Формирование читательской грамотности через использование приёмов технологии критического мышления
статья по иностранному языку
Мухина Е.Н., учитель английского языка ГБОУ средней школы №21 им. Э.П. Шаффе.
Формирование читательской грамотности через использование приёмов технологии критического мышления
В новых условиях ценность учителя, как хранителя знаний, утрачивается. Учащиеся самостоятельно, при желании, могут найти практически любую информацию. Поэтому главной задачей современного учителя становится научить ребенка работать с информацией.
Умение критически оценивать информацию является одним из важных факторов формирования читательской грамотности. На помощь в этом вопросе приходит технология развития критического мышления, где под критическим мышлением понимается умение анализировать, интерпретировать и оценивать информацию с последующим ее применением.
В статье рассмотрены особенности применения технологии развития критического мышления и ее приемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muhina_e_n_formirovanie_chitatelskoy_gramotnosti_cherez_ispolzovanie.docx | 30.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Мухина Е.Н., учитель английского языка ГБОУ средней школы №21 им. Э.П. Шаффе.
Формирование читательской грамотности через использование приёмов технологии критического мышления
В новых условиях ценность учителя, как хранителя знаний, утрачивается. Учащиеся самостоятельно, при желании, могут найти практически любую информацию. Поэтому главной задачей современного учителя становится научить ребенка работать с информацией.
Умение критически оценивать информацию является одним из важных факторов формирования читательской грамотности. На помощь в этом вопросе приходит технология развития критического мышления, где под критическим мышлением понимается умение анализировать, интерпретировать и оценивать информацию с последующим ее применением.
Технология развития критического мышления включает в себя 3 стадии: вызов, осмысление и рефлексия. В целом эти этапы совпадают с традиционной системой. На стадии вызова происходит формирование интереса к теме, актуализация имеющихся знаний, определяются цели и задачи. На стадии осмысления обучающиеся работают с информацией: изучают, структурируют, соотносят и формируют собственную позицию. На этапе рефлексии обучающиеся оценивают новые полученные знания, встраивая их в систему уже имеющихся.
Технология развития критического мышления опирается на несколько принципов. Так как критическое мышление явление социальное, то учитель должен безоценочно относится к вариантам, предлагаемым обучающимися, считая их одинаково ценными. Из этих же соображений предпочтение отдается групповым и парным формам работы. Также важно, чтобы обучающиеся были мотивированы на процесс, поэтому подчеркивается важность связи изучаемой темы с жизнью. Использование графических приемов организации информации позволяет сделать процесс мышления более структурированным и наглядным.
Ниже приведены методические приемы, применение которых на определенных стадиях, исходя их практики, оправдало себя на уроках английского языка.
Для стадии вызова, которая позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме, мотивировать ученика к учебной деятельности, подойдут следующие приемы:
Кластер
Это способ графической организации материала. Этот приём может быть использован как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Причем иногда на стадии рефлексии используется кластер, составленный в начале урока, только теперь его дополняют новой информацией. В центре кластера находится ключевое понятие, вокруг – слова, относящиеся к данной теме.
Мозговой штурм
Учитель предлагает учащимся тему, а они должны вспомнить как можно больше информации по ней.
Стадия осмысления позволяет решать другие задачи. Она позволяет ученику получить новую информацию, осмыслить ее. На стадии осмысления обычно происходит непосредственная работа с текстом, в результате чего ученики получают новую информацию, соотносят новые и имеющиеся знания и систематизируют полученные данные. На данной можно применять следующие методы:
Таблица “Кто? Что? Где? Когда? Почему?”
Таблица заполняется по ходу работы с текстом.
Who? | What? | Where? | When? | Why? |
Маркировка текста INSERT
В процессе чтения текста учащиеся маркируют его с помощью карандаша на полях. Особенно хорошо использовать этот прием при работе с грамматическим материалом.
Для маркировки используются следующие пометки:
˅ «соответствует имеющимся знаниям»
- «противоречит имеющимся знаниям»
+ «новая информация»
? «непонятная информация»
После того, как учащиеся заканчивают работу с информацией, учитель спрашивает их о результатах, особенно акцентируя внимание на тех вещах, которые остались непонятными.
Таблица “тонких” и “толстых” вопросов
“Тонкие” вопросы – это вопросы, требующие простого, односложного ответа. “Толстые” вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа. На составленные вопросы очень интересно отвечать, так как они позволяют учитывать уровень знания английского разных учеников.
“Thin” questions | “Thick” questions |
What’s your name? | What’s your favourite season? Why? |
How old are you? | What country do you want to visit? Why? |
Where are you from? | If you were a teacher, what would you do? |
На стации рефлексии основным является целостное осмысление и обобщение полученной информации, формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. На этом этапе уместно будет вернуться к методам, используемым на стадии вызова, но в данном случае уже дополняя информацию.
Синквейн
Синквейн представляет собой стихотворение из 5 строк, имеющее довольно четкую структуру. На первой строчке записывается одно слово - существительное. Оно является темой синквейна. На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, которые относятся к теме. На четвёртой строчке размещается целая фраза, предложение, с помощью которого учащиеся характеризуют тему в целом. Это могут быть крылатые выражения, пословицы, составленная самим учащимся фраза в контексте с темой. На пятой строчке – слово-резюме, которое даёт новую интерпретацию темы или выражает личное отношение учащегося к ней.
В целом технология РКМ позволяет работать с разными возрастными группами учеников. Однако, в случае уроков английского языка, не стоит забывать о лексической базе учащихся, так как ученики начальной школы вряд ли все справятся с таким методом, как синквейн.
В качестве заключения можно сказать, что технология РКМ не только позволяет учителю значительно разнообразить работу на уроках английского языка, вовлекая учащихся в различные виды и формы деятельности в виду обилия различных методик. Она способствует повышению интереса учащихся к процессу обучения и активному восприятию учебного материала, развивает умение работать с информацией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по теме: "Приёмы технологии критического мышления через чтение и письмо"
Думаю, что этот мастер-класс поможет сделать уроки учителей начальной школы интересными, полезными, не скучными, эффективными, а главное-результативными!...
Публикация на тему: "Использование приёмов технологии критического мышления посредством чтения для младших школьников с ОВЗ"
Использование приёмов технологии критического мышления посредством чтения для младших школьников с ОВЗ....
Мастер-класс: «Формирование читательской грамотности с применением приёмов технологии критического мышления на уроках литературного чтения»
Цель: совершенствование методического мастерства педагогов по развитию критического мышления....
Методическая разработка мастер-класса «Использование приёмов технологии критического мышленияв проведении классного часа нравственной направленности»
Тема классного часа: «Жизнь дана на добрые дела!» Направление: нравственность. Цель: расширить представления учащихся о значимости добра. Задачи: • раскрытие сущности взаимосвязи добр...
Использование приёмов технологии критического мышления в рамках обучения смысловому чтению на уроках математики .
Данная статья включает материал использование приёмов технологии критического мышления в рамках обучения смысловому чтению на уроках математики ....
Приём технологии критического мышления как средство развития функциональной грамотности на уроках в начальной школе
Прием технологии критического мышления "корзина идей" позволяет:быстро подготовить ребят к восприятию нового материала;научить видеть ошибки и исправлять их самостоятельно;научить видеть ...
Мастер -класс на тему " Формирование читательской грамотности с применением приёмов критического мышления на уроках литературного чтения"
Предназначен для учителей начальных классов и учителей русского языка и литературыразработка + презентация...