Этап урока
| Виды работ | Содержание взаимодействия с учащимися | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Орг. момент Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству. | 1. Приветствие
2.Эмоциональный настрой
3. Проверка готовности к уроку | -Здравствуйте, ребята. Сегодня урок математики проведу у вас я. Зовут меня Анастасия Алексеевна.
-Встало солнышко давно, заглянуло к нам в окно, на урок торопит нас – Математика сейчас.
-Ты готов начать урок? Ну-ка проверяй, дружок? Все ль на месте? Все ль в порядке? Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ли правильно глядят? Я желаю всем удачи. За работу! В добрый час! | Приветствует учащихся, эмоционально настраивает на урок, проверяет готовность к уроку, мотивирует на выполнение действий. | Приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места, настраиваются на урок. |
II. Целеполагание Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. | 1. Постановка темы и целей урока | - Сейчас мы отправимся в морское путешествие. Но море не простое, а математическое. За время путешествия мы закрепим на морской узел знания таблицы умножения, деления и всего того, чему вы успели научиться! - Ваша тетрадь на время всего урока превращается в бортовой журнал, записи в котором должны вестись очень аккуратно. - Итак, сделаем первую запись: число, «Классная работа». Пора отправляться в путь, но, чтобы поднять якорь, необходимо выполнить следующее задание. | Сообщает учащимся тему и цели урока, дает указание записать число в тетрадь. | Принимают учебную задачу, записывают в тетрадь число, «Классная работа» |
III. Устный счет Цель: развитие вычислительный навыков, математической культуры. | 1. Решение примеров
2. Решение задач
| Задание - поднять якорь. -На сколько 35 больше 5? (На 30) -Найди сумму чисел 36 и 19. (55) -Число 40 увеличить на 32. (72) -Произведение равно 32, первый множитель 4. Найди второй множитель. (8) -По 4 взять 6 раз. (24) -Во сколько раз 6 меньше 18? (В 3 раза) -В вагоне 9 купе по 4 места в каждом. Сколько всего мест в вагоне? (36) -Мама испекла 18 блинчиков с творогом, а с мясом 9 блинчиков. Во сколько раз блинчиков с мясом мама испекла меньше, чем с творогом? (В 2 раза) -С одной яблони собрали 40 кг яблок, а с другой только 10 кг. На сколько больше килограммов яблок собрали с первой яблони, чем со второй? (На 30) -В трёх классах 60 человек. В первом 23 человека, во втором 17 человек. Сколько человек в третьем классе? (20 человек) | Ставит целевую установку – решить примеры устно, для того чтобы выполнить первое задание. | Решают устно примеры на сложение, умножение, деление, решают задачи на кратное и разностное сравнение
|
IV. Закрепление знаний и способов деятельности. Цель: совершенствовать навыки решения задач на смекалку; развивать внимание и логическое мышление.
| 1. Работа с учебником | -Вы отлично справились с заданием. Наш корабль в открытом море. А здесь подстерегают нас опасности. Впереди айсберг. Перед нами стоит задача избежать столкновения с айсбергом. Чтобы это сделать, необходимо выполнить следующее задание. Откройте учебники на странице 52, задание 1. Что необходимо сделать? (Решить примеры, соблюдая порядок действий) -А давайте вспомним порядок действий в выражениях со скобками. (Если в примере есть скобки, сначала выполняем действие в скобках, а затем выполняем действия за скобками. Если нет умножения или деления, то выполняем действия по порядку слева направо) -А каков порядок действий в выражениях без скобок? (Сначала выполняются действия умножения и деления по порядку слева направо, а затем сложение и вычитание по порядку слева направо) -Верно. Записываем в тетрадь №1. Решаем предметы по столбикам. 12+38-33= (17) 55-(20+8)= (27) 42-16-20= (6) 8*3:6= (4) 3*(8:2)= (12) 36:9*7= (28) (48-16):8= (4) 14+35:7= (19) 6*(20-16)= (24) 3*4:6= (2) 9*2:3= (6) 6*4:8= (3) - Благодаря вашей смекалке мы избежали столкновения с айсбергом.
