Конспект урока математики в 1 классе на тему "Число 9, цифра 9". УМК "Перспектива"
план-конспект урока по математике (1 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока математики в 1 классе УМК «Перспектива»
Тема урока: Число 9, цифра 9.
Цель: познакомить учащихся с числом 9, его составом, написанием цифры 9.
Задачи:
- Образовательные (предметные):
- Учиться распознавать, называть цифру 9.
- Учиться воспроизводить последовательность чисел от 1 до 9 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа.
- Учиться называть и обозначать действия сложения и вычитания.
- Учиться понимать отношения между числами (больше, меньше, равно).
- Запомнить состав числа 9.
- Совершенствовать умение правильно употреблять в речи математические понятия.
- Развивающие (метапредметные):
- Регулятивные:
- Фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
- Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
- Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
- Познавательные:
- Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
- Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
- Развивать умение работать с разными видами информации.
- Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике и тетради для самостоятельных работ.
- Работать над формированием умений выполнения действий по образцу.
- Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.
- Коммуникативные:
- Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
- Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.
- Помочь ребенку в аргументации своего мнения.
- Воспитательные (личностные):
- Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
- Понимать и следовать в деятельности нормам эстетики.
- Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
- Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.
- Следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении.
- Следовать в поведении моральным и этическим требованиям.
- Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.
- Работать над осознанием ответственности за общее дело.
Планируемые результаты:
- знать название и последовательность чисел при счете;
- называть и обозначать действия сложения и вычитания;
- понимать отношения между числами (больше, меньше, равно);
- правильно употреблять в речи математические понятия,
- научиться правильно писать цифру 9;
- запоминать состав числа 9.
Формы работы:
- фронтальная
- коллективная
- самостоятельная
- дифференцированная
Методы:
- наглядный
- диалог
- беседа
- практическая работа
- самостоятельная работа
Тип урока: открытие нового
Форма: классно – урочная.
Технологии: технология деятельностного подхода, проблемно – диалогического мышления, здоровьесберегающая, личностно – ориентированная, игровая технология.
Оборудование:
- карточки для индивидуальной дифференцированной работы,
- записи на доске,
- иллюстративный материал: Айболит, портрет К.И.Чуковского, выставка книг К.И.Чуковского,
- веера цифр для учащихся,
- атрибуты для инсценировки,
- Дорофеев Г.В. Математика 1 класс: Учебник. Часть 1. - М.: «Просвещение». – 2013,
- Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Математика 1 класс. Рабочая тетрадь. Часть 1 - М.: «Просвещение». – 2013,
- Электронное приложение к учебнику,
- Интерактивная доска, компьютер, проектор.
Ход урока
1. Эмоциональный настрой. Организация начала урока.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
-Добрый день, ребята! Мне приятно всех вас видеть.
Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбка поможет согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.
Видеофрагмент песни «Какой чудесный день...» из мультфильма.
- Хотим мы трудиться, как наш друг мышонок?
- А когда человек трудится, он что-то узнает новое.
- Можем ли мы открывать новое?
- Какими качествами должен обладать ученик, чтобы узнать новое? (Быть активным, старательным, внимательным.)
- Я жду от вас такой работы.
2. Актуализация опорных знаний.
- Начинаем урок с математической разминки.
- Некоторые ребята будут работать по карточкам. Индивидуальные карточки
1. Восстановить числовой ряд.
- Что можете сказать? (Числа стоят не по порядку, потеряли свои места.)
А | й | б | о | л | и | т |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
- Расставьте числа в порядке возрастания, и вы узнаете, кто пришел к нам в гости на урок.
- Как будем расставлять? (От самого маленького до самого большого.)
- Кто же наш сегодняшний гость? (Айболит )
- Кто написал эту замечательную сказку? (К.И.Чуковский) - показ фотографии.
- Обратите внимание, у нас в классе выставка книг этого замечательного детского писателя. Во время перемены вы можете с этими книгами ознакомиться.
- Вы все любите животных? Многие из них беззащитны, а некоторых видов на Земле осталось очень мало. И поэтому людям нужно заботиться о них, беречь их.
2. Ориентация в числовом ряду
- Айболит просит вас помочь ему подготовиться к приему больных. Расставить лекарства на свои места. Ученики с помощью веера показывают ответы.
- Покажите число, которое стоит между 3 и 5.
- Покажите последующее число для 5.
- Покажите предыдущее число для 4.
- Какое число стоит слева от 3.
- Какое число стоит справа от 6.
- Эти знания пригодятся нам на сегодняшнем уроке.
3. Постановка проблемы. Открытие нового.
- К Айболиту пришло много зверей на приём и он просит у вас помощи.
