Выступление на семинаре"Современные технологии в начальной школе"
материал по теме
Технология формирования типа правильной читательской деятельности
Три этапа технологии:
1.Работа с текстом до чтения( предположения, лексическая работа в тетрадях на п\о и др.)
2. Работа с текстом во время чтения (диалог с автором, комментированное чтение и др.)
3.Работа с текстом после чтения(формулирование основного смыслового вопроса, работа с заглавием, иллюстрацией, беседа об авторе, выполнение творческих заданий и др.)
Литературное чтение предполагает:
1)опору на литературоведение (круг понятий из области теории литературы, которые на практическом уровне осваивают дети через рабочие тетради)
2)ведение литературного произведения в литературно-исторический контекст ( сведения о писателе, работа с дополнительной информацией в учебнике и тетради,, путешествие в историю детской литературы , систематизация ранее прочитанного,
3) установление связей с жизненным опытом ребёнка
4)анализ литературного произведения
Анализ текста:
Цель: читательское освоение литературного произведения.
Основная задача учителя: увидеть в тексте автора, то есть увидеть в тексте автора : «вычитать» его отношение к героям, к ситуации.
Эта задача реализуетсяв ходе «медленного» ( вдумчивого, изучающего, аналитического) чтения.
Приёмы работы над текстом:
1) Выделение ключевых слов
2) Беседа
3) Составление плана
4) Построение структурной модели текста
5) Наблюдение над системой образов (3-4 кл)
6) Комментированное чтение
7) Диалог с автором через текст
и другие.
Первые 5 – известны. Стоит остановиться на двух последних, как на недостаточно освоенных современной школой. Технология формирования типа правильной читательской деятельности предполагает использование этих двух приёмов как основных.
Комментированное чтение
· читают дети, комментирует учитель
· интересные высказывания детей не должны оставаться без внимания! Даже если расходятся с мнением учителя
· комментарий должен быть кратким и динамичным ( НЕ развёрнутые ответы, НЕ беседа)
· прерывание текста там, где это необходимо, а не там, где закончилась часть, абзац
Способы прерывания текста:
o Рефрен( повтор за ребёнком)
o Использование воображения ( представьте..)
o Вопрос, как в беседе ( Догадались, почему? Как же это?)
o Чувство меры ( не каждый текст требует подробного комментированного)
Диалог с автором. Это приёмработы с текстом во время его чтения.
Умение вести диалог с автором формируется в процессе первичного чтения или перечитывания (это зависит от особенностей текста)
Последовательность действий:
1. Научить видеть в тексте вопросы прямые и скрытые
Скрытый:…мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке…( а что там может быть?)
Прямой:…я нашёл орех…Как же он туда попал?
2. Включать творческое воображение учащихся(прогнозировать что случится дальше, чем всё кончится)
3. Помочь учащимся самостоятельно вести разговор с автором с помощь. «сигнальных маячков» ( В- задай вопрос, О – ответь на этот вопрос, П – проверь правильность ответа именно в этом месте текста, З – включи воображение, загляни в волшебное зеркало)
Авторы учебника по литературному чтению Р.Н. и Е.В. Бунеевы ввели подобные сигналы в ряд текстов учебников для 1, 2 и 3 класса.
Третий этап работы с текстом. Творческие задания.
Творческое задание обязательно предполагает самостоятельность выполнения.
В читательскую деятельность ребёнка включены четыре сферы. Можно условно разделить творческие задания , опираясь на эти четыре сферы читательской деятельности.
Осмысление содержания- самая развитая сфера ребёнка | Реакция на художественную форму-как правило у детей отсутствует | Эмоциональная сфера – хорошо развита | Сфера воображения – чрезвычайно развита и важна |
-рассказ о герое, событии -выборочный и краткий пересказ -составление плана -др. | -подробный пересказ -наблюдение над языком, художественными особенностями текста | -выразительное чтение -оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом -др. | -составление диафильма, сценария -творческий пересказ- -Иллюстрирование -чтение по ролям -инсценирование -др. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_k_seminaru._dremina_aprel.ppt | 1.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление и презентация- "Современный урок в начальной школе"
В статье охарактеризован современный урок в режиме внедрения ФГОС. Раскрыты специфические признаки, организационные основания урока, храктеристика качественной работы учителя и ученика, типология урок...
Использование современных технологий в начальной школе
В этом материале описываю современные образовательые технологие, которые я использую на уроках и внеурочное время....
Современные технологии в начальной школе.
Каждый педагог - творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества....
Выступление на районном семинаре "Интерактивные технологии в начальной школе"
Одним из условий приобретения знаний, развития социальных умений и навыков является внедрение новых методик, обеспечивающих активное участие учащихся в образовательном процессе. Основные методические ...
Презентация городского семинара по теме "Использование современных технологий в начальной школе в условиях реализации ФГОС"
В данной презентации представлен краткий материал по указанной теме. Это являлось первой частью городского семинара. Вторая часть представляла из себя практику - то есть учителя начальной школы показы...
Методический семинар "Современный урок в начальной школе"
В презентации представлена система моей работы по теме "Современный урок в начальной школе", каким должен быть современный урок, этапы современного урока, а также представлены применяемые мн...
Выступление по теме "Современный урок в начальной школе"
Выступление на шмо...