Выступление "Опыт использования вариативных УМК в начальной школе"
материал по теме
Данное выступление прозвучало на августовской секции учителей начальных классов перед новым учебным годом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_vystupleniya.doc | 883.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 24»
Выступление на городской августовской секции учителей начальных классов
Тема: Опыт использования вариативных учебно-методических комплектов в начальной школе.
Руководитель ШМО
учителей начальных классов
Стрежнева М.В.
г. о. Саранск, 2013 год
Слайд 1.
Добрый день, уважаемые участники августовской секции учителей начальных классов!
Слайд 2.
От того, как будет чувствовать себя ребёнок,
поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать,
зависит весь его дальнейший путь к знаниям.
В.А. Сухомлинский
Поступление ребенка в первый класс - одно из важнейших и волнующих событий. Поэтому необходимо серьезно подойти к решению этого вопроса: выбрать хорошую школу, обязательно познакомиться с учителем и очень важно обратить внимание еще на такой вопрос - программа обучения или учебно-методический комплект (УМК), по которому будет учиться ребенок. Именно в начальной школе формируется желание учиться и узнавать новое, умение усваивать материал, умение находить общий язык со сверстниками, происходит дальнейшее развитие определенных способностей (технических или гуманитарных) и многое другое.
Все мы знаем, что в настоящее время начальная школа находится на этапе модернизации и обновления содержания образования. В связи с этим в трех системах начального обучения (традиционная начальная школа, система Л. В. Занкова, система Д. Б. Эльконина - Давыдова) интенсивно развивается вариативность образовательных программ и учебно-методических комплектов. Были разработаны целостные модели образования, которые обеспечиваются комплектами учебников по всем предметам с 1 по 4 классы. Каждая модель начального образования построена на единых психолого-педагогических концептуальных основах. Содержание предметов в этих моделях выстраивается в единой логике, которой соответствует методический аппарат всех учебников.
Слайд 3.
В настоящее время к целостным моделям относятся:
1. УМК «Начальная школа XXI века» (научный руководитель - профессор Н. Ф. Виноградова).
2. УМК «Школа 2000» - «Школа 2100» (научный руководители академик А. А. Леонтьев и Л. Г. Петерсон).
3. УМК «Гармония» (научный руководитель - профессор Н. Б. Истомина).
4. УМК «Школа России» (научный руководитель А. А. Плешаков).
5. УМК «Классическая начальная школа» (научный руководитель Н. А. Чуракова).
6. УМК «Перспектива» (под редакцией Л. Ф. Климановой).
7. Образовательная система Л. В. Занкова.
8. Система начального образования Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова.
9. УМК «Планета знаний» (научный руководитель И. А.Петрова).
10. УМК «Перспективная начальная школа» (научный руководитель Р. Г. Чуракова).
Существенной особенностью всех программ стала направленность на формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД) как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов. Главный принцип модернизации учебников - усиление ориентирования учебного материала, способов его представления, методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность. Таким образом, все программы и системы обучения направлены на достижение результатов образования, определенных ФГОС НОО, и реализацию «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Слайд 4.
Наша школа – одна из самых больших в республике. Только в начальной школе обучается 545 человек. В прошлом учебном году функционировало 20 класс – комплектов.
Слайд 5.
Обучение шло по следующим программам:
1. УМК «Школа 2000» - «Школа 2100».
2. УМК «Перспективная начальная школа».
3. УМК «Планета знаний».
4. Образовательная система Л. В. Занкова.
5. УМК «Школа России».
Ежегодно на заседаниях МО мы рассматриваем все УМК, обращаем внимание учителей, которые будут работать в 1 классах, на следующие моменты:
1. Концептуальные положения комплекта.
2. Принципиальные отличительные особенности данного комплекта от других УМК, используемых на 1 ступени обучения.
3. Особенности методики преподавания русского языка, литературного чтения, окружающего мира, математики, ИЗО, технологии.
4. Особенности формирования у младшего школьника УУД и способов деятельности при реализации на практике выбранного УМК.
Поскольку каждый УМК имеет свои приоритеты, особенности, значит, и обучение по конкретному УМК будет иметь свои акценты к отдельным аспектам образования.
Слайд 6.
В новом учебном году в начальной школе по – прежнему 20 класс – комплектов. Обучение в начальной школе будет осуществляться по традиционной системе и системе развивающего обучения Л. В. Занкова.
Слайд 7.
Развивающая система Л. В. Занкова предусматривает развитие познавательных, эмоционально – волевых, нравственных и эстетических возможностей каждого ребенка на интенсивном уровне с повышенными учебными и интеллектуальными нагрузками.
В рамках традиционной системы дети начальных классов в этом году будут обучаться по следующим УМК:
Слайд 8.
1. УМК «Перспективная начальная школа». Данная программа формирует умение поиска, передачи и хранения информации. В учебниках комплекта присутствуют ссылки на интернет – сайты, специально разработанные для работы с младшими школьниками. Таким образом, УМК «Перспективная начальная школа» подразумевает создание условий использования компьютера в школе и их перспективное развитие.
Слайд 9.
2. УМК «Планета знаний». Содержание, структура и организация учебного материала, дидактический, методический аппарат учебников в УМК «Планета знаний» направлены на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов развития ученика на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД) и обеспечивают важнейшее требование новых образовательных стандартов — сформировать положительную мотивацию к получению знаний.
Слайд 10.