| Объясняет учащимся следующее задание, повторяет с учащимися правила решения примеров на порядок действий со скобками и без скобок; путем практического решения примеров закрепляют имеющиеся знания.
| Принимают учебную задачу, вспоминают правила решения примеров на порядок действий со скобками и без скобок, решают цепочкой у доски примеры на порядок действий.
|
2. Решение математического ребуса
| -Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет… Он бежит себе в волнах На раздутых парусах…. -А мы замечаем на гребне волны математический ребус. Перед вами три примера. Ответ на каждый пример обозначает порядковый номер буквы в алфавите. Если вы правильно решите все примеры, у вас получится слово. 1) 8*3:2= (12, буква К) 2) 58-(6*8)= (10, буква И) 3) 5*(32:8)= (20, буква Т) -Ребята, какое слово у вас получилось? (Кит) | Читает стихотворение, сообщает новое задание; предлагает решить примеры и отгадать слово
| Решают примеры, определяют зашифрованное слово, осуществляют с учителем проверку решения
|
3. Решение задачи
| -Кит приготовил вам задачу на с. 53, задача №13. -Прочитайте задачу про себя. -Ученик читает задачу вслух. -О чем говориться в задаче? (О ящиках с яблоками и виноградом) -Что известно? (Что масса ящика с яблоками и трех ящиков с виноградом равна 45 кг; что масса ящика с яблоками равна 15 кг) -Что нужно узнать? (Чему равна масса одного ящика с виноградом) -Какую тройку величин можем взять для краткой записи? (Масса одного ящика, количество ящиков, общая масса) -Запишем краткую запись.
| Масса 1 ящика | Кол-во ящиков | Общая масса | Яб. | 15 кг | 1 шт |
45 кг. | В. | ? | 3 шт |
-Повторим задачу по краткой записи. -Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? (Нет) -Почему? (Потому что нам неизвестно, сколько килограммов винограда в трех ящиках) -А можем узнать? (Да) -Почему? (Потому что нам известна общая масса фруктов и масса ящика с яблоками) -Каким действием? (Вычитанием) -Почему? (Для того чтобы узнать массу ящиков с виноградом, мы должны из общей массы фруктов вычесть массу яблок) -А теперь можем ответить на главный вопрос задачи? (Да) -Почему? (Потому что нам известна общая масса винограда и количество ящиков) -Каким действием? (Делением) -Почему? (Для того чтобы узнать массу одного ящика, нам нужно общую массу винограда разделить на количество ящиков) -Сколько действий в задаче? (В задаче 2 действия) -Что найдем первым действием? (Мы найдем массу винограда в трех ящиках) -Что найдем вторым действием? (Массу одного ящика с виноградом) -Запишем решение задачи: 1) 45-15=30 (кг) – масса 3 ящиков с виноградом. 2) 30:3=10 (кг) -Запишите ответ задачи. На что нужно обратить внимание, чтобы правильно записать ответ? (На вопрос задачи) -Молодцы, ребята! Вы отлично справились! Попрощаемся с китенком и продолжим плавание. | Дает целевую установку – решить задачу, для того чтобы продолжить путешествие. Задает вопросы по задаче, осуществляет полный разбор задачи, записывает на доске краткую краткую запись к задаче, проверяет правильность решения задачи.
| Читают задачу, выясняют, о чем в ней говорится, определяют известное и неизвестное, отвечают на вопросы учителя, записывают краткую запись в тетрадь, самостоятельно осуществляют запись решения задачи в тетрадь.
