Выступление на РМО «Ментальная арифметика в начальной школе»
опыты и эксперименты по математике

Кирилюк Светлана Михайловна

Что такое ментальная арифметика? Это методика обучения быстрому счету. Но это не самое главное. Самое главное, что с помощью быстрого счета развивается интеллект. Это такое же направление как скорочтение, или другие методики, которые нацелены на развитие интеллекта. Как организовать работу по изучению ментальной арифметике в начальной школе? как обучеть всех деток? Вот ключевые вопросы, которые волнуют педагогов, занимающихся преподаванием ментальной арифметики в начальной школе...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на РМО 26 марта 2018 г.

учителя начальных классов МБОУ СОШ № 15 г. Ейска

Кирилюк Светланы Михайловны

«Ментальная арифметика в начальной школе»

Слайды 1, 2

Что такое ментальная арифметика? Это методика обучения быстрому счету. Но это не самое главное. Самое главное, что с помощью быстрого счета развивается интеллект. Это такое же направление как скорочтение, или другие методики, которые нацелены на развитие интеллекта.  

Слайд 3

С 1993 г. ментальная арифметика используется для обучения детей в 56 странах мира. В некоторых из них методику рекомендуют для включения в программу школ.

Наибольшее распространение ментальный счет получил в государствах Ближнего Востока, а также в Китае, Австралии, Таиланде, Австрии, США и Канаде. Начинают появляться специализированные организации в Казахстане, Киргизии и России.

Ментальный счет является одним из самых молодых и стремительно развивающихся способов, применяемых для детского образования.

Слайд 4

История возникновения ментального счета имеет древние корни. И это несмотря на то, что разработана она сравнительно недавно ученым из Турции Халитом Шеном. Что же он использовал для своей системы ментального счета?

Абакус, который был создан в Китае еще 5 тыс. лет назад. В 16-м веке из Китая он попал в Японию. Жители Страны восходящего солнца усовершенствовали этот предмет, назвали его соробан. Сегодня он используются для обучения детей.

Слайд 5.

В чем же заключается суть ментальной арифметики?

Чтобы это понять, для начала обратимся к секретам физиологии человеческого мозга.  Мозг - взаимосвязанная система, состоящая из двух полушарий, выполняющих свои определённые функции. Информация, поступающая в мозг, обрабатывается левым (точным) и правым (образным) полушариями. Каждое из них имеет свои особенности. Левое отвечает за анализ и логическое мышление. На обработку информации оно тратит много времени, работая с деталями, но хранит ее долго и прочно. Правое не обращает внимание на детали - оно отвечает за образное восприятие, мгновенно схватывает всю информацию целиком и способно зафиксировать в памяти 5-7 деталей сразу, а потому работает быстрее. Пример: правое замечает красоту леса за доли секунды, но не вспомнит, сколько там деревьев. Левое же, знает и подмечает все точно, но для этого нужно больше времени.

Чем теснее связь между ними, тем выше показатель умственного развития.

Как работает Ментальная Арифметика.

Слайд 6

Сначала ребенок обучается на счетах абак (соробан). Во время работы на счетах развивается мелкая моторика, мышечная память, т.к. действие сопровождается проговариванием, то и речь.

Слайд 7

Любое арифметическое действие показывается на счетах, ребенок учится считать на счетах, а потом начинает представлять

Когда ребенок представляет счеты, подключает правое полушарие для их визуализации и перемещения косточек на соробане. (Слайды 8-21)

Слайд 22

Что происходит в голове ребенка, когда он представляет счеты?. Представляя счеты у ребенка начинает работать правое полушарие, включается визуализация. При этом выполняя математические действия, начинает работать левое полушарие. Таким образом в работу включаются синхронно и левое и правое полушарие.

Слайд 23

Это дает развитие интеллекта ребенка, в итоге развивается концентрация внимания, фотографическая память, быстрое восприятие информации, быстрая выдача информации.

Слайд 24.

Постепенно дети отходят от использования соробана и решают примеры в уме, просто представляя счеты перед собой. Это также мощная стимуляция развития воображения и многозадачности: ребенок может легко считать в уме, занимаясь при этом другим делом.

Помимо обучения непосредственно счету, ученики во время занятий могут петь, рисовать, танцевать. Также в ходе учебы возможно изучение иностранного языка, когда ребенок проговаривает свои действия на другом языке.

Слайд 25 

Более серьезных результатов в ментальной арифметике достигнет не взрослый, а ребенок 5-12 лет. Именно в этом возрасте мозг наиболее пластичен. Если упражняться на счетах одновременно начнут взрослый и ребенок — взрослый не достигнет тех же результатов, что и ребенок. Именно потому важно начать тренировать мозг вовремя.  

Видеоряд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление и презентация- "Современный урок в начальной школе"

В статье охарактеризован современный урок в режиме внедрения ФГОС. Раскрыты специфические признаки, организационные основания урока, храктеристика качественной работы учителя и ученика, типология урок...

Выступление на семинаре"Современные технологии в начальной школе"

Технология формирования типа правильной читательской деятельностиТри этапа технологии:1.Работа с текстом до чтения( предположения, лексическая работа в тетрадях на п\о  и др.)2. Работа с текстом ...

Выступление на районном методическом объединении учителей начальной школы по проблеме реализации национально-регионального компонента

Представляю вашему вашему вниманию материалы по реализации национально-регионального компонента в начальной школе...

Выступление "Опыт использования вариативных УМК в начальной школе"

Данное выступление прозвучало на августовской секции учителей начальных классов перед новым учебным годом...

Описание опыта работы с ментальными картами в начальной школе

Из опыта работы Т.А. ДомасевичОписание опыта работы с ментальными картами в начальной школеМы живем в весьма сложное, динамичное по скорости появления инноваций время, с избытком насыщенное информацие...

Использование ментальных карт в начальной школе(из опыта работы)

В статье показано использование ментальных карт в начальной школе....