Методическая разработка урока математики УМК «Школа России» 1класс Тема: «Компоненты действия сложения. Нахождение неизвестного компонента»
план-конспект урока по математике (1 класс)
Предварительный просмотр:
МАОУ Дятьковская СОШ № 2
Технологическая карта урока математики
1 класс «Школа России»
Составил: учитель начальных классов
Гапонцева И.А.
Дятьково, 2014 г.
Технологическая карта урока математикиТема урока: Связь между суммой и слагаемыми.
Цели для ученика 1. Знакомство со взаимосвязью сложения и вычитания; 2. Выведение правила нахождения неизвестного слагаемого; 3. Формирование вычислительных навыков. | Цели для учителя - образовательные: познакомить с взаимосвязью между компонентами действия сложения, вывести правило нахождения неизвестного слагаемого; продолжить работу по формированию умения решать задачи изученных видов. Отрабатывать умения составлять задачи по рисунку. - развивающие: Развивать навыки счета в пределах 10. Развивать внимание, наблюдательность, мелкую моторику. Продолжать формировать умение работать в парах. Развивать действия самоконтроля. Продолжать работу по осуществлению индивидуального и дифференцированного подхода. - воспитательные: воспитывать культуру труда, самостоятельность в принятии решений (задания по выбору) |
Тип урока: изучение нового | Форма урока Урок с групповыми формами работы . |
Опорные понятия, термины Правило нахождения неизвестного слагаемого. | Новые понятия Правило нахождения неизвестного слагаемого. |
Формы контроля: фронтальный, групповой, индивидуальный, самоконтроль. | Домашнее задание |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Оргмомент. | Долгожданный дан звонок, | Дети выполняют действия, предложенные учителем | Фронтальная, репродуктивный | Личностные, Коммуникативные (цель, взаимодействие). | Положительный настрой на урок | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация знаний. | 1. Сегодня 4 февраля и нас приглашает к себе в гости число и цифра 4. - Назовите «соседей» числа 4. - Сколько жильцов живет в каждой квартире домика числа 4.(слайд Сегодня на уроке каждый из вас получил маршрутный лист. Мы с ним будем работать в течение урока. - Каллиграфическая минутка. Вспомним, как пишется эта цифра, и пропишем до конца строки через клеточку. 2. Устный счет (Условие – первичная информация) – Число 4 предлагает нам съездить в гости к Веселым человечкам, а вот на чем мы отправимся, узнаете, если правильно выполните задания арифметического диктанта.
1 ученик работает за доской, остальные на местах. Проверка работы с помощью светофоров. В результате у детей получается ряд чисел: 7, 8, 6, 10, 9, 10, 5. Пользуясь таблицей, подпишите под цифрами ответов буквы. Вы узнаете, на чём мы отправимся путешествовать.
Получается слово ПАРОВОЗ. – Итак, отправляемся в путешествие. | Комментированная запись числа. Прописывают цифру, называют соседей числа 4, вспоминают состав числа. Один ученик выполняет условие арифме-тического диктанта за доской, остальные в маршрутных листах. Проверка работы с помощью светофоров. | Индивидуально - обособленный, частично-поисковый. Форма. Фронтальная. Метод. Объяснительно–иллюстративный; стимулирования и мотивации; частично-поисков Индивидуальный, частично-поисковый | Личностные, познавательные (выявление сущности, особенности объектов). Регулятивные (высказываем своё предположение, прогнозируем работу), Личностные (мотивация к обучению) Познавательные (Выявлять сущность, особенности объектов), Личностные (формируем мотивацию к обучению) | Вспомнить изученный материал. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Формулирование проблемы, планирование деятельности. | В результате у детей получается ряд чисел: 7, 8, 6, 10, 9, 10, 5. Пользуясь таблицей, подпишите под цифрами ответов буквы. Вы узнаете, на чём мы отправимся путешествовать.
