Методическая разработка урока математики 1 класс Школа России.
методическая разработка по математике (1 класс)
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока математики
УМК «Школа России»
1класс
Тема: Связь между суммой и слагаемыми
Выполнил: учитель начальных классов
Резникова Наталья Сергеевна
2016 уч.год
Пояснительная записка
Тема: «Связь между суммой и слагаемыми»
Цель: создать условия для понимания детьми взаимосвязи между суммой и слагаемыми
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Задачи:
Образовательные: создать условия для актуализации и уточнения знаний детьми математической терминологии, умения читать математические равенства; для знакомства с взаимосвязью между компонентами действия сложения, правилом нахождения неизвестного слагаемого.
Развивающие: создать условия для развития умения пользоваться изученным правилом на практике, развивать навыки счёта.
Воспитательные: создать условия для воспитания чувства коллективизма и доброго отношения друг к другу; привития интереса к математике.
В рабочей программе это урок № 82 и первый в разделе « Сложение и вычитание в пределах 10» на который отводится по плану 10 часов.
Образовательные технологии:
- Технология деятельностного метода обучения
- Здоровьесберегающие;
- Информационно-коммуникативные технологии;
- Дифферинцированное обучение
Формы обучения:
- Коллективная
- Работа в парах
- Индивидуальная с учетом дифференциации
Методы обучения:
- - словесные ;
- - наглядные (ИКТ);
- - практические (самостоятельн. работа);
Приемы общей (внешней) организации учебной деятельности –
- приемы слушания,
- наблюдения,
- рассматривания,
- планирования работы с Рабочей тетрадью
- самоконтроля,
- организации учебного общения
Приемы познавательной (внутренней) деятельности –
- приемы внимания,
- запоминания;
- мыслительными операциями и действиями;
- приемами словесного описания, объяснения, формулировки вопросов или проблем;
- приемы рефлексии
Оборудование: компьютер, документ-камера, учебник, рабочая тетрадь М.И.Моро С.И. Волкова С.В. Степанова, таблица «Названия компонентов сложения», листы самооценивания.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: знают: названия компонентов и результатов сложения, зависимость между ними; умеют: находить значения выражений, содержащих действия сложения и вычитания.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: выполняют действия по предъявленному алгоритму, высказывают своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Познавательные: перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют такие математические объекты, как числа, числовые выражения.
Коммуникативные: доносят свою позицию до всех участников образовательного процесса – оформляют свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Личностные УУД: стремятся самостоятельно осваивать основы математических знаний, понимают ценность труда и упорства как естественного условия человеческой деятельности, в том числе и учебной.
Конспект урока математики
Тема урока: Связь между суммой и слагаемыми.
Цель: создать условия для понимания детьми взаимосвязи между суммой и слагаемыми
Задачи:
Образовательные: создать условия для актуализации и уточнения знаний детьми математической терминологии, умения читать математические равенства; для знакомства с взаимосвязью между компонентами действия сложения, правилом нахождения неизвестного слагаемого.
Развивающие: создать условия для развития умения пользоваться изученным правилом на практике, развивать навыки счёта.
Воспитательные: создать условия для воспитания чувства коллективизма и доброго отношения друг к другу; привития интереса к математике.
Формируемые УУД: Личностные: стремление к получению новых знаний, положительное отношение к уроку);
Регулятивные: целеполагание, планирование – работа по плану, инструкции, удержание цели;
Познавательные: умение сравнивать, сопоставлять; выполнение по образцу, умение сравнивать с образцом, оценка своей работы, умение ориентироваться в тетради, оценка деятельности на уроке; отвечать на вопросы, наблюдать, делать самостоятельные выводы;
Коммуникативные: умение договариваться, слушать и слышать;
Планируемые результаты обучения:
Предметные: знают: названия компонентов и результатов сложения, зависимость между ними; умеют: находить значения выражений, содержащих действия сложения и вычитания.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: выполняют действия по предъявленному алгоритму, высказывают своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Познавательные: перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют такие математические объекты, как числа, числовые выражения.
