Выступление на районном методическом объединении учителей начальной школы по проблеме реализации национально-регионального компонента
учебно-методический материал по теме
Представляю вашему вашему вниманию материалы по реализации национально-регионального компонента в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nrk_dlya_sayta.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на РМО
Национально - региональный компонент и его педагогический потенциал.
Народ не должен терять своего нравственного авторитета. Ни при каких обстоятельствах мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи.
(Д.Лихачёв)
Современная система образования всё больше внимания уделяет гуманизации и гуманитаризации соде6ожания образования, отражению на каждом этапе обучения всех аспектов человеческой культуры, обеспечивающих физическое, интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, коммуникативное образование учащихся. В свете этих преобразований особый интерес представляет учебный материал, включающий национально- региональный компонент, который способствует не только формированию представлений об окружающем мире и усвоению учащимися определённой теоретической базы, расширению кругозора, но в главном образом создаёт условия для приобщения всех школьников, независимо от их этнической принадлежности к культурным традициям всех народов Уральского региона, закладывает основы национального и гражданского самосознания и патриотизма.
Попытаюсь раскрыть задачи и содержание каждого из этих блоков, применительно к начальной школе.
1. Социально – аксиологический блок.
Задачи данного блока.
- научить ребёнка ориентироваться в непосредственно окружающей его действительности ( в родном городе, районе, улице), самостоятельно находить источники нужной информации и умело пользоваться. Также, необходимо познакомить с работой служб экстренной помощи, с местами. Проведения досуга, транспортом и другими объектами.
- Дать возможность школьникам почувствовать себя полноправными гражданами своего города, принимать участие в общегородских мероприятиях, играх, конкурсах, викторинах, озеленении дворов и т.п.
- Осознать свою сопричастность к событиям, происходящим в городе, свою социальную и историческую значимость.
- Помочь формировать учащимся свою систему ценностей- представление о предпочитаемых благах, объектах, являющихся предметом желаний, стремлений, интересов. Помочь осознать, что каждый человек, включая его самого – уникальная, неповторимая личность, с богатым внутренним миром и огромным потенциалом возможностей. Родной дом, школа, город – это место, где этот потенциал можно реализовать, раскрыть свои таланты, добиться успеха, осуществить мечту, причём не в далёком будущем, а в настоящем времени, здесь и сейчас.
Реализуется данный блок национально – регионального компонента как и в форме интеграции необходимого учебного материала и содержания школьного образования, так и в большей степени, практической деятельности: экскурсиях, посещениях музеев, театров, выставок, участие в викторинах, играх, городских мероприятиях, школьных праздниках. В качестве учебного пособия ля начальной школы социально – аксиологический блок можно представить в форме некоторого путеводителя по городу «Я и мой город», где будут затронуты следующие темы:
- Я и моя семья;
- Мой дом, мой двор, моя улица;
- Моя школа. Дорога от дома до школы;
- Мои друзья;
- Мой город Челябинск. Что можно узнать по улицам;
- Где я могу отдохнуть?
- Что такое парк? Парки в Челябинске. Как делают аттракционы?
- Какие бывают театры? Как стать актёром?
- Что такое цирк?
- Где я могу научиться рисовать, танцевать, плавать, вышивать, петь, заниматься спортом?
- Где я могу узнать, что такое библиотека? Библиотека моего района. Что такое музей? Музеи города Челябинска. Для чего нужны справочные службы?
- « От лошади до метро» Как возник городской транспорт?
- Что делать, если случилась беда? (работа медиков, пожарных служб, спасателей)
Географический блок.
В содержание географического блока национально – регионального компонента входит:
* Знакомство с географическим положением Челябинской области. Челябинская область на карте России и мира;
* Рельеф Челябинской области, разнообразие ландшафтов;
* Климат Челябинской области, широтно – высотная зональность;
* Полезные ископаемые Челябинской области и их использование человеком;
* Водоёмы Челябинской области;
* Памятники природы Челябинской области.
Биологический блок.
Задачи блока – познакомить с разнообразием растительного и животного мира Челябинской области, растениями и животными разных природных сообществ (леса, луга, водоёма, степи), охраняемыми видами растительного и животного мира. Географический и биологический блоки НРК в настоящее время хорошо разработаны и представлены учебными пособиями Е.В. Григорьевой.