Получается слово ПАРОВОЗ. – Итак, отправляемся в путешествие. Практическая работа. – Мы подъехали к первому домику, в нем живет Самоделкин. - Как называются числа при сложении? . - Что осталось? - Сколько их? - Как получили число 4? Прочитайте выражение, вспомнив названия чисел при сложении. – Что такое 6 в первом примере? 2? 4? - Какой можно сделать вывод? - Связаны ли между собой сумма и слагаемые? - Слагаемые и сумма связаны между собой математическими действиями сложением и вычитанием. Они дружат друг с другом, поэтому их называют взаимообратные. Так какова тема нашего сегодняшнего урока. Прочитайте в учебнике, что мы будем рассматривать на уроке? 4. Сообщение темы урока: «Связь между суммой и слагаемыми». - Догадайтесь, какова тема нашего урока? Что мы с вами будем делать на уроке? 2. Сообщение темы и целей урока, планирование деятельности. (слайд 3) | Форма. Фронтальная. Метод. Исследовательский | Регулятивные (Развиваем умение высказывать своё предположение), Личностные (формируем мотивацию к обучению) | Планирование работы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ΙV. Открытие новых знаний. III. Формулирование проблемы, планироIIII.Формулирование проблемы, планирование деятельности. | - Прочитайте это выражение по-новому, используя названия компонентов действия сложения. - Что осталось? - Сколько их? - Как получили число 4? Прочитайте выражение, вспомнив названия чисел при сложении. – Что такое 6 в первом примере? 2? 4? - Слагаемые и сумма связаны между собой математическими действиями сложением и вычитанием. Они дружат друг с другом, поэтому их называют взаимообратные. Так какова тема нашего сегодняшнего урока. Прочитайте в учебнике, что мы будем рассматривать на уроке? 4. Сообщение темы урока: действия сложения. - Какой вывод мы можем сделать при написании словосочетаний чк, чн, щн? - Сравнение собственной формулировки с правилом в учебнике. Прочитаем правило в учебнике на стр. 128 и сравним его с нашим выводом. - Совпали ли ваши выводы с правилом в учебнике? В чем совпали? – Является ли отсутствие ь в буквосочетаниях чк, чн, нщ, чт орфограммой? – Приведите свои примеры слов. | Учащиеся высказываются, ведут дискуссию, формулируют правило. Читают правило в учебнике, сравнивают со своим выводом. . | Фронтальная, исследовательский | Познавательные (На основе анализа объектов делать выводы, извлекать информацию из текста учебника), Коммуникативные (Развиваем умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами). | Планирование работы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V. Первичное закрепление ΙV. Открытие новых знаний. ΙV. Открытие ноIIIV. Открытие новых знаний. | получили первое слагаемое 2) - Какой можно сделать вывод? - Связаны ли между собой сумма и слагаемые? - Слагаемые и сумма связаны между собой математическими действиями сложением и вычитанием. Они дружат друг с другом, поэтому их называют взаимообратные. Так какова тема нашего сегодняшнего урока. Прочитайте в учебнике, что мы будем рассматривать на уроке? 4. Сообщение темы урока: «Связь между суммой и слагаемыми». 5. Работа по учебнику. Паровозик привез нас к следующему домику – домику Буратино. - Откройте учебники на стр.26. Вывод: Если из суммы вычтем 1 слагаемое, то получится 2 слагаемое. Если из суммы вычтем 2 слагаемое, то получится 1 слагаемое. | . Учащиеся высказываются, ведут дискуссию, формулируют правило. ВЫВОД: Если из суммы вычтем 1 слагаемое, то получится 2 слагаемое. Если из суммы вычтем 2 слагаемое, то получится 1 слагаемое. | Фронтальная, частично-поисковая | Познавательные (На основе анализа объектов делать выводы, извлекать информацию из текста учебника), Коммуникативные (Развиваем умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами). | Усвоение правила большинством класса. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Какие кружки и сколько закрыли дверцей? Сколько осталось? Какой пример составили? Вывод: Если из суммы вычтем 1 слагаемое, то получится 2 слагаемое. Если из суммы вычтем 2 слагаемое, то получится 1 слагаемое. | . | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V. Физминутка. | Буратино потянулся, Ключик видно не нашёл, Чтобы ключик нам достать Нужно на носочки встать. | Дети выполняют движения. | Фронтальная. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Первичное закрепление. | А мы подъехали к домику Незнайки. Давайте поможем ему ответить на вопрос. Можно ли не считая, а, используя и зная пример на сложение, решить пример на вычитание. 8. Вычленение существенных свойств объекта – Найдите задание №3 в маршрутных листах. Рассмотрите первый рисунок. Прочитайте выражение, записанное под ним. - Какие 2 примера на вычитание мы можем составить по этому выражению? - Как мы их получили? Что такое число 8? Значит : из суммы 8 вычли слагаемое 5, получили слагаемое 3. Из суммы 8 вычли слагаемое 3, получили слагаемое 5. - Так сколько выражений на вычитание можно составить по примеру на сложение? Посмотрите на второе выражение и решите его самостоятельно. Проверка работы. - А теперь посмотрите внимательно и скажите, можно ли не считая, используя пример на сложение, решить примеры на вычитание. – Итак, как получить 1 слагаемое? 2 слагаемое? | Дети работают в маршрутных листах. Читают, то, что написали, делают выводы. | Фронтальная, частично-поисковая. | Познавательные (Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы). Коммуникативные (умение оформлять свои мысли, выслушивать других) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VII. Физминутка. | 1, 2, 3, 4, 5 — все умеем мы считать. Раз! Подняться, потянуться. Два! Согнуться, разогнуться. Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре — руки шире. Пять — руками помахать. Шесть — за парту тихо сесть. | Дети выполняют движения. | Фронтальная. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Развитие умений – применение з Y | 10. Аналитико-познавательная работа (информационное поле 2) № 3 в учебнике. - Закончите предложения. Работаем в парах. Один начинает читать предложение, второй продолжает. После выполнения задания , учитель задает детям вопрос: – Мы показали Незнайке, что можно решить пример на вычитание, если знаешь пример на сложение? ЕСЛИ ИЗ СУММЫ ВЫЧЕСТЬ 1 СЛАГАЕМОЕ, ТО… 10. Повторение изученного, решение задач и примеров. Паровозик привез нас к следующему домику – домику Карандаша. - Посмотрите, в каком номере представлены задачи? - Рассмотрите первую картинку. О чем будет задача? Прочитайте начало условия, дополните его, глядя на картинку. Прочитайте вопрос к задаче. - Каким словом можно заменить в вопросе слово ТЕПЕРЬ? -- Рассмотрите вторую картинку. О чем будет эта задача? Также дополните условие, глядя на картинку. Прочитайте вопрос ко второй задаче. – Сравните вопросы. - Каким действием будем решать первую задачу? Почему? - Каким действием будем решать вторую задачу? Почему? Карточки – помощники. Проверка работы. Решение примеров №5 для тех, кто быстро справится с задачей. | Учащиеся образуют группы. Один ученик начинает читать предложение, второй продолжает. Повторяют правило : Если из суммы вычтем 1 слагаемое, то получится 2 слагаемое. Если из суммы вычтем 2 слагаемое, то получится 1 слагаемое. Работа по вариантам. | Форма. Парная. Групповая. Индивидуальная. Интерактивная. Метод. Частично-поисковый. | Познавательные (Выявлять сущность, особенности объектов), Коммуникативные (умение работать в парах, группах), Личностные (Формируем мотивацию к обучению) Регулятивные. Выполняют учебные действия, осуществляют контроль. | ельная мотивация выполнения заданий | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
YYYYYYYVVIII. Развитие умений – применение полученных знаний. | картинку. Прочитайте вопрос ко второй задаче. – Сравните вопросы. - Каким действием будем решать первую задачу? Почему? - Каким действием будем решать вторую задачу? Почему? Карточки – помощники. Проверка работы. Решение примеров №5 для тех, кто быстро справится с задачей. | Самостоятельное решение задач. Слабые ученики используют карточки-помощники. Решение примеров №5 для тех, кто быстро справится с задачей. | Положительная мотивация выполнения заданий. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VII. Итог урока. Рефлексия. | 11. Итог урока. - Что нового мы сегодня узнали на уроке? (слагаемые и сумма связаны между собой) - У меня в руках Копилка достижений. У каждого из Вас на столе солнышко. Расскажите, чему научились на уроке. Опустите в Копилку достижений солнышко. 12.Рефлексия. - Ребята, сегодня на уроке вы справились со всеми заданиями. - А теперь оцените свои достижения при помощи смайликов. - Кому было легко выполнять задания, поднимите зелёный смайлик. - Кто испытывал трудности, поднимите жёлтый смайлик. - Кому было скучно на уроке, поднимите красный смайлик. На этом наш урок закончен. Вы сегодня очень хорошо поработали, у нас всё получилось. | Дети отвечают на вопросы учителя, аргументируют свои ответы, ведут дискуссию, оценивают свою работу. | Форма. Групповая. Фронтальная. Метод. Контроль, самоконтроль | Регулятивные (Осуществлять познавательную и личностную рефлексию), Познавательные (Выявлять сущность, особенности объектов). | Умение оценивать свою деятельность |
Приложение.
Используемые источники:
- программа «Школа России» учебник «Математика», Москва, « Просвещение», 2 часть с. 26;
- рабочая тетрадь с. 11 № 2;
- мультимедийный проектор;
- презентация « Связь между суммой и слагаемыми»;
- кассы цифр у учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока математики в 3 классе по теме "Доли". УМК "Школа России"
Методическая разработка содержит подробный ход урока по теме "Доли"....
Авторская методическая разработка урока математики во 2 классе по теме "Сложение и вычитание двузначных чисел"
Разработка урока предназначена для учителей начальной школы, работающих по программе "Начальная школа XXI века". Большое внимание на уроке уделено здоровьесберегающей технологии, используются фи...
Методическая разработка урока математики в 4 классе по теме «Единица длины: километр», программа «Школа России»
Данная методическая разработка представляет собой конспект урока по математике 4 класс по программе «Школа России». Тема урока «Едини...
Методическая разработка урока математики во 2 классе по теме : "Миллиметр" УМК "Школа России"
Технологическая карта урока математики 2 класс...
Методическая разработка урока математики во 2 классе по теме "Конкретный смысл действия умножения"
Данный урок создан специально для изучения темы, которая входит в школьный курс математики за 2 класс. Опираясь на конкретный смысл умножения, его свойства, раскрываются приёмы устных и письменных выч...
Методическая разработка "Урок математики, УМК «Школа России», 3 класс Тема. Умножение двузначного числа на однозначное."
Цели:- образовательная: формирование умения представлять двузначное число в виде суммы двух удобных слагаемых, сознательного освоения способа умножения суммы на число; - развивающая: развити...
Методическая разработка урока математики УМК «Школа России» 1класс Тема: «Компоненты действия сложения. Нахождение неизвестного компонента»
Урок математики 1 класс по ФГОС...