Коммуникативные: доносят свою позицию до всех участников образовательного процесса – оформляют свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Личностные УУД: стремятся самостоятельно осваивать основы математических знаний, понимают ценность труда и упорства как естественного условия человеческой деятельности, в том числе и учебной.
Оборудование: компьютер, документ-камера, учебник, рабочая тетрадь М.И.Моро С.И. Волкова С.В. Степанова, таблица «Названия компонентов сложения», листы самооценивания.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
I. Мотивация к учебной деятельности. Цель: включение в деятельность на личностно- значимом уровне. | Здравствуйте,дети! С неба смотрит солнце миллионы лет, Льёт на землю солнце и тепло и свет -Пусть сегодня как и всегда в нашем классе будет тепло, уютно и светло. Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи! -Какое время года? -А какой зимний месяц ? А какой зимний месяц по счёту? -Какой день недели? Какой день недели пятница по счёту? -Скажите какое сегодня число? -Расскажите всё что вы знаете о числе 5 Открыли тетради - записали число и месяц . « Я тетрадь свою открою и на парту положу. Я друзья от вас не скрою, ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь! | Включение в учебную деятельность. Эмоциональный настрой на урок Проверяют готовность к уроку. Опираются на знания окружающего мира и ориентируются во времени Опираясь на изученные знания дают характеристику числу 5; проговаривают состав числа 5. Проговаривают стихотворение ориентированное на соблюдение гигиенических требований Запись числа и месяца |
II.Этап актуализации знаний Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика Физкультми нутка | Дети внимательно посмотрите на экран .Герой из какого произведения у нас в гостях? Назовите автора стихотворения " Удивительная кошка" Проговорим последние строчки стихотворения.... " А кошка отчасти идёт по дороге, отчасти по воздуху плавно летит"..... Какое задание вы можете предложить? Используя только шарики... На доске модели шаров -Запишите пример самостоятельно Какой пример составили? 2+5=7 5+2=7 Прочитайте пример используя компоненты сложения Над числами прикрепляются карточки со словами: 1 СЛАГАЕМОЕ, 2 СЛАГАЕМОЕ, СУММА) Оцените работу товарища А как ты свою работу оценил? Почему так оценил свою работу? Я согласна(или) не согласна с самооценкой.. Проверим по критериям оценивания На доске: 2+5=7 5+2=7 Какое правило использовали? "Мы, перчаточки снимаем, и на точки нажимаем. Развиваем память, слух, логику, мышление. И тогда у всех вокруг будет настроение." | Опираются на знания литературы Проговаривают стихотворение Высказывают различные варианты заданий Самостоятельно записывают пример или примеры Проверка под документ-камерой
Проговаривают компоненты сложения Проговаривают и соблюдают критерии оценивания Взаимооценка Самооценка- шкала успеха 1.Правильно 2.Самостоятельно 3.Аккуратно Проговаривают правило (от перестановки слагаемых, сумма не меняется) Выполняют движения со словами. |
III. Формулирование темы урока, целеполагание Цель: создать условия для выхода из проблемной ситуации | Как вы думаете можно из этого примера используя только эти слагаемые и сумму составить пример на вычитание? 5+2=7 Вопрос был один? А вариантов сколько? -Значит это у нас проблема? А если это проблема, мы должны её решить? Цель: Как это можно сделать? Проговорим ещё раз проблему...... -Попробуйте решить эту проблему в паре самостоятельно... Пара которая составила примеры, прошу выйти к доске и объяснить как они решили... - Какой можно сделать вывод? -Рассмотрите все три примера ...Какую закономерность заметили? -Итак тема нашего урока? Составим план работы | Думают, рассуждают, проговаривают варианты Проговаривают проблему Обсуждают в паре варианты и пытаются решить проблему Самостоятельная работа Проверка под документ-камерой 5+2=7 7-5=2 7-2=5 Взаимооценивание Проговаривают вывод: Если из суммы вычесть 1 слагаемое , то получим 2слагаемое.Если из суммы вычесть 2 слагаемое, то получим 1 слагаемое. Доказывают закономерность. - Слагаемые и сумма связаны между собой математическими действиями сложением и вычитанием. Сообщают тему урока: «Связь между суммой и слагаемыми». Проговаривают план работы |
