Методическая разработка мастер-класса «Использование приёмов технологии критического мышленияв проведении классного часа нравственной направленности»
классный час (3 класс)
Тема классного часа: «Жизнь дана на добрые дела!» Направление: нравственность. Цель: расширить представления учащихся о значимости добра. Задачи: • раскрытие сущности взаимосвязи добра и счастья; • развитие умения творить добро; • воспитание внимательного отношения к людям. Тема мастер-класса: «Использование приёмов технологии критического мышления при проведении классного часа нравственной направленности». Цель мастер-класса: презентация опыта работы по применению приёмов технологии критического мышления при проведении классного часа нравственной направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_kl._chas.docx | 144.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Районный конкурс
«Современный классный час – современным детям»
Методическая разработка мастер-класса
«Использование приёмов технологии
критического мышления
в проведении классного часа
нравственной направленности»
Автор: Фрей Ирина
Владимировна, классный
руководитель 3 г класса
МБОУ гимназии № 1
имени Пенькова М.И.
г. Миллерово
2016 год
Тема классного часа: «Жизнь дана на добрые дела!»
Форма проведения:
Направление: нравственность.
Цель: расширить представления учащихся о значимости добра.
Задачи:
- раскрытие сущности взаимосвязи добра и счастья;
- развитие умения творить добро;
- воспитание внимательного отношения к людям.
Тема мастер-класса: «Использование приёмов технологии критического мышления при проведении классного часа нравственной направленности».
Цель мастер-класса:
Презентация опыта работы по применению приёмов технологии критического мышления при проведении классного часа нравственной направленности
Оформление:
1. Презентация по теме мастер-класса.
2. Раздаточный материал «Маршрутные листы», календари добрых дел.
Пояснение к подготовке: Участники делятся на 3 команды. Получают «маршрутные листы» с заданиями. В маршрутных листах даётся название заданий, а форму работы участники должны определить самостоятельно.
(«Маршрутные листы» в приложении)
Ход мастер-класса.
(Слайд1)
- Добрый день, уважаемые коллеги! Рада видеть вас и предлагаю вашему вниманию мастер-класс «Использование приёмов технологии критического мышления при проведении классного часа нравственной направленности», в ходе которого поделюсь своим опытом по заявленной теме.
- Перед вами План нашей работы. (Слайд 2)
- Вспомним приёмы работы при использовании ТРКМ и какова их роль в воспитательной деятельности.
- На практике обсудим, какие приемы мы применяем и в чём их преимущество.
- Рефлексия.
(Слайд 3)
Что же такое критическое мышление? Это мышление самостоятельное, способное к постановке проблем, ищущее пути решения.
(Слайд 4)
- Составление урока по данной технологии предполагает соблюдение 3 стадий. Каждая стадия имеет свои цели и задачи и, соответственно, набор характерных приемов.
Первый этап работы в технологии называется стадия вызова - «создание мотива к обучению».
Второй этап – «осмысление» - содержательная стадия. Ученики работают непосредственно с текстом, причем работа эта направленная, осмысленная.
Третий этап – «рефлексия» - размышления. Главное, чтобы ученики сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей.
-На каждой стадии используется набор приёмов и методов, которые вы видите на слайдах. Слайд 5, 6, 7.
– Попытаюсь доказать вам своё мнение на практике. (Слайд 8)
Ход мастер-класса
- Вызов.
- Сегодня мы поговорим об одном слове.
Слово это очень серьёзное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
Посмотрите видео, чтобы понять, о каком слове пойдёт речь.
Просмотр видео.
(Слайд 9)
- Итак, о каком слове шла речь? (Сегодня мы поговорим о добре).
(Слайд 10)
Цель нашего классного часа: расширить представления учащихся о значимости добра.
- В ходе работы попытаемся доказать, что «Жизнь дана на добрые дела».
Составление кластера
- С чем у вас ассоциируется слово «добро»?
(Слайд 11)
- Запишите слово «добро» внутри домика. На кирпичиках, составляющих фундамент, запишите слова, которые имеют отношение, характеризуют главное понятие.
- Какие слова вы записали?
Слайд 12
Послушайте, что говорят о добре дети.
Слайд 13, 14
- По отношению к кому направлено проявление доброты в высказываниях детей? ( К людям)
- На кого ещё может быть направлена наша доброта? (На животных, природу)
Слайд 15
- Скажите, какое определение мы дадим этому этапу классного часа? (Вызов.)
- Осмысление.
- Перед вами домики. Каждый человек мечтает иметь свой дом.
А чего не хватает этим домикам для прочности? (Фундамента)
Работа в группах.
- Сейчас каждая группа построит фундамент для своего дома. Строительный материал – кубики у вас на столах.
- Итак, 1-я группа, каким получился ваш фундамент? (Прочным, надёжным).
- Почему? (Строили его с помощью любви, внимания, заботы, взаимопомощи, терпения.)
- Всё ли получилось у участников 2-й группы? (Нет, дом стоит ненадёжно).
- Почему? (Среди положительных качеств попадались отрицательные – ненависть, злость, грубость).
- Получилось ли возвести прочный фундамент у 3-й группы? ( Нет, материал для строительства непригоден, т.к. все кубики с отрицательными качествами).
- Вот также строятся отношения и в наших семьях, домах, коллективах. Добро и все его составляющие – основа счастливой жизни. Присутствие отрицательных качеств и поступков ведёт к разрушению, дисгармонии.
- Сделайте вывод. Какие качества создают основу человеческого счастья? (Доброта, мудрость, милосердие, справедливость, человечность, отзывчивость, душевность.)
- Что является проявлением доброты? (Добрые поступки, дела).
- А вот что думает героиня одного известного мультфильма.
