Мастер-класс: «Формирование читательской грамотности с применением приёмов технологии критического мышления на уроках литературного чтения»
материал (1, 2, 3 класс) на тему
Цель: совершенствование методического мастерства педагогов по развитию критического мышления.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс: «Формирование читательской грамотности с применением приёмов технологии критического мышления на уроках литературного чтения»
Жукова Любовь Анатольевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский МО г. Ноябрьск
Цель: совершенствование методического мастерства педагогов по развитию критического мышления.
Задачи:
- расширить понятие о критическом мышлении и приемах развития критического мышления;
- показать приемы критического мышления, используемые в своей практической деятельности.
Оборудование: проектор, презентация.
Ожидаемые результаты:
- знание приемов критического мышления;
- умение осуществлять отбор наиболее приемлемых приёмов для формирования навыков критического мышления у учащихся по предмету.
Ход мастер – класса
Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада видеть вас на мастер-классе. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным и вы останетесь довольны, проведённой работой.
Я хочу поделиться своим опытом по теме «Формирование читательской грамотности с применением приёмов технологии критического мышления на уроках литературного чтения».
Начнём с первой части темы. Что же такое грамотность? Ответим на этот вопрос. Грамотность – степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека. Открывая доступ к книге, она даёт возможность пользоваться сокровищницей мысли и знания, созданной человечеством.
А что же такое читательская грамотность? Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Особенности формирования читательской грамотности
1.Овладение техникой чтения
(обучение грамоте)
2.Формирование навыка чтения: строится на
-умение правильно прочитывать слова;
-понимать смысл текста;
-выразительно читать;
-выдерживать оптимальный темп чтения.
3.Формирование читательских интересов.
Чтобы ребёнка научить понимать и находить для себя нужную информацию. На уроках каждый учитель ищет наиболее эффективные методы и технологии обучения, которые бы давали стабильный результат в освоении предмета, стимулировали учащихся к познавательной и творческой активности. Вот мы и подошли ко второй части темы.
На экране вы видите десерт (торт), изучите его форму, цвет, фактуру, вкус из жизненного опыта.
У вас на столах карточки. В своих карточках составьте список прилагательных, которые характеризуют данный десерт. (Коллеги самостоятельно создают список прилагательных).
Теперь обведите 1 слово из списка, которое лучше всего характеризует ваш характер. И объясните, почему именно это слово так точно описывает ваш характер.
(Даются объяснения).
Вы критически отнеслись к выбору того слова, которое характеризует вас? (Конечно).
Вот и детей необходимо научить относиться критически к той информации, которую они получают. Осмысливать её, «переваривать», находить дополнительную информацию, проверять источники и только потом делать выводы. На своём мастер-классе я хотела бы представить Вашему вниманию «Использование приемов критического мышления на уроках литературного чтения».
Начнём с теории. Что такое критическое мышление и какие приёмы КМ используются на уроках в начальных классах.
Но для начала я хотела бы услышать от вас, как вы считаете.
- Что такое мышление?
- Что такое критическое мышление в вашем понимании?
- Кто испытывает затруднения в модуле критического мышления?
- Используете ли вы на уроках приёмы критического мышления?
- А можно узнать какие приёмы вы используете на своих уроках?
Применять технологию можно на всех учебных предметах. КМ - это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить и применить. Критическое мышление развивается при диалоговом обучении - диалоги проходят в парах и группе - группы формируются в классе.
Критическое мышление - способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать продуманные решения.
Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий):
- этап — «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос: «Что я знаю?» по данной проблеме.
- этап — «Осмысление» (реализация осмысления). На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).
- этап — «Рефлексия» (размышление). Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме. Учащиеся самостоятельно делают выводы, приводят сравнения, анализ, соотносят новые знания с имеющимися. На этом этапе может быть составлен опорный конспект в тетради учащегося.
С теоретической частью закончили, а теперь займёмся практикой. Приведу примеры приёмов развития критического мышления на уроке литературного чтения в 3 классе при изучении произведения В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница».
1 этап - вызов.
На этапе вызова учащиеся «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу (делают предположения), высказывают свою точку зрения по поводу изучаемой темы. Все их высказывания (правильные и неправильные) фиксируются. Обмен мнениями способствует возникновению вопросов у учащихся, которые будут мотивировать их на поиск ответов и изучение нового материала.
1. Приём «Ассоциации».
Прочитайте название сказки. Поразмышляйте, бывают ли лягушки путешественниками? Как это может быть? Какие ассоциации у вас возникли, прочитав название произведения?
2. Приём «Корзина идей».
1 вариант. Напишите, что вы знаете об утках.
2 вариант. Напишите, что знаете о лягушках.
Каждый ученик вспоминает и записывает на листочках все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты). На доске прикрепляется значок корзины. Ученики называют сведения по данной теме, которые условно собираются в «корзине идей», даже если они ошибочны. Ошибки исправляются по мере освоения новой информации.
