Методическая разработка урока математики УМК «Школа России» 1класс Тема: «Компоненты действия сложения. Нахождение неизвестного компонента»
план-конспект урока по математике (1 класс)
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока математики
УМК «Школа России»
1класс
Тема: «Компоненты действия сложения. Нахождение неизвестного компонента»
Цель: создать условия для понимания детьми взаимосвязи между суммой и слагаемыми
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Задачи:
Образовательные: создать условия для актуализации и уточнения знаний детьми математической терминологии, умения читать математические равенства; для знакомства с взаимосвязью между компонентами действия сложения, правилом нахождения неизвестного слагаемого.
Развивающие: создать условия для развития умения пользоваться изученным правилом на практике, развивать навыки счёта.
Воспитательные: создать условия для воспитания чувства коллективизма и доброго отношения друг к другу; привития интереса к математике.
Образовательные технологии:
- Технология деятельностного метода обучения
- Здоровьесберегающие;
- Информационно-коммуникативные технологии;
- Дифферинцированное обучение
Формы обучения:
- Коллективная
- Работа в парах
- Индивидуальная с учетом дифференциации
Методы обучения:
- - словесные ;
- - наглядные (ИКТ);
- - практические (самостоятельн. работа);
Приемы общей (внешней) организации учебной деятельности –
- приемы слушания,
- наблюдения,
- рассматривания,
- планирования работы с Рабочей тетрадью
- самоконтроля,
- организации учебного общения
Приемы познавательной (внутренней) деятельности –
- приемы внимания,
- запоминания;
- мыслительными операциями и действиями;
- приемами словесного описания, объяснения, формулировки вопросов или проблем;
- приемы рефлексии
Оборудование: компьютер, рабочая тетрадь М.И.Моро С.И. Волкова С.В. Степанова, таблица «Названия компонентов сложения», листы самооценивания.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: знают: названия компонентов и результатов сложения, зависимость между ними; умеют: находить значения выражений, содержащих действия сложения и вычитания.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: выполняют действия по предъявленному алгоритму, высказывают своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Познавательные: перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют такие математические объекты, как числа, числовые выражения.
Коммуникативные: доносят свою позицию до всех участников образовательного процесса – оформляют свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Личностные УУД: стремятся самостоятельно осваивать основы математических знаний, понимают ценность труда и упорства как естественного условия человеческой деятельности, в том числе и учебной.
Конспект урока математики
«Компоненты действия сложения. Нахождение неизвестного компонента»
Цель: создать условия для понимания детьми взаимосвязи между суммой и слагаемыми
Задачи:
Образовательные: создать условия для актуализации и уточнения знаний детьми математической терминологии, умения читать математические равенства; для знакомства с взаимосвязью между компонентами действия сложения, правилом нахождения неизвестного слагаемого.
Развивающие: создать условия для развития умения пользоваться изученным правилом на практике, развивать навыки счёта.
Воспитательные: создать условия для воспитания чувства коллективизма и доброго отношения друг к другу; привития интереса к математике.
Формируемые УУД: Личностные: стремление к получению новых знаний, положительное отношение к уроку);
Регулятивные: целеполагание, планирование – работа по плану, инструкции, удержание цели;
Познавательные: умение сравнивать, сопоставлять; выполнение по образцу, умение сравнивать с образцом, оценка своей работы, умение ориентироваться в тетради, оценка деятельности на уроке; отвечать на вопросы, наблюдать, делать самостоятельные выводы;
Коммуникативные: умение договариваться, слушать и слышать;
Планируемые результаты обучения:
Предметные: знают: названия компонентов и результатов сложения, зависимость между ними; умеют: находить значения выражений, содержащих действия сложения и вычитания.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: выполняют действия по предъявленному алгоритму, высказывают своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Познавательные: перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют такие математические объекты, как числа, числовые выражения.
Коммуникативные: доносят свою позицию до всех участников образовательного процесса – оформляют свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Личностные УУД: стремятся самостоятельно осваивать основы математических знаний, понимают ценность труда и упорства как естественного условия человеческой деятельности, в том числе и учебной.