Исторический блок.
В содержание блока входит изучение основных исторических событий, происходящих на территории Челябинской области:
- Заселение территории области первыми людьми
- Заселение башкирами
- Челябинская крепость
- Знакомство с основными династиями Челябинских купцов и промышленников (Демидовы, Яушевы, Валеевы)
- Народное восстание Пугачёва
- Челябинск начала 20-го века в названиях улиц, площадей, архитектурных сооружений
- Грозные годы войны. Челябиск – танкоград
- Челябинск сегодня. Мой район.
Исторические труды по Челябинской области предоставлены в книге В. Виноградова «История Южного Урала», в качестве учебного пособия для школьников.
Экологический блок.
Задачи блока:
- Научить ребёнка выявлять связь между человеком и природой непосредственно в той местности, где он живёт. Научить вести себя, не нарушая законов природы. Формировать целостное представление о природном и социальном окружении, как среде жизни, труда и отдыха человека.
- Дать понятие экологической катастрофы и экологического равновесия на примере Челябинской области
- Познакомить с мероприятиями по охране почв, воды и воздуха на территории Челябинской области, с особо охраняемыми территориями (национальные парки, заповедники)
- Воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека.
Экономический блок.
Этот блок может быть включён в общефакультативный курс экономики в начальной школе или рассмотрен в ходе основного учебного материала.
Задачи экономического блока НРК:
Дать учащимся представление о городе Челябинске, как о промышленном центре, рассказать об основных заводах – гигантах, о том, какие вещи и материалы можно производить, какие культурные растения выращивают на полях, познакомить с разнообразными профессиями.
Этнокультурный блок.
Задачи блока:
Познакомить учащихся с культурным наследием разных народностей, проживающих на территории Челябинской области, развитие национального самосознания, чувства национальной гордости и достоинства, уважительного отношения к представителям других народностей. Дать представление того, что Россия, и Урал в частности, единый общий дом для представителей всех национальностей, где каждый имеет одинаково равные права.
В Челябинской области проживают представители более 133 национальностей. Конечно, достаточно подробно изучить особенности каждой нации не представляется возможным в рамках школьной программы, но основные этнические группы должны быть затронуты. Это русские, татары, башкиры, украинцы, немцы, казахи, белорусы, мордва, чуваши, евреи, армяне, азербайджанцы. Школьники должны быть ознакомлены с традициями и обычаями разных народностей, играми и праздниками, национальной одеждой и утварью, музыкой и литературой и др. Это можно осуществить как в ходе дополнительного факультативного курса, так и на уроках основного образования. Но наиболее органично и психологически приемлемее включить этот материал в проведение внеклассных мероприятий: игр, викторин, национальных праздников, театрализованных представлений и пр.
Национально – региональный компонент
Социально - аксиологический
Исторический
Экологический
Биологический
Географический
Экономический
Этнокультурный
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов «Групповая работа как средство достижения универсальных учебных действий в начальных классах»
Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ОРКСЭ ПО ТЕМЕ: "РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
ДОКЛАД: "ТРУДНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА ОРКСЭ" (МОДУЛЬ "ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ")...
Выступление на открытом методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Возможности реализации ФГОС в условиях сельской малокомплектной школы».
Выступление на открытом методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Возможности реализации ФГОС в условиях сельской малокомплектной школы»....
Выступление в 2018 г. на районном методическом объединении учителей начальных классов «Отличие проектной деятельности от исследовательской» (презентация)
laquo;Отличие проектной деятельности от исследовательской»...
Выступление в 2019 г. на районном методическом объединении учителей начальных классов «Современные технологии в работе со способными и одаренными детьми в начальной школе»
laquo;Современные технологии в работе со способными и одаренными детьми в начальной школе»...
Выступление на районном методическом объединение учителей начальных классов города Энгельса, ВКС в рамках "Гимназического Союза России"
Представлена внутренняя и внешняя модель оценки качества образования, её компоненты....
Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов
Виды работ и диктанты по развитию орфографической зоркости учащихся....