|
4. Решение уравнений
| -Плывем дальше, приближаемся к острову. Но есть какой – то сигнал опасности. Заложены мины. Нужно обезвредить мины. Чтобы обезвредить их, мы должны решить уравнения №11 на с.53 -Решаем только верхние уравнения. 1) х:5=10 -На какое действие это уравнение? (Действие деления) -Назовите компоненты деления. (Делимое, делитель, частное) -Что нам неизвестно? (Делимое) -А как мы можем его найти? (Чтобы найти неизвестное делимое, нужно частное умножить на делитель) х=10*5 х=50 2) 28-х=28 -На какое действие это уравнение? (Действие вычитания) -Давайте вспомним компоненты действия вычитания. (Уменьшаемое, вычитаемое, разность) -Что нам неизвестно? (Вычитаемое) -А как мы можем его найти? (Чтобы найти неизвестное вычитаемое, мы должны из уменьшаемого вычесть разность) х=28-28 х=0 3) х-15=0 -На какое действие это уравнение? (Действие вычитания) -Что нам неизвестно? (Уменьшаемое) -Как мы можем найти неизвестное уменьшаемое? (Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, мы должны к разности прибавить вычитаемое) х=0+15 х=15 | Предлагает учащимся решить примеры устно и письменно с записью на доске, объясняя и показывая полный порядок действий
| Устно под руководством учителя решают примеры, затем решают примеры у доски, описывая полный алгоритм работы с выражением с порядком действий
|
Физминутка. Цель: профилактика переутомления на уроке | 1. Комплекс упражнений
| -Мины обезврежены. Мы можем посетить остров. Кто же там живет? Там живут мартышки. Они предлагают провести с нами физминутку.
| Включает аудио, предлагает под запись выполнить физминутку | Выполняют движения под аудиозапись
|
| 5. Решение примеров | -Плывем дальше, приближаемся к острову. Но все не так просто, как кажется. Впереди пираты. Чтобы победить пиратов, мы должны решить примеры на с.52. Первые 2 столбика решаем устно, а остальные решаем на доске. Устно: 5*9= (45) 9*3= (27) 4*9= (36) 36:4= (9) 28:7= (4) 21:3= (7) У доски: 1. 8*4-18:6= (29) 1) 8*4=32 2) 18:6=3 3)32-3=29
2. 32:4+3*4=(20) 1) 32:4=8 2) 3*4=12 3) 8+12=20
3. 24:3-2*4= (0) 1) 24:3=8 2) 2*4=8 3) 8-8=0
4. 47+4*3-18= (41) 1) 4*3=12 2) 47+12= 59 3) 59-18= 41
5. 51-32+6*3= (37) 1) 6*3=18 2) 51-32=19 3) 19+18= 37
6. 27:9+29-7= (25) 1) 27:9=3 2) 3+29=32 3)32-7=25 -Молодцы, ребята! | Ставит целевую установку – обезвредить мину. Для этого нужно решить уравнения. Проводит полный разбор решения уравнений, задает вопросы
| Отвечают на вопросы учителя, повторяют компоненты математических действий: деления, вычитания, решают уравнения
|
6. Самостоятельная работа | -Морское путешествие продолжается и нас ждёт интересная встреча с … кем же? Очень медленны движенья, И "походка" - как скольжение, В дом свой прячется от страха, Хвост поджавши, ... (черепаха) -Да, это морская черепаха. Она предлагает вам выполнить самостоятельную работу. Выполните на 53 странице задание 9 в тетради. Время на выполнение 5-7 минут. -Давайте проверим, правильно ли вы решили самостоятельную работу. | Загадывает загадку, дает целевую установку – выполнить самостоятельную работу
| Учащиеся отгадывают загадку, выполняют в тетради самостоятельную работу |
VII. Рефлексивно-оценочный. Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. | 1. Обобщающая беседа | -А теперь подведем итог нашего урока. -Чем мы занимались сегодня на уроке? (Закрепляли знания о правилах решения примеров на порядок действий, решали задачу, уравнения) | Задает вопросы, анализирует ответы учащихся | Отвечают на вопросы учителя |
2. Рефлексия | -Посмотрите на доску. Я предлагаю вам выбрать начало любого высказывания и закончить его теми словами, которые больше всего вам подходят. 1.сегодня я узнал… 2.было интересно… 3.было трудно… 4.я выполнял задания… 5.я понял, что… 6.теперь я могу… 7.я почувствовал, что… 8.я приобрел… 9.я научился… 10.у меня получилось …
-Наш урок подошел к концу. Было очень приятно с вами работать. До свидания! | Предлагает учащимся провести рефлексию, дополнив высказывание | Выбирают высказывание и дополняют его |