Мастер-класс «ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ математики»
методическая разработка
Мастер-класс "Приёмы обучения смысловому чтению на уроках математики" рассказывает как приучить ребенка внимательно читать, разбирать математические тексты. Показаны виды работы над задачей. Доступность каждого этапа работы. Ма сстер-класс показывает, какие приемы смыслового чтения можно применять на уроках математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masterklass_priyomy_obucheniya_smyslovomu_chteniyu_na_urokah_matematiki.docx | 197.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ математики»
1. Организационный момент, положительная мотивация.
- Уважаемые коллеги, давайте начнём наш мастер-класс с приёма «Поздоровайся глазами».
- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.
- Прочитайте слова Льва Дмитриевича Кудрявцева и сформулируйте тему мастер-класса.
«Результат обучения оценивается не количеством сообщённой информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию».
2. Выяснение целей, ожиданий и опасений слушателей мастер-класса
-Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать Метод «Фруктовый сад»
- Уважаемые коллеги, предлагаю на яблоках записать свои ожидания от мастер-класса, а на лимонах – опасения.
- Зачитайте вслух свои ответы. (По желанию).
3. Постановка задач мастер-класса
- Определите задачи. Сегодня в конце мастер-класса Вы сможете:
- Объяснить…, что такое смысловое чтение;
- Видеть… возможности применения активных методов и приёмов по формированию смыслового чтения на своих уроках.
3. Актуализация приём «Верю, не верю»
- Верите ли вы, что смысловое чтение является важнейшим компонентом читательской компетентности?
- Верите ли вы, что с помощью приемов технологии критического мышления можно сформировать навыки смыслового чтения?
- Сегодня на мастер-классе я бы хотела остановиться только на некоторых методических приемах, которые работают наиболее успешно, формируют УУД, развивают мышление, учат эффективно работать с информацией на уроках математики.
- Итак, определимся с понятием «смысловое чтение». Для этого применим метод «Инфо-угадай-ка».
- Работаем в группах. Возьмите листы бумаги, на которых записано название этого метода. Тема «Смысловое чтение». Листок разделён на сектора.
Сектор 1 – «Понятие».
- Подумайте в группе и попробуйте назвать ключевые моменты к этому разделу. (Ответы педагогов)
Смысловое чтение – это вид чтения, которое направлено на понимание читающим смыслового содержания текста.
Секторы 2 и 3. – «Цели и задачи»
- Попробуйте сформулировать цели и задачи формирования смыслового чтения.
Цель смыслового чтения – максимально точное и полное понимание содержания текста, всех деталей и практического осмысления извлеченной информации.
Задачи: Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать .
Сектор 4 – «Учебные предметы».
-На каких учебных предметах можно формировать смысловое чтение? (Ответы педагогов)
Сектор 5 – «Приёмы смыслового чтения» вы будете заполнять по ходу мастер-класса.
Хочется отметить, что навык смыслового чтения не зря относится к метапредметным результатам обучения и входит в состав универсальных учебных действий. Он может и должен формироваться и при обучении всем школьным предметам, в частности математике.
Предлагаем продолжить работу в группах. Выполните задание 1.
Поспорь с Незнайкой, который рассказал о себе следующее: «Я хорошо знаю математику! Я выучил таблицу умножения, умею складывать, вычитать и делить. Я знаю, что самое большое двузначное число 100 можно разделит без остатка на 2, 3, 4 и 5. Я умею проверять, правильно ли я выполнил действия, и находить ошибки. Например, чтобы проверить, действительно ли 4:2=2, нужно к частному 2 прибавить делитель 2, 2+2=4 – мы получили делимое. Значит, деление выполнено верно. Если требуется двузначное число умножить на однозначное, то я могу сделать это легко, заменив произведение суммой одинаковых слагаемых. Например, 28·3=28+28+28=83 (84). А ты знаешь математику так же хорошо, как и я?
(Ответы групп)
Задание может быть предложено в 5 классе на уроке повторения и закрепления знаний по теме «Натуральные числа». Достаточно большой текст задания затрудняет его восприятие на слух. Поэтому для организации эффективной работы над заданием необходимо сделать так, чтобы текст был у учеников перед глазами. Они должны найти все ошибки, допущенные Незнайкой. Некоторые из этих ошибок лежат на поверхности, например, 100 – это не двузначное число, а трёхзначное число.
Другие ошибки требуют внимательного прочтения текста, вдумчивого и критичного отношения к его содержанию, тщательной проверки имеющейся в тексте информации. Например, необходимо проверить, действительно ли 100 делится на все перечисленные однозначные числа без остатка. Выполняя деление методом подбора, школьники установят, что 100 не делится на 3 без остатка. 33·3=99, 99<100, 34·3=102>100.