1) Запишите примеры и решите их с помощью числового отрезка.
На доске записаны примеры и иллюстрация числового ряда
4 + 2=
(Начинаю работать от числа 4. Надо +2 ,значит, буду двигаться по числовому ряду вправо на 2 шага.)
7 – 3 =
6 + 3 =
- Вы смогли выполнить задание? (Нет)
- Почему возникло затруднение? (Нет числа 9 на отрезке. Мы не знаем это число. Не можем сосчитать, т к. изучили цифровой луч до 8 и число 9 пока не изучали)
4. Формулировка темы урока. Постановка задач.
- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока. (Число 9. Цифра 9. - открывается карточка с темой урока)
- Какие цели вы поставите? Чему будем учиться? (Учиться писать цифру 9, получать число 9. Узнать состав числа 9)
Физминутка (под музыку)
- Ой! От радости один мотылек не удержался и упал вам на головку. Погладьте его: осторожно, не спугните! Затем он перебрался на лобик, скатился на носик, перепрыгнул на щёчку, забрался за шиворот – погладьте его и там. Добрался до животика, а потом спрятался под пяточкой. Поймайте его, посадите на ладошку, прикройте, чтобы не убежал. Что ж, здоровому мотыльку пора возвращаться домой… Давайте отпустим его и помашем вслед!
5. Открытие новых знаний
Чтобы успешно справиться с данным заданием, необходимо вспомнить порядок изучения числа. На какие вопросы мы должны ответить?
1 вопрос. Определить количественно число 9.
2 вопрос. Определить место положения числа 9 на числовом луче.
3 вопрос. Научиться писать цифру 9.
1) Отвечать на первый вопрос будете, работая в группах: определить количественно число 9.
- Если бы вам предложили показать число 9, как вы бы это сделали? (9 палочек, 9 кружочков, 9 точек на домино)
1 гр.- «домино»
2 гр.- круги
3 гр. - палочками
Мы с вами количественно представили число 9, что предстоит сделать теперь?
2) Место числа на числовом отрезке
– Где в ряду чисел место числа 9? (Справа от 8)
- Почему справа? (Потому, что следующее число больше 8.)
- За каким числом следует число 8? (Число 9 следует за числом 8)
- Как получить число 8? (Надо к 8 прибавить 1)
- Можем на числовом отрезке обозначить знаком число 9? (Нет, не умеем писать цифру 9.)
3) письмо цифры 9
- Какая цифра обозначает число 9? (Цифра 9)
- Как мы различаем понятие число и цифра?
Для обозначения количества
Мы используем число, его величество!
Цифра - значок для написания,
Быстро справимся с заданием!
- А на что похожа цифра 9?
- Как пишется цифра 9? Обсудите этот вопрос в группах. Не забывайте о правилах работы в группе.
- Каждая группа представляет результат своей работы на доске.
- Подытожим, как пишется цифра 9. ( Учитель объясняет и показывает написание цифры, используя электронное приложение к учебнику «Математика».)
- Прежде чем приступим к письму, вспомните, как должны сидеть за партой.
- Как контролировать расстояние от глаз до прописи? Как располагаем пропись на столе?
- Приступим к письму.
Потренируйтесь в написании:
* обведи в воздухе;
* «напишите» на ладошке.
- Откройте тетради на с.19, найдите образец написания цифры, обведите её по стрелкам, начиная с красной точки.
- Обведите цифры в клетчатом поле и продолжите ряд старательно и аккуратно.
( Дети записывают цифру в прописях. Индивидуальная помощь учителя.)
- Подчеркните самую красивую цифру .
4) - Возвратимся к числовому отрезку. Теперь мы можем обозначить число 9 на отрезке цифрой?
Теперь мы можем помочь Айболиту решить пример 6+3?
Физминутка
- Айболит из Африки привез очень веселый танец и дарит его вам. (Дети танцуют под веселую музыку)
6. Работа над составом числа.
- Давайте Айболита поблагодарим за ф/м и покажем ему маленький спектакль.
1) Инсценировка
У девятки день рожденья,
Числа все в большом смятенье.
Что же делать? Как им быть?
Что девятке подарить?
Приходили в гости
Числа один и восемь.
Подарили ей букет, встали рядом на паркет.
Поплясали, поиграли и местечки поменяли.
Пришли к девятке в этот день
Две подруги: два и семь.
Подарили чемоданчик
И уселись на диванчик.
Посидели, поскрипели,
И тихонько пересели.
Вот явились три и шесть
Стихи читали в ее честь.
Сели две соседки рядом,
Угощались виноградом.
Посидели, посмеялись
И местами поменялись.