IV. Первичное усвоение новых знаний. Цель: обсуждение затруднений и устранение причины возникшего затруднения; создание ситуации успеха (Самостоятельная работа с проверкой | Работа в тетради на печатной основе с.13 №2 -Откройте тетрадь на печатной основе с. 13, найдите №2. -Будем выполнять задание самостоятельно на выбор -Что нужно будет сделать? -Кто не понял задание? -Положите тетрадь с наклоном. Возьмите правильно ручку, приступайте. Кто закончит, поднимет руку.-Проверим выполнение задания по данному эталону -Поднимите руки те, кто решил так же, как в эталоне, не допустил ни одной ошибки. Оцените свою работу. | Выполняют самостоятельную работу в тетради на печатной основе, проводят самопроверку по эталону(одна из тетрадей показывается под документ- камерой). Самооценка-шкала успеха |
V.Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель: самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | -Чему мы учились на уроке? -Достигли ли мы поставленных целей? -Какое задание было самым интересным? -В листах самооценивания выберите критерий по которому оцените свою работу на уроке: Узнал, запомнил, научился, удивился, повторил -На этом наш урок окончен. Всем спасибо. | Проговаривают и оценивают свою работу на уроке в листах
самооценивания |
Технологическая карта урока
Тема: | Связь между суммой и слагаемыми | Тип: урок усвоения новых знаний. |
Цель: | создать условия для понимания детьми взаимосвязи между суммой и слагаемыми | |
Задачи : | Образовательные: создать условия для актуализации и уточнения знаний детьми математической терминологии, умения читать математические равенства; для знакомства с взаимосвязью между компонентами действия сложения, правилом нахождения неизвестного слагаемого. Развивающие: создать условия для развития умения пользоваться изученным правилом на практике, развивать навыки счёта. Воспитательные: создать условия для воспитания чувства коллективизма и доброго отношения друг к другу; привития интереса к математике. | |
Формировать УУД: | Личностные: стремление к получению новых знаний, положительное отношение к уроку); Регулятивные: целеполагание, планирование – работа по плану, инструкции, удержание цели; Познавательные: умение сравнивать, сопоставлять; выполнение по образцу, умение сравнивать с образцом,отвечать на вопросы, наблюдать, делать самостоятельные выводы;оценка своей работы, умение ориентироваться в тетради, оценка деятельности на уроке; Коммуникативные: умение договариваться, слушать и слышать; | |
Планируемый результат | Предметные: знают: названия компонентов и результатов сложения, зависимость между ними; умеют: находить значения выражений, содержащих действия сложения и вычитания Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): Регулятивные: выполняют действия по предъявленному алгоритму, высказывают своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Познавательные: перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют такие математические объекты, как числа, числовые выражения. Коммуникативные: доносят свою позицию до всех участников образовательного процесса – оформляют свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Личностные УУД: стремятся самостоятельно осваивать основы математических знаний, понимают ценность труда и упорства как естественного условия человеческой деятельности, в том числе и учебной. | |
Основные понятия | Слагаемое, слагаемое, сумма | |
Межпредметные связи | Окружающий мир, литературное чтение | |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Моро М. И. Тетрадь по математике. 1 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / М. И. Моро, С. И. Волкова. – М. : Просвещение, 2015. 2. Моро М. И. Математика / М. И. Моро [и др.] // Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. – М. : Просвещение, 2015. Компьютер, документ-камера, учебник, рабочая тетрадь М.И.Моро С.И. Волкова С.В. Степанова, таблица «Названия компонентов сложения», листы самооценивания. Смайлики оценивания | |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре. |
Технология проведения | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |
Предметные | Метапредметные | |||