Другие ошибки требуют ещё более тщательного анализа текста, так как они скрыты под правильными рассуждениями. Так в случае проверки результата деления 4 на 2 Незнайка выполнил сложение 2+2, результат которого действительно равен 4. Однако проверять деление путём прибавления к частному делителя нельзя.
При вычислении произведения 28·3 Незнайка абсолютно правильно заменил его суммой трёх одинаковых слагаемых 28, однако посчитано значение этой суммы неверно.
Работа с таким текстом формирует умение соотносить информацию, содержащуюся в нём, со своими знаниями и оценивать её, анализируя и сопоставляя с имеющимися знаниями. Кроме того, это задание способствует формированию навыков выполнения проверки и контроля, развитию внимания, воспитанию тщательности в выполнении работы. Содержание задания позволяет повторить определение умножения, закрепить навык вычисления произведения с помощью замены его суммой одинаковых слагаемых, проверить сформированность навыка выполнения внетабличного деления способом подбора.
Выполните следующее задание. Работаем индивидуально с карточкой 2.
Прочитай внимательно текст про Александрийский маяк. Сформулируй к нему вопросы, на которые ты можешь ответить, используя имеющиеся в тексте числовые данные. Ответь на эти вопросы.
Александрийский маяк
Александрийский маяк является одним из семи чудес света. Его построили всего за 5 лет. Строительство было закончено в 283 г. до нашей эры. Маяк явил собой невероятное торжество технической мысли, поэтому всего 4 года спустя после завершения строительства он был причислен к чудесам света.
Маяк был построен на маленьком острове Фарос в Средиземном море около берегов египетского города Александрии. Общая высота маяка равна высоте небоскрёба из 46 этажей, если высота каждого этажа 3 м. Основание маяка имело мощный фундамент из гранита в форме квадрата со стороной 180 м.
Маяк состоял из трёх мраморных башен. Нижняя башня представляла собой параллелепипед с квадратной основой. Сторона этого квадрата 30 м. Высота нижней башни составляла половину от общей высоты маяка. Плоская крыша нижней башни служила основанием средней части – 40-метровой башни. Верхняя часть маяка была сооружена в форме колоннады. 8 колонн несли купол, увенчанный 8-метровой фигурой Посейдона.
Маяк имел не только архитектурную, но и практическую ценность. Он обеспечивал безопасность мореплавания в прибрежных водах. В 365 г. античный исполин был разрушен сильнейшим в истории Египта землетрясением, когда часть города ушла под воду и в одночасье погибло 50 тысяч жителей Александрии. Но даже в сильно разрушенном виде высота маяка составляла около 30 м, являясь хорошим ориентиром на равнинном александрийском берегу. В таком виде маяк простоял до 14 века, когда после очередного землетрясения он был разобран на камни.
Ответы. Дополните и уточните отчёты друг друга.
Год начала строительства маяка? | 283 – 5 = 278 г. |
Год, в который маяк причислили к чудесам света? | 283 + 4 = 287 г. |
Общая высота маяка? | 46 • 3 = 138 м |
Площадь фундамента маяка? | 180 • 180 = 32400м2 |
Площадь основания нижней башни? | 30 • 30 = 900м2 |
Высота нижней башни? | 138 : 2 = 69м |
Высота колоннады с куполом? | 69 – 40 = 29м |
Количество лет, которые прослужил маяк до того, как был разрушен землетрясением? | 283г. до н.э. + 365г. н.э. = 648 лет |
Количество веков, которые маяк простоял в разрушенном виде, продолжая помогать мореплавателям? | 14век – 365г. (4век) = 10 веков |
Данное задание может быть предложено на этапе отработки навыка выполнения арифметических действий с числами в концентре 1000. Задание способствует выработке умения находить нужную информацию в тексте и формулировать к нему вопросы. Оно не содержит готовых вопросов, и это требует от учеников самостоятельной постановки учебной задачи. Задание также способствует воспитанию любознательности, формированию познавательного интереса, расширению кругозора.
Приём составления вопросов к тексту является одним из основных при формировании навыка смыслового чтения.
Другим таким приёмом является приём составления сводных таблиц, позволяющий обобщить и систематизировать учебную информацию. С этой целью мы предлагаем выполнить задание 3, работая в группах.
Прочитайте текст. Представьте содержащуюся в нём информацию в табличной форме. Ответьте на вопросы и выполните задания, данные после текста.