3. Приёмы «Верите ли вы…», «Верные и неверные утверждения».
Учитель предлагает детям на карточках вопросы или утверждения. Если учащиеся согласны с высказыванием, то рядом напишите знак «+», если не согласны, то пишут знак «-«.
Приём «Верите ли вы».
- Верите ли вы, что утки не стали есть лягушку, потому что она была слишком велика?
- Верите ли вы, что лягушка отправилась в путешествие с утками на юг?
- Верите ли вы, что лягушка прицепилась к прутику лапками, а утки подхватили прутик с лягушкой и полетели?
- Верите ли вы, что лягушка долетела с утками до юга?
- Верите ли вы, что лягушка отцепилась от прутика, потому что устала держаться за него?
- Верите ли вы, что лягушка упала с высоты и осталась жива?
- Верите ли вы, что лягушка любила хвастаться?
Приём «Верные и неверные утверждения».
- История с лягушкой произошла осенью.
- Лягушка пришла в восторг, когда утки рассказали ей про юг.
- Утки сами придумали, как им взять с собой лягушку на юг.
- Лягушка сама придумала путешествовать на прутике с утками.
- Лягушка отправилась в путешествие на спине одной из уток.
- Оторвавшись от прутика, лягушка бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни.
На этапе рефлексии возвращаемся к этим приёмам, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
2 этап - осмысление.
На этапе осмысления учащиеся работают с новой информацией. Дети читают (слушают) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации.
1. Приём «Тонкие и толстые вопросы».
Тонкие вопросы предполагают однозначный ответ, основанный на фактах. Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы, требующие обстоятельного, развёрнутого ответа.
Тонкие вопросы: однозначный ответ | Толстые вопросы: это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы. |
Кто…. Что… Когда .. Может… Будет.. Мог ли.. Как звали… Согласны ли вы Верно… | Дайте объяснение почему… Почему вы думаете…… Почему вы так считаете….. В чем разница… Предположите, что будет… Что, если.. |
Примеры «Тонких и толстых вопросов» при работе над сказкой В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница».
Тонкие вопросы: однозначный ответ | Толстые вопросы: это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы. |
1.Где сидела лягушка? 2.С кем путешествовала лягушка? 3.Куда отправилась лягушка-путешественница с утками? 4.Чем лягушка прицепилась к прутику? 5.Куда упала путешественница? | 1.Почему лягушка решила отправиться в дальние края? 2.Как чувствовала себя лягушка во время путешествия? 3.Почему лягушка просила лететь уток пониже? 4.Почему не состоялось путешествие лягушки? 5.Могло ли путешествие лягушки закончиться удачно? |
2. Приём «Ромашка вопросов».
Класс можно разделить на шесть групп. Вопросы к тексту записываются на лепестках ромашки. Выделяется шесть типов вопросов:
1 лепесток - простые вопросы. Отвечая на них, нужно называть какие-то факты, вспомнить и воспроизвести информацию.
2 лепесток - объясняющие вопросы. Обычно объясняющие вопросы начинаются со слов: «Почему».
3 лепесток - уточняющие вопросы. Эти вопросы начинаются со слов « Верно ли, что…», «Если я правильно понял, то.»..
4 лепесток - оценочные вопросы. Оценочные вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений и фактов. «Почему это хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?»
5 лепесток - практические вопросы. Эти вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой.
6 лепесток - творческие вопросы. В этих вопросах есть частица «бы», в формулировке вопросов есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. «Чтобы бы изменилось, если бы…», « Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?»
Вот какие вопросы были предложены детьми в разных группах при изучении произведения В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница»
Простые вопросы. Где жила лягушка?
Объясняющие вопросы. Почему утки согласились взять с собой лягушку?
Уточняющие вопросы. Верно ли, что лягушка была очень хвастливой?
Оценочные вопросы. Что можете сказать о чувствах лягушки во время полёта?
Практические вопросы. Как бы вы поступили на месте лягушки?
Творческие вопросы. Что было, если бы лягушка не была хвастливой?
Обычно детям нравится формулировать вопросы к тексту, работая в группах.
3. Приём "Концептуальная таблица".
С какой басней можно сравнить произведение В. М. Гаршина? Придумайте линию сравнения и заполните таблицу, работая в парах. Я раздам таблицы вам уже наполовину готовые.
Линия сравнения | Произведение В. М. Гаршина | Произведение И. А. Крылова |
Название | «Лягушка- путешественница» | «Ворона и Лисица» |
Жанр | ||
Каким языком написано произведение? | ||
Главные герои | ||
Можно ли прочитать по ролям? | ||
Почему пострадали главные герои? |
Линия сравнения | Произведение В. М. Гаршина | Произведение И. А. Крылова | |
Название | «Лягушка- путешественница» | «Ворона и Лисица» | |
Жанр | Литературная сказка | Басня | |
Каким языком написано произведение? | Прозаическим | Поэтическим | |
Главные герои | Лягушка, утки | Ворона, лисица | |
Можно ли прочитать по ролям? | Да | Да | |
Почему пострадали главные герои? | Лягушка пострадала, из-за любви к похвалам, из-за своего хвастовства. | Ворона пострадала из-за любви к похвалам. |
3 этап - рефлексия.
На этапе рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. В процессе этой работы происходит отбор учащимися наиболее значимой информации.
1. Приём «Синквейн».
Синквейн – это стихотворная форма, состоящая из 5 строк, характеризующая предмет (тему), которая пишется по определённому правилу.
Правила написания синквейна:
1 строка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно имя существительное;
2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;
3 строка – три глагола, описывающих действие по теме синквейна;
4 строка – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту
5 строка – одно ключевое слово, синоним к 1строке.
Для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать цитату, крылатое выражение, пословицу. Ученики любят эти стихи, потому что они небольшие по объёму, составлять их несложно и довольно интересно. Приём «Синквейн» обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу, учит формировать идею (ключевую фразу), позволяет почувствовать себя творцом, так как получается у всех.
Пример синквейна:
1. Лягушка
2. Любопытная, сообразительная.
3. Изобретает, путешествует, хвастается
4. Изобретает необыкновенный способ путешествия
5. Путешественница.
2. Приём «Шесть шляп».
На фазе рефлексии можно использовать «Приём шести шляп». Шляпы шести цветов, у каждой шляпы своё название и свой вопрос. Сначала дети знакомятся со значением каждого цвета шляпы. Затем выбирают любую шляпу и готовят сообщения.
1. Белая шляпа - факты. Соберите все факты, опираясь на текст, из жизни лягушки.
2. Красная шляпа - эмоции. Какие чувства вызывает у вас история с лягушкой?
3. Жёлтая шляпа - оптимизм. Что положительного вы взяли для себя, читая произведение В. М. Гаршина?
4. Чёрная шляпа - критика. Найдите, всё плохое в поступках лягушки. Какие трагические события могли произойти с лягушкой?
5.Зелёная шляпа- шляпа творчества. Придумайте своё окончание истории. Дайте свои советы героям произведения.
6. Синяя шляпа - жизненный урок. Чему тебя научило это произведение?
Итог работы. Применяя приёмы ТКМ, я отмечаю следующие преимущества:
- учащиеся становятся более восприимчивы, к опыту других детей: учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
- увеличивается интеллектуальный потенциал участников, расширяется их словарный запас;
- совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;
- вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
- обостряется любознательность, наблюдательность;
- развивает активное слушание;
- повышает самооценку.
Мы коротко прошли по стадиям урока и увидели, что можно использовать различные приемы критического мышления.
Благодарю за участие. Надеюсь, что я кого-то заинтересовала данной работой, она применима на всех ступенях обучения. Но в конце мне бы хотелось, чтобы вы ответили на несколько вопросов.
Вопросы:
- Была ли полученная информация для Вас полезна?
________________________________________________________________________
2. На каких уроках можно использовать приёмы КМ?
________________________________________________________________________
3. Возможно ли в Вашей практике использование приёмов КМ?
________________________________________________________________________
4. Хотелось бы Вам посетить открытый урок с применением КМ?
_________________________________________________________________________
5. Ваши пожелания выступающему.
_________________________________________________________________________
Коллеги, спасибо за внимание. Мне было приятно с Вами работать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приёмов развития критического мышления на уроках литературного чтения.
В сатье кратко описаны некоторые формы работы, применяемые учителем на уроках литературного чтения с целью развития критического мышления....
Приёмы развития критического мышления на уроках литературного чтения.
В статье даны примеры приёмов развития критического мышления на уроках литературного чтения при изучении произведения В. М. Гаршина "Лягушка -путешественница"....
Применение технологии критического мышления на уроке литературного чтения по рассказу В.Осеевой "Плохо".
Урок разработан с применением новой современной технологией: «Технология развития критического мышления». Данная технология позволяет сделать уроки литературного чтения эффективными и развивающими. С...
Формирование нравственных качеств личности младших школьников посредством технологии критического мышления на уроках литературного чтения
Модель формирования нравственных качеств личности младшего школьника на уроках литературного чтения....
Статья «Использование информационно-коммуникационных технологий и технологии критического мышления на уроках литературного чтения в режиме дистанционного обучения»
Я считаю, что в настоящее время инновационные технологии занимают очень важное место в профессиональной деятельности учителя. Необходимость применения средств...
Статья «Фишбоун» - как приём реализации технологии критического мышления на уроках литературного чтения .
Педагогический опыт....
Формирование читательской грамотности через использование приёмов технологии критического мышления
Мухина Е.Н., учитель английского языка ГБОУ средней школы №21 им. Э.П. Шаффе.Формирование читательской грамотности через использование приёмов технологии критического мышленияВ новых условиях це...