоял до 14 века, но после очередного землетрясения он был разобран на камни».
Дневник исследователя :_(ФИО учащегося)__________________________
- Год окончания строительства маяка;_______________
- Год разрушения маяка;____________________
- Общая высота маяка;______________
- На сколько лет рабочие опередили график строительства?;_______
- Высота нижней башни;______
- Высота нижней и средней башен;__________
- Высота верхней башни;_____________
- Высота маяка после разрушения;__________
- На сколько метров уменьшилась высота маяка после землетрясения?________
- В каком веке маяк разобрали на камни?_________
Использование таких заданий позволяет детям четче формулировать свои мысли, лучше запоминать изученное, осуществлять непосредственную связь с уроками окружающего мира. На всех стадиях целесообразно использовать как индивидуальные, так и групповые формы работы, а в течение урока обязательно поощрять работу каждого ребенка, выслушивая по- возможности всех, обращая внимание на личные мнения детей.
В целом, использование технологии развития критического мышления способствует изменению отношения учащихся к чтению математических текстов; повышению познавательной активности и более глубокому пониманию прочитанного; развитию положительного отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера; заинтересованности учащихся в дальнейшей деятельности, способности анализировать результаты самостоятельно определить направления дальнейшем изучении материала .
Умение работать с текстом – основа интеллектуальных умений человека.
Начальная школа призвана внести существенный вклад в процесс формирования основ читательской самостоятельности младшего школьника, так как именно в этот период происходит становление ученика – читателя.
1. Соболева О. В. Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст – М. 2012.
2. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. - № 6
3.Загашев И.О. Критическое мышление: технология развития. -СПб: Альянс –Дельта,2003 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-424516-1395899497.jpg)
Использование приёмов развития критического мышления на уроках литературного чтения.
В сатье кратко описаны некоторые формы работы, применяемые учителем на уроках литературного чтения с целью развития критического мышления....
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/18/picture-939890-1503062673.jpg)
Публикация на тему: "Использование приёмов технологии критического мышления посредством чтения для младших школьников с ОВЗ"
Использование приёмов технологии критического мышления посредством чтения для младших школьников с ОВЗ....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/07/picture-1055135-1536334176.jpg)
Мастер-класс: «Формирование читательской грамотности с применением приёмов технологии критического мышления на уроках литературного чтения»
Цель: совершенствование методического мастерства педагогов по развитию критического мышления....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/07/picture-838563-1549491245.jpg)
Методическая разработка мастер-класса «Использование приёмов технологии критического мышленияв проведении классного часа нравственной направленности»
Тема классного часа: «Жизнь дана на добрые дела!» Направление: нравственность. Цель: расширить представления учащихся о значимости добра. Задачи: • раскрытие сущности взаимосвязи добр...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/12/picture-363018-1468319786.jpg)
Приём технологии критического мышления как средство развития функциональной грамотности на уроках в начальной школе
Прием технологии критического мышления "корзина идей" позволяет:быстро подготовить ребят к восприятию нового материала;научить видеть ошибки и исправлять их самостоятельно;научить видеть ...
Мастер-класс «ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ математики»
Мастер-класс "Приёмы обучения смысловому чтению на уроках математики" рассказывает как приучить ребенка внимательно читать, разбирать математические тексты. Показаны виды работы над задачей....
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/24/picture-898560-1521885376.jpg)
Формирование читательской грамотности через использование приёмов технологии критического мышления
Мухина Е.Н., учитель английского языка ГБОУ средней школы №21 им. Э.П. Шаффе.Формирование читательской грамотности через использование приёмов технологии критического мышленияВ новых условиях це...