Конспект урока математики "Решение задач на нахождение доли от числа и числа по его доле." 3 класс, УМК "Школа 2100"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Горяшкиева Галина Сергеевна

Урок обобщения и повторения изученного.Целью данного урока является: закреплять понятие "доля", рассматривать решение задач на нахождение доли от числа, на нахождение числа по его доле.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Математика, 3 класс.

Урок 44 (§ 1.40)

Тема:   Решение задач

Тип урока: Урок обобщения и повторения изученного.

Цели урока :

 1. Закреплять представления о понятии «доля».

 2. Продолжать подробно рассматривать решение задач на нахождение доли от числа.

 3. Рассматривать решение задач на нахождение числа по его доле.

 4. Развивать логическое мышление и творческие способности учащихся.

 5. Разрабатывать умение решать занимательные задачи. 

 6. Формировать умение общаться, развивать устойчивый интерес к математике.

Материально – техническое обеспечение: учебник Математика 3 класс Демидова Т.Е., Козлова С.А., дидактический материал к этому учебнику.

      Этапы урока

Деятельность учителя.

Деятельность

учащихся.

Формирование УУД,ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ход урока.

Мотивирование к учебной деятельности.

1.Организационный момент.

Цель: включение в деловой ритм.

У: С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

Начинаем урок! Открываем тетради и записываем число и классная работа.

- Чем мы занимались на прошлом уроке?

Сегодня мы продолжим решать задачи и закреплять полученные знания. Для начала проведем небольшой математический диктант.

Запишите выражения: сумма чисел 33 и 67; частное чисел 48 и 12;произведение 14 и 5;разность 54 и 40; сумму чисел 25 и 5 разделить на 2;

Дети отвечают хором.

Д: На уроке не зевать,

Нужно думать и считать.

Д: Решали задачи на нахождение доли от числа, числа от доли.

Ученики записывают выражения и находят результат.

100,4,70,14,15.

Познавательные УУД

Развиваем умения:          

1- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

2. - отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

3 - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). 

2. Индивидуальная работа.

Ребята, давайте вспомним, как находить долю от числа и число от доли, прорешав эти небольшие задачи.

  • Длина полоски 15 см. Отрезали 1/5 часть её длины. Сколько сантиметров полоски отрезали?
  • Длина ½ полоски равна 9 см. Чему равна длина всей полоски?
  • Начертите отрезок длиной 6 см. Длина его составляет ½ длины второго отрезка. Найдите длину второго отрезка.
  • Масса арбуза 9 кг. Найдите массу 1/3 части арбуза.

Дети вызываются к доске по очереди.

Длина – 15 см

1/5 – отрезали-?

15:5=3(см)

Ответ: 3 см полоски отрезали.

½ - 9 см

Длина-?

9*2=18(см)

Ответ: 18 см длина всей полоски.

Отрезок - 6 см, что сост-т 1/2 длины второго отрезка.

Длина 2 отр-?

6*2=12(см)

Ответ: 12 см длина второго отрезка.

Масса – 9 кг

1/3 - ?

9:3=3(кг)

Ответ: масса 1/3 части арбуза 3 кг.

II. Формулирование темы и целей урока.

1

- Окиньте взглядом разворот учебника.

- Какие задания нам предстоит выполнить? Какова цель сегодняшней работы?

– Что мы сейчас делали?

Дети раскрывают учебники на с.86-87

Д: Много задач

Закреплять полученные нами знания в ходе решения этих задач.

Планировали свою деятельность.

4  - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты. 

5 - делать выводы на основе обобщения умозаключений.

III.  Выбираем задания и тренируемся.

а) Математическая разминка.

б) Решение  задач.

Фронтальная работа

IV. Рефлексия.

Задание № 8, с. 87

- Как найти значения a, b, c, d?

 

1. Задачи № 1, с. 86

а)Внимательно прочтите задачу. Что по условию задачи мы будем искать: долю числа или число       по его доле? Какие числовые данные нам известны? Во сколько действий решим задачу? Как находим число по доле? Как выразить 1 кубический дециметр в литрах? Как выразить объем фляги в дециметрах в кубе. Вычислите и запишите ответ в кубических дециметрах.

б)Внимательно прочтите задачу. Что нам дано в условии задачи? Какую долю составляет четверть арбуза? Что такое четверть? Что по условию задачи мы будем искать: долю числа или число       по его доле? Запишите решение и напишите ответ к задаче.

в) Прочитайте задачу. Что мы знаем? Переведите в см.Как найти третью часть числа?  Решаем, записываем ответ.

2. Задача № 2, с. 86

- Прочитайте задачу.

- Можно ли сразу ответить на вопросы задачи? Что нам дано в задаче? Что нужно найти?

-Составьте план решения.

- Решите задачу. Запишите ответ.

3. Задача № 4, с. 86.

Задача с пропорциональными величинами. Определение значений величин «по двум разностям.

- Прочитайте задачу.

- Выделите данные.

-Рассмотрите составленную схему.

- Расскажите задачу по схеме.

- Почему в синих корзинках больше на 22 пирожка?

- Объясните составленные выражения.

- Составьте план решения задачи.

