Конспект урока математики в 1 классе на тему "Число 9, цифра 9". УМК "Перспектива"
план-конспект урока по математике (1 класс)

Артемова Елена Николаевна

Конспект урока математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока71.5 КБ

Предварительный просмотр:

          Конспект урока математики в 1 классе УМК «Перспектива»

Тема урока: Число 9, цифра 9.

Цель: познакомить учащихся с числом 9, его составом, написанием цифры 9.

Задачи:

  • Образовательные (предметные):
  • Учиться распознавать, называть цифру 9.  
  • Учиться воспроизводить последовательность чисел от 1 до 9 в прямом и обратном порядке, начиная с любого      числа.
  • Учиться называть и обозначать действия сложения и вычитания.
  • Учиться понимать отношения между числами (больше, меньше, равно).
  • Запомнить состав числа 9.
  • Совершенствовать умение правильно употреблять в речи математические понятия.

  • Развивающие (метапредметные):
  • Регулятивные:
  • Фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
  • Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

  • Познавательные:
  • Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
  • Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
  • Развивать умение работать с разными видами информации.
  • Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике и тетради для самостоятельных работ.
  • Работать над формированием умений выполнения действий по образцу.
  • Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.

  • Коммуникативные:
  • Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
  • Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.
  • Помочь ребенку в аргументации своего мнения.

  • Воспитательные (личностные):

  • Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
  • Понимать и следовать в деятельности нормам эстетики.
  • Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
  • Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.
  • Следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении.
  • Следовать в поведении моральным и этическим требованиям.
  • Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.
  • Работать над осознанием ответственности за общее дело.

Планируемые результаты:

- знать название и последовательность чисел при счете;

- называть и обозначать действия сложения и вычитания;

- понимать отношения между числами (больше, меньше, равно);

- правильно употреблять в речи математические понятия,

- научиться правильно писать цифру 9;

- запоминать состав числа 9.

Формы работы:

- фронтальная

- коллективная

- самостоятельная

- дифференцированная

Методы:

- наглядный

- диалог

- беседа

- практическая работа

- самостоятельная работа

Тип урока: открытие нового

Форма: классно – урочная.

Технологии: технология деятельностного подхода, проблемно – диалогического мышления, здоровьесберегающая, личностно – ориентированная, игровая технология.

Оборудование:

- карточки для индивидуальной дифференцированной работы,

- записи на доске,

- иллюстративный материал: Айболит, портрет К.И.Чуковского, выставка книг К.И.Чуковского,

- веера цифр для учащихся,

- атрибуты для инсценировки,

- Дорофеев Г.В. Математика 1 класс: Учебник. Часть 1. - М.: «Просвещение». – 2013,

- Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Математика 1 класс. Рабочая тетрадь. Часть 1 - М.: «Просвещение». – 2013,

- Электронное приложение к учебнику,

- Интерактивная доска, компьютер, проектор.

Ход урока

1. Эмоциональный настрой. Организация начала урока.

Громко прозвенел звонок,                                                      

Начинается урок

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни  минуты не теряем.

-Добрый день, ребята! Мне приятно всех вас видеть.

        Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбка поможет согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.

Видеофрагмент песни «Какой чудесный день...» из мультфильма.

-  Хотим мы трудиться, как наш друг мышонок?  

- А когда человек трудится, он что-то узнает новое.

- Можем ли мы открывать новое?

- Какими качествами должен обладать ученик, чтобы узнать новое? (Быть активным, старательным, внимательным.)

- Я жду от вас такой работы.

2. Актуализация опорных знаний.

- Начинаем урок с математической разминки.

- Некоторые ребята будут работать по карточкам. Индивидуальные карточки

1.  Восстановить числовой ряд.

- Что можете сказать? (Числа стоят не по порядку, потеряли свои места.)

А

й

б

о

л

и

т

2

3

4

5

6

7

8

- Расставьте числа в порядке возрастания, и вы узнаете, кто пришел к нам в гости на урок.

- Как будем расставлять? (От самого маленького до самого большого.)

- Кто же наш сегодняшний гость? (Айболит )                  

- Кто написал эту замечательную сказку? (К.И.Чуковский) - показ фотографии.

- Обратите внимание, у нас в классе выставка книг этого замечательного детского писателя. Во время перемены вы можете с этими книгами ознакомиться.

- Вы все любите животных? Многие из них беззащитны, а некоторых видов на Земле осталось очень мало. И поэтому людям нужно заботиться о них, беречь их.

2. Ориентация в числовом ряду

- Айболит просит вас помочь ему подготовиться к приему больных. Расставить лекарства  на свои места. Ученики с помощью веера показывают ответы.

- Покажите число, которое стоит между 3 и 5.

- Покажите последующее число для 5.

- Покажите предыдущее число для 4.