Оборудование: компьютер, документ-камера, учебник, рабочая тетрадь М.И.Моро С.И. Волкова С.В. Степанова, таблица «Названия компонентов сложения», листы самооценивания.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | |||||||||||||||
I. Мотивация к учебной деятельности. Цель: включение в деятельность на личностно- значимом уровне. | Здравствуйте,дети! С неба смотрит солнце миллионы лет, Льёт на землю солнце и тепло и свет -Пусть сегодня как и всегда в нашем классе будет тепло, уютно и светло. Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи! Чем мы занимаемся на уроках математики? (Решаем, считаем, думаем). - Вы готовы выполнять эту работу сегодня? -Какое время года? -А какой зимний месяц ? А какой зимний месяц по счёту? -Какой день недели? Какой день недели среда по счёту? -Скажите какое сегодня число? -Расскажите всё что вы знаете о числе 7 Открыли тетради - записали число и месяц . « Я тетрадь свою открою и на парту положу. Я друзья от вас не скрою, ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь! | Включение в учебную деятельность. Эмоциональный настрой на урок Проверяют готовность к уроку. Опираются на знания окружающего мира и ориентируются во времени Опираясь на изученные знания дают характеристику числу 7; проговаривают состав числа 7. Проговаривают стихотворение ориентированное на соблюдение гигиенических требований Запись числа и месяца | |||||||||||||||
II.Этап актуализации знаний Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика | Устный счет На уроке вы покажете, что вы уже знаете, а я постараюсь открыть вам еще один секрет этой интересной страны под названием «Математика». Сегодня к нам на урок придет гостья. Хотите узнать кто? Тогда вам придётся каждому потрудиться и решить числовые выражения. Решите числовые выражения. Вспомним правила парной работы
А- 9 К- 7 Б-10 Е-6 Л-5 Герой из какого произведения у нас в гостях? Назовите автора стихотворения Проговорим строчки стихотворения.... " Белка песенки поет, и орешки все грызет. А орешки не простые все скорлупки золотые, ядра чистый изумруд» Изумруд-драгоценный камень Какое задание вы можете предложить? Используя только скорлупки, ядра. -Запишите пример самостоятельно. Какой пример составили? 2+5=7 5+2=7 Прочитайте пример, используя компоненты сложения Над числами прикрепляются карточки со словами: 1 СЛАГАЕМОЕ, 2 СЛАГАЕМОЕ, СУММА) Оцените работу товарища А как ты свою работу оценил? Почему так оценил свою работу? Я согласна(или) не согласна с самооценкой.. Проверим по критериям оценивания На доске: 2+5=7 5+2=7 Какое правило использовали? | Решают выражения, и по ключу расшифровывают слово Высказывают различные варианты заданий Самостоятельно записывают пример или примеры
Проговаривают компоненты сложения Проговаривают и соблюдают критерии оценивания Взаимооценка Самооценка- шкала успеха 1.Правильно 2.Самостоятельно 3.Аккуратно Проговаривают правило (от перестановки слагаемых, сумма не меняется) | |||||||||||||||
Физминутка | "Мы, перчаточки снимаем, и на точки нажимаем. Развиваем память, слух, логику, мышление. И тогда у всех вокруг будет настроение." | Выполняют движения со словами. | |||||||||||||||
III. Формулирование темы урока, целеполагание Цель: создать условия для выхода из проблемной ситуации | Как вы думаете можно из этого примера используя только эти слагаемые и сумму составить пример на вычитание? 5+2=7 Вопрос был один? А вариантов сколько? -Значит это у нас проблема? А если это проблема, мы должны её решить? Цель: Как это можно сделать? Проговорим ещё раз проблему...... -Попробуйте решить эту проблему в паре самостоятельно... Пара которая составила примеры, прошу выйти к доске и объяснить как они решили... Какой можно сделать вывод? -Рассмотрите все три примера ...Какую закономерность заметили? -Итак тема нашего урока? Составим план работы | Думают, рассуждают, проговаривают варианты Проговаривают проблему Обсуждают в паре варианты и пытаются решить проблему Самостоятельная работа Проверка под документ-камерой 5+2=7 7-5=2 7-2=5 Взаимооценивание Проговаривают вывод: Если из суммы вычесть 1 слагаемое, то получим 2слагаемое.Если из суммы вычесть 2 слагаемое, то получим 1 слагаемое. Доказывают закономерность. - Слагаемые и сумма связаны между собой математическими действиями сложением и вычитанием. Сообщают тему урока: «Связь между суммой и слагаемыми». Проговаривают план работы | |||||||||||||||
