Выступление на семинаре"Современные технологии в начальной школе"
материал по теме

Дремина Татьяна Владиленовна

Технология формирования типа правильной читательской деятельности

Три этапа технологии:

1.Работа с текстом до чтения( предположения, лексическая работа в тетрадях на п\о  и др.)

2. Работа с текстом во время чтения (диалог с автором, комментированное чтение и др.)

3.Работа с текстом после чтения(формулирование основного смыслового вопроса, работа с заглавием, иллюстрацией, беседа об авторе, выполнение творческих заданий и др.)

Литературное чтение предполагает:

1)опору на литературоведение (круг понятий из области теории литературы, которые на практическом уровне  осваивают дети через рабочие тетради)

2)ведение литературного произведения в литературно-исторический контекст ( сведения о писателе, работа с дополнительной информацией в учебнике и тетради,, путешествие в историю детской литературы , систематизация ранее прочитанного,

3) установление связей с жизненным опытом ребёнка

4)анализ литературного произведения

Анализ текста:

Цель: читательское освоение литературного произведения.

Основная задача учителя: увидеть в тексте автора, то есть увидеть в тексте автора : «вычитать» его отношение к героям, к ситуации.

Эта задача реализуетсяв ходе «медленного» ( вдумчивого, изучающего, аналитического) чтения.

Приёмы работы над текстом:

1)      Выделение ключевых слов

2)      Беседа

3)      Составление плана

4)      Построение структурной модели текста

5)      Наблюдение над системой образов (3-4 кл)

6)      Комментированное чтение

7)      Диалог с автором через текст

и другие.

Первые 5 – известны. Стоит остановиться на двух последних, как на недостаточно освоенных современной школой. Технология формирования типа правильной читательской деятельности  предполагает использование этих двух приёмов как основных.

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментированное чтение

·         читают дети, комментирует учитель

·         интересные высказывания детей не должны оставаться без внимания! Даже если расходятся с мнением учителя

·         комментарий должен быть кратким и динамичным ( НЕ развёрнутые ответы, НЕ беседа)

·         прерывание текста там, где это необходимо, а не там, где закончилась часть, абзац

Способы прерывания текста:

o   Рефрен( повтор за ребёнком)

o   Использование воображения ( представьте..)

o   Вопрос, как в беседе ( Догадались, почему? Как же это?)

o   Чувство меры ( не каждый текст требует подробного комментированного)

 

Диалог с автором. Это  приёмработы с текстом во время его чтения.

Умение вести диалог с автором формируется в процессе первичного чтения или перечитывания (это зависит от особенностей текста)

Последовательность действий:

1.         Научить видеть в тексте вопросы прямые и скрытые

    Скрытый:…мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке…( а что там     может быть?)

   Прямой:…я нашёл орех…Как же он туда попал?

       2.       Включать творческое воображение учащихся(прогнозировать что случится дальше, чем всё кончится)

       3.       Помочь учащимся самостоятельно вести разговор с автором с помощь. «сигнальных маячков» ( В- задай вопрос, О – ответь на этот вопрос, П – проверь правильность ответа именно в этом месте текста,  З – включи воображение, загляни в волшебное зеркало)

Авторы учебника по литературному чтению Р.Н. и Е.В. Бунеевы ввели подобные сигналы в ряд текстов учебников для 1, 2 и 3 класса.

 

 

Третий этап работы с текстом. Творческие задания.

Творческое задание обязательно предполагает самостоятельность выполнения.

В читательскую деятельность ребёнка включены четыре сферы. Можно условно разделить творческие задания , опираясь на эти четыре сферы читательской деятельности.

Осмысление содержания- самая развитая сфера ребёнка

Реакция на художественную форму-как правило у детей отсутствует

Эмоциональная сфера – хорошо развита

Сфера воображения – чрезвычайно развита и важна

-рассказ о герое, событии

-выборочный и краткий пересказ

-составление плана

-др.

-подробный пересказ

-наблюдение над языком, художественными особенностями текста

-выразительное чтение

-оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом

-др.

-составление диафильма, сценария

-творческий пересказ-

-Иллюстрирование

-чтение по ролям

-инсценирование

-др.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentaciya_k_seminaru._dremina_aprel.ppt1.23 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление и презентация- "Современный урок в начальной школе"

В статье охарактеризован современный урок в режиме внедрения ФГОС. Раскрыты специфические признаки, организационные основания урока, храктеристика качественной работы учителя и ученика, типология урок...

Использование современных технологий в начальной школе

В этом материале описываю  современные образовательые технологие, которые я использую на уроках и внеурочное время....

Современные технологии в начальной школе.

Каждый педагог - творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества....

Выступление на районном семинаре "Интерактивные технологии в начальной школе"

Одним из условий приобретения знаний, развития социальных умений и навыков является внедрение новых методик, обеспечивающих активное участие учащихся в образовательном процессе. Основные методические ...

Презентация городского семинара по теме "Использование современных технологий в начальной школе в условиях реализации ФГОС"

В данной презентации представлен краткий материал по указанной теме. Это являлось первой частью городского семинара. Вторая часть представляла из себя практику - то есть учителя начальной школы показы...

Методический семинар "Современный урок в начальной школе"

В презентации представлена система моей работы по теме "Современный урок в начальной школе", каким должен быть современный урок, этапы современного урока, а также представлены применяемые мн...