- Какое число стоит слева от 3.

- Какое число стоит справа от 6.

- Эти знания пригодятся нам на сегодняшнем уроке.

3. Постановка проблемы. Открытие нового.

 - К Айболиту пришло много зверей на приём и он просит у вас  помощи.

1)    Запишите примеры  и решите их с помощью числового отрезка.

На доске записаны примеры и иллюстрация числового ряда

4 + 2=

(Начинаю работать от числа 4. Надо +2 ,значит, буду двигаться по числовому ряду вправо на 2 шага.)

7 – 3 =

6 + 3 =

- Вы смогли выполнить задание? (Нет)

- Почему возникло затруднение? (Нет числа 9 на отрезке. Мы не знаем это число. Не можем сосчитать, т к. изучили цифровой луч до 8  и число 9 пока не изучали)

4. Формулировка темы урока. Постановка задач.

- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока. (Число 9. Цифра 9. - открывается карточка с темой урока)

- Какие цели вы поставите? Чему будем учиться? (Учиться писать цифру 9, получать число 9. Узнать состав числа 9)

 Физминутка (под музыку)

        - Ой! От радости один мотылек не удержался и упал вам на головку. Погладьте его: осторожно, не спугните! Затем он перебрался на лобик, скатился на носик, перепрыгнул на щёчку, забрался за шиворот – погладьте его и там. Добрался до животика, а потом спрятался под пяточкой. Поймайте его, посадите на ладошку, прикройте, чтобы не убежал. Что ж, здоровому мотыльку пора возвращаться домой… Давайте отпустим его и помашем вслед!

5. Открытие новых знаний

        Чтобы успешно справиться с данным заданием, необходимо вспомнить порядок изучения числа. На какие вопросы мы должны ответить?

1 вопрос.  Определить количественно число 9.

2 вопрос. Определить место положения числа 9 на числовом луче.

3 вопрос. Научиться писать цифру 9.

        1) Отвечать на первый вопрос будете, работая в группах: определить количественно число 9.

- Если бы вам предложили показать число 9, как вы бы это сделали? (9 палочек, 9 кружочков, 9 точек на домино)

1 гр.- «домино»

2 гр.- круги

3 гр. - палочками

        Мы с вами количественно представили число 9, что предстоит сделать теперь?

2) Место числа на числовом отрезке

– Где в ряду чисел место числа 9? (Справа от 8)

-  Почему справа? (Потому, что следующее число больше 8.)

- За каким числом следует число 8?  (Число 9 следует за числом 8)

- Как получить число 8? (Надо к 8 прибавить 1)

- Можем на числовом отрезке обозначить знаком число 9? (Нет, не умеем писать цифру 9.)

3) письмо цифры 9

- Какая цифра обозначает число 9? (Цифра 9)

- Как мы различаем понятие число и цифра?

Для обозначения количества

Мы используем число, его величество!

Цифра - значок для написания,

Быстро справимся с заданием!

- А на что похожа цифра 9?

- Как пишется цифра 9? Обсудите этот вопрос в группах. Не забывайте о правилах работы в группе.

- Каждая группа представляет результат своей работы на доске.

- Подытожим, как пишется цифра 9. ( Учитель объясняет и показывает написание цифры, используя электронное приложение к учебнику «Математика».)

- Прежде чем приступим к письму, вспомните, как должны сидеть за партой.

- Как контролировать расстояние от глаз до прописи? Как располагаем пропись на столе?

- Приступим к письму.

Потренируйтесь в написании:

* обведи в воздухе;

* «напишите» на ладошке.

- Откройте тетради на с.19, найдите образец написания цифры, обведите её по стрелкам, начиная с красной точки.

- Обведите цифры в клетчатом поле и продолжите ряд старательно и аккуратно.

( Дети записывают цифру в прописях. Индивидуальная помощь учителя.)

- Подчеркните самую красивую цифру .

4) - Возвратимся  к числовому отрезку. Теперь мы можем обозначить число 9 на отрезке цифрой?

Теперь мы можем помочь Айболиту решить пример 6+3?

Физминутка

- Айболит из Африки привез очень веселый танец и дарит его вам. (Дети танцуют под веселую музыку)

6. Работа над составом числа.

- Давайте Айболита поблагодарим за ф/м и покажем ему маленький спектакль.

1) Инсценировка

У девятки день рожденья,

Числа  все в большом смятенье.

Что же делать? Как им быть?

Что девятке подарить?

Приходили в гости

Числа один и восемь.

Подарили  ей букет, встали рядом на паркет.

Поплясали, поиграли и местечки поменяли.

Пришли к девятке в этот день

Две подруги: два и семь.

Подарили чемоданчик

И уселись на диванчик.

Посидели, поскрипели,

И тихонько пересели.

Вот явились три и шесть

Стихи читали в ее честь.