IV. Первичное усвоение новых знаний. Цель: обсуждение затруднений и устранение причины возникшего затруднения; создание ситуации успеха (Самостоятельная работа с проверкой | Работа в тетради на печатной основе с.13 №2 -Откройте тетрадь на печатной основе с. 13, найдите №2. -Будем выполнять задание самостоятельно на выбор -Что нужно будет сделать? -Кто не понял задание? -Положите тетрадь с наклоном. Возьмите правильно ручку, приступайте. Кто закончит, поднимет руку.-Проверим выполнение задания по данному эталону -Поднимите руки те, кто решил так же, как в эталоне, не допустил ни одной ошибки. Оцените свою работу. | Выполняют самостоятельную работу в тетради на печатной основе, проводят самопроверку по эталону Самооценка-шкала успеха | |||||||||||||||
V.Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель: самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | -Чему мы учились на уроке? -Достигли ли мы поставленных целей? -Какое задание было самым интересным? -В листах самооценивания выберите критерий по которому оцените свою работу на уроке: Узнал, запомнил, научился, удивился, повторил -На этом наш урок окончен. Всем спасибо. | Проговаривают и оценивают свою работу на уроке в листах
самооценивания |
Приложение:
1.Листы самооценки
Я | Узнал Запомнил Научился Удивился Повторил |
Формируемые УУД:
Личностные: стремление к получению новых знаний, положительное отношение к уроку);
Регулятивные: целеполагание, планирование – работа по плану, инструкции, удержание цели;
Познавательные: умение сравнивать, сопоставлять; выполнение по образцу, умение сравнивать с образцом, оценка своей работы, умение ориентироваться в тетради, оценка деятельности на уроке; отвечать на вопросы, наблюдать, делать самостоятельные выводы;
Коммуникативные: умение договариваться, слушать и слышать;
В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны:
Образовательные технологии:
- Технология деятельностного метода обучения
- Здоровьесберегающие;
- Информационно-коммуникативные технологии;
- Дифферинцированное обучение
Различные методы:
- - словесные ;
- - наглядные (ИКТ);
- - практические (самостоятельн. работа);
Формы обучения:
- Коллективная
- Работа в парах
- Индивидуальная с учетом дифференциации
А также использовано оборудование: компьютер, документ-камера, учебник, рабочая тетрадь М.И.Моро С.И. Волкова С.В. Степанова, таблица «Названия компонентов сложения», листы самооценивания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока математики в 3 классе по теме "Доли". УМК "Школа России"
Методическая разработка содержит подробный ход урока по теме "Доли"....
Авторская методическая разработка урока математики во 2 классе по теме "Сложение и вычитание двузначных чисел"
Разработка урока предназначена для учителей начальной школы, работающих по программе "Начальная школа XXI века". Большое внимание на уроке уделено здоровьесберегающей технологии, используются фи...
Методическая разработка урока математики в 4 классе по теме «Единица длины: километр», программа «Школа России»
Данная методическая разработка представляет собой конспект урока по математике 4 класс по программе «Школа России». Тема урока «Едини...
Методическая разработка урока математики во 2 классе по теме : "Миллиметр" УМК "Школа России"
Технологическая карта урока математики 2 класс...
Методическая разработка урока математики во 2 классе по теме "Конкретный смысл действия умножения"
Данный урок создан специально для изучения темы, которая входит в школьный курс математики за 2 класс. Опираясь на конкретный смысл умножения, его свойства, раскрываются приёмы устных и письменных выч...
Методическая разработка "Урок математики, УМК «Школа России», 3 класс Тема. Умножение двузначного числа на однозначное."
Цели:- образовательная: формирование умения представлять двузначное число в виде суммы двух удобных слагаемых, сознательного освоения способа умножения суммы на число; - развивающая: развити...
Методическая разработка урока математики УМК «Школа России» 1класс Тема: «Компоненты действия сложения. Нахождение неизвестного компонента»
Урок математики 1 класс по ФГОС...