Слайд 16
Просмотр видео: «Песенка Старухи Шапокляк».
- Узнали, кто это?
Дискуссия.
Слайд 17.
- Предлагаю 1-й группе подумать и найти аргументы в пользу мнения Шапокляк, 2-я группа будет приводить контраргументы, 3-я – выступит в роли экспертов, используя материалы странички народной мудрости. Ваша задача подобрать пословицу или поговорку к аргументам групп.
1-я группа | 2-я группа | 3-я группа |
Добрые поступки быстро забываются, плохое помнится намного дольше. | Да, это так, но нужно учиться замечать хорошее в мелочах. От хорошего поступка на душе приятно, радостно, а от плохого – наоборот. | Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила. |
Бывает так, что на добро отвечают неблагодарностью. | Настоящее добро бескорыстно, а не ради выгоды. | За добро добром платят. На добрый привет – добрый ответ. |
Нет никаких запретов, живёшь в своё удовольствие. | У злых людей нет друзей, в трудную минуту остаются одни со своими проблемами. | Доброму человеку весь мир – свой дом, злому – и своя хата чужая. Худо тому, кто добра не делает никому. |
- Ну, как известно, в споре рождается истина. Я думаю, что всё-таки мы смогли доказать, что жизнь дана на добрые дела.
- Послушайте один рассказ.
Слайд 18
Пауза.
- Как вы думаете, что ответил мальчик?
Слайд 19
Видео.
Вывод. - Что же это за мелочи? (Ежедневные добрые поступки).
- Скажите, какое определение мы дадим этому этапу классного часа? (Осмысление).
- Рефлексия.
Составление кластера.
- Запишите на разноцветных листочках, какие добрые дела вы можете совершать каждый день.
1-я группа – добрые поступки для людей,
2-я группа – для животных,
3-я группа – для окружающего мира.
Слайд 20
- Прикрепите их на доску.
Вернёмся к цели нашего урока.
Слайд 21
- Как вы считаете, достигли мы поставленной цели?
- Вы хорошо работали, я хочу вам ответить частичкой доброты.
Слайд 22
Мотивация
- Откройте двери своих домиков. Чтобы вы могли планировать свои добрые дела или записывать уже совершенные, я дарю вам календари добрых дел на этот месяц. Я хочу, чтобы вести такой календарь стало для вас доброй традицией.
Слайд 23
- А теперь прошу вас взять стикер и прикрепить на ту дверь, которую вы хотели бы открыть.
Финальное стихотворение
Я сегодня старалась подарить всем добро,
Как вам, люди, на сердце –
Стало тепло?
Пусть же каждый добро ощутит, улыбнется,
И улыбкой оно к вам тот час же вернётся!
Маршрутный лист № 1
- Дайте определение первому этапу классного часа:
______________________________________________________________
Просмотр видео.
Составление кластера.
Маршрутный лист № 2
- Дайте определение следующему этапу классного часа.
_________________________________________________________________
Определите приёмы работы.
Просмотр фрагмента песенки Старухи Шапокляк.
Подбор аргументов и контраргументов.
Работа с пословицами.
________________________________________________________________
Слушание притчи о морской звезде.
________________________________________________________________
- Дайте определение этому этапу классного часа.
_______________________________________________________________
Определите форму работы.
Составление списка добрых дел.
_______________________________________________________________
Вручение календарей добрых дел.
________________________________________________________________
Маршрутный лист № 2
- Дайте определение следующему этапу классного часа.
_________________________________________________________________
Определите приёмы работы.
Просмотр фрагмента песенки Старухи Шапокляк.
Подбор аргументов и контраргументов.
Работа с пословицами.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
За добро добром платят.
На добрый привет – добрый ответ.
Доброму человеку весь мир – свой дом, злому – и своя хата чужая.
Худо тому, кто добра не делает никому.
При солнышке тепло, при матушке – добро.
Не ищи красоты, а ищи доброты.
Доброе слово дороже богатства.
________________________________________________________________
Слушание притчи о морской звезде.
________________________________________________________________
- Дайте определение этому этапу классного часа.
_______________________________________________________________
Определите форму работы.
Составление списка добрых дел.
_______________________________________________________________
Вручение календарей добрых дел.
________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по теме: "Приёмы технологии критического мышления через чтение и письмо"
Думаю, что этот мастер-класс поможет сделать уроки учителей начальной школы интересными, полезными, не скучными, эффективными, а главное-результативными!...
Методическая разработка по теме: «Личностно-ориентированный подход при подготовке и проведении классных часов».
Личностно-ориентированный классный час связан, прежде всего, с развитием индивидуальности, проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности....
Публикация на тему: "Использование приёмов технологии критического мышления посредством чтения для младших школьников с ОВЗ"
Использование приёмов технологии критического мышления посредством чтения для младших школьников с ОВЗ....
Мастер-класс: «Формирование читательской грамотности с применением приёмов технологии критического мышления на уроках литературного чтения»
Цель: совершенствование методического мастерства педагогов по развитию критического мышления....
Использование приёмов технологии критического мышления в рамках обучения смысловому чтению на уроках математики .
Данная статья включает материал использование приёмов технологии критического мышления в рамках обучения смысловому чтению на уроках математики ....
Формирование читательской грамотности через использование приёмов технологии критического мышления
Мухина Е.Н., учитель английского языка ГБОУ средней школы №21 им. Э.П. Шаффе.Формирование читательской грамотности через использование приёмов технологии критического мышленияВ новых условиях це...
Мастер-класс «Кубик Блума» - приём технологии развития критического мышления»
Данный мастер класс будет актуален для ознакомления учителей начальных классов с одним из приёмов теории критического мыщления на заседании методического объединения...