Вот четыре вместе с пять
Спешат быстрее поиграть.
Подарили ей картины
И уселись все в гостиной.
Посидели, посмотрели,
Глядь, и тоже пересели.
Гости чинно все сидят.
На девяточку глядят.
Хоть девятка больше всех,
Но без чисел этих всех
Не получим числа девять.
Помните все это, дети!
2) Игра «Заселим домик».
- Но подарки не простые, в них спрятались гости – числа.
- Давайте попробуем «заселить» с их помощью домик девятки.
7. Первичное закрепление
1) повторение состава числа 9.
– Откройте учебник на с.86, №1.
1 уч- к комментирует 1 столбик у доски
2) самостоятельная работа с проверкой по эталону
1 гр. – 2 столбик
2 гр.- 3 столбик
3 гр.- 4 столбик
Детям, испытывающим затруднение, предлагаются карточки-помощницы.
3) самостоятельная работа по выбору
- А теперь предлагаю вам ещё одно задание.
Доктор Айболит затрудняется определить, кому из зверюшек нужна помощь. Выберите пример, который вам хочется решить. Кто сделает, может выбрать ещё одно задание.
Проверка: - … ты какой выбрал пример? Сколько получилось?
- Кому из зверюшек нужна помощь? (Киту – 4, ёжику – 3, Дельфину – 5, птичке – 7, собачке – 2, бабочке – 9)
Дополнительный материал
Таинственную силу приписывали числу 9: в одни времена добрую, в другие – недобрую. «У девятки не будет пути», - говорили в древности. Последним числом счёта было число 8, а за ним – что-то таинственное, странное…
В русских народных сказках действие часто происходит в «тридевятом царстве, тридесятом государстве», за «тридевять земель».
Древние греки числу приписывали добрую славу. Потому что они уже давно умели считать до девяти, и это число их больше не пугало.
8. Итог урока.
- Вспомните, какой была тема нашего урока.
- Достигли целей урока?
- Что нам помогло?
Закончить предложение
- Сегодня я научился сам ...
- Меня удивило...
- Было интересно ...
- Было трудно ...
- Я узнал, что ...
- Я научился ...
- У меня получилось ...
- Мое настроение ...
Рефлексия деятельности
- Покажите Айболиту, какова температура вашей работы. (Самооценка)
Зеленый термометр – чувствую себя хорошо, все усвоил, могу применять на практике.
Голубой термометр – чувствую себя не очень хорошо, возникают сложности при выполнении заданий.
Красный термометр – чувствую себя плохо, ничего не усвоил.
- Ребята, как вы охарактеризуете доктора Айболита? (Добрый, смелый, отважный)
- Как грамотно называют человека, который лечит зверей? (Ветеринар)
- Это замечательная и благородная профессия. Возможно, кто-то из вас в будущем тоже будет спасать животных, будет ветеринаром.
-Улыбнитесь друг другу, поблагодарите друг друга за помощь.
На следующих уроках мы будем дальше работать над этой темой.
- Спасибо за урок!
Артемова Елена Николаевна
Тел. 89202397235
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики 1 класс по теме "Число 4. Цифра 4"
Конспект урока математики по теме "Число 4. Цифра 4" по программе "Школа 2100"...
Конспект урока математики. 1 класс. "Число и цифра 7"
Урок математики 1 класс 1 четверть. Система "Перспектива"...
Конспект урока математики 1 класс по теме "Число и цифра 4"
Конспект урока математики в 1 классе по умк "Перспективная начальная школа " Урок проводился во 2 четверти учебного года . Тема урока "Число и цифра 4" Цели:1.Учить правильно писать цифру 4...
Конспект урока математики 1 класс "Число и цифра 3"
вашему вниманию представляю конспект урока математики в 1 классе на тему "Число и цифра 3". УМК "Школа России"...
Конспект урока математики 1 класс по теме "Число и цифра 1" УМК Перспектива
Планируемые результаты (целевые установки)Предметные — понятия число и цифра 1, одноэлементное множество; различать понятия и правильно использовать их в речи....
Конспект урока математики, 1 класс, ПНШ, ЧИСЛО И ЦИФРА 4
Цели: учить правильно писать цифру 4; соотносить цифру и число предметов; совершенствовать навыки счета предметов; продолжить формирование умений сравнивать предметы по разным признакам; развивать уме...
Конспект урока математики 1 класс "Число 8, цифра 8"
Тема урока: Число 8, цифра 8.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цель:изучение числа 8, состава числа 8, написание цифры 8 и обучение навыкам счёта в пределах 8.Задачи урока:Образовательные (предмет...