I. Мотивация к учебной деятельности. Цель: включение в деятельность на личностно- значимом уровне. | Здравствуйте,дети! С неба смотрит солнце миллионы лет, Льёт на землю солнце и тепло и свет -Пусть сегодня как и всегда в нашем классе будет тепло, уютно и светло. Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи! -Какое время года? -А какой зимний месяц ? А какой зимний месяц по счёту? -Какой день недели? Какой день недели пятница по счёту? -Скажите какое сегодня число? -Расскажите всё что вы знаете о числе 5 Открыли тетради - записали число и месяц . « Я тетрадь свою открою и на парту положу. Я друзья от вас не скрою, ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь! | Включение в учебную деятельность. Эмоциональный настрой на урок Проверяют готовность к уроку. Опираются на знания окружающего мира и ориентируются во времени Опираясь на изученные знания дают характеристику числу 5; проговаривают состав числа 5. Проговаривают стихотворение ориентированное на соблюдение гигиенических требований Запись числа и месяца | знают: названия месяцев, дни недели, состав числа5, умеют: ориентироватся в знанияз окружающего мира;давать характеристику числа 5. | Личностные: стремление к получению новых знаний, положительное отношение к уроку; Познавательные: умения отвечать на вопросы учителя, умение сравнивать, сопоставлять; выполнение по образцу, умение сравнивать с образцом, оценка своей работы, умение ориентироваться в тетради, оценка деятельности на уроке; |
II.Этап актуализации знаний Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика Физкультми нутка | Дети внимательно посмотрите на экран .Герой из какого произведения у нас в гостях? Назовите автора стихотворения " Удивительная кошка" Проговорим последние строчки стихотворения.... " А кошка отчасти идёт по дороге, отчасти по воздуху плавно летит"..... Какое задание вы можете предложить? Используя только шарики... На доске модели шаров -Запишите пример самостоятельно Какой пример составили? 2+5=7 5+2=7 Прочитайте пример используя компоненты сложения Над числами прикрепляются карточки со словами: 1 СЛАГАЕМОЕ, 2 СЛАГАЕМОЕ, СУММА) Оцените работу товарища А как ты свою работу оценил? Почему так оценил свою работу? Я согласна(или) не согласна с самооценкой.. Проверим по критериям оценивания На доске: 2+5=7 5+2=7 Какое правило использовали? "Мы, перчаточки снимаем, и на точки нажимаем. Развиваем память, слух, логику, мышление. И тогда у всех вокруг будет настроение." | Проговаривают стихотворение Опираются на знания литературы Высказывают различные варианты заданий Самостоятельно записывают пример или примеры Проверка под документ-камерой
Проговаривают компоненты сложения Проговаривают и соблюдают критерии оценивания Взаимооценка Самооценка- шкала успеха 1.Правильно 2.Самостоятельно 3.Аккуратно Проговаривают правило (от перестановки слагаемых, сумма не меняется) Выполняют движения со словами. | Знают: название произведения, автора произведения; Умеют: читать наизусть стихотворение знают: названия компонентови результатов сложения, зависимость между ними; умеют: находить значения выражений, содержащих действия сложения и вычитания | Познавательные: перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют такие математические объекты, как числа, числовые выражения. Коммуникативные: доносят свою позицию до всех участников образовательного процесса – оформляют свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Личностные: стремятся самостоятельно осваивать основы математических знаний, понимают ценность труда и упорства как естественного условия человеческой деятельности, в том числе и учебной. ремление к получению новых знаний Регулятивные: работа по инструкции. |
III. Формулирование темы урока, постановка цели Цель: создать условия для выхода из проблемной ситуации | Как вы думаете можно из этого примера используя только эти слагаемые и сумму составить пример на вычитание? 5+2=7 Вопрос был один? А вариантов сколько? -Значит это у нас проблема? А если это проблема, мы должны её решить? Цель: Как это можно сделать? Проговорим ещё раз проблему...... -Попробуйте решить эту проблему в паре самостоятельно... Пара которая составила примеры, прошу выйти к доске и объяснить как они решили... - Какой можно сделать вывод? -Рассмотрите все три примера ...Какую закономерность заметили? -Итак тема нашего урока? Составим план работы | Думают, рассуждают, проговаривают варианты Проговаривают проблему Обсуждают в паре варианты и пытаются решить проблему Самостоятельная работа Проверка под документ-камерой 5+2=7 7-5=2 7-2=5 Взаимооценивание Проговаривают вывод: Если из суммы вычесть 1 слагаемое , то получим 2слагаемое.Если из суммы вычесть 2 слагаемое, то получим 1 слагаемое. Доказывают закономерность. - Слагаемые и сумма связаны между собой математическими действиями сложением и вычитанием. Сообщают тему урока: «Связь между суммой и слагаемыми». Проговаривают план работы |
