Методическая разработка урока математики УМК «Школа России» 1класс Тема: «Компоненты действия сложения. Нахождение неизвестного компонента»
план-конспект урока по математике (1 класс)

Сандитова Туяна Будодоржиевна

Урок математики 1 класс по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx35.38 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ  Дятьковская   СОШ № 2

Технологическая карта урока математики

1 класс «Школа России»

Составил: учитель начальных классов

                                                                                                                                                           Гапонцева И.А.

Дятьково, 2014 г.


Технологическая карта урока математики

Тема урока: Связь между суммой и слагаемыми.

Цели для ученика

1. Знакомство со взаимосвязью сложения и вычитания;

2. Выведение правила нахождения неизвестного слагаемого;

3. Формирование вычислительных навыков.

Цели для учителя

-  образовательные: познакомить  с взаимосвязью между компонентами действия сложения, вывести правило нахождения неизвестного слагаемого;

    продолжить работу по формированию умения решать задачи изученных видов. Отрабатывать умения составлять задачи по рисунку. 

-  развивающие: Развивать навыки счета в пределах 10.

    Развивать внимание, наблюдательность, мелкую моторику.

    Продолжать формировать умение работать в парах.

    Развивать действия самоконтроля.

    Продолжать работу по осуществлению индивидуального и дифференцированного подхода.

-  воспитательные: воспитывать культуру труда, самостоятельность в принятии решений (задания по выбору)

Тип урока: изучение нового

Форма урока

Урок с групповыми формами работы .

Опорные понятия, термины

Правило нахождения неизвестного слагаемого.

Новые понятия

Правило нахождения неизвестного слагаемого.

Формы контроля: фронтальный, групповой, индивидуальный, самоконтроль.

Домашнее задание

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

                                      I. Оргмомент.

  Долгожданный дан звонок,
 Начинается урок.                                                        
 Вы проверьте, все ль в порядке –
 Книжки, ручки и тетрадки.

Дети выполняют действия, предложенные учителем

Фронтальная, репродуктивный

Личностные, Коммуникативные (цель, взаимодействие).

Положительный настрой на урок

   II. Актуализация знаний.  

1. Сегодня 4 февраля и нас приглашает к себе в гости число и цифра 4.

-   Назовите «соседей» числа 4.

-   Сколько жильцов живет в каждой квартире  домика числа 4.(слайд

    Сегодня на уроке каждый из вас получил маршрутный лист.  Мы с ним будем работать в течение урока.

-   Каллиграфическая минутка. Вспомним, как  пишется эта цифра, и пропишем до конца строки через клеточку.

2. Устный счет (Условие – первичная информация)                  

– Число 4 предлагает нам съездить в гости к Веселым человечкам, а вот на чем мы  отправимся, узнаете, если правильно выполните задания арифметического диктанта.

  • Найдите сумму чисел 3 и 4. ( 7)
  • Уменьшите 10 на 2. ( 8 )
  • Увеличьте 4 на 2. ( 6 )
  • 1 слагаемое - 5, 2 слагаемое – такое же. Чему равна сумма? ( 10 )
  • 10 без 1. ( 9 )
  • В магазине игрушек было 6 резиновых мячей, а кожаных – на 4 больше. Сколько кожаных мячей было в магазине?
  • В букете  3 белых розы и 2 красных. Сколько всего роз в букете?

1 ученик работает за доской, остальные на местах. Проверка работы с помощью светофоров.

В результате у детей получается ряд чисел: 7, 8, 6, 10, 9, 10, 5.

Пользуясь таблицей,  подпишите под цифрами ответов буквы. Вы узнаете, на чём мы   отправимся   путешествовать.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

е

м

и

к

з

р

п

а

в

о

Получается слово  ПАРОВОЗ.

– Итак, отправляемся в путешествие.

Комментированная запись числа.

Прописывают цифру, называют соседей числа 4, вспоминают состав числа.

Один ученик выполняет условие арифме-тического диктанта за доской, остальные в маршрутных листах.