- Решите задачу. Запишите ответ.

Ребята, давайте оценим вашу сегодняшнюю работу по алгоритму самооценки.

Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:

– Что вам нужно было сделать в задании?

– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?

– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?

– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?

-- Какого уровня сложности было задание?

-- Оцените свою работу.

- Есть ли у ребят какие-либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой?

Надо начинать с конца и выполнять обратные действия.

а = 5,   b = 4,   c = 82,   d = 19

а)Д: Число по доле. Нам известно, что 1/6 объема фляги равна 5 литрам. Задача решается в одно действие. Чтобы найти число по доле, нужно долю этого числа умножить на число долей. 1литр=1 кубический дм.

5*6=30(л)

30 л=30 дм³

Ответ: объем фляги равен 30 дм³.

Мы знаем, что масса четверти арбуза 2 кг. Четверть значит четвертая часть. Мы будем искать число по доле.

4*2=8(кг)

Ответ: масса арбуза 8 кг.

Известна длина ленты, равная 1 дм 2 см. 1 дм=10 см, значит длина ленты 12 см. Чтобы найти долю от числа, надо это число разделить на количество частей.

12:3=4(см)

Ответ: длина третьей части ленты 4 см.

Учащиеся читают задачу.

Д: Да, можно сравнить площади пирога и пудинга.

1/2>1/5

Известна площадь подноса,1/2 занимает пирог, 1/5 пудинг.

Находим площадь пирога и пудинга, высчитываем, на сколько площадь пирога больше.

30:2=15(см²)

30:5=6(см²)

15-6=9(см²)

Ответ: Площадь пирога больше на 9см².

Дети читают задачу, выделяют данные. В учебнике рассматривают схему.

Потому что синих корзинок больше.

 Действием 6-4 мы узнаем разность этих двух величин.

А действием 22:(6-4) узнаем сколько пирожков в одной корзинке.

Далее находим количество пирожков в красных и синих корзинках.

6-4=2(кор)-разница

22:2=11(пир)

11*4=44(пир)-крас.кор

11*6=66(пир)-син.кор

Ответ: 44 п. в красных, 66 пир. в синих корзинках.

Дети: На сегодняшнем уроке мы: повторяли изученное, закрепляли свои умения, решали задачи, отвечали у доски. В нашей работе были небольшие ошибки, над которыми мы будем работать.  Свою работу на сегодняшнем уроке оцениваю на «4».

6 - преобразовывать информацию из одной формы в другую:

 - представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

7. – переходить от условно-схематических моделей к тексту.

Регулятивные УУД:

Развиваем умения:          

1 – самостоятельно формули-ровать цели урока после

предварительного обсуждения;

2 – совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

3 – составлять план решения отдельной учебной задачи

совместно с классом;

4 – работая по плану, сверять

свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса;

5 – в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Коммуникативные УУД

Развиваем умения:          

1.- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;

2 – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

3 – слушать других, пытаться принимать другую точку зре-ния, быть готовым изменить

свою точку зрения;

ТОУУ

4 – читать про себя тексты учебников и при этом: ставить

вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя;

отделять новое от известного;

5 – договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Личностные результаты:

1 – придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей; 

V. Итог урока.

- Выполнили мы план сегодняшнего урока?

- Чему учились?

 - Какие  задачи решали?

- Всё ли получалось?

- Над чем ещё надо поработать?

Дети отмечают, что в течение урока у них получалось хорошо, а что еще требует внимания. План урока выполнен.

2. – в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.

VI. Домашнее задание

Задача № 3, с. 86, дидактический материал, с. 91, № 9.

Дети записывают домашнее задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи на нахождение доли числа и числа по его доли 3 класс

Задачи на нахождение доли числа и числа по его доли. 3 класс " Школа России"- презентация...

Урок математики по теме: "Доли. Решение задач на нахождение части от числа и числа по его части"

План - конспект урока на закрепление понятия "дроби" и знакомства с решением задач на нахождение части от числа и числа по его части....

Конспект урока математики «Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого» (2 класс)

Цели деятельности учителя:формирование умения решать задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого;совершенствование вычислительного навыка и навыка устного счета;развитие внимания и логическо...

Карточки с задачами на нахождение доли числа и числа по его доле,4 класс

В данном документе содержатся карточки с задачами на нахождение доли числа и числа по его доле. Предназначены для отработки умений по решению задач....

Конспект урока математики "Задача. Нахождение и запись решения" + презентация (УМК "Перспективная начальная школа", 1 класс).

Цель деятельности учителя: формирование знаний о понятии «решение» и его значении; формирование навыка записи решения задачи.Планируемые результаты:  Предметные:знать: термин «р...

Конспект урока математики "Задачи на нахождение неизвестного 3-го слагаемого" (УМК Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения решать задачи на нахождение третьего слагаемого, знакомство с алгоритмом решения задач на нахождение третьего слагаемого; создание условий для формирован...

Конспект урока математики "Задачи на нахождение неизвестного 3–го слагаемого" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о связи между компонентами и результатом действия сложения; умения решать задачи на нахождение третьего слагаемого; ознакомление учащихся...