знают: названия компонентов и результатов сложения, зависимость между ними; умеют: находить значения выражений, содержащих действия сложения и вычитания. | Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. -Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему. Учиться планировать учебную деятельность на уроке. Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике). Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. Познавательные: отвечать на вопросы, наблюдать, делать самостоятельные выводы. |
IV. Первичное усвоение новых знаний. Цель: обсуждение затруднений и устранение причины возникшего затруднения; создание ситуации успеха (Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Работа в тетради на печатной основе с.13 №2 -Откройте тетрадь на печатной основе с. 13, найдите №2. -Будем выполнять задание самостоятельно на выбор -Что нужно будет сделать? -Кто не понял задание? -Положите тетрадь с наклоном. Возьмите правильно ручку, приступайте. Кто закончит, поднимет руку.-Проверим выполнение задания по данному эталону -Поднимите руки те, кто решил так же, как в эталоне, не допустил ни одной ошибки. Оцените свою работу. | Выполняют самостоятельную работу в тетради на печатной основе, проводят самопроверку по эталону(одна из тетрадей показывается под документ- камерой). Самооценка-шкала успеха | В результате практических действий и наблюдений понимать правило нахождения неизвестного слагаемого; выполнять задание в рабочей тетради самостоятельно с учетом дифференциации | Познавательные: отвечать на вопросы, наблюдать, делать самостоятельные выводы. Личностные: стремятся самостоятельно осваивать основы математических знаний, понимают ценность труда и упорства как естественного условия человеческой деятельности, в том числе и учебной. Познавательные: умение ориентироваться в тетради. |
V.Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель: самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | -Чему мы учились на уроке? -Достигли ли мы поставленных целей? -Какое задание было самым интересным? -В листах самооценивания выберите критерий по которому оцените свою работу на уроке: Узнал, запомнил, научился, удивился, повторил -На этом наш урок окончен. Всем спасибо. | Проговаривают и оценивают свою работу на уроке в листах
самооценивания | Знают и умеют: В результате практических действий и наблюдений понимать правило нахождения неизвестного слагаемого; | Личностные положительное отношение к уроку); |
Приложение:
1.Листы самооценки
Я | Узнал Запомнил Научился Удивился Повторил |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока математики в 3 классе по теме "Доли". УМК "Школа России"
Методическая разработка содержит подробный ход урока по теме "Доли"....
Методическая разработка урока математики в 3 классе (УМК "Школа России"). Увеличение числа в несколько раз.
Методическая разработка урока содержит интересный познавательный материал для обучающихся при изучении темы "Увеличение числа в несколько раз". В ходе урока используется работа в парах, а также ...
Методическая разработка урок математики в 1 классе. Программа «Школа России»
Тема урока: Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность....
методическая разработка урока математики по теме:"Сложение и вычитание чисел в пределах 20" (УМК "Школа России, 1 класс))
Урок составлен на основе требований ФГОС начального общего образования второго поколения в образовательном процессе начальной школы...
Методическая разработка урока математики на тему "Таблица умножения и деления с числом 7", 3 класс УМК "Школа России"
Тип урока: открытие новых знаний. Цели: составить таблицы умножения и деления с числом 7 и работать над её запоминанием; закреплять умение решать задачи изученных видов; развивать умение работать само...
Методическая разработка урока литературного чтения ("Школа России") для 3 класса
Урок литературного чтения по теме К.Г.Паустовский "Растрёпанный воробей"...
Разработка урока математики умк "Школа России"
Тема: Числа 6-7. Цифра 6. Цели: познакомить учащихся с получением чисел 6 и 7, будет упражнять в ср...