Звери-великаны
Зверь – это не только тигр, но и безобидный хомячок, не только волк, но и коза. Все они относятся к классу млекопитающих. Всего известно четыре тысячи биологических видов млекопитающих. Животные этого класса весьма разнообразны по своему внешнему виду, повадкам, образу жизни. К классу млекопитающих относится крупнейшее из всех ныне живущих животных – синий кит. Его длина – 33 м, а масса – до 150 т. Пасть у синего кита огромна. Кажется, что он может кого угодно проглотить. На самом же деле это безобидное животное. Синие киты питаются крошечными рачками планктона. Синий кит в 30 раз тяжелее самого крупного животного суши – африканского слона, в 50 раз тяжелее другого сухопутного великана – африканского носорога. Рост африканского слона достигает 4 м. Носороги рядом со слоном кажутся низкорослыми: их рост около 2 м. Эти огромные животные питаются травой и листьями.
Вопросы и задания:
- Исполином среди млекопитающих является бурый медведь. Его масса достигает 750 кг. Во сколько раз носорог тяжелее бурого медведя? На сколько синий кит тяжелее бурого медведя?
- Одним из самых маленьких млекопитающих на земле является карликовый хомячок, который живёт в Мексике. Он весит примерно 6 г. Во сколько раз карликовый хомячок легче синего кита и носорога? Сколько хомячков уравновесят на весах бурого медведя? На сколько граммов хомячок легче слона?
- Самыми маленькими обезьянами являются карликовые игрунки, обитающие в лесах Амазонки. Они весят не более 100 г. Сравни массу такой обезьянки с массой каждого из встретившихся в тексте животных.
Название животного | Масса животного | Рост животного | Питание |
Синий кит | До 150т | 33м | Рачки планктона |
Африканский слон | 150:30=5т | 4м | Трава и листья |
Африканский носорог | 150:50=3т | 2м | |
Бурый медведь | 750кг 3000:750 = в 4 раза 150.000-750 = на 149.250кг | ||
Карликовый хомячок | 6г 150.000.000г : 6г = в 25.000.000 раз 3.000.000г : 6г = в 500.000 раз 750.000г : 6 = 125.000 хомячков 5.000.000г – 6г = на 4.999.994г | ||
Карликовый игрунок (маленькая обезьянка) | 100г |
Это задание может быть использовано при изучении арифметических действий с натуральными числами. Его выполнение способствует формированию умения выделять главное из имеющейся информации, представлять информацию в табличной форме, определять необходимое количество строк и столбцов таблицы.
В данном случае для выполнения заданий, предложенных после текста, достаточно, чтобы таблица имела 2 столбца: название животного и массу животного.
Однако для того, чтобы полно отразить информацию, имеющуюся в тексте, нужно добавить ещё 2 столбца – рост животного и чем оно питается. Количество строк в таблице будет равно количеству упомянутых в тексте животных плюс ещё одна строка, в которой будут помещены названия столбцов.
Можно предложить в качестве домашнего задания самостоятельно найти сведения о других животных и дополнить составленную в классе таблицу. Это будет способствовать формированию потребности в поиске информации, умения определять возможный источник нужной информации. Все эти качества являются необходимыми составляющими общей культуры современного человека. С помощью такого задания может быть также проверено умение учащихся применять математические знания на практике.
Кластер
Работа с текстом вносит существенный вклад в развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий, поэтому навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования и его формированию необходимо уделять должное внимание при обучении всем учебным дисциплинам в начальной школе, и не в последнюю очередь при обучении математике.
- Давайте посмотрим подтвердились ли ваши ожидания и опасения.
- Предлагаем составить синквейн.
Чтение
Смысловое, осознанное, вдумчивое
Развивает, обогащает, информирует
Смысловое чтение - неотъемлемый компонент читательской грамотности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. (методическое пособие)
Цель данного пособия - помочь учителям начальных классов организовать осмысленное чтение на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира, математики и др. В пособии приводятся п...
Презентация. ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с по...
Приёмы развития смыслового чтения на уроках математики
Слайд 1. Приемы развития смыслового чтения на уроках математики Использование стратегии смыслового чтения на уроках математики при решении текстовых задач. На современном этапе развити...
ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ на уроках литературного чтения
В данной статье представлен опыт работы по формированию смыслового чтения на уроках литературного чтения....
Использование приёмов технологии критического мышления в рамках обучения смысловому чтению на уроках математики .
Данная статья включает материал использование приёмов технологии критического мышления в рамках обучения смысловому чтению на уроках математики ....
Приёмы обучения смысловому чтению на уроках в начальной школе
В презентации раскрыт современный подход к формированию навыков смыслового чтения....
Приёмы обучения смысловому чтению на уроках русского языка
В помощь педагогам в шлолах на уроках русского языка...