Сели две соседки рядом,

Угощались виноградом.

Посидели, посмеялись

И местами поменялись.

Вот четыре вместе с пять

Спешат быстрее поиграть.

Подарили ей картины

И уселись все в гостиной.

Посидели, посмотрели,

Глядь, и тоже пересели.

Гости чинно все сидят.

На девяточку глядят.

Хоть девятка больше всех,

Но без чисел этих всех

Не получим числа девять.

Помните все это,  дети!

2)   Игра  «Заселим домик».

- Но подарки не простые, в них спрятались гости – числа.

- Давайте попробуем «заселить» с их помощью домик девятки.

7. Первичное закрепление

1)    повторение состава числа 9.

– Откройте учебник на с.86, №1.

 1 уч- к комментирует 1 столбик у доски

2)    самостоятельная работа с проверкой по эталону

1 гр. – 2 столбик

2 гр.- 3 столбик

3 гр.- 4 столбик

Детям, испытывающим затруднение, предлагаются карточки-помощницы.

3) самостоятельная работа по выбору

- А теперь предлагаю вам ещё одно задание.

        Доктор Айболит  затрудняется определить, кому из зверюшек нужна помощь. Выберите пример, который вам хочется решить. Кто сделает, может выбрать ещё одно задание.

Проверка: - … ты какой выбрал пример? Сколько получилось?

- Кому из зверюшек нужна помощь? (Киту – 4, ёжику – 3, Дельфину – 5, птичке – 7, собачке – 2, бабочке – 9)

Дополнительный материал

        Таинственную силу приписывали числу 9: в одни времена добрую, в другие – недобрую. «У девятки не будет пути», - говорили в древности.             Последним числом счёта было число 8, а за ним – что-то таинственное, странное…

        В русских народных сказках действие часто происходит в «тридевятом царстве, тридесятом государстве», за «тридевять земель».

        Древние греки числу приписывали добрую славу. Потому что они уже давно умели считать до девяти, и это число их больше не пугало.          

8. Итог урока.

- Вспомните, какой была тема нашего урока.

- Достигли целей урока?

- Что нам помогло?

 Закончить предложение                                                          

- Сегодня я научился сам ...

- Меня удивило...

- Было интересно ...

- Было трудно ...

- Я узнал, что ...

- Я научился ...

- У меня получилось ...

 - Мое настроение ...

Рефлексия деятельности

- Покажите Айболиту, какова температура вашей работы. (Самооценка)

Зеленый термометр – чувствую себя хорошо, все усвоил, могу применять на практике.

Голубой термометр – чувствую себя не очень хорошо, возникают сложности при выполнении заданий.

Красный термометр – чувствую себя плохо, ничего не усвоил.

- Ребята, как вы охарактеризуете доктора Айболита? (Добрый, смелый, отважный)

- Как грамотно называют человека, который лечит зверей? (Ветеринар)

- Это замечательная и благородная профессия. Возможно, кто-то из вас в будущем тоже будет спасать животных, будет ветеринаром.

-Улыбнитесь друг другу, поблагодарите друг друга за помощь.

На следующих уроках мы будем дальше работать над этой темой.

- Спасибо за урок!

Артемова Елена Николаевна

Тел. 89202397235


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики 1 класс по теме "Число 4. Цифра 4"

Конспект урока математики по теме "Число 4. Цифра 4" по программе "Школа 2100"...

Конспект урока математики. 1 класс. "Число и цифра 7"

Урок математики 1 класс 1 четверть. Система "Перспектива"...

Конспект урока математики 1 класс по теме "Число и цифра 4"

Конспект урока математики в 1 классе по умк "Перспективная начальная школа " Урок проводился во 2 четверти учебного года .  Тема урока "Число и цифра 4" Цели:1.Учить правильно писать цифру 4...

Конспект урока математики 1 класс "Число и цифра 3"

вашему вниманию представляю конспект урока математики в 1 классе на тему "Число и цифра 3". УМК "Школа России"...

Конспект урока математики 1 класс по теме "Число и цифра 1" УМК Перспектива

Планируемые результаты (целевые установки)Предметные — понятия число и цифра 1, одноэлементное множество; различать понятия и правильно использовать их в речи....

Конспект урока математики, 1 класс, ПНШ, ЧИСЛО И ЦИФРА 4

Цели: учить правильно писать цифру 4; соотносить цифру и число предметов; совершенствовать навыки счета предметов; продолжить формирование умений сравнивать предметы по разным признакам; развивать уме...

Конспект урока математики 1 класс "Число 8, цифра 8"

Тема урока: Число 8, цифра 8.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цель:изучение числа 8, состава числа 8, написание цифры 8 и обучение навыкам счёта в пределах 8.Задачи урока:Образовательные (предмет...