Проверка работы с помощью светофоров.

Индивидуально - обособленный, частично-поисковый.

Форма. Фронтальная.

Метод. Объяснительно–иллюстративный; стимулирования и мотивации; частично-поисков

Индивидуальный, частично-поисковый

Личностные, познавательные (выявление сущности, особенности объектов).

Регулятивные (высказываем своё предположение, прогнозируем работу), Личностные (мотивация к обучению)

Познавательные (Выявлять сущность, особенности объектов),

Личностные (формируем мотивацию к обучению)

Вспомнить изученный материал.      

III. Формулирование проблемы, планирование деятельности.  

В результате у детей получается ряд чисел: 7, 8, 6, 10, 9, 10, 5.

Пользуясь таблицей,  подпишите под цифрами ответов буквы. Вы узнаете, на чём мы   отправимся   путешествовать.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

е

м

и

к

з

р

п

а

в

о

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

е

м

и

к

з

р

п

а

в

о

к

з

р

п

а

в

о

Получается слово  ПАРОВОЗ.

– Итак, отправляемся в путешествие.

Практическая работа.                                                    

–  Мы подъехали к  первому домику, в нем живет Самоделкин.
–  Положите  2 синих треугольника, рядом 4 желтых. Сколько всего треугольников? Какое выражение составим?
                                         2 + 4 = 6

-   Как называются числа при сложении?

.

-  Что осталось?

-  Сколько их?

-   Как получили число 4?
                                         6 – 2 = 4

Прочитайте выражение, вспомнив названия чисел при сложении.

– Что такое 6 в первом примере? 2? 4?
(Над числами прикрепляются карточки с названиями)
–Посмотрите на фигуры. Сколько всего фигур?  Всего 6 фигур. Закройте ладошкой все желтые фигуры. Что осталось? Сколько их? Как получили число 2?
                                         6 – 4 = 2
–  Что такое 6 в первом примере? 2? 4?
(Над числами прикрепляются карточки с названиями)
– Рассмотрите все три примера. Что заметили? ( Когда из суммы 6 вычли  первое слагаемое 2, то получили второе слагаемое 4; когда из суммы 6 вычли второе слагаемое 4, то  получили первое слагаемое 2)

- Какой можно сделать вывод?

- Связаны ли между собой сумма и слагаемые?

- Слагаемые и сумма связаны между собой математическими действиями сложением и вычитанием. Они дружат друг с другом, поэтому их называют взаимообратные.

Так какова тема нашего сегодняшнего урока. Прочитайте в учебнике, что мы будем рассматривать на уроке?

4. Сообщение темы урока:

«Связь между суммой и слагаемыми».

- Догадайтесь, какова тема нашего урока? Что мы с вами будем делать на уроке?

2. Сообщение темы и целей урока, планирование деятельности. (слайд 3)

Форма. Фронтальная.

Метод.  Исследовательский

Регулятивные (Развиваем умение высказывать своё предположение), Личностные (формируем мотивацию к обучению)

Планирование работы

ΙV. Открытие новых знаний. III. Формулирование проблемы, планироIIII.Формулирование проблемы, планирование деятельности.

 -   Прочитайте это выражение по-новому, используя названия компонентов действия сложения.
 (Над числами прикрепляются карточки со словами: 1 СЛАГАЕМОЕ, 2 СЛАГАЕМОЕ, СУММА)
–  Так сколько всего у нас фигур? ( Всего 6 фигур.) Закройте ладошкой  все синие треугольники.

-  Что осталось?

-  Сколько их?

-   Как получили число 4?
                                         6 – 2 = 4

Прочитайте выражение, вспомнив названия чисел при сложении.