3. УМК «Школа 2000» - «Школа 2100». Данная программа личностно – ориентирована. Это значит, что школа должна максимально адаптироваться к ребенку. Обучение осуществляется таким образом, чтобы каждый ребенок мог полностью реализовать себя, свои особенности, интересы. Ученики должны чувствовать себя комфортно и на уроке, и в самой школе.
Качество образования на современном этапе – это не только уровень воспитанности, сформированности общечеловеческих ценностей, но и традиционно основные составляющие качества образования – это успешность обучения и качество знаний.
Слайд 11.
В течение последних лет в начальной школе отмечается рост качества знаний обучающихся по основным предметам.
Сравнительный анализ результатов (качество знаний)
Предметы/ уч. год | 2010-2011 уч. год, % | 2011-2012 уч. год, % | 2012-2013 уч. год, % |
Русский язык | 73,0% | 74,6% | 77,1% |
Математика | 78,6% | 79,5% | 79,9% |
Литературное чтение | 91,7% | 94,6% | 95,4% |
Окружающий мир | 93,2 % | 93,1% | 93,4% |
Результат обученности в 2012-2013 уч. г. стабилен относительно трех предыдущих лет и составляет 99,7%, качество знаний – 72%. Большинство учащихся начальной школы в 2011-2012 уч. г. показали хорошую степень усвоения учебного материала. Использование вариативных УМК в начальной школе дают свои результаты.
Слайд 12.
Хочется отметить, что центральной фигурой в образовании всегда был и будет Учитель. Вариативность, о которой мы говорим, не будет успешной и востребованной, если педагоги не будут стремиться совершенствовать свою профессиональную деятельность. Готовность к инновационной деятельности в современных условиях – важнейшее качество педагога - профессионала, без наличия которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства. Наши педагоги не только готовят учеников, но и сами принимают активное участие в различных творческих конкурсах, конференциях и семинарах различного уровня. Довольно часто статьи учителей начальной школы можно увидеть в межрегиональных и Всероссийских научных сборниках.
Сегодня школа просто не может обойтись без научно-исследовательской деятельности, участие в которой становится залогом инновационного развития. Мы поддерживаем и развиваем интерес обучающихся к научно-техническому творчеству, научным знаниям, проектной и исследовательской деятельности.
Слайд 13.
На протяжении нескольких лет в школе проходит Научно – практическая конференция младших школьников «Я и мир». На ней защищают свои работы учащиеся 3-4 классов. В прошлом учебном году особый интерес вызвали работы ученика 3 класса Гусева Андрея о тепловом аэростате и работа ученицы 4 класса Бегеевой Валерии об улитках. Они были достойно представлены на городской научно-практической конференции «Школьники города – науке 21 века».
Также в прошлом учебном году на Всероссийской научно – практической конференции «Дерево Земли, на которой я живу» были представлены 5 работ учащихся начальной школы. Две работы удостоены 1 места и одна работа – 3 –его места.
Слайд 14.
На протяжении нескольких лет учащиеся начальной школы принимают активное участие во Всероссийском заочном интеллектуальном конкурсе «Познание и творчество» (г. Обнинск). Из 14 учащихся 12 стали призерами в различных номинациях, в том числе: 1-х мест – 7, 2-х мест – 3, 3-х мест – 2. Многие ребята участвуют в других дистанционных олимпиадах и конкурсах.
Слайд 15.
Второй год команда учащихся начальной школы участвовала и стала призером в городском этапе Всероссийского интеллектуально – личностного марафона «Твои возможности 2013» для школьников, обучающихся по УМК «Школа 2100».
Использование вариативных УМК, несомненно, способствует повышению эффективности школьного обучения, поскольку на первом плане оказывается ребенок как субъект деятельности, у ребенка формируется целостное представление об окружающем мире, основные педагогические усилия направляются на его познавательное и личностное развитие.
Слайд 16.
Позвольте мне от всей души поздравить вас с наступающим Днем знаний! Здоровья, профессионального роста, успехов! Пусть ваши мечты, желания, планы исполнятся!
Давно замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют условия, благоприятные для их развития. Так пусть же в новом учебном году у вас будут благоприятные условия!
Слайд 17.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Одним из приоритетных направлений национальной образовательной президентской инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья шк...
Использование современных технологий в начальной школе
В этом материале описываю современные образовательые технологие, которые я использую на уроках и внеурочное время....
Активизация познавательной деятельности учащихся при использовании нетрадиционных уроков в начальной школе.
Для учителя необходимо формировать интерес к изучению учебного материала, активизации познавательной деятельности учащихся. Для этого используются различные формы и методы работы. Очень интересн...
Использование дидактических игр в начальной школе
В работе представлена информация по использованию дидактических игр в начальной школе....
Проект "Использование информационных технологий в начальной школе" с презентацией.
Проект разработан мною о том, как использовать информациооные технологии в начальной школе. В настоящее время это актуально. Предлагаю проект с презентацией....
Доклад по теме : "Использование метода проектов в начальной школе в процессе освоения УМК "Школа России" в рамках реализации ФГОС второго поколения".
Доклад по теме : "Использование метода проектов в начальной школе в процессе освоения УМК "Школа России" в рамках реализации ФГОС второго поколения"....
Выступление на МО учителей начальных классов «Использование образовательных технологий в начальной школе» (Из опыта работы) Ермилова Н.Н.
В статье представлен опыт работы по использованию современных технических средств обучения: в начальной школе....