Формирование читательской грамотности через использование приёмов технологии критического мышления
статья по иностранному языку

Мухина Екатерина Николаевна

Мухина Е.Н., учитель английского языка  ГБОУ средней школы №21 им. Э.П. Шаффе.

Формирование читательской грамотности через использование приёмов технологии критического мышления

В новых условиях ценность учителя, как хранителя знаний, утрачивается. Учащиеся самостоятельно, при желании, могут найти практически любую информацию. Поэтому главной задачей современного учителя становится научить ребенка работать с информацией.

Умение критически оценивать информацию является одним из важных факторов формирования читательской грамотности. На помощь в этом вопросе приходит технология развития критического мышления, где под критическим мышлением понимается умение анализировать, интерпретировать и оценивать информацию с последующим ее применением.

В статье рассмотрены особенности применения технологии развития критического мышления и ее приемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мухина Е.Н., учитель английского языка  ГБОУ средней школы №21 им. Э.П. Шаффе.

Формирование читательской грамотности через использование приёмов технологии критического мышления

В новых условиях ценность учителя, как хранителя знаний, утрачивается. Учащиеся самостоятельно, при желании, могут найти практически любую информацию. Поэтому главной задачей современного учителя становится научить ребенка работать с информацией.

Умение критически оценивать информацию является одним из важных факторов формирования читательской грамотности. На помощь в этом вопросе приходит технология развития критического мышления, где под критическим мышлением понимается умение анализировать, интерпретировать и оценивать информацию с последующим ее применением.

Технология развития критического мышления включает в себя 3 стадии: вызов, осмысление и рефлексия. В целом эти этапы совпадают с традиционной системой. На стадии вызова происходит формирование интереса к теме, актуализация имеющихся знаний, определяются цели и задачи. На стадии осмысления обучающиеся работают с информацией: изучают, структурируют, соотносят и формируют собственную позицию. На этапе рефлексии обучающиеся оценивают новые полученные знания, встраивая их в систему уже имеющихся.

Технология развития критического мышления опирается на несколько принципов. Так как критическое мышление явление социальное, то учитель должен безоценочно относится к вариантам, предлагаемым обучающимися, считая их одинаково ценными. Из этих же соображений предпочтение отдается групповым и парным формам работы. Также важно, чтобы обучающиеся были мотивированы на процесс, поэтому подчеркивается важность связи изучаемой темы с жизнью. Использование графических приемов организации информации позволяет сделать процесс мышления более структурированным и наглядным.

Ниже приведены методические приемы, применение которых на определенных стадиях, исходя их практики, оправдало себя на уроках английского языка.

Для стадии вызова, которая позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме, мотивировать ученика к учебной деятельности, подойдут следующие приемы:

Кластер

Это способ графической организации материала. Этот приём может быть использован как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Причем иногда на стадии рефлексии используется кластер, составленный в начале урока, только теперь его дополняют новой информацией. В центре кластера находится ключевое понятие, вокруг – слова, относящиеся к данной теме.

Мозговой штурм

Учитель предлагает учащимся тему, а они должны вспомнить как можно больше информации по ней.

Стадия осмысления позволяет решать другие задачи. Она позволяет ученику получить новую информацию, осмыслить ее. На стадии осмысления обычно происходит непосредственная работа с текстом, в результате чего ученики получают новую информацию, соотносят новые и имеющиеся знания и систематизируют полученные данные. На данной можно применять следующие методы:

Таблица “Кто? Что? Где? Когда? Почему?”

Таблица заполняется по ходу работы с текстом.

Who?

What?

Where?

When?

Why?

Маркировка текста INSERT

В процессе чтения текста учащиеся маркируют его с помощью карандаша на полях. Особенно хорошо использовать этот прием при работе с грамматическим материалом.

Для маркировки используются следующие пометки:

˅ «соответствует имеющимся знаниям»

-  «противоречит имеющимся знаниям»

+ «новая информация»

? «непонятная информация»

После того, как учащиеся заканчивают работу с информацией, учитель спрашивает их о результатах, особенно акцентируя внимание на тех вещах, которые остались непонятными.

Таблица “тонких” и “толстых” вопросов

“Тонкие” вопросы – это вопросы, требующие простого, односложного ответа. “Толстые” вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа. На составленные вопросы очень интересно отвечать, так как они позволяют учитывать уровень знания английского разных учеников.

“Thin” questions

“Thick” questions

What’s your name?

What’s your favourite season? Why?

How old are you?

What country do you want to visit? Why?

Where are you from?

If you were a teacher, what would you do?

На стации рефлексии основным является целостное осмысление и обобщение полученной информации, формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. На этом этапе уместно будет вернуться к методам, используемым на стадии вызова, но в данном случае уже дополняя информацию.

Синквейн

Синквейн представляет собой стихотворение из 5 строк, имеющее довольно четкую структуру. На первой строчке записывается одно слово - существительное. Оно является темой синквейна. На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, которые относятся к теме. На четвёртой строчке размещается целая фраза, предложение, с помощью которого учащиеся характеризуют тему в целом. Это могут быть крылатые выражения, пословицы, составленная самим учащимся фраза в контексте с темой. На пятой строчке – слово-резюме, которое даёт новую интерпретацию темы или выражает личное отношение учащегося к ней.

В целом технология РКМ позволяет работать с разными возрастными группами учеников. Однако, в случае уроков английского языка, не стоит забывать о лексической базе учащихся, так как ученики начальной школы вряд ли все справятся с таким методом, как синквейн.

В качестве заключения можно сказать, что технология РКМ не только позволяет учителю значительно разнообразить работу на уроках английского языка, вовлекая учащихся в различные виды и формы деятельности в виду обилия различных методик. Она способствует повышению интереса учащихся к процессу обучения и активному восприятию учебного материала, развивает умение работать с информацией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме: "Приёмы технологии критического мышления через чтение и письмо"

Думаю, что этот мастер-класс поможет сделать уроки учителей начальной школы интересными, полезными, не скучными, эффективными, а главное-результативными!...

Публикация на тему: "Использование приёмов технологии критического мышления посредством чтения для младших школьников с ОВЗ"

Использование приёмов технологии критического мышления посредством чтения  для младших школьников с ОВЗ....

Мастер-класс: «Формирование читательской грамотности с применением приёмов технологии критического мышления на уроках литературного чтения»

Цель: совершенствование методического мастерства педагогов по развитию критического мышления....

Методическая разработка мастер-класса «Использование приёмов технологии критического мышления в проведении классного часа нравственной направленности»

Тема классного часа: «Жизнь дана на добрые дела!» Направление: нравственность. Цель: расширить представления учащихся о значимости добра. Задачи: • раскрытие сущности взаимосвязи добр...

Использование приёмов технологии критического мышления в рамках обучения смысловому чтению на уроках математики .

Данная статья включает материал использование приёмов технологии критического мышления в рамках обучения смысловому чтению на уроках математики ....

Приём технологии критического мышления как средство развития функциональной грамотности на уроках в начальной школе

Прием технологии критического мышления "корзина идей" позволяет:—быстро подготовить ребят к восприятию нового материала;—научить видеть ошибки и исправлять их самостоятельно;—научить видеть ...

Мастер -класс на тему " Формирование читательской грамотности с применением приёмов критического мышления на уроках литературного чтения"

Предназначен для учителей начальных классов и учителей  русского языка и литературыразработка  + презентация...