– Что такое 6 в первом примере? 2? 4?
(Над числами прикрепляются карточки с названиями)
–Посмотрите на фигуры. Сколько всего фигур?  Всего 6 фигур. Закройте ладошкой все желтые фигуры. Что осталось? Сколько их? Как получили число 2?
                                         6 – 4 = 2
–  Что такое 6 в первом примере? 2? 4?
(Над числами прикрепляются карточки с названиями)
– Рассмотрите все три примера. Что заметили?  (Когда из суммы 6 вычли  первое слагаемое 2, то получили второе слагаемое 4; когда из суммы
 6 вычли второе слагаемое 4, то  

- Слагаемые и сумма связаны между собой математическими действиями сложением и вычитанием. Они дружат друг с другом, поэтому их называют взаимообратные.

Так какова тема нашего сегодняшнего урока. Прочитайте в учебнике, что мы будем рассматривать на уроке?

4. Сообщение темы урока:

 действия сложения.
 (Над числами прикрепляются

- Какой вывод мы можем сделать при написании словосочетаний чк, чн, щн?

- Сравнение собственной формулировки с правилом в учебнике.

Прочитаем правило в учебнике

на стр. 128 и сравним его с нашим выводом.

-  Совпали ли ваши выводы с правилом в учебнике? В чем совпали?

 – Является ли отсутствие ь в буквосочетаниях чк, чн, нщ, чт орфограммой?

– Приведите свои примеры слов.

Учащиеся высказываются, ведут дискуссию,  формулируют правило.

Читают правило в учебнике, сравнивают со своим выводом.

.

Фронтальная,

исследовательский

Познавательные (На основе анализа объектов делать выводы, извлекать информацию из текста учебника), Коммуникативные (Развиваем умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами). 

Планирование работы

V. Первичное закрепление

ΙV. Открытие новых знаний. ΙV. Открытие ноIIIV. Открытие новых знаний.

получили первое слагаемое 2)

- Какой можно сделать вывод?

- Связаны ли между собой сумма и слагаемые?

- Слагаемые и сумма связаны между собой математическими действиями сложением и вычитанием. Они дружат друг с другом, поэтому их называют взаимообратные.

Так какова тема нашего сегодняшнего урока. Прочитайте в учебнике, что мы будем рассматривать на уроке?

4. Сообщение темы урока:

«Связь между суммой и слагаемыми».

5. Работа по учебнику.                                                          

Паровозик привез нас к следующему домику – домику Буратино. 

 - Откройте учебники на стр.26.
– Буратино решил напоить нас чаем. 
– Рассмотрите  первую полку. Сколько красных кружек? Сколько синих? Сколько всего?
                                              3 + 2 = 5
– Прочитайте это равенство, используя слова-названия компонентов.
– Рассмотрите второй рисунок. Было 5 чашек. Какие кружки и сколько
 закрыли дверцей? Сколько осталось? Какое выражение составили?
                                               5 – 3 = 2
– Прочитайте равенство, используя слова 1 СЛАГАЕМОЕ, 2 5 СЛАГАЕМОЕ, СУММА. 
– Рассмотрите третий рисунок. Было 5 чашек. Какие кружки и сколько закрыли
 дверцей? Сколько осталось? Какой пример составили?
                                                5 – 2 = 3
– Прочитайте равенство, используя слова 1 СЛАГАЕМОЕ, 2 СЛАГАЕМОЕ, СУММА.
– Рассмотрите  примеры. Какую связь заметили между тремя примерами?

Вывод: Если из суммы вычтем 1 слагаемое, то получится 2 слагаемое. Если из суммы вычтем 2 слагаемое, то получится 1 слагаемое.

.

Учащиеся высказываются, ведут дискуссию,  формулируют правило.

ВЫВОД: Если из суммы вычтем 1 слагаемое, то получится 2 слагаемое. Если из суммы вычтем 2 слагаемое, то получится 1 слагаемое.

Фронтальная, частично-поисковая

Познавательные (На основе анализа объектов делать выводы, извлекать информацию из текста учебника), Коммуникативные (Развиваем умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами). 

Усвоение правила большинством класса.

- Какие кружки и сколько закрыли дверцей? Сколько осталось? Какой пример составили?
                                                5 – 2 = 3
– Прочитайте равенство, используя слова 1 СЛАГАЕМОЕ, 2 СЛАГАЕМОЕ, СУММА.
– Рассмотрите  примеры. Какую связь заметили между тремя примерами?

Вывод: Если из суммы вычтем 1 слагаемое, то получится 2 слагаемое. Если из суммы вычтем 2 слагаемое, то получится 1 слагаемое.

.

V. Физминутка.

Буратино потянулся,
Раз – нагнулся.
Два – нагнулся.
Руки  в стороны развёл,

Ключик видно не нашёл,

Чтобы ключик нам достать

Нужно на носочки встать.

Дети выполняют движения.

Фронтальная.

VI. Первичное закрепление.

А мы подъехали к домику Незнайки. Давайте поможем ему ответить на вопрос.

Можно ли не считая, а,  используя и зная пример на сложение, решить пример на вычитание.

8. Вычленение существенных свойств объекта

– Найдите задание №3 в маршрутных листах.

 Рассмотрите  первый рисунок. Прочитайте выражение, записанное под ним.

-  Какие 2 примера на вычитание мы можем составить по этому выражению?

-  Как мы их получили? Что такое число 8? Значит : из суммы 8 вычли слагаемое 5, получили слагаемое 3.

   Из суммы 8 вычли слагаемое 3, получили слагаемое 5.

-  Так сколько выражений на вычитание можно составить по примеру на сложение?

Посмотрите на второе выражение и решите его самостоятельно.

Проверка работы.

-  А теперь посмотрите внимательно и скажите, можно ли не считая, используя пример на сложение, решить примеры на вычитание.

– Итак, как получить 1 слагаемое? 2 слагаемое?

Дети работают в маршрутных листах. Читают, то, что написали, делают выводы.

Фронтальная, частично-поисковая.

Познавательные (Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы).

Коммуникативные (умение оформлять свои мысли, выслушивать других)

VII. Физминутка.

1, 2, 3, 4, 5 — все умеем мы считать.

Раз! Подняться, потянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре — руки шире.

Пять — руками помахать.

Шесть — за парту тихо сесть.

Дети выполняют движения.

Фронтальная.

                         VI. Развитие умений – применение з

Y

10. Аналитико-познавательная работа (информационное поле 2)

№ 3 в учебнике.

- Закончите предложения. Работаем в парах. Один начинает читать предложение, второй продолжает.

После выполнения задания , учитель задает детям вопрос:

– Мы показали Незнайке, что можно решить пример на вычитание, если знаешь пример на сложение?
–  Давайте поможем ему рассказать правило, которое помогло нам составлять и решать примеры.

 ЕСЛИ ИЗ СУММЫ ВЫЧЕСТЬ 1 СЛАГАЕМОЕ, ТО…
 ПОЛУЧИТСЯ 2 СЛАГАЕМОЕ.
 ЧТОБЫ НАЙТИ 1 СЛАГАЕМОЕ, НАДО…
 ИЗ СУММЫ ВЫЧЕСТЬ 2  СЛАГАЕМОЕ.)

10. Повторение изученного, решение задач и примеров.

Паровозик привез нас к следующему домику – домику Карандаша.

-  Посмотрите, в каком номере представлены задачи?                    

-   Рассмотрите первую картинку. О чем будет задача? Прочитайте начало условия, дополните его, глядя на картинку. Прочитайте вопрос к задаче.

-  Каким словом можно заменить  в вопросе слово ТЕПЕРЬ?                

 --  Рассмотрите вторую картинку. О чем будет эта задача? Также дополните условие, глядя на картинку. Прочитайте вопрос ко второй задаче.

– Сравните вопросы.

-  Каким действием будем решать первую задачу? Почему?

-  Каким действием будем решать вторую задачу? Почему?
– Запишите решение задач, 1 вариант решает задачу про ложки, 2 вариант – про чашки. ( 2 ученика у доски)

Карточки – помощники.

Проверка работы.

Решение примеров №5 для тех, кто быстро справится с задачей.

Учащиеся образуют группы. Один ученик начинает читать предложение, второй продолжает.

Повторяют правило :

Если из суммы вычтем 1 слагаемое, то получится 2 слагаемое. Если из суммы вычтем 2 слагаемое, то получится 1 слагаемое.

Работа по вариантам.

Форма. Парная. Групповая. Индивидуальная. Интерактивная.

Метод. Частично-поисковый.

Познавательные (Выявлять сущность, особенности объектов), Коммуникативные (умение работать в парах, группах),

Личностные (Формируем мотивацию к обучению)

Регулятивные. Выполняют учебные действия, осуществляют контроль.

ельная мотивация выполнения заданий

YYYYYYYVVIII. Развитие умений – применение полученных знаний.

картинку. Прочитайте вопрос ко второй задаче.

– Сравните вопросы.

-  Каким действием будем решать первую задачу? Почему?

-  Каким действием будем решать вторую задачу? Почему?
– Запишите решение задач, 1 вариант решает задачу про ложки, 2 вариант – про чашки. ( 2 ученика у доски)

Карточки – помощники.

Проверка работы.

Решение примеров №5 для тех, кто быстро справится с задачей.

Самостоятельное решение задач. Слабые ученики используют карточки-помощники.

Решение примеров №5 для тех, кто быстро справится с задачей.

Положительная мотивация выполнения заданий.

VII. Итог урока. Рефлексия.

11.  Итог урока.

-  Что нового мы сегодня узнали на уроке? (слагаемые и сумма связаны между собой)

-  У меня в руках Копилка достижений. У каждого из Вас на столе солнышко. Расскажите, чему научились на уроке. Опустите в Копилку достижений солнышко.

12.Рефлексия.

- Ребята, сегодня на уроке вы справились со всеми заданиями.

- А теперь оцените свои достижения при помощи смайликов.

- Кому было легко выполнять задания, поднимите зелёный смайлик.

- Кто испытывал трудности, поднимите жёлтый смайлик.

- Кому было скучно на уроке, поднимите красный смайлик.

На этом наш урок закончен. Вы сегодня очень хорошо поработали, у нас всё получилось.  

Дети отвечают на вопросы учителя, аргументируют свои ответы, ведут дискуссию, оценивают свою работу.

Форма.

Групповая. Фронтальная.

Метод. Контроль, самоконтроль

Регулятивные (Осуществлять познавательную и личностную рефлексию), Познавательные (Выявлять сущность, особенности объектов).

Умение оценивать свою деятельность

Приложение.

Используемые источники:

  • программа «Школа России» учебник «Математика», Москва, « Просвещение», 2 часть с. 26;  
  • рабочая тетрадь с. 11 № 2;
  • мультимедийный проектор;
  • презентация « Связь между суммой и слагаемыми»;
  • кассы цифр у учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики в 3 классе по теме "Доли". УМК "Школа России"

Методическая разработка содержит подробный ход урока по теме "Доли"....

Авторская методическая разработка урока математики во 2 классе по теме "Сложение и вычитание двузначных чисел"

Разработка урока  предназначена для учителей начальной школы, работающих по программе "Начальная школа XXI века". Большое внимание на уроке уделено здоровьесберегающей технологии, используются фи...

Методическая разработка урока математики в 4 классе по теме «Единица длины: километр», программа «Школа России»

Данная методическая разработка представляет собой конспект урока по математике 4 класс по программе «Школа России». Тема урока «Едини...

Методическая разработка урока математики во 2 классе по теме "Конкретный смысл действия умножения"

Данный урок создан специально для изучения темы, которая входит в школьный курс математики за 2 класс. Опираясь на конкретный смысл умножения, его свойства, раскрываются приёмы устных и письменных выч...

Методическая разработка "Урок математики, УМК «Школа России», 3 класс Тема. Умножение двузначного числа на однозначное."

Цели:- образовательная: формирование умения представлять двузначное число в виде суммы двух удобных слагаемых, сознательного освоения способа умножения суммы на